Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусство в системе культуры. Классификация искусств.

Поиск

Вопрос №1

Искусство в системе культуры. Классификация искусств.

Параллельно с мифом и религией в истории культуры существовало и действовало искусство. Искусство есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека "вторую реальность" - мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.
Искусство продуцирует свои ценности за счет художественной деятельности, художественного освоения действительности. Задача искусства сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации автором явлений окружающего мира. В художественном мышлении познавательная и оценочная деятельность не разделены и используются в единстве. Работает такое мышление с помощью системы образных средств и создает производную (вторичную) реальность - эстетические оценки. Искусство обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи.
Искусство рефлексирует мир, воспроизводит его. Сама рефлексия может иметь три измерения: прошлое, настоящее и будущее. В соответствии с этим возможны различия в типах тех ценностей, которые создает искусство. Это ретроценности, которые ориентированы в прошлое, это реалистические ценности, которые "точно" ориентированы к настоящему, и, наконец, авангардные ценности, ориентированные на будущее. Отсюда - особенности их регулятивной роли. Однако, общим для всех этих ценностей является то, что всегда они обращены к человеческому "Я". В этом содержатся как положительные, так и отрицательные моменты, то есть художественные ценности, преломляясь в сознании и подсознании человеческого "Я", могут порождать как рациональные так и иррациональные мотивы и стимулы к выбору в поведении человека.
Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно конструктивно и деструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот. В целом же искусство, благодаря субъективации, способно поддерживать открытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что в конечном счете воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ИСКУССТВА

Искусство (творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.) существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого (реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.

Виды искусства - это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).1В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.1 В первую - входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа - Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство, Архитектура, Фотография.2 Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция - Музыка, Литература.
3. Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами - Хореография, Литература, Театральное искусство, Киноискусство.Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных ви-дов искусства.

Вопрос №2 Закон об образовании. Закон –основополагающий документ определяющий область политики. Он явл. связующим звеном между конституцией РФ и остальным массивом законодательства. Принят в 1992 г. По предмету совместного ведения и субъектом РФ. Задача закона: определение объёма прав гражданина на образование и порядка реализации этих прав. Закон устанавливает общие принципы и правила, регулирующие все правонарушения возникающие между работниками обуч-ся и их родителями. Статья 2 кратко выписать принципы. Структура закона представлена 6 главами в которой содерж.58 статей. В 2007г. Был составлен новый проек закона,но переделан не был,а лишь дополнен. Новый закон проекта на сайте министерства РФ планируют что он вступит в силу с 2013г.В новом проекте закона наиболее активно обсуждают введение обязательного образования, пересмотр системы нач. и среднего обр-я изменения системы льгот при поступлении в вуз. С изменением закона происходит изменение стандарта (ФРОС) старые стандарты регламентируют сам процесс преподавания и учебной программы. Новые стандарты выдвигают требования к условиям и результатам обучения к кадровому и финансового, Пути развития школы зафиксировано в документе национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Пути:2 развития поддержка талантливых детей. 3.совершенствование учительского корпуса 4. Изменение шк инфраструктуры, 5 сохранение здоровья школьников в расширении самостоятельности школ.

Вопрос № 4

Содержание образования заявлено в стандартах образования на основе этого составляется базисный учебный план. В который заноситься максимальный объём нагрузки обучающ-ся,распределение учебного времени.(инвариантная часть и вариативная)1 инвариативная –реализует федеративный компонент гос-го образоват. Стандарта и обеспечивает единство образовательного пространства России.2. вариативная часы вариативной части мспользуются для углублённого изучения предметов,факультативов,курсов,индивидуальных занятий,кружков и т.д. Образование область базисного уч. плана носит название искусство,которое объединяет изо, музыку, интерактивные курсы. Содержание образования прописано в учебно-методических комплектах, учебниках Анализ программы изо.

