ТОП 10:

II. Искусство средних веков.



I. Искусство Древнего мира.

1. Искусство первобытного общества. Происхождение искусства, роль и назначение искусства.

2. Искусство рабовладельческого общества.

3. Античное искусство.

II. Искусство средних веков.

1. Раннехристианское искусство.

2. Искусство Византии.

3. Искусство раннего средневековья У - Х вв.

4. Романское искусство Х-ХП вв.

5. Готическое искусство ХII-ХV вв.

Раздел. I. Искусство Древнего мира.

 

 

Искусство первобытного общества. Происхождение искусства,

Роль и назначение искусства.

Происхождение искусства.Теории происхождения искусства. Коллективное и личностное начало в искусстве первобытного общества: эпоха палеолита, эпоха мезолита, эпоха неолита. Древнейшие формы художественной деятельности: рисунок, живопись, скульптура.

Архитектура. Истоки строительной деятельности человека. Утилитарно-практический характер древнейших построек и сооружений. Культовые сооружения – святилища, жертвенники. Виды мегалитических сооружений – менгир, дольмен, кромлех.

Изобразительное искусство. Духовное освоение мира в формах и средствами изобразительного искусства. Изобразительные мотивы в искусстве первобытного человека. Орнамент, фигуративное изображение – животные, человек. Реалистический характер этой эпохи. Эволюция изобразительных форм в конце эпохи палеолита, огрубление форм. Распад первобытного искусства.

Искусство рабовладельческого общества

Искусство Древнего Египта

Древнее царство (XXVIII-XXIV вв. до н.э.)

а) Архитектура. Развитие архитектурной типологии – гробницы, заупокойные и культовые храмы. Архитектурный ансамбль, синтез искусств. Эволюция погребальных сооружений.б) Изобразительное искусство.Портрет – высшее достижение египетского искусства.

Реальное и условное в портрете. Приёмы обобщения и индивидуализации в египетском портрете.Рельеф и его разновидности. Официальное и народноеискусство.

2.2 Среднее царство (XXI-XVIII вв. до н.э.) Новый расцвет искусства и его связь с традициями Древнего царства.

а) Архитектура. Становление храмов с глубинно-осевой композицией. Роль колонн.

Типы египетских колонн. Перистильные дворы и гипостильные залы.

б) Изобразительное искусство. Сохранение и дальнейшее развитие традиций

Древнего царства. Углубление психологической выразительности в скульптурном портрете. Световая моделировка форм, повышение индивидуальности образов.Черты реализма в официальном портрете.

2.3 Новое царство (XVI – XI вв. до н.э.) Ведущая тенденция эпохи в искусстве сочетание грандиозных, монументальных, пышных и декоративно изысканных форм.

а) Архитектура.Размах культового и дворцового строительства. Достижения в создании архитектурного ансамбля. Храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре. Архитектура времени фараонов XIX династии. Обращение к традициям древнего царства. Гигантский масштаб сооружений.

б) Изобразительное искусство.Отражение в живописи и рельефе бесконечного многообразия жизни. Статуи Хатшепсут. Искусство эпохи Эхнатона: разрыв со старой иконографией, поиски новых форм и изобразительных средств. Генезис портрета от натуралистического к глубоко одухотворённому и реалистическому. Портреты Эхнатона и Нефертити.

Античное искусство.

3.1 Эгейский мир.Периодизация Эгейского искусства. Место архитектуры в искусстве Крита. Царские дворцы Кносса. Монументальная живопись и рельеф. Синтез искусств. Жизнерадостность и декоративность искусства Крита. Архитектура Микен и Тиринфа, её крепостной суровый характер. Мегароны Тиринфа и Микен.

3.2 Искусство Древней Греции.Периодизация искусства Древней Греции. «Гомеровский» период – становление греческого искусства. Историческая связь с эгейским искусством. Начало развития мелкой пластики. Художественная керамика «геометрического» стиля.

Искусство Архаики (VII-VI вв. до н.э.)

а) Архитектура.Архитектура как искусство, её ведущая роль в эпоху архаики. Отработка типа древнегреческого храма. Становление ордерной системы, особенности дорического и ионического ордеров.

б) Изобразительное искусство. Развитие пластического декора в архитектуре храма – синтез искусств. Зарождение монументальной пластики. Образы богов, героев, атлетов. Тип обожествлённой мужской фигуры, попытка передать движение, архитектонику человеческого тела. Создание обобщенного типа – идеала героя-гражданина. Вазопись – чернофигурная техника.

Искусство классического периода (V – IV вв. до н.э.)

а) Ранняя классика.

Архитектура. Эволюция композиции храма и ордера. Храм Афины Афайи на острове Эгина, храм Геры(II) в Пестуме, храм Зевса в Олимпии. Мера, пропорция, гармония как универсальные критерии греческой эстетики. Роль скульптуры в раскрытии художественного содержания храма.

Изобразительное искусство.Героическая тема в искусстве. Фронтонные композиции

храма Афины Афайи на острове Эгина. «Дельфийский возничий». Краснофигурная

вазопись.

б) Высокая классика. Архитектура. Ансамбль Афинского акрополя. Особенности композиции и образного

решения. Приёмы и средства создания архитектурно-художественного образа Парфенона.

Изобразительное искусство.Идеал гармонически развитой личности. Мирон –

проблема гармонии противоположностей в его творчестве. Поликлет – мастер

рациональных, сдержанных образов в скульптуре. Фидий – создатель скульптурных

композиций Парфенона.

в) Поздняя классика.

Архитектура. Усложнение форм, широкое использование ионического и коринфского

ордера. Композиция греческого театрального сооружения. Мавзолей в Галикарнасе –

новизна композиционного решения. Элементы греческой и восточной архитектуры.

