Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. 5. Основные направления в художественном воспитании детей средствами изобразительного искусства в школах европы хх В.

Поиск

Уменьшение роли рисования как общеобразовательного предмета в XX веке. Воз­растание интереса к проблемам эстетического воспитания, всестороннего развития чело­века, его творческих способностей. Современное состояние преподавания изобразительного искусства в зарубежных школах (Европа, США, Япония и др. страны).

Тема 3.6. Развитие художественного образования в России до середины ХIХ века.

Обучение рисованию в России X – XVII веках: канонизированное изобразительное искусство, ведущий метод обучения рисованию – копирование с образцов. Педагогические идеи И.Владимирова и С.Ушакова.

Введение в учебные заведения рисова­ния как общеобразовательного предмета в XVIII веке. Обучение рисованию по системе И.Д. Прейслера в общеобразовательных и специ­альных художественных школах. Основные положения «копировального» метода. Педагогические взгляды на методику преподавания изобразительного искусства А.Г.Венецианова.

Основание в 1758 году в Петербурге Академии художеств. Академия художеств ХIХ века как методический центр. Педагогическая система А.П.Лосенко. Расцвет академической школы рисунка в первой половине ХIХ века. Педагогическая деятельность А.И.Иванова, В.К.Шебуева, А.Е.Егорова.

Введение рисования во все уездные училища и гимназии (1804).

Основание в 1825 г. в Москве «Рисовальной школы в отношении к искусствам и ремеслам» (Московского художественно-промышленного института им. С.Г.Строганова).

Тема 3.7. Развитие системы художественного образования в России во второй половине ХIХ – начале ХХ века.

Пособие А.П.Сапожникова как воплощение передовых взглядов в области всеобщего графического образования. Основные положения «геометрального» метода. Идеи Г.А.Гипиуса о разделении профессионального и общеобразовательного обучения рисованию. Методические пособия по рисованию первой половины XIX века (Н. Соколов, Н.Станкевич, В. Лангер, А Г Скино, В.В Пукирев,А К Саврасов).

Исключение рисования из числа обязательных учебных предметов в средних учеб­ных заведениях (1864) и вновь включение в круг учебных предметов (1872).

Организация «Бесплатных воскресных классов рисования для народа». Роль Акаде­мии художеств в развитии методики преподавания рисования во второй половине XIX ве­ка. Создание при Академии художеств педагогических курсов для подготовки учителей рисования (1879).

Кризис академической художественной школы во второй половине ХIХ века. Влияние И.Н.Крамского и П.П. Чистякова на развитие методики преподавания изобразительного искусства. Основные положения «натурального» метода. Разрушение академической системы художественного образования в конце ХIХ века вначале ХХ века. Раскол в среде художников на группы (объединения) различных формалистических направлений.

Борьба между сторонниками «геометрального» и «натурального» методов препода­вания в конце XIX- начале XX века. Развитие творческих сил и самостоятельности - основные принципы школы начала XX столетия. Интерес к вопросам детского творчества.

Тема 3.8. Становление системы художественного образования в Советской России в 20-30 годы.

Поиски новых методов преподавания искусства в профессиональной школе: метод коллективного преподавания, лабораторно-бригадный метод, метод проектов и другие. Характеристика художественного образования во ВХУТЕИНе и ВХУТЕМАСе. Педагогическая система Д.Н.Кардовского.

А.В.Луночарский и Н.К.Крупская об эстетическом воспитании и художественном образовании. Педагогические взгляды А.В.Бакушинского («теория свободного творчества»). Комплексный метод обучения рисованию в школе.

Создание в 1932 г. Академии художеств, основанной на принципах соцреализма и партийности искусства. Педагогическая деятельность в стенах Академии художеств СССР В.Н.Яковлева, К.Ф.Юона, И.Э.Грабаря и др. Педагогические взгляды А.А.Дейнеки, его роль в подготовке художников-педагогов.

Политехнизация школы 30-х годов и становление системы внешкольных учреждений. Основные направления работы ЦДХВД. Педагогическая деятельность Г.В.Лабунской, А.М.Михайлова, В.А.Щербакова.

Тема 3.9. Развитие системы художественного образования в России 40-70 гг.