Вопрос № 6

Одним из факторов развития творческих способностей уч=ся выступает познание окружающей действительности средствами изобразительного искусства. Индивидуальн-психические особенности человека являются условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Рассмотреть техники и материалы(батик лепка)какие мате. Где использовать(экскурсия,дополнит обр.) Главная задача учителя изобразительного искусства – развить художественно-творческие способности школьников, развить воображение, фантазию. Важно, чтобы ребенок был раскован, для творческой работы. Интерес учащихся к изобразительному, декоративно-прикладному и народному искусству происходит в определенной последовательности. На каждом уроке дать им пофантазировать, поиграть, привнести в работу собственные образы и идеи. Высокое качество и прочность знаний, умений и навыков, полученных на уроках изобразительного искусства, развивают, у них художественные способности во многом зависит от того, как учитель организует и проведет урок. Уроки по изобразительному искусству способствуют расширению кругозора школьника, его интересов, развитию их мышления, творческого воображения, развивают зрительную память, формируется целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. Ребята усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и окружающий их мир.Таким образом, декоративно-прикладное искусство как базис, основа художественной и этнохудожественной культуры и творчества благотворно влияет на формирование знаний, умений и навыков при их изучении. Служит важнейшим средством эстетического и художественного образования подрастающих поколений. Особенно актуально это стало сейчас, когда бурное возрождение национальных культурных традиций. Общее знакомство школьников с этими видами народного декоративно-прикладного искусства осуществляется с 5-го класса, затем, постепенно, от класса к классу знания об этих видах прикладного искусства и практическая работа в традициях народного искусства, художественных ремесел, расширяются, углубляются. В творческом процессе изготовления художественных изделий важную роль играют познавательные процессы и потребности, чувства и волевые действия. Развитие ощущения и восприятия дает возможность воспринимать окружающие предметы и явления во всей их полноте.

Вопрос № 7специфические формы Факультатив, экскурсия, конференция, домаш. самостоят. работа. Кружки, лекции, видеофильмы, выставки. Учитель определяеться с темой, планирование той формы которой он выбирает.Фаультативные занятия,это дополнительное занятие которое расширяет и дополняет занятиеЭкскурсия - это специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на выставку, в поле, на ферму и т.п. Как и урок, она предполагает особую организацию взаимодействия педагога и учащихся. На экскурсии наряду с наблюдениями учащихся используются рассказ, беседа, демонстрация и другие методы.
Образовательно-воспитательное значение экскурсий состоит в том, что они служат накоплению наглядных представлений и жизненных фактов, обогащению чувственного опыта воспитанников; помогают установлению связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью; способствуют решению задач эстетического воспитания, развитию чувства любви к родному краю. При подготовке к экскурсии педагог определяет ее содержание и конкретизирует задачи, выбирает объект, тщательно знакомится с ним сам и решает вопрос о руководстве экскурсией. Экскурсию может проводить сам педагог или экскурсовод (инженер, бригадир и др.), получивший инструктаж. При этом педагог остается организатором и руководителем познавательной деятельности детей на протяжении всей экскурсии.
В плане проведения экскурсии должны отмечаться этапы работы (беседа, наблюдения, обобщения учителя, обработка материала), перечень объектов наблюдения и материалов, которые должны быть собраны, необходимое оснащение и оборудование, распределение времени по этапам, форма организации учащихся (фронтальная, групповая или индивидуальная). Продолжительность экскурсии зависит от ее характера. Она может занимать от 40 - 50 мин до 2-2,5 ч. Заключительным этапом экскурсии является подведение ее итогов в ходе беседы с целью приведения полученных знаний в систему.

Вопрос № 8Урок изо. Урок был и остается основной формой обучения. Задача:обучающая,воспитательная,развивающая. Под структурой урока следует понимать соотношение элементов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой.. Она может быть простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебного материала, от дидактической цели (или целей) урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Многообразие структур уроков, методов их проведения и дидактических целей предполагает разнообразие и их типов. Типы уроков, простые по своему строению, т.е. имеющие одну доминирующую дидактическую цель, более всего применимы в средних и старших классах. В начальных классах, учитывая возраст учащихся, приходится комбинировать различные виды учебной работы, сочетать сообщение новых знаний с первичным закреплением, повторением ранее изученного. Даже контрольные уроки довольно часто включают в себя другие виды работы: устное сообщение материала, чтение интересного рассказа и дрТип: сообщение знаний, закрепление навыков,обобщающий, проверка знаний,комбинированный. Урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения (изучения) новых знаний.. Это такой урок, содержанием которого является новый, неизвестный учащимся материал, включающий в себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение. На таких уроках в зависимости от их содержания, конкретной дидактической цели и подготовленности учащихся к самостоятельной работе в одних случаях учитель сам излагает новый материал, в других - проводится самостоятельная работа учащихся под руководством учителя, в третьих - практикуется и то, и другое. Структура урока ознакомления с новым материалом: повторение предыдущего материала, являющегося основой для изучения нового; объяснение учителем нового материала и работа с учебником; проверка понимания и первичное закрепление знаний; задание на дом. Урок закрепления знаний. Основным содержанием учебной работы на этом уроке является вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их упрочения. Структурно такие уроки предполагают прохождение следующих этапов: проверка домашнего задания; выполнение устных и письменных упражнений; проверка выполнения заданий; задание на дом. На обобщающих уроках (обобщения и систематизации знаний) систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса. Такие уроки проводятся в конце изучения отдельных тем, разделов и учебных курсов в целом. Их обязательными элементами являются вступление и заключение учителя. Само повторение и обобщение может проводиться в форме рассказа, кратких сообщений, чтения отдельных мест из учебника или беседы учителя с учащимися.Комбинированный урок длител 45 мин. Организацион. Момент, актуализация знаний.сообщение нового матер 10-15 мин., самостоятельная работа, подведение итогв, уборка рабочего места. На своем примере из вкр,рассказать виды деятельности и средства.

Вопрос №10кабинет изо

Вопрос №11личность учителя

Ему отводиться руководящая и направляющая роль. Учитель раскрывает мир прекрасного,эстетического вкуса,обучает основам изобразительной грамотности.Профессиональное требование: профессиональная готовность,интерес к пед деятельности, педаг призвание, педаг долг и ответственность,справедливость, авторитетность.Учитель обладает педагогическими способностями:организаторские, дидактические(обучающие), перцептивными(умение проникать в духовный мир ребенка), коммуникативными, исследовательскими и познавательными.оказывать эмоционально-волевое влияние.Качества: гуманизм,изобретательность, творчество, сообразительност, настойчивость, выдержка, требовательность, душевное самообладание,процесс самообразования.

Вопрос № 19 Рисунок как основа изображения на плоскости. Функции рисунка.

Рису́нок — изображение на плоскости, созданное средствами графики. В роли графической основы присутствует в любом изображении на плоскости, в этом значении оценивается с точки зрения качества (понятие рисунка в живописи и т. п.). Рисунок может выполняться как самостоятельное по значению произведение графики либо служить вспомогательным этапом для создания живописных, графических, реже — скульптурных работ или архитектурных замыслов. Рисунки как предварительные наброски и эскизы для создания более масштабных живописных произведений часто имеют самодостаточную и выдающуюся художественную ценность.

Рисунок является технической базой изобразительных искусств, ввиду этого глубоко изучается художниками, скульпторами и архитекторами (учебная дисциплина «академический рисунок»). Рисунки создаются художниками в процессе изучения натуры (наброски, штудии), при поиске композиционных решений графических, живописных и скульптурных произведений (эскизы, картоны), при разметке живописной картины (подготовительный рисунок под живопись).

Рисунок как самостоятельное произведение — станковый рисунок (по аналогии со станковой живописью) — образует в европейском искусстве отдельный вид графики. Под категорию станкового рисунка подпадают также исторически известные рисунки значительной эстетической ценности, независимо от первоначального предназначения. С живописью рисунок сближает его уникальность, тогда как такие произведения печатной графики как гравюры и литографии могут распространяться во множестве равноценных экземпляров.Исполняются рисунки в подавляющем большинстве случаев на бумаге. В станковом рисунке используется весь спектр графических материалов: «мягкие материалы» (уголь, соус, сангина, разнообразные мелки, техника сухая кисть), краски, наносимые кистью и пером (тушь, чернила, бистр), карандаши, капиллярные и прочие пишущие узлы. В учебном рисунке в настоящее время наиболее употребимы графитный карандаш и уголь. Микеланджело называл Р. «высшей точкой и живописи, и скульптуры, и архитектуры». Р., прежде всего рисование с натуры, служит анализом формы и конструкции изображаемых фигур и предметов, что делает его одним из важнейших средств познания и изучения действительности художником. Р., включающий учебное рисование с натуры, рисование по памяти и воображению, составляет основу художественного образования. Как самостоятельная область творчества Р. является главным видом графики и основой всех других ее видов (гравюры, литографии и пр.).

Многочисленные разновидности Р. различаются по технике, методам и характеру рисования, по назначе­нию, темам и жанрам. Р. может быть станковым графическим произведением или служить вспомогательным средством для создания живописных, графических, скульптурных, архитектурных, декоративных произведений (набросок, кроки, эскиз, этюд); те и другие могут иметь выдающуюся художественную ценность. Древнейшие сухие красящие вещества, используемые для рисунка, — уголь и охра (желтая глина с окислами железа). Со времен античности известны свинцо вые и серебряные штифы, распространенные позже в 12—16 вв. В эпоху Возрождения входят в употребление сланцевый итальянский карандаш («черный мел») и сангина («красный мел»); с 16 в. применяется для Р. графит, с кон. 18 в. — карандаши в деревянной оправе. Жидкие красящие вещества (тушь, бистр, сепия, чернила) наносятся пером (тростниковым, птичьим, металлическим) или кистью. Как основа для Р. в древнем мире служил папирус (из стеблей африканского водного растения), в средние века — пергамент (из кожи животных), а также бумага (в Китае со 2 в., в Европе с 10 в.). Пергамент и бумага нередко грунтовались, окрашивались в разные цвета. Художественные методы Р. разнообразны — от беглых набросков до четких линеарных Р. кистью и пером, часто с элементами светотени и тона (штриховка, растушевка, размывка) и чисто тоновых Р. кистью, приближающихся к живописи. Р. могут быть монохромными, подцвеченными (акварелью, гуашью, пастелью, пандой, фломастерами и т. д.) или многоцветными: акварель, гуашь, пастель, тушь могут служить для создания как Р., так и собственно живописных произведений. С эпохи палеолита известны Р., гравированные на скалах, на кости (животные, сцены охо­ты). Графичны, четки древнеегипетские линейные Р. на папирусах; древнегреческие Р. на белофонных лекифах, на пластинах замечательны пластичностью, изяществом контура. С 4 в. до н. э. развивается тонкий, каллиграфический Р. Дальнего Востока. От средневекового европейского искусства дошли архитектурные проектные Р. и контурные подлинники росписей, икон, Р. в рукописях. В эпоху Возрождения закладываются теоретические и практические основы методики Р.; становится системой рисование с натуры. Р. вбирает в себя достижения науки (законы светотени, анатомии, перспективы). С кон. 16 в. складывается академическая система обучения Р. (копирование «оригиналов» — Р. признанных мастеров, затем рисова­ние с гипсовых слепков античных статуй и лишь в заключение — с живой натуры); в противовес этой жесткой системе сложились как свободный, эмоциональный, так и строгий, реалистически точный типы Р., а в 19—20 вв. также графичный Р., рассчитанный на воспроизведение в печати и остро выразительный, эк­спрессивный, нарушающий традиционные нормы Р. художников авангардных направлений.

Вопрос № 22

Истоки искусства уходят в глубокую древность. Проблема происхождения искусства на протяжении многих столетий волнует лучшие философские умы, но о художественной деятельности человечества на ранних стадиях развития известно не слишком много. Многочисленные произведения изобразительного искусства (наскальные росписи, скульптурные изображения из камня и кости) появились значительно раньше, чем сформировалось сознательное представление человека о художественном творчестве. Зарождение искусства восходит к первобытной эпохе, когда человек впервые попытался отразить свои представления об окружающем мире в искусстве, что способствовало закреплению и передаче знаний и навыков, возникновению еще одной формы общения между людьми. Согласно данным археологов уже в эпоху палеолита (древнекаменного века) около 35-10 тыс. до н. э. появились основные виды изобразительного искусства (скульптура, живопись, графика). Надо отметить, что в первобытном обществе художественная деятельность человека была неразрывно связана со всеми существовавшими формами духовной и материальной культуры: мифологией, религией, бытовым укладом. Художественная, духовная культура существует в тесном единстве с материальной, образуя первобытный синкретический, т. е. единый, культурный комплекс, который лишь спустя столетия распадется на самостоятельные сферы культуры: религию, искусство (во всем разнообразии его форм), спорт, науку. Ранние рисунки примитивны; это контурное изображение голов животных, оттиски человеческой руки, волнистые линии, выдавленные в сырой глине пальцами руки (так называемые "макароны"). Более поздние изображения эпохи палеолита — это рисунки животных того времени (оленей, лошадей, бизонов, мамонтов), выполненные на стенах и потолках пещер. Древнейшие статуэтки животных отличаются точным изображением, жизнь заставляла человека-охотника подробно изучать характер животного, его повадки. Эти знания представляли собой практическую ценность. Себя же человек еще не познал, поэтому скульптурные изображения человека очень схематичны, условны. Таковы первобытные "венеры" (Венера из Вил-лендорфа), простейшие женские фигуры с непропорциональными конечностями, гипертрофированными материнскими чертами и отсутствием черт человеческого лица. Правильно воспринимая отдельные предметы, человек еще не охватил общую картину мира и не осознал в ней свое место.

Живописные изображения мезолитической поры (среднекаменная эпоха) 10-6 тыс. до н. э. стали более красочными. Появились многофигурные композиции, отражающие динамические сцены охоты, сражений между племенами, бытовой деятельности. Человек делает первые попытки раскрыть взаимосвязи мироздания, освоить общие закономерности жизни.

Неолит (новокаменный век), 6-2 тыс. до н. э., обогатил изобразительное искусство созданием произведений монументальной антропоморфной (человекообразной) скульптуры (например, так называемые "каменные бабы" Северного Причерноморья).

Характерная черта культуры неолита — распространение мелкой пластики, художественных ремесел, которые положили начало декоративному искусству.

В эпоху бронзы, около 2 тыс. лет до н. э. преобладающее значение получает архитектура, названная мегалитической (т. е. архитектура больших камней: от греческих корней "мег" — большой и "лит" — камень). К мегалитическим сооружениям относятся: менгиры, дольмены, кромлехи. Возникновение их связано с развитием религиозных представлений. Каменные столбы — менгиры — высотой до 20 м (находящиеся в Бретани, Франции; Закавказье, Армении) несут в себе черты архитектуры и скульптуры.

 

Накопленные знания о первобытной и традиционной культурах свидетельствуют о важной роли мифа в жизни человека древнейшей эпохи. В изобразительном творчестве человека каменного века наиболее значительны две главные функции древнего мифа — освоение пространства и времени. Ведь не случайно представления о пространстве и времени впервые выражены в сюжетах мифов, тесно связанных с ритуалами. Когда древний человек покрывал стены пещеры или поверхность скалы различного рода изображениями, он в своем мифологическом сознании осваивал пространство и время.

 

Миф – это не рассказ, это не повествование, это форма культуры, это способ человеческого бытия. Миф вечен, т.к. мифологическое представление присутствует во всех культурах, включая современную.

 

Миф – это способ человеческого бытия и мироощущения, целиком основанный на смысловом породнении человека с миром; человек переживает в мифе явления природы как одушевленные существа и воспринимает смыслы в качестве изначальных свойств веществ, следовательно, миф есть проекция человека в окружающий мир, где человек всего лишь его часть, поэтому для того, чтобы выжить человеку в этом мире ему нужно найти себе могучих покровителей (богов), которых он одновременно и боится и надеется на них. И в роли таких богов оказываются наиболее существенные для конкретного племени силы и явления природы.

 

Миф не приносил человеку свободы, ибо миф выражал не стремление к свободе, а стремление к выживанию за счет подавлений любых проявлений свободы. Миф был формой запрета, который освящался именем бога, любой шаг за пределы, предписанные священным обычаем, рассматривался как нарушение священной гармонии, подрыв союза человека и бога, поэтому от тех, кто не вписывался в тоталитарную структуру, миф, руками вождей и старейшин, избавлялся (через инициации, то есть обряд посвящения в полноправные члены общества).

 

Мифы, сыграли исключительную роль в античной культуре. Первоначальные религиозные представления развивали поэты и писатели, которые придавали им художественную форму, моральный смысл, а часто также и политическое значение. В мифы о богах и героях вплетено множество сказочных мотивов, произведений народной фантазии, которые имеют свои аналоги в фольклоре почти всего мира. Важнейшими из них являются битвы богатырей с дикими животными и фантастическими чудовищами, в которых награда для мужественного победителя — рука царевны или царский трон (мифы о Геракле, Тезее, Персее и Эдипе); чудесное омоложение (миф о Медее и Пелиадах); необычайное рождение (Афина родилась из головы Зевса, а Дионис из члена Зевса; люди возникли из камней, брошенных Девкалионом, и зубов дракона, посеянных Кадмосом) и превращения людей в животных или деревья.

