Программа рассмотрена и одобрена методическим советом (комиссией) института искусств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа рассмотрена и одобрена методическим советом (комиссией) института искусств



УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Учебная дисциплина « История культуры и искусств» ДПП.Ф.01

по специальности 070801 Декоративно-прикладное искусство

Форма обучения очная

 

Институт искусств
Курс:очная форма обучения-1
Семестр: очная форма обучения-1,2
Вид и объем занятий Количество часов Форма контроля
дневное заочное дневное заочное
Объем по ГОС     Тестирование Контрольная работа Реферат Экзамен  
Семестр 1, 2  
Объем по учебному плану:    
всего    
аудиторные занятия    
лекции    
семинарские занятия    
Самостоятельная работа    

 

 

 

НОВОСИБИРСК 2007

 

ББК

УДК

Б

 

Рабочая программа составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2005 г. к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности 052300 Декоративно-прикладное искусство, рабочего учебного плана, утвержденного ученым советом НГПУ «____» __________________200_ г.

 

 

Программу разработал

Новиков Андрей Владиленович

К.и.н., доцент кафедры педагогики и психологии художественного образования

 

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Протокол №________ от «_____»________________2007 г.

Зав. кафедрой Лисецкая Е.В., к.пед.н., доцент ___________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Программа рассмотрена и одобрена методическим советом (комиссией) института искусств

__________________________________________________________________

Протокол № ________ от «_____»________________2007 г.

Председатель совета (Ф.И.О. уч. степень, звание)________________________

 

РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

 

1.1. Выписка из Государственного образовательного стандарта 2005 г. по курсу «История культуры и искусств».

 

ОПДФ.01 История культуры и искусств Культура первобытного общества; история предметного мира Древнего Египта, Античной Греции и Рима; предметная культура Востока (Китай, Индия и др.). Предметный мир Средневековья и эпохи Возрождения.

 

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины

Курс «История культуры и искусств» является базовым теоретическим курсом для студентов всех специальностей Института искусств НГПУ. В основу построения курса лекционных и семинарских занятий положены формационный и хронологический подходы. Это позволяет рассматривать эволюцию развития искусства Евразии в логической последовательности и преемственности художественных традиций. Основным принципом структурирования фактического материала является проблемно-хронологический. Курс разделен на несколько частей по хронологическому принципу. Предметом данной (первой) части курса является феномен художественного творчества от его происхождения и древнейших этапов на территории Евразии (преимущественно средиземноморский бассейн) до западноевропейского средневековья включительно. Отдельный блок этой части курса посвящен изучению истории искусства Византии. Таким образом, данная часть курса охватывает хронологический промежуток развития искусства примерно от 40 тыс. л.н. до ХV в.н.э.

Целью данной учебной дисциплины является формирование у студентов целостной картины эволюции художественного творчества на территории Евразии в указанный период.

Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:

- систематизация имеющихся знаний студентов по истории искусства, формированию потребностей к самообразованию в этой области, к углубленному изучению истории искусства.

- выявление и изучение основных закономерностей развития художественного творчества со времени его возникновения (приблизительно 40 тыс. л.н.) и до ХV в.;

- углубление и обобщение знаний по истории художественного творчества в отдельные периоды, выявление общего и особенного в развитии художественного процесса Евразии от древности до средневековья;

- развитие умений, навыков, способностей студентов в работе с искусствоведческой литературой, освоении фактического материала.

- формирование собственного мнения студентов по ключевым вопросам истории искусства, умения его излагать и отстаивать в дискуссии.

 

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины.

По окончании изучения данной дисциплины, в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускника по специальности, студент должен:

- знать основные факты истории искусства Евразии от древности до средневековья (наиболее известные памятники художественного творчества и их создателей, региональную и хронологическую специфику художественного творчества, особенности стилей и художественных школ);

- иметь представление и владеть системой знаний о закономерностях развития изобразительного искусства Евразии в древности – средневековье;

- усвоить специфику сложения и развития стилей и традиций художественного творчества и влияния на эти процессы социально-экономических факторов.

- владеть методами комплексного, системного и сравнительного анализа фактов из области истории искусства;

- усвоить основы искусствоведческого языка, владеть навыками письменных работ по истории искусства, обработки данных на компьютере в текстовых редакторах, а также навыками устных выступлений - бесед, лекций, докладов и т. п.

 

1.4. Виды и формы контроля. Система контроля за ходом и качеством усвоения студентами содержания данной дисциплины включает следующие виды:

текущий контроль – проводится систематически с целью установления уровня овладения студентами учебного материала. В течение семестра, в соответствии с рабочим планом, выполняются контрольные работы (задания, тесты, в т.ч. электронные). Выполнение этих работ является обязательным для всех студентов, а результаты являются основанием для выставления оценок текущего контроля;

итоговый контроль – для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен: экзамен. Экзаменационная отметка является итоговой по дисциплине и проставляется в приложении к диплому на основании выписки из зачетной книжки. Экзамен проводится в устной форме;

промежуточный контроль (остаточных знаний) – проводится с целью установления остаточных знаний по дисциплине при самостоятельной аттестации по окончанию изучения тематических разделов курса в форме электронного тестирования.

 

Виды активных методов и форм обучения.

Активные методы и формы обучения представлены как в аудиторной работе студентов, так и при самостоятельном (внеаудиторном) обучении. Основной объем активных форм обучения связан с внеаудиторной работой студентов (выполнение самостоятельных заданий)

Активизация учебного процесса во время аудиторной работы студентов основана на интерактивном формате проведения практических (семинарских) занятий с использованием компьютерных технологий в презентации материалов.

Целью самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов является обучение навыкам поиска информации на заданную тему, активной работы с учебной и научной литературой, практическими материалами, необходимыми для изучения курса, компьютерными технологиями, а также развитие у них способности к самостоятельному анализу полученной информации и его презентации в альбоме или при устном ответе.

Для самостоятельной работы студентам предлагаются задания различного уровня сложности: 1. репродуктивные, 2. частично-продуктивные, 3. продуктивные (творческие). К активным формам обучения относятся задания 2-го и 3-го уровня сложности. Перечень заданий представлен в программе (§2.4.)

Межпредметные связи.

Курс «История культуры и искусств» связан как с практическими занятиями студентов в области графики, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, так и с рядом теоретических дисциплин («Культурология», «Эстетика», «Художественные музеи мира», «Этнология», «Декоративно-прикладное искусство народов Сибири» и др.).

 

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Тематический план учебной дисциплины для очной формыобучения.

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
лекции, часов практические занятия, час. самостоятельная работа, час. всего по теме, часов
1. Искусство первобытного общества        
1.1. Проблемы происхождения искусства (верхний палеолит).        
1.2. Искусство первобытного общества на территории Европы (эпоха неолита – раннего железного века).        
2. Искусство древних цивилизаций  
2.1. Художественная культура древней Передней Азии.        
2.2. Художественная культура Древнего Египта.        
3. Художественная культура античности        
3.1. Художественная культура Эгейского мира.        
3.2. Художественная культура Греции гомеровского периода.        
3.3. Художественная культура Греции архаического периода.        
3.4. Художественная культура Греции классического периода.        
3.5. Художественная культура Греции периода эллинизма.        
3.6. Художественная культура этрусков.        
3.7. Художественная культура Рима периода республики.        
3.8. Художественная культура Рима периода империи.        
4. Художественная культура западноевропейского средневековья  
4.1. Художественная культура раннего средневековья Западной Европы (дороманского периода).        
4.2. Художественная культура Романского периода.        
4.3. Художественная культура Западной Европы периода Готики.        
5. Художественная культура Византии  
5.1. Художественная культура Византии IV – первая половина VII в.        
5.2 Художественная культура Византии. вторая половина VII – ХII в.        
5.3. Художественная культура Византии ХIII - ХV вв.        
  Итого        

 

2.2. Содержание дисциплины.

Искусство ранней Империи.

Установление императорской валсти. Принципат Августа. «Римский мир». Его социальная сущность. Культура времени Августа. Поэзия «Золотого века». Восхваление императорской власти в поэзии. Гораций, Вергилий. Активная роль искусства в утверждении авторитета императорской власти. Классическое направление – ведущее в конце I в. до н.э. – I в. н.э. Архитектура. Композиционные, конструктивные и архитектурно – декоративные особенности римского строительства эпохи империи. Сочетание архитравных и арочных форм. Римские архитектурные ордера (ионический, дорический, коринфский). Применение новых строительных материалов. Кирпично – бетонные конструкции стен и сводов. Усиление значения облицовки. Расширение тематики монументального строительства. Увеличение числа и объема построек. Их общественное значение в изменившейся социально – политической обстановке. Принципы планировочных и архитектурно – композиционных решений. Памятники архитектуры Рима и провинций.

Строительство времен Августа и его преемников. Работа по восстановлению и обоснованию республиканского форума. Форум Августа и его композиция, его пластические украшения. Культовые сооружения. Развитие римского жилого дома.

Мягкая типизация в официальном искусстве. Обожествление в искусстве Августа. Портретные статуи Августа, портреты его жены Ливии, сына Гая Цезаря, Агриппы, Тиберия. Подражание классическому искусству V в. до н.э.

Продолжение традиций реалистического портрета в изображении частных лиц. Монументальная живопись II – III вв., декоративные, т.н. «помпеянские» стили (I в. до н.э. – первой половины I в. н.э.).

Росписи дома Ливии на Палатине, дома на Эсквилине II-го стиля. Роспись дома «Наказанного амура», картины «Похищение Европы», «Флора» и др. III-го стиля в Помпеях. Развитие пейзажа в сюжетной картине и как самостоятельного жанра декоративных приемов в III стиле, введение мелкофигурных композиций, миниатюрных пейзажных картинок. Вместо перспективных архитектурных построений II-го стиля фантастические трельяжи и «канделябры» III-го стиля.

Характерные особенности декоративного стиля I в. до н.э. Изделия художественного ремесла. Гильдесгеймский и Боскореальский клады. «Идеальная пластика» и ретроспективная школа Праксителя.

Искусство времени Нерона и династии Флавиев – вторая половина I в. до н.э.

Экономическое и политическое значение римсикх провинций в этот период. Восстания в провинциях. Иудейская война. Прославление римских побед в искусстве. Разложение принципов классического искусства. Влияние эллинистического искусства на римское во второй половине I в. до н.э.

Пышность и грандиозность архитектурного стиля времени Флавиев. Строительство в Риме. Технические достижения строительного искусства. Создание новых декоративных приемов. «Золотой дом» Нерона. Колизей. Храм Веспасиона на Римском форуме. Арка Тита, ее рельефы, их идейное содержание, прославление императора и его войска.

Портретное искусство второй половины I в. н.э., вместо строгости, сдержанности классицизма психологическая характеристика художественного образа, сложность композиции, динамичность, реалистический подход к натуре. Портреты Гальбы, Вителия, Нерона, семьи Флавиев – портреты частных лиц. Огромные размеры живописного портрета Нерона и скульптурных портретов, например, Юлии.

Пышность IV декоративного стиля, соединяющего архитектурно-перспективные построения II-го стиля с «канделябрами» III-го стиля. Роспись «Золотого дома». Романтическое направление в идеализирующей пластике (изображения богов и героев). Архаистическая скульптура.

Планы семинарских занятий

РАЗДЕЛ 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Перечень учебно-методических материалов разработанных ППС кафедры:

1. Тестовые задания по всем темам курса;

2. Контрольные работы по отдельным темам курса;

3. Технические средства обучения: документальные фильмы по отдельным темам курса;

4. Серия презентаций для иллюстраций лекционного курса.

 

3.2. Список вопросов для подготовки к экзамену.

1. Основные теории происхождения искусства (ХIХ – ХХ вв.).

2. Основные памятники и сюжетные блоки искусства верхнего палеолита.

3. Искусство скифо-сибирского мира.

4. Художественная культура древних цивилизаций Передней Азии (Шумер, Аккад, Ур, Вавилон, Сирия, Палестина, Хеттское государство, Ассирия, Урарту)

5. Искусство Древнего (ХХVIII – ХХIII вв. до н.э. (III – VI династии) и Среднего Царств ХХI – ХVIII вв. до н.э. (ХI – ХII династии).

6. Искусство Нового Царства ХVI – ХI вв. до н.э. (ХVIII – ХХ династии) и Позднего периода. ХI – IV вв. до н.э.

7. Художественная культура Эгейского мира.

8. Искусство Греции ХI – IХ вв. до н.э. (Гомеровская эпоха).

9. Искусство Греции VIII – VI вв. до н.э. (Архаическая эпоха).

10. Искусство Греции 1-й половины V в. до н.э.

11. Искусство Греции середины и третьей четверти V в. до н.э.

12. Искусство Греции последней четверти V в. до н.э.

13. Искусство Греции времени кризиса античного полиса и разложения античной демократии (IV в. до н.э.)

14. Общая характеристика раннеэллинистического искусства.

15. Пергамская школа.

16. Родосская школа.

17. Художественная культура этрусков.

18. Искусство Рима периода республики.

19. Искусство Рима периода ранней империи.

20. Искусство Римской Империи II – IV вв. н.э. в. н.э.

21. Искусство раннего средневековья Западной Европы в V-VIII вв.

22. Художественная культура Каролингской империи.

23. Художественная культура Западной Европы в X - начале XI в.

24. Художественная культура романского периода стран Западной Европы (Франция, Германия, Италия, Испания, Португалия, Англия, Нидерланды, Скандинавские страны)

25. Художественная культура романского периода стран Восточной Европы (Чехия, Польша, Венгрия, Югославия)

26. Художественная культура стран Западной Европы (Франция, Германия, Италия, Испания, Португалия, Англия, Нидерланды, Скандинавские страны) периода готики.

 

27. Художественная культура стран Восточной Европы (Чехия, Польша, Венгрия, Югославия) периода готики.

28. Художественная культура Византии V - IX вв.

29. Художественная культура Византии IX -ХII вв.

30. Художественная культура Византии ХIII-ХV вв.

 

Темы рефератов

1. Основные теории происхождения искусства (ХIХ – ХХ вв.);

2. Памятники искусства верхнего палеолита и их исследователи;

3. Искусство скифо-сибирского мира;

4. Искусство тюркоязычного населения Евразии в эпоху средневековья;

5. Художественная культура Шумера (или – на выбор: Аккад, Ур, Вавилон, Сирия, Палестина, Хеттское государство, Ассирия, Урарту);

6. Искусство Египта периода Древнего церства (ХХVIII – ХХIII вв. до н.э. (III – VI династии)

7. Искусство Египта периода Среднего царства ХХI – ХVIII вв. до н.э. (ХI – ХII династии);

8. Искусство Египта периода Нового Царства ХVI – ХI вв. до н.э. (ХVIII – ХХ династии)

9. Художественной культура Эгейского мира;

10. Искусство Греции ХI – IХ вв. до н.э. (Гомеровская эпоха);

11. Искусство Греции VIII – VI вв. до н.э. (Архаическая эпоха);

12. Искусство Греции первой половины V в. до н.э.;

13. Искусство Греции середины и третьей четверти V в. до н.э.;

14. Искусство Греции последней четверти V в. до н.э.;

15. Искусство Греции времени кризиса античного полиса и разложения античной демократии (IV в. до н.э.);

16. Раннеэллинистическое искусство Греции;

17. Пергамская школа;

18. Родосская школа;

19. Художественная культура этрусков;

20. Искусство Рима периода республики;

21. Искусство Рима периода ранней империи;

22. Искусство Римской Империи II – IV вв. н.э. в. н.э.;

23. Искусство Римских провинций;

24. Искусство раннего средневековья Западной Европы в V-VIII вв.;

25. Художественная культура Каролингской империи;

26. Художественная культура Западной Европы в X - начале XI в.;

27. Художественная культура одной из стран Западной Европы (на выбор - Франция, Германия, Италия, Испания, Португалия, Англия, Нидерланды, Скандинавские страны) романского периода;

28. Художественная культура одной из стран Восточной Европы (на выбор - Чехия, Польша, Венгрия, Югославия); романского периода;

29. Раннехристианское искусство (II – VI вв.) в Западной Европе;

30. Художественная культура одной из стран Западной Европы (на выбор - Франция, Германия, Италия, Испания, Португалия, Англия, Нидерланды, Скандинавские страны) периода готики;

31. Художественная культура одной из стран Восточной Европы (на выбор - Чехия, Польша, Венгрия, Югославия) периода готики;

31. Художественная культура Византии V - IX вв.;

32. Художественная культура Византии IX -ХII вв.;

33. Художественная культура Византии ХIII-ХV вв.

 

3.4. Список основной и дополнительной литературы.

Список основной литературы

(вся основная литература есть в библиотеке НГПУ)

Гращенков, В.Н. История и историки искусства: статьи разных лет / В. Н. Гращенков; Моск. гос. ун-т, Ист. фак.. - Москва: Университет, 2005. - 656 с. - ISBN 5-98227-073-3.

Ильина, Т. В. История искусств: Западноевропейское искусство: учебник для вузов: доп. М-вом образования РФ / Т. В. Ильина. - Москва: Высшая школа, 2004. - 368 с.: ил. - Библиогр.: с. 358-361. - Указ. имен: c. 362-367. - ISBN 5-06-003416-Х.

Ильина, Т. В. История искусств: Западноевропейское искусство: учебник для вузов: доп. М-вом образования и науки РФ / Т. В. Ильина. - Москва: Высшая школа, 2007. - 368 с.: ил. - Библиогр.: с. 358-361. - Указ. имен: с. 362-367. - ISBN 978-5-06-003416-5.

Сокольникова, Н.М. История изобразительного искусства: в 2 т.: учебник для пед. вузов. Т. 2 / Н. М. Сокольникова. - Москва: Академия, 2006. - 208 с.: ил., 8 л. ил. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр. в тексте. - ISBN 5-7695-2896-6 (Т. 2). - ISBN 5-7695-2633-5.

Общие работы

Ботвинник М.Н., Коган М.А Иллюстрированный мифологический словарь. СПб: Северо-Запад, 1994

Бычков В.В. Эстетика. М., 2002

Василевская Л.Ю., Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Мировая художественная культура. М. Издательский центр. 1997

Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1985

Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М.,1988

Гачев Г. Жизнь художественного сознания: Очерки по истории образа. М. 1972

Гилберт К.Э., Кун Г. История эстетики. СПб., 2000

Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М., Современник, 1996

Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. М. Детская литература,1989

Искусство в мире духовной культуры. Киев,1985

История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний Восток, античность. Учебник для высших учебных заведений иск-ва и культуры. Под ред. М.В. Доброклонского и А.П. Чубовой. М., Изобразительное искусство, 1979

История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5 т. М., 1962

Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1974

Каган М.С. Искусство в системе культуры. М. Советское искусствозание. 1978 г.

Каган М.С. 1987 Искусство как феномен культуры. В кн. Искусство в системе культуры. Л.

Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика: История и теория. Эстетика: особенности художественных эпох и направлений. Феникс. Ростов-на-Дону. 2004.

Конрад К.И. Запад и Восток, 2-е изд. М, 1972

Кривцун О.А. Историческая психология и история искусств. М., 1997

Кривцун О.А. Эволюция художественных форм; Культурологический анализ. М., 1992

Лекции по истории эстетики / Под ред. М.С. Кагана. Кн. 1. Л., 1973

Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М., 1965

Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. М. Просвещение., 1996

Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2-х тт. М., Советская энциклопедия, 1987

Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., Наука, 1973

Срабова О.Ю. Древний мир. Мировая художественная культура. СПб, Учитель и ученик. 2002

Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978

Эстетика. Словарь. М., 1989

Яковлев Е.Г. Эстетика. Искусствознание. Религиоведение. 2-е изд. КДУ. М. 2005.

Марков М.Е. Искусство как процесс. Основы функциональной теории искусства. М. 1970

Махлина С.Т. Язык искусства в контексте культуры. СПб, 1995

Художественная культура в докапиталистических формациях. Л., 1984.

 

Раздел 4

Методические указания для студентов

Планирование и организация времени, необходимого студентам на изучение дисциплины исходит из принципа поэтапного и постепенного усвоения материала, с опорой на пройденный материал и межпредметные связи. Примерное распределение необходимого времени (в часах) для выполнения самостоятельных работ и подготовки к семинарским занятиям представлено в таблице §2.1. «Тематический план учебной дисциплины для очной формы обучения» в разделе «Самостоятельная работа». Необходимо иметь подготовку к каждому семинарскому занятию в соответствии с календарным учебно-тематическим планом.

Необходимо активно использовать УМК дисциплины, поскольку в нем представлена вся структура курса и планы семинарских занятий, перечень необходимой литературы. Использование УМК дисциплины позволит студентам сэкономить время на поиск необходимой литературы на заданную тему, ориентироваться в логике курса и дает возможность заранее, в удобное для них время, готовиться к семинарским занятиям.

Активное использование УМК дисциплины позволяет студентам выполнять самостоятельные задания заранее, в любое удобное для них время, а не только непосредственно перед семинарским занятием. Это повышает качество проделанной работы. Критерии оценки самостоятельной работы студентов представлены в §2.4.

В настоящее время отдельные темы курса представлены в различных интернет-ресурсах. Это, безусловно, облегчает студентам поиск информации на заданную тему (прежде всего, поиск иллюстративного материала) и повышает качество подготовки (прежде всего, дает возможность использования цветных иллюстраций, которые далеко не всегда присутствуют в печатной литературе) и подготовки презентаций. Однако, необходимо помнить, что качество представленных в интернет-ресурсах материалов не всегда соответствует требованиям преподавателя и в них могут быть ошибочные или недостаточные сведения.

Ответ на экзаменационный вопрос необходимо построить по принципу «от общего к частному». История искусства неотделима и во многом опосредована социально-экономическими, историческими, а, порой, и политическими факторами. В связи с этим, сначала необходимо дать общую характеристику эпохи или периода, а затем приступить к изложению основного материала вопроса. Каждый экзаменационный вопрос представлен в плане семинарских занятий и разбирается на семинаре. В связи с этим, необходима полная подготовка к семинарским занятиям, что обеспечит необходимый объем информации для подготовки к экзамену.

Посещение лекций преподавателя, их конспектирование является обязательной, отдельной и самостоятельной формой учебной работы студента. Лекционный курс опережает семинарские занятия, из чего следует, что посещение лекций будет способствовать успешной подготовке к семинарским занятиям. Подчеркнем, что информация, полученная в ходе лекций, не является достаточной для ответов на вопросы семинарского занятия. Задача преподавателя при проведении лекции заключается в том, чтобы лишь обозначить главные темы, расставить акценты и дать самую основную информацию по теме, а также предостеречь от возможных ошибок.

При подготовке к семинарским занятиям необходимо исходить из принципа постепенности и своевременности подготовки. Необходимо опираться на план семинарских занятий, распечатать его на отдельном листе и использовать в качестве оглавления альбома иллюстраций (который выполняется самостоятельно). Располагать материал в альбоме необходимо в строгом соответствии с планом семинарских занятий.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Учебная дисциплина « История культуры и искусств» ДПП.Ф.01

по специальности 070801 Декоративно-прикладное искусство

Форма обучения очная

 

Институт искусств
Курс:очная форма обучения-1
Семестр: очная форма обучения-1,2
Вид и объем занятий Количество часов Форма контроля
дневное заочное дневное заочное
Объем по ГОС     Тестирование Контрольная работа Реферат Экзамен  
Семестр 1, 2  
Объем по учебному плану:    
всего    
аудиторные занятия    
лекции    
семинарские занятия    
Самостоятельная работа    

 

 

 

НОВОСИБИРСК 2007

 

ББК

УДК

Б

 

Рабочая программа составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2005 г. к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности 052300 Декоративно-прикладное искусство, рабочего учебного плана, утвержденного ученым советом НГПУ «____» __________________200_ г.

 

 

Программу разработал

Новиков Андрей Владиленович

К.и.н., доцент кафедры педагогики и психологии художественного образования

 

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Протокол №________ от «_____»________________2007 г.

Зав. кафедрой Лисецкая Е.В., к.пед.н., доцент ___________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Программа рассмотрена и одобрена методическим советом (комиссией) института искусств

__________________________________________________________________

Протокол № ________ от «_____»________________2007 г.

Председатель совета (Ф.И.О. уч. степень, звание)________________________

 

РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

 

1.1. Выписка из Государственного образовательного стандарта 2005 г. по курсу «История культуры и искусств».

 

ОПДФ.01 История культуры и искусств Культура первобытного общества; история предметного мира Древнего Египта, Античной Греции и Рима; предметная культура Востока (Китай, Индия и др.). Предметный мир Средневековья и эпохи Возрождения.

 

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины

Курс «История культуры и искусств» является базовым теоретическим курсом для студентов всех специальностей Института искусств НГПУ. В основу построения курса лекционных и семинарских занятий положены формационный и хронологический подходы. Это позволяет рассматривать эволюцию развития искусства Евразии в логической последовательности и преемственности художественных традиций. Основным принципом структурирования фактического материала является проблемно-хронологический. Курс разделен на несколько частей по хронологическому принципу. Предметом данной (первой) части курса является феномен художественного творчества от его происхождения и древнейших этапов на территории Евразии (преимущественно средиземноморский бассейн) до западноевропейского средневековья включительно. Отдельный блок этой части курса посвящен изучению истории искусства Византии. Таким образом, данная часть курса охватывает хронологический промежуток развития искусства примерно от 40 тыс. л.н. до ХV в.н.э.

Целью данной учебной дисциплины является формирование у студентов целостной картины эволюции художественного творчества на территории Евразии в указанный период.

Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:

- систематизация имеющихся знаний студентов по истории искусства, формированию потребностей к самообразованию в этой области, к углубленному изучению истории искусства.

- выявление и изучение основных закономерностей развития художественного творчества со времени его возникновения (приблизительно 40 тыс. л.н.) и до ХV в.;

- углубление и обобщение знаний по истории художественного творчества в отдельные периоды, выявление общего и особенного в развитии художественного процесса Евразии от древности до средневековья;

- развитие умений, навыков, способностей студентов в работе с искусствоведческой литературой, освоении фактического материала.

- формирование собственного мнения студентов по ключевым вопросам истории искусства, умения его излагать и отстаивать в дискуссии.

 

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины.

По окончании изучения данной дисциплины, в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускника по специальности, студент должен:

- знать основные факты истории искусства Евразии от древности до средневековья (наиболее известные памятники художественного творчества и их создателей, региональную и хронологическую специфику художественного творчества, особенности стилей и художественных школ);

- иметь представление и владеть системой знаний о закономерностях развития изобразительного искусства Евразии в древности – средневековье;

- усвоить специфику сложения и развития стилей и традиций художественного творчества и влияния на эти процессы социально-экономических факторов.

- владеть методами комплексного, системного и сравнительного анализа фактов из области истории искусства;

- усвоить основы искусствоведческого языка, владеть навыками письменных работ по истории искусства, обработки данных на компьютере в текстовых редакторах, а также навыками устных выступлений - бесед, лекций, докладов и т. п.

 

1.4. Виды и формы контроля. Система контроля за ходом и качеством усвоения студентами содержания данной дисциплины включает следующие виды:

текущий контроль – проводится систематически с целью установления уровня овладения студентами учебного материала. В течение семестра, в соответствии с рабочим планом, выполняются контрольные работы (задания, тесты, в т.ч. электронные). Выполнение этих работ является обязательным для всех студентов, а результаты являются основанием для выставления оценок текущего контроля;

итоговый контроль – для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен: экзамен. Экзаменационная отметка является итоговой по дисциплине и проставляется в приложении к диплому на основании выписки из зачетной книжки. Экзамен проводится в устной форме;

промежуточный контроль (остаточных знаний) – проводится с целью установления остаточных знаний по дисциплине при самостоятельной аттестации по окончанию изучения тематических разделов курса в форме электронного тестирования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.148 с.)