Психологические исследования детского рисунка в труды Л.С.Выготского, Е.Кондахчана, Е.И.Игнатьева. Влияние учебных пособий П.Я.Павлинова, Е.С.Кондахчана, Н.Н.Ростовцева, В.В.Колокольникова на развитие методики преподавания рисования в школе 40-60 гг. Вклад и теорию и методику обучения изобразительному искусству и развития детского творчества В.В. Алексеевой, Г В. Лабунскоп, Т.С. Комаровой. II II Ростовцева. ЕЕ Рожковой, НИ. Сакулинои, МП Семеновой, С.Д. Федорова, Е.А. Флериной, B.C. Щербакова.

Сравнительный анализ программ и первых учебников по «Рисованию» и «Изобразительному искусству» 30-х – 60-х годов.

1970 г. - утверждение новых учебных программ. Расширение задач эстетического воспитания Введение предмета - «изобразительное искусство» Переход с четырехлетне­го образования на трехлетнее.

Исследование проблем детского изобразительного творчества и подготовки педаго­гов художественного воспитания в 70-80-е годы в трудах А.Д.Алехина, Г.Г.Григорьевой, Т.Я.Дороновой, Т.С.Комаровой, B.C.Кузина, B.C.Мухиной, Б.М.Неменского, И Н. Рос­товцева. Н.М. Сокольниковой, Е.В.Шорохова, Т.Я.Шпикаловой, Б.П.Юсова.

Тема 3.10. Альтернативное обучение изобразительному искусству и система художественного образования в конце ХХ века.

Становление системы художественного образования обязательного и дополнительного. Развитие системы художественно-педагогического образования. Анализ альтернативных программ по изобразительному искусству 80-90 гг. ХХ в. и начала XXI в:

- «Изобразительное искусство» под ред. Н.Н.Ростовцева, В.С.Кузина;

- «Изобразительное искусство и художественный труд» под ред. Б.М.Неменского;

- «Изобразительное искусство» под ред. Т.Я.Шпикаловой.

Тема 3.11. Российская школа и художествен­ная педагогика в новой социально- экономической ситуации. Перспективы художественного образования и эстетического воспитания детей.

Разработка проблем комплексного использования искусств в развитии детского творчества и подготовка программно-методических пособий по вопросам обучения изо­бразительному искусству и развития детского творчества на современном этапе.

Тема 3.12. Перспективы художественного образования и эстетического воспитания детей.

Перспективы развития художественного образования. Основные направления инновационной работы в области художественного образования: интеграция искусств, полихудожественный подход и регионализация образовательных программ.

Образовательные технологии

Лекционные занятия проводятся в следующих формах: лекция – визуализация (презентация), лекция проблемного характера, лекция – дискуссия.

В ходе практических занятий организуются: деловые и ролевые игры (в том числе на применение ИКТ в учебном процессе), выполнение практических заданий по созданию авторских наглядных пособий, по разработке авторских конспектов, по решению педагогических задач и т.д. В рамках изучения учебной дисциплины предусмотрено посещение выставочного зала этнохудожественного центра «Истоки», музеев г.Шуи и Ивановской области.

Удельный вес занятий проводимых в интерактивной форме не менее 50% аудиторных занятий.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Организация самостоятельной работы студента предполагает анализ литературы по дисциплине, художественно-практическую деятельность и методическую работу студентов, подготовку и оформление рефератов, докладов и презентаций к ним. Оценивается самостоятельная работа согласно правилам рейтинговой системы[*].

В течение семестра студенты дважды проходят точки текущего контроля: первую - после изучения 50%, вторую - после 100% учебного материала дисциплины, запланированного на семестр. В ходе текущей аттестации оцениваются промежуточные результаты освоения студентами курса «Методика обучения и воспитания изобразительному и декоративно-прикладному искусству». Текущий контроль успеваемости студентов проходит в форме контрольных работ, коллоквиумов, просмотра художественно-практических работ студентов. Мониторинг образовательной деятельности обучающихся осуществляется через учет качества выполнения художественно-практических, методических работ. Текущая аттестация осуществляется с использованием накопительного рейтингового оценивания. Критерии оценки деятельности обучающихся разрабатываются преподавателем согласно правилам рейтинговой системы оценивания результатов обучения студентов.

Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме зачета (4, 6 семестры), курсовой работы (6 семестр) и экзамена (5, 7 семестры).

Зачет выставляется студентам по результатам текущей успеваемости, для получения зачета по дисциплине сумма баллов студента по дисциплине за весь семестр, включая результаты текущего контроля, должна быть не менее 51 балла. В случае если студент не набирает 51 балл, то сдает зачет по вопросам и заданиям, на которых может набрать до 30 баллов.