Изобразительное искусство. Рост индивидуализма и субъективизма, отражение этих

явлений в искусстве. Творчество Скопаса, Праксителя, Лисиппа и Леохара.

Искусство эпохи эллинизма (IV – I вв. до н.э.)

Архитектура. Многообразие архитектурных типов и форм. Алтарь Зевса в Пергаме. Жилище. Ансамбль Пергамского акрополя. Градостроительство: города Приена и Александрия в Египте. Инженерные сооружения (Фаросский маяк)

Изобразительное искусство. Связь с искусством высокой и поздней классики. Постепенная утрата гармонического и эстетического идеала.

Искусство Древнего Рима (VI в. до н.э. - Vв. н.э.)

4.1. Искусство Этрурии. Этрусский храм (Юпитера Капитолийского). Особенности архитектурного ордера. Гробницы. Инженерные сооружения. Использование
полуциркульной арки и бетона.

Искусство Рима периода Республики (VI-I вв. до н. э.)

Архитектура. Утилитарно-практический характер архитектуры. Типология архитектурных сооружений. Общественные здания. Римский форум. Храмы. Зрелищные сооружения. Жилые дома и виллы. Мемориальные сооружения. Градостроительство: Рим, Помпеи.

Изобразительное искусство. Развитие натуралистических черт в римском скульптурном портрете. Эллинистическое влияние на искусство республиканского Рима: портреты Цезаря, Цицерона. Углубление психологических характеристик.

Искусство Рима периода Империи (1в. до н.э. – V в. н.э.)

а) Архитектура.Особенности композиционного и пространственного решения императорских форумов Рима. Культовая архитектура: псевдопериптеры, купольные храмы. Витрувий. «Десять книг об архитектуре». Зрелищные сооружения. Общественные здания: базилики, термы. Императорские дворцы и виллы. Триумфальные сооружения. Особенности применения ордерной системы в архитектуре Древнего Рима. Характеристика римской строительной техники.

б) Изобразительное искусство.Принципат Августаобращение к традициям греческой Высокой классики. Портрет – ведущий жанр в искусстве. Искусство периода династии Флавиев – усложнение композиции, крупный масштаб. Искусство периода правления императора Трояна – возвращение к строгим типам республиканского портрета. Искусство времени Антонинов. Утрата основных принципов античного искусства – гармонии, реалистичности изображения. Натуралистические тенденции в искусстве времени Северов.

 

Образовательные технологии

Все разделы программы осваиваются в традиционной форме, предполагающей проведение лекционных занятий, организацию практической работы под руководством преподавателя на занятиях в аудиториях и внеаудиторную самостоятельную работу студента на основе домашних заданий и методических материалов преподавателя.

 

 

Оценочные средства

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

- Эволюция погребального сооружения.

- Развитие архитектурной типологии –гробницы, заупокойные и культовые храмы.

- Достижения в создании архитектурного ансамбля в период Древнего царства. Храм

- Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре.

- Особенности скульптуры и рельефа периода Древнего царства.

- Изобразительное искусство периода Нового царства и его связь с искусством Древнего царства.

- Искусство эпохи Эхнатона.

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

- Архитектура как искусство и её ведущая роль в эпоху архаики.

- Становление греческого ордера и отработка типа древнегреческого храма.

- Особенности композиции и образного решения Афинского аерополя.

- Приёмы и средства создания архитектурно-художественного образа Парфенона.

- Развитие монументальной скульптуры в период архаики.

- Роль скульптуры в раскрытии идейно-художественного содержания храма.

- Идеал гармонически развитой личности в работах скульпторов Мирона и

Поликлета.

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА

- Особенности применения ордерной системы в архитектуре Древнего Рима.

- Императорские форумы – особенности композиционного и пространственного

решения.

- Архитектура культовых зданий Древнего Рима.

- Зрелищные сооружения Древнего Рима – планировочные и объёмно

пространственные композиции. Конструкции и декоративные решения.

Семинар I

Семинар II

РЕАЛЬНОСТЬ И ВЫМЫСЕЛ В СКУЛЬПТУРЕ РОМАНСКИХ СОБОРОВ
ФРАНЦИИ

1. Религиозные и светские источники романской скульптуры.

2. Портал средневекового собора – граница двух миров. Темы и сюжеты скульптурных композиций храмов Везле, Муассака, Отена и Арля.

3. Композиция и образный язык романской скульптуры. Правда, вымысел, аллегория.

4. Содержание и форма романской скульптуры. Особенности образного видения реального мира.

5. Архитектура романского собора: конструкция, функция и образная специфика.

 

Семинар III

ХУДОЖЕСТВЕННОГО СИНТЕЗА

1. Архитектура готического собора: функция, конструкция, образная специфика.

2. Образцы скульптуры как воплощение противоречий средневекового мироощущения. Роль скульптуры в системе художественного синтеза.

3. Витраж в готическом соборе.

4. Готический собор – обобщенный образец человеческого быта.

 

Примерная тематика рефератов

Искусство Византии

1. Развитие основных типов византийского храма.

2. Храм св. Софии в Константинополе – абстрактная «модель» мира.

3. Конструктивные и художественно-образные особенности храмов византийской крестово-купольной системы.

4. Особенности византийской изобразительной системы.

5. Монументальная живопись в интерьере византийского храма.

Искусство Византии

I. Искусство Древнего мира.

1. Искусство первобытного общества. Происхождение искусства, роль и назначение искусства.

2. Искусство рабовладельческого общества.

3. Античное искусство.

II. Искусство средних веков.

1. Раннехристианское искусство.

2. Искусство Византии.

3. Искусство раннего средневековья У - Х вв.

4. Романское искусство Х-ХП вв.

5. Готическое искусство ХII-ХV вв.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.209.47 (0.01 с.)