 

Некоторые мифологические мотивы имеют моральную окраску. Большинство мифологических повестей осуждает кровосмешение, даже бессознательное (миф об Эдипе), человеческие жертвы и каннибализм (миф о Тезее и о чудесном спасении Фрикса и Ифигении с жертвенного алтаря), а также коварство злых жен (миф о жене Тезея, Федре, которая погубила пасынка, отказавшего ей в любви). Зевс, младший сын Кроноса, согласно другим мифологическим версиям, был его старшим сыном; эта поправка введена, очевидно, после установления принципа первородства при наследовании. Миф об Оресте является иллюстрацией спора о том, какое право важнее — материнское или отцовское. Наилучшим примером мифа политического характера, бесспорно, служит цикл, связанный с Тезеем, где афиняне создали свой идеал правителя, предвозвестника демократического строя. Тотемизм. В истории первобытных племен особую роль играет поклонение животным и растениям – прародителям рода или племени. Когда первобытный человек называл себя именем животного, именовал его своим «отцом» или «братом» и воздерживался от его умерщвления, такое животное называлось тотемным (с сев. -индей. «то тем» – его род). Тотемизм – это вера в кровнородственные связи между родом и определенным животным, реже растением. В настоящее время тотемизм сохраняется в Восточном животном гороскопе или в запретах на поедание священного животного в религии индуизма.

Необыкновенно важной характеристикой первобытного общества является существование этого общества в ритуале. Для первобытности ритуал универсален и всеобъемлющ. Первоначально внеритуальных действий, именно как человеческих, не существовало. Ритуал в первобытности поднимал человека над собой и очеловечивал его. Он нес в себе ритм, мерность, упорядоченность. Ритуал космичен по отношению к хаосу животной жизни.

Говоря о ритуале, можно его сравнить с театром. Отличие его от театра в том, что в нем нет зрителя и исполнителя, они совпадают; далее, ритуал – это не понарошку, а бытие на самом деле, в нем есть жизненная серьезность и гораздо слабее выражено разделение на героев, главных действующих лиц и статистов. «Весь мир обряд, и люди в нем впервые люди».

Ритуал изначален. Он предшествовал речи. Как смысловое действие он состоит из сочетания строго определенных и фиксированных движений. Это действие как речь. В ритуале многое понятно, объяснено мифами, но не все. Обязательно есть слой, по поводу которого никто, даже самые посвященные, не могут ответить, «что это значит». Эта часть исполняется не для людей, а для божества. Поэтому каждый из ритуалов несет в себе нечто от мистерии или ею является.

Из ритуала постепенно выделятся музыка, театр, танец, а в первобытность они были обращены к нему, ритуал был их смысловым стержнем.

Смысловое наполнение ритуала состоит в сакрализации профанного и космизации хаотического мира. Если ритуал не совершать – небо упадет на землю. Ритуал в концентрированном виде – это праздник. В пределах праздника люди встречались и отождествлялись с богами. Но праздник, достигая своей полноты (когда люди ощущают себя как «мы - боги»), может обернуться своей противоположностью – экстазом или оргией. Предел космизации бытия предстает хаосом.

 

Искусство древних цивилизаций наследует черты первобытной культуры, открывая и новые формы художественного творчества. На смену родовым отношениям приходит классовое общество, более прогрессивная форма социального устройства. Эксплуатация рабов порождает разделение труда физического и умственного, создает почву для развития различных форм творчества. Из среды ремесленников выделяются зодчие, скульпторы, живописцы.

Усложнение общественной жизни способствовало расширению образного диапазона искусства.

Художественное творчество древнейших цивилизаций тесно связано с религией, большая часть памятников культуры носят культовый характер. Идейное содержание искусства древних деспотий, возникших в 5-4 тыс. до н.э. (Египет, государства Двуречья), определяется, главным образом, требованием прославления власти богов, героев, царей. Разрабатываются также темы труда, охоты, военных баталий.

Важнейшее завоевание художественной культуры древнего мира — синтез искусств.

 

ЕГИПЕТ

 

Египет — одно из древнейших государств мира, а его искусство — один из самых ранних вкладов в историю культуры человечества.

Историю Древнего Египта делят на следующие периоды:

1. Додинастический (4 тыс. до н. э.)

2. Древнее царство (30-23 вв. до н. э.)

3. Среднее царство (22-18 вв. до н. э.)

4. Новое царство (16-11 вв. до и. э.)

5. Позднее время (11в-332г. до н. э.)

Примерно так разделил историю Древнего Египта жрец Манефон, живший в конце IV-III в. до н. э. в Александрии.

ДОДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

 

Для искусства додинастического периода характерно высокое мастерство обработки камня. Обнаруженные в погребениях шиферные таблички для растирания красок, украшенные рельефным изображением; расписанные глиняные сосуды, позволяют судить о тематике, разрабатываемой египетскими мастерами; это: заупокойные обряды, исторические события, военные походы. И вот здесь важное место завоевывает образ человека. Складываются основные каноны изображения человеческой фигуры: широкие и сильные плечи разворачиваются в фас, ноги и голова — в профиль, что позволяет мастеру поставить акцент на наиболее выразительных и ясно читаемых аспектах человеческого облика. Значительность властелина подчеркивается размерами его изображения, намного превосходящими изображение других персонажей, как, например, в рельефе шиферной плиты фараона Нармера (около 3 тыс. лет до н.э., Каир, Египетский музей).

ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО

После объединения Египта в единое государство в конце IV — начале II тыс. до н. э. начинается расцвет египетского искусства.

В эпоху Древнего Царства в Египте появляется новый тип гробниц — ступенчатая пирамида. Первая такая пирамида построена для фараона Джосера зодчим Имхотеном (история сохранила имя мастера, что является скорее исключением, чем правилом для той эпохи) в XXVIII в. до н. э. К этому же столетию относится и возведение известных пирамид фараонов Хеопса (или Хуфу), Хефрена (илиХафра) и Микерина (Менкау-ра) в Гизе.

Самая грандиозная из них — пирамида Хеопса — построена под руководством архитектора Химеуна. Ее высота около 150 м, и сложена она из 2 млн. 300 тыс. блоков.

Непременными атрибутами египетских храмов и усыпальниц были статуи фараонов, знати, придворных писцов, выполненные в соответствии со строгими канонами (правилами), чего требовало культовое назначение статуй. Люди изображались в спокойных, как бы застывших в веках позах (это либо стоящая, либо фронтально сидящая фигура). Примерами могут служить статуя писца Каи (середина 3 тыс. до н. э., Париж, Лувр), выполненная из известняка; парный скульптурный портрет принца Рахотена и его супруги Нофрет (начало 3 тыс. до н. э., Каир, Египетский музей).

Помимо скульптурных изваяний, украшением усыпальниц были рельефы и росписи на сюжеты, связанные с заупокойным культом, выполненные на стенах.

Подобное объединение различных видов искусства (архитектуры, скульптуры и живописи) специалисты называют синтезом искусств.

СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО

Многочисленные войны Древнего царства привели к ослаблению государственной и экономической мощи страны. Прекращается строительство дорогостоящих пирамид. Ведется поиск новых типов храмов и усыпальниц.

Первым памятником нового типа стал храм-усыпальница Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахари (XXI в. до н. э.) положивший начало крупным храмовым ансамблям более позднего времени.

Повышается внимание к индивидуальным чертам портретируемого, что проявилось в портретах фараонов Сенусерта III (XIX в. до н.э., Нью-Йорк, Метрополитен-музей), Аменемхета III (XIX в. до н. э., Москва, ГМИИ).

Росписи гробниц и храмов приобретают большую самостоятельность. В гробнице Хнумхотепа в Бени-Хасане были созданы одни из самых замечательных росписей в искусстве Среднего царства, изображающие сцены охоты.

НОВОЕ ЦАРСТВО

Наибольшее распространение в период Нового царства получил тип храма прямоугольный в плане, имевший трехчастное деление: открытый двор (перестиль), колонный зал (гипостиль), святилище.

Таковы храмовые комплексы, посвященные богу Амону, в Карнаке и Луксоре.

Наивысшей точкой в своем развитии реалистическое изобразительное искусство Древнего Египта достигает в период Амарны (к. XIV в. до н. э.). Фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) провел социальную и религиозную реформы, перенес столицу из Фив в Амарну. Были разрушены старые традиции. Перемены в жизни страны определили значительные преобразования в искусстве.

Произведения амарнского периода отличаются человечностью, лиричны и проникновенны.

Лучшее, что было создано в этот период — скульптурные портреты Эхнатона



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 689; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.212.225 (0.017 с.)