Для получения экзаменационной оценки сумма баллов, набранных за текущую работу, включая результаты текущего контроля, суммируется с суммой баллов, полученных на экзамене. Курсовая работа студентов оценивается также согласно правилам рейтинговой системы. Для получения оценки «удовлетворительно» рейтинговая оценка должна составлять 51-70 баллов, для оценки «хорошо» - 71-84 баллов, для оценки «отлично» - 85-100 баллов.

Использование бально-рейтинговой системы оценивания достижений позволяет оценить индивидуальную динамику формирования компетенций бакалавра.

Примерные вопросы и задания к самостоятельной работе студентов

Семестр

Тема 1.4.

Задание № 1. Проанализировать нормативные документы в области художественного образования. Результаты анализа оформить письменно.

Тема 2.1.

Задание № 1. Сделать выписку тематического плана на год из программы под редакцией В.С.Кузина по одному из классов.

Задание № 2. Сравнить тематику поурочных заданий с тематическими планами в других программах для этого же класса, результаты сравнения оформить письменно.

Тема 2.2.

Задание № 1. По выпискам, подготовленным к теме 2.1., определить соотношение различных видов учебных занятий в типовых программах

Тема 2.3.

Задание № 1. Составить конспекты двух статей, связанных с развитием творческих способностей средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Задание № 2. Составить конспект двух статей по арт-терапии.

Семестр

Тема 2.5.

Задание № 1. Выбрать предмет для обследования, провести обследование предмета (возраст учащихся – по выбору студентов).

Задание № 2. Выбрать тему занятия из любой из трех типовых программ. Подготовить художественный рассказ по теме занятия.

Задание № 3. Выбрать тему занятия из любой из трех типовых программ. Продумать использование музыки и литературы в ходе занятия, подготовить музыкальный и зрительный ряд.

Тема 2.6.

Задание № 1. Придумать дидактическую игру к занятию по изобразительному или декоративно-прикладному искусству. Задачи игры, тему занятия и возраст учащихся определить самостоятельно.

Задание № 2. Придумать ролевую игру к занятию по изобразительному или декоративно-прикладному искусству. Задачи игры, тему занятия и возраст учащихся определить самостоятельно.

Тема 2.8.

Задание № 1. Выбрать тему школьного праздника и возраст учащихся, участников мероприятия. Разработать и выполнить сценарий школьного праздника искусства.

Задание № 2. Выполнить эскизы оформления праздника (формат А3).

Задание № 3. Выбрать изобразительный материал и технологию его использования в изобразительном или декоративно-прикладном искусстве.

Задание № 4. Разработать и выполнить 2 технологические карты (формат А3), раскрывающие возможности изобразительного материала и этапы выполнения изображения в выбранной технике.

Тема 2.9.

Задание № 1. Разработать тематический план по изобразительному искусству на учебный год (класс – по выбору).

Задание № 2. На листе формата А3 выполнить иллюстративный календарно-тематический план на учебный год, в изобразительных материалах и техниках, соответствующих поурочным учебным заданиям плана.

Тема 2.11.

Задание № 1. Разработать альбом педагогических рисунков (формат А3), отражающий владение студентом особенностями педагогического рисования и методами демонстрации отдельных этапов построения изображения различными художественными материалами по следующим категориям:

флора – различные растения, деревья;

фауна (анималистический жанр) – наброски животных и птиц;

рисунки фигуры и головы человека;

пейзаж городской и сельский (зарисовки);

рисунки бытовых предметов, инструментов, зарисовки интерьера мебели.

Задание № 2. Выполнить динамическое пособие (формат А 3), продумав форму его хранения. Составить беседу и продумать демонстрацию пособия в контексте урока изобразительного или декоративно-прикладного искусства.

Задание № 3. Разработать дидактическую таблицу по одной из традиционных художественных росписей.

Тема 2.12.

Задание № 1. Из любой из трех типовых программ выбрать тему занятия по тематическому рисованию. Подготовить презентацию по данной теме.

Задание № 2. Из любой из трех типовых программ выбрать тему занятия по декоративно-прикладной деятельности. Подготовить презентацию по данной теме.

Семестр

Тема 2.13.

Задание № 1. Поставить натюрморт, самостоятельно определив возраст учеников и тему урока.

Задание № 2. Составить план-конспект урока рисования с натуры (по поставленному натюрморту), продумав и четко сформулировав цель, задачи, основные этапы урока и педагогического рисунка (формат А 3).

Задание № 3. Выбрать тему для рисования по памяти из любой из трех типовых программ. Составить план-конспект урока рисования по памяти по выбранной теме.

Тема 2.14.

Задание № 1. Выбрать тему для тематического рисования из любой из трех типовых программ. Составить план-конспект урока тематического рисования по выбранной теме, продумав вводную беседу со зрительным, музыкальным и литературным рядом и этапы педагогического композиционного рисунка (формат А 3).

Тема 2.15.

Задание № 1. Выбрать тему урока по декоративно-прикладному искусству из одной из трех типовых программ. Составить план-конспект урока декоративно-прикладной деятельности, продумав вводную беседу со зрительным, литературным и музыкальным рядом, этапы и приемы педагогического рисунка или показа у доски.

Задание № 2. Разработать презентацию – наглядное пособие к разработанному уроку.

Тема 2.16.

Задание № 1. Разработать дидактическую таблицу к занятию конструированием. Тему урока выбрать из одной из типовых программ.

Тема 2.17.

Задание № 1. Выбрать тему урока-беседы из любой из трех типовых программ. Составить план-конспект урока-беседы по выбранной теме, продумав план беседы, зрительный, музыкальный и литературный ряд, сопровождающий беседу, сформулировать вопросы, активизирующие восприятие учащихся.

Задание № 2. Дать эстетический анализ одного художественного произведения, репродукция которого рассматривается в ходе беседы.

Тема 2.18.

Задание № 1. Определить место и тему блока урока региональной тематики в контексте выбранной типовой программы. Разработать тематический план блока уроков региональной тематики.

Задание № 2. К одному из уроков, разработанного тематического плана разработать конспект урока с сопровождающими его наглядными материалами.

Задание № 3. Разработать задание к данному уроку в виде макета страниц творческой тетради.

Тема 2.19.

Задание № 1. Подготовить рассказ об учреждении художественного образования своего населенного пункта.

Тема 2.20.

Задание № 1. Подготовить словарь научных терминов в области эстетического воспитания и художественного образования.

Семестр

Задание № 1. По каждой теме, запланированной в 7 семестре, студенты в рамках самостоятельной работы должны заполнить таблицу, отражающую историю возникновения и развития зарубежного и российского художественного образования.

 

Исторический период Функции изобразительного и декоративно-прикладного искусства Знаменитые учебные заведения, (художники-педагоги и их труды) Основные дидактические принципы
         

Задание № 2. Подготовить реферат по одной из нижеперечисленных тем:

1. Вопросы обучения и воспитания детей средствами изобразительного искусства в трудах А.Дюрера.

2. Академическая система художественного образования, разработанная Луи Давидом.

3. Влияние педагогических взглядов Я.А.Коменского и Ж.Ж.Руссо на развитие художественного образование детей.

4. Вклад И.В.Гете в теории изобразительного искусства и в методику его преподавания.

5. Методика обучения рисованию братьев Дюпюи.

6. «Новые пути к художественному воспитанию» детей в трудах художников и педагогов на рубеже ХIХ и ХХ века.

7. Основные методические положения в обучении рисунку в школе-студии Ашбе.

8. Методика обучения в русских школах иконописи в XIV - XVI веках.

9. Пособие И.Д. Прейслера «Основательные правила, или крадкое руководство к рисовальному художеству» как первое серьезное методическое пособие по рисунку в России.

10. Пособие А.П.Сапожникова «Курс рисования» как воплощение передовых взглядов в области графического образования.

11. Чернышевский об эстетическом воспитании и художественном образовании.

12. А.П. Лосенко - художник-педагог.

13. К.П. Брюлов - художник-педагог.

14. И.Е.Репин – художник-педагог.

15. Влияние И.Н.Крамского на развитие русской реалистической школы живописи.

16. Педагогическая система П.П.Чистякова.

17. Педагогическая система Д.Н.Кардовского.

18. А.В. Бакушинский о проблемах художественного образования детей средствами изобразительного искусства.

19. Альтернативные программы обучения изобразительному искусству конца ХХ века.

20. Современные методики обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

Задание № 3. Подготовить презентацию, отражающую содержание реферата.

Задание № 4. Составить конспекты двух статей, связанных с развитием методики обучению изобразительному искусству в зарубежных странах.

Задание № 5. Составить конспекты двух статей, связанных с развитием методики обучению изобразительному искусству в России.

Примерные вопросы и задания к контрольным работам

ывы

Контрольная работа № 2. Контрольная работа проводится в форме теста по темам 2.13, 2.14, 2.15.

Контрольная работа № 3. Контрольная работа проводится в форме теста по истории художественного образования в России.

Примерные вопросы и задания к коллоквиумам

Вопросы к коллоквиуму № 1.

1. Нормативные документы Российской Федерации, регламентирующие работу педагогов всех звеньев системы художественного образования.

2. Современные программы по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

Вопросы к коллоквиуму № 2.

1. Учитель как организатор и руководитель учебно-воспитательного процесса по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

2. Дидактические принципы и методы обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

3. Интеграция искусств на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

4. Урок изобразительного и декоративно-прикладного искусства – основная форма приобщения детей к изобразительному искусству.

5. Внеклассная и внешкольная формы работы по изобразительному искусству.

6. Факультативные занятия по изобразительному искусству.

7. Художественное образование детей в учреждениях дополнительного образования.

8. Тематическое планирование.

9. Поурочное планирование.

Вопросы к коллоквиуму № 3.

1. Методика обучения учащихся конструированию.

2. Организация и проведение уроков-бесед по искусству.

3. Основные направления инновационной работы учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

4. Система эстетического воспитания в образовательном пространстве города, района, региона.

5. Основные этапы научно-исследовательской работы в области изобразительной и декоративно-прикладной деятельности детей.

Вопросы к коллоквиуму № 4.

1. Методика обучения изобразительному искусству в странах Древнего Мира.

2. Методика обучения изобразительному искусству в период Средневековья.

3. Вклад художников эпохи Возрождения в теорию художественного образования.

4. Развитие академической системы художественного образования в Европе XVII- XVIII вв.

5. Определение места изобразительной деятельности в системе общего образования и художественного воспитания детей (XVII- XVIII вв.).

6. Развитие методов преподавания рисования в профессиональных и общеобразовательных зарубежных школах в ХIХ веке и первой половине ХХ века.

7. Основные направления в художественном образовании средствами изобразительного искусства в зарубежных школах второй половины ХХ века – начала ХIХ века.

Примерный перечень художественно-практических работ к просмотру

1) Таблица, иллюстрирующая поэтапное изображение предмета.

2) Альбом педагогических рисунков, содержащий не менее 10 рисунков по заданным темам (формат А 3).

3) Динамическое пособие (формат А 3).

4) Дидактическая таблица по одной из традиционных художественных росписей.

5) Дидактическая таблица по художественному конструированию.

 

Примерные вопросы к зачету (4 семестр)

1. Роль и место изобразительного и декоративно-прикладного искусства в системе общего развития и художественного воспитания школьников.

2. Цели, задачи и содержание занятий по изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе.

3. Сравнительный анализ типовых программ по изобразительному искусству.

4. Цели, задачи, структура и принципы планирования учебного материала в программе по изобразительному искусству «Изобразительное искусство» под редакцией В. С. Кузина

5. Цели, задачи, структура и принципы планирования учебного материала в программе по изобразительному искусству «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. М. Неменского.

6. Цели, задачи, структура и принципы планирования учебного материала в программе по изобразительному искусству «Изобразительное искусство» под редакцией Т.Я.Шпикаловой.

7. Рисование с натуры как вид учебных занятий на уроках изобразительного искусства.

8. Рисование и лепка по памяти как вид учебных занятий на уроках изобразительного искусства.

9. Композиционное рисование по представлению и воображению (тематическое рисование) как вид учебных занятий на уроках изобразительного искусства.

10. Декоративное рисование на плоскости на основе стилизации реальных форм и законов декоративной композиции как вид учебных занятий на уроках изобразительного искусства.

11. Декоративно-прикладная деятельность в объеме и пространстве как вид учебных занятий на уроках изобразительного искусства.

12. Художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств как вид учебных занятий на уроках изобразительного искусства.

13. Эстетическое восприятие действительности как вид учебных занятий на уроках изобразительного искусства.

14. Художественное восприятие искусства (беседы об искусстве) как вид учебных занятий на уроках изобразительного искусства.

15. Основные этапы развития детского рисунка.

16. Учет возрастных особенностей в процессе преподавания изобразительного искусства.

17. Особенности методики обучения изобразительному искусству в дошкольном учреждении.

18. Особенности методики обучения изобразительному искусству в начальной школе.

19. Особенности методики обучения изобразительному искусству в подростковых классах.

20. Занятия по изобразительному и декоративно-прикладному искусству как арт-терапия.

Примерные вопросы к зачету (6 семестр)

Зачет состоит из теоретического (ответа на вопрос билета) и практического заданий.

Вопросы к зачету:

1. Уроки рисования с натуры (живопись, графика).

2. Организация и методика ведения уроков рисования с натуры.

3. Уроки тематического рисования.

4. Организация и методика ведения уроков тематического рисования.

5. Источники тем замыслов для тематического рисования.

6. Уроки декоративно-прикладной деятельности.

7. Организация и методика ведения уроков по декоративно-прикладной деятельности.

8. Уроки художественного конструирования.

9. Организация и методика ведения занятий по художественному конструированию.

10. Основные критерии оценки детских работ.

11. Беседы об искусстве и красоте окружающей действительности.

12. Организация и методика ведения уроков-бесед по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

13. Организация эстетического восприятия действительности.

14. Методика организации и ведения экскурсии.

15. Музыка и литература на уроках изобразительного искусства.

16. Основные направления инновационной работы учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

17. Учет особенностей местной художественной культуры и народных традиций при разработке регионального компонента в типовых программах по изобразительному искусству.

18. Инновационная работа учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства в школах углубленного изучения искусства, специального профиля.

19. Система эстетического воспитания в образовательном пространстве города, района, региона.

20. Основные этапы научно-исследовательской работы в области изобразительной и декоративно-прикладной деятельности детей.

Практическое задание имеет два варианта:

1) Дать эстетический анализ художественного произведения (репродукция произведения искусства предлагается педагогом);

2) Поставить натюрморт (тема урока, возраст учащихся определяется студентом).

Примерная тематика курсовых работ (6 семестр)

1. Методика ознакомления учащихся 1-3 классов с приемами работы акварелью.

2. Методика проведения бесед об искусстве с детьми младшего и среднего школьного возраста.

3. Нетрадиционные техники и материалы на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.

4. Изучение хохломской росписи на уроках изобразительного искусства в образовательной школе.

5. Методика изучения пейзажа на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной (художественной) школе.

6. Изучение искусства натюрморта на уроках изобразительного искусства.

7. Игрушка и ее изучение в учебно-воспитательном процессе с учащимися начальной школы.

8. Методические основы ознакомления подростков с искусством батика в условиях учреждения дополнительного образования.

9. Методические основы работы кружка художественного творчества в условиях специальной коррекционной школы – интерната 8 вида.

10. Роль педагогического рисования в обучении изобразительному искусству в школе.

11. Структура способностей к изобразительному искусству и методы активизации их развития у школьников.

12. Технология развития личности учащегося на занятиях изобразительным искусством.

13. Занятия по изобразительному и декоративно-прикладному искусству как арт-терапия.

14. Сравнительный анализ концепций художественного образования детей.

15. Система художественного образования в современных условиях.

16. Обучение изобразительному искусству с позиций личностно-ориентированного образования.

17. Дидактические принципы в обучении изобразительному искусству в школе.

18. Педагогическая культура учителя изобразительного искусства.

19. Активизация развития творческих способностей учащихся 5-го класса на уроках изобразительного искусства.

20. Роль занятий изобразительным искусством в духовном развитии личности.

Примерные вопросы и задания к экзамену (5 семестр)

Экзамен состоит из теоретического вопроса и практического задания.

Вопросы к экзамену:

1. Учитель как организатор и руководитель учебно-воспитательного процесса по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

2. Основные дидактические принципы и их реализация на занятиях изобразительным и декоративно-прикладным искусством в школе.

3. Общие педагогические методы и приемы обучения рисованию, их классификации.

4. Наглядные методы и приемы на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

5. Словесные методы и приемы на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

6. Практические методы и приемы на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

7. Организация учебно-воспитательного процесса по изобразительному искусству.

8. Урок изобразительного и декоративно-прикладного искусства – основная форма приобщения детей к изобразительному искусству.

9. Внеклассная и внешкольная формы работы по изобразительному искусству.

10. Факультативные занятия по изобразительному искусству.

11. Художественное образование детей в учреждениях дополнительного образования.

12. Тематическое планирование.

13. Поурочное планирование.

14. Виды учебных занятий по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

15. Интеграция искусств на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

16. Кабинет изобразительного и декоративно-прикладного искусства в школе.

17. Требования к наглядным пособиям по изобразительному искусству.

18. Педагогический рисунок, его место в процессе обучения и развития детей средствами изобразительного искусства.

19. Технические и визуальные системы обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

20. Игровые приемы на уроках обучения и обобщения знаний учащихся в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Задание к экзамену: выполнить рисунок на классной доске и сопроводить его педагогическим комментарием (тема урока и возраст учащихся определяется преподавателем).

Примерные вопросы к экзамену (7 семестр)

1. Художественное образование в древних рабовладельческих государствах.

2. Основные методы обучения рисунку в средневековой Европе. Вклад художников эпохи Возрождения в теорию художественного образования.

3. Болонская Академии художеств и ее влияние на становление классической системы художественного образования.

4. Развитие академической системы художественного образования в Европе 17-18вв.

5. Развитие методов преподавания рисования в общеобразовательных учреждениях Европы в 17-18 веках.

6. Развитие системы художественного образования в профессиональных и общеобразовательных зарубежных школах 19века.

7. Основные направления в художественном образовании средствами изобразительного искусства в зарубежных школах второй половины ХХ века – начала ХIХ века.

8. Характеристика художественного образования в России до 18 века.

9. Становление и расцвет русской академической школы рисунка (18 в. и пер.полов. 19 в.)

10. Основные методы преподавания рисования в общеобразовательных учреждениях России 19века.

11. Общая характеристика положения в художественном образовании России на рубеже 19-20 веков.

12. Художественное образование детей в Советской России (20 -80 гг. ХХ века).

13. Альтернативное обучение изобразительному искусству и система художественного образования в конце ХХ в.

14. Общая характеристика копировального метода обучения изобразительному искусству.

15. Общая характеристика геометрического метода обучения рисованию.

16. Общая характеристика натурального метода обучения изобразительному искусству.

17. Общая характеристика метода «свободного творчества» как метода обучения изобразительному искусству.

18. Концепция всеобщей грамотности как отличительная особенность программы «Изобразительное искусство» под редакцией В.С.Кузина.

19. Концепция приобщения к мировой художественной культуре как отличительная особенность программы «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского.

20. Концепция комплексного подхода к изучению народной культуры как отличительная особенность программы «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного творчества» под редакцией Т.Я.Шпикаловой.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Методика обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству».

а) основная литература:

  1. Астраханцева С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие / С.В. Астраханцева, В.Ю.Рукавица, А.В. Шушпанова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 352 с.: ил.

2. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 5 - 9 классы / Т. Я. Шпикалова [и др.]; Министерство образования и науки РФ. - 2-е изд. - Москва: Просвещение, 2006. - 72 с.

3. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник / Н. Н. Ростовцев. - 3-е изд.; перераб. и доп. - Москва: Агар: Рандеву-АМ, 2000.

4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ Н.М.Сокольникова. – 4-е изд.;стер.- Москва: Академия, 2008. – 368 с.: ил.

б) дополнительная литература:

  1. Алехин АД. Изобразительное искусство Художник. Педагог. Школа Книга для учителя М,: Просвещение, 1984.
  2. Бабушкины уроки. Народное искусство Русского Севера. Занятия с младшими школьниками: учебно-методическое пособие / Н. И. Рогозина [и др.]; под ред. Т. Я. Шпикаловой. - Москва: Владос, 2001. - 232 с.: ил.
  3. Виноградова Г. Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе: пособие для учителя / Г. Г. Виноградова. - Москва: Просвещение, 1980.
  4. Возращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. Пособие / Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 2000. – 272 с.: ил.
  5. Волшебный мир народного творчества: учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2-х ч. - Ч. 1 / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова [и др.]. – М.: Просвещение. - 2001. - 79 с.: ил.
  6. Волшебный мир народного творчества: учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2-х ч. - Ч. 2 / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова [и др.]. – М.: Просвещение.- 2001. - 79 с.: ил.
  7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-Л.,1990.
  8. Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. - 5-е изд. - Москва: Просвещение, 2006.
  9. Горяева Н. А. Твоя мастерская: рабочая тетрадь к учебнику "Изобразительное искусство: Декоративно-прикладное искусство в жизни че


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 680; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.130.127 (0.014 с.)