Семинарское занятие №16. Художественная культура Византии ХIII-ХV вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинарское занятие №16. Художественная культура Византии ХIII-ХV вв.



1. Архитектура. Скромные размеры строительства в Византии в ХIII-ХV вв. Сохранение типа крестово-купольного храма. Усложне­ние плана, богатство наружной декорировки зданий. Церковь Паммакаристы (Фетиэ Джами), монастырь Хора (Кахриэ Джами) в Констан­тинополе. Комплекс монастырских построек в Мистре.

2. Живопись. Возрастающее значение фресковой живописи, вытесняющей мозаичную роспись. Обновление тематики византийских рос­писей, свобода живописных приемов, усложнение красочной гаммы в конце ХIII - начале ХIV вв. Мозаики Кахриэ Джами. Новизна композиