Вопрос № 36 Особенности развития искусства в России в начале 20 века. Русский авангард. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос № 36 Особенности развития искусства в России в начале 20 века. Русский авангард.



Аванга́рд (фр. Avant-garde, «передовой отряд») — обобщающее название течений в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков, выраженное в полемически-боевой форме (отсюда само имя, взятое из военно-политической лексики). Его временными рамками принято считать период с 1870 по 1938 год[ источник не указан 372 дня ]. Авангард характеризуется экспериментальным подходом к художественному творчеству, выходящим за рамки классической эстетики, с использованием оригинальных, новаторских средств выражения, подчёркнутым символизмом художественных образов.

Понятие авангард в большой степени эклектично по своей сути. Этим термином обозначают целый ряд школ и направлений в искусстве, порой имеющих диаметрально противоположную идейную основу.

Авангард в изобразительном искусстве

В истории изобразительного искусства Авангард обозначен как художественное направление начала 20-го века и поэтому тесно связан с модерном и модернизмом.

· Абстрактный экспрессионизм

· Беспредметность

· Баухауз

· Всёчество

· Дадаизм

· Конструктивизм

· Кубизм (Пикассо, Сезанн)

· Орфизм

· Примитивизм

· Супрематизм

· Футуризм (Филонов)

· Экспрессионизм

· Систематизм

См. №42

К середине 1910-х роль авангарда в искусстве переходит к России. С этого времени все самое смелое, новаторское создается в России или выходцами из России. Еще за несколько лет до этого ничто в русском искусстве не предвещало столь резкого поворота: в конце 19 – начале 20 вв. русская официальная живопись оставалась в академических рамках. Вероятно, поэтому творчество традиционных по западным меркам художников – Борисова-Мусатова, Серова, Коровина – рассматривается как новаторское. Первым шагом к эмансипации русского зрителя было знакомство с техническим мастерством, виртуозностью (качество, не характерное для русского искусства) таких художников, как А.Цорн и М.Фортуни. При этом заслуживают внимания два момента: первый – это то, что образ простого человека (народ), к этому времени на Западе приобретающий все больше черты просто человека, становится абсолютным смысловым центром русского искусства и литературы и тема эта достигает здесь такого накала, какого никогда не знал Запад; второй – это обостряющийся до предела интерес к инновациям в западном искусстве. Кубизм, захвативший почти на два десятилетия художников во всем мире, в России был освоен скорее в теории, чем на практике, хотя ему отдали дань в той или иной степени живописцы революционного поколения. Вместе с тем то, что является подлинно оригинальным созданием русского авангарда, – в частности, супрематизм Малевича, контррельефы Татлина, проуны Лисицкого и др. – реализовалось благодаря новой эстетической ситуации, созданной пионерами кубизма. Можно сказать, что в России кубизм послужил трамплином для броска в новое качество – не как продолжение, но как развитие (К.Малевич, В.Татлин) или момент отталкивания (М.Матюшин).

В 1913–1914 Малевич впервые выходит за пределы имитационной системы, варьируя и развивая живописные идеи кубизма и футуризма, что проявилось в его работах Женщина с ведрами, Голова крестьянской девушки и др. Даже в тех произведениях этого периода, где еще в полной мере сохраняется фигуративность, – Англичаннин в Москве, Авиатор, Жизнь большой гостиницы, Композиция с Моной Лизой (все 1914) – нарастает то качество, которое сам художник позже (в статье О новых системах в искусстве, 1919) определял словом «алогизм», считая его специфической особенностью русского кубизма. «Заумь», алогизм – инструменты деструкции. Творческая эволюция Малевича, как и его теоретические высказывания, свидетельствует о том, что преодоление традиционного видения потребовало от него большего напряжения, нежели само создание новой изобразительной системы.

Вопрос № 37

Вопрос № 38Роль и место ДПИ в процессе художественно-эстетической организации среды и создании предметов материальной культуры. Декоративно-прикладное искусство занимает промежуточное место между профессиональными видами искусства (архитектурой, скульптурой, живописью, графикой, музыкой, театром и т.д.) и чисто бытовыми творениями человеческой культуры (плуг, зеркало, стол и т.д.). Отсюда и название этой области искусства. Декоративным его называют потому, что оно занимается украшением (латинское decoro — украшаю). Но украшаются не любые явления мира, а только бытовые предметы, имеющие самостоятельное утилитарное значение. В принципе, эти предметы могут и вовсе обойтись без украшения. Однако орнамент, узор, нанесенный на предмет (вышивка, роспись), либо составляющий саму основу предмета (ткачество, литье), магически усиливает его способность выполнять простые бытовые действия. Оттого и называют такое искусство прикладным — оно как бы “приложено” к предмету. Действительно, человеческое сознание считает, что веник с узором на ручке лучше метет, вышитый ковер лучше согревает, а расписанная ложка лучше охраняет пищу на пути от горшка ко рту.Важно отметить, что в декоративно-прикладном искусстве украшение вещи всегда подчиняется самой вещи, никогда не выступая на первый план. Именно этот признак является здесь основным. В архитектуре, например, очень рано выработалось понятие тектоники, в котором выражено отличие конструкции сооружения от впечатления от него. И в других профессиональных искусствах впечатление — это то главное, на что направлена деятельность художника. В произведении же декоративно-прикладного искусства удобство пользования предметом гораздо важнее его эстетических качеств.Процесс развития этой утилитарно-эстетической области часто приводит к отрыву того или иного ее вида от бытовой основы и уход в чистое искусство. Так практически все виды художественного творчества изначально были сугубо декоративно-бытовыми. И лишь постепенно архитектура отделилась от строительства, живопись — от росписи, профессиональная музыка — от бытовой и балет — от бытового танца. Сегодня все многообразие декоративно-прикладного искусства разделяют по материалам, используемым мастером. Это дерево или глина, камень, ткань, стекло или металл. Из этих материалов до сих пор в чисто прикладном искусстве используются глина в виде фарфора, фаянса или майолики, ткань, стекло и металл. Деревянная скульптура уже в Средневековье сделалась предметом заботы профессиональных скульпторов, оставив на долю народных мастеров резьбу по дереву, которой до сих пор украшают дома, мебель и предметы обихода. Камень же еще раньше вошел в художественный профессиональный обиход. Лишь работа с драгоценными камнями до сих пор считается декоративно-прикладным искусством. Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности. Сфера декоративно-прикладного искусства чрезвычайно широка: от эстетического оформления предметов повседневного пользования - посуды, различного рода инструментов, мебели, тканей, личного холодного и огнестрельного оружия - до художественной организации целых архитектурно-парковых комплексов. Сюда же относится оформление интерьеров декоративными росписями, декоративной скульптурой, барельефами, плафонами, вазами и т.п. Ряд очень важных видов декоративно-прикладного искусства связан со стремлением "украсить" самого человека, прежде всего женщину. Это художественно выполненная одежда, ювелирные изделия, искусство макияжа и парикмахерское искусство.

Особой областью декоративно-прикладного искусства являются все его проявления, использующие в качестве исходного материала саму природу, как бы "подключенную" к процессу эстетизации окружающей человека среды. При этом взгляд на природу как на объект, подлежащий эстетизации, может быть весьма широким и не ограничиваться лишь констатацией того известного факта, что человек художественно преобразует сравнительно ограниченные участки своего обитания. "Надо брать под охрану не только архитектурные памятники, но и целые пейзажи, так, как это делается, например, в Шотландии, где сохраняется весь "вид" до горизонта, - пишет Д.С. Лихачев. - Выдающиеся пейзажи должны быть учтены и сохранены, как памятники культуры (человеческой и природной)".

К декоративно-прикладному искусству, использующему красоту естественных, природных форм, относятся садово-парковое искусство, т.е. художественное оформление участков "дикой" местности; японская икебана, т.е. искусство составления букетов и оформления живописных природных уголков; различные композиции из засушенных трав и цветов, т.е. искусство так называемого флоризма; мастерство изготовления чучел животных на фоне среды - одним словом, все те виды творческо-эстетической деятельности человека, в которых он стремится внести в природу дополнительный элемент прекрасного.

Вопрос № 39

Декоративное искусство (от лат. decoro «украшаю») – раздел искусства, в который входит достаточно большое количество отраслей, оно является одной из важнейших областей народного творчества и тесно связано с дизайном. Декоративно – прикладное искусство, это область декоративного искусства, изучающая создание художественных произведений, используемых в быту и художественная обработка изделий. Его произведениями могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и различные украшения.
Декоративное искусство можно разделить на монументально – декоративное искусство (создание архитектурного декора, росписей, рельефов, статуй, витражей, мозаик, а также парковой скульптуры), декоративно – прикладное и оформительское искусство (оформление экспозиций выставок, музеев, витрин и т.д.). Также можно разделить декоративное искусство по используемому материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, инкрустация, интарсия, тиснение, чернь, насечка, ковка, филигрань и т.д.).
Данный вид искусства решает и практические и художественные задачи, поэтому его произведения могут принадлежать как к духовным, так и к материальным ценностям. Так как, предметы декора тесно связаны с жизнью человека, они буквально впитывают в себя все культуру и особенности той или иной эпохи, этнической группы или какого либо объединения. Поэтому, по предметам декора различного времени можно четко проследить развитие этого искусства, становление, эволюцию и смену художественных стилей.
Очень часто в декоративно-прикладном искусстве красота материала, соотношение пропорций и ритм служат единственными средствами воплощения идейного замысла изделия. Также в качестве художественных средств используются форма, цвет, масштаб, силуэт, симметрия, фактура. Благодаря этим средствам декор может влиять на фактуру и предмета и даже менять его форму. Очень часто эти изменения меняют предмет в лучшею сторону, а иногда превращают его просто в шедевр.
Средства изобразительных искусств и орнамент служат не только для создания декора, но порой проникают и в форму предмета. Иногда орнамент или изображение становятся основой формообразования изделия, например узор решётки, кружева. Необходимость согласовать декор с формой, изображение - с масштабом и характером изделия, с его практическим и художественным назначением приводит к трансформации изобразительных мотивов, к условности трактовки и сопоставления элементов натуры.
В единстве художественной и утилитарной функций изделия, во взаимопроникновении формы и декора, изобразительного и тектонического начала проявляется синтетический характер декоративно-прикладного искусства. Его произведения рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием. Поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и многообразие приёмов его обработки получают в декоративно-прикладном искусстве значение особо активных средств эстетического воздействия.
В последнее время изделия мастеров художественных промыслов и авторские произведения художников - прикладников становится более значимыми и в связи с этим их произведения становятся все менее подходящими для постоянного обихода, и все более выставочными, сувенирными.

Вопрос № 40

№43 Особенности композиции декоративно-прикладного искусства во многом обусловлены техническими и художественными возможностями материала. Замечательными свойствами обладает древесина. Дерево можно резать, пилить, рубить, строгать, сверлить, обрабатывать на станке, склеивать, прессовать, распаривать. Благодаря упругости и вязкости дерева в нем хорошо удерживаются гвозди, шурупы. Покрытие олифами и лаками делают его водонепроницаемым. Все эти качества дерева не только являются чисто конструкционными, механическими, но и таят в себе возможности художественно-декоративные, архитектонические, формообразующие и композиционные. Например, в конструкции северной крестьянской избы механические свойства дерева сочетаются с декоративным ее оформлением. В конструкции нет ни одной детали, которая не была бы осмыслена и с точки зрения художественной. Скажем, для предохранения от влаги торцы слег, несущих кровлю, закрыты причелиной, которая выполняет двойную функцию — утилитарную и эстетическую (украшена резьбой).

№41 Народное искусство. Традиции и современность.

Наро́дные худо́жественные про́мыслы — одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий.

Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже образовались работающие на рынок кустарные промыслы, а также частные мастерские, вовлечённые в систему капиталистического рынка и нередко не выдерживавшие конкуренции фабричных товаров. В конце XIX — начале XX вв. во многих странах началось возрождение народных художественных промыслов, программно противопоставлявшихся массовому промышленному производству бытовых изделий (в России — жостовская роспись, абрамцево-кудринская резьба, Богородская резьба, мастерские в Талашкино и др.). В ряде стран народные художественные промыслы (в Российской Федерации — палехская миниатюра, крестецкая строчка, дымковская игрушка, вятское кружево, абашевская игрушка, каргопольская игрушка, филимоновская игрушка, тульское оружейное дело и др.[1]) развиваются при поддержке государства. Традиция (от лат. (traditio — передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Первоначально это слово обозначало «предание». Предание, как и Т., всегда изустно. Т. передается:
1) либо через практическую имитацию (повторение каких-либо действий),
2) либо через фольклор. Адекватность передачи достигается многократными повторами, системами символических текстов (мифология) и действий (ритуал). В доиндустриальыом обществе большинство черт культуры передавалось через традицию, поэтому оно называется традиционным. В современном обществе ее сильно потеснили радио, телевидение, пресса, библиотеки, школы, университеты. Они выступают основными каналами передачи прошлых знаний. В качестве Т. выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, общественные установления, вкусы, взгляды и т. д. Те или иные Т. действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни. По сфере распространения Т. могут действовать во всем обществе или только в отдельной области общественной жизни, характеризовать отдельные группы людей, семьи, но очень редко или почти никогда отдельных индивидов. В начале Т. передавались неосознанно — через научение и подражание. С усложнением культуры они воспроизводились уже осознанно и оформлялись словесно. Если Т. существуют десятки и сотни тысяч лет, они могут превратиться в социальный институт. На заре человечества парный брак был редким явлением, но постепенно стал Т. и овладел всеми народами. Еще позже он превратился в институт семьи. В социологии Т. понимают именно как механизм воспроизводства социальных институтов и норм, когда необходимость сохранения этих норм оправдывается самим фактом их существования в прошлом. Т. выполняет ряд культурных функций:
а) устанавливает преемственность культуры,
б) служит каналом хранения и передачи информации и ценностей от поколения к поколению,
в) выступают механизмом социализации и инкультурации людей,
г) выполняют селективную функцию отбора подобающих образцов поведения и ценностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.211.141 (0.009 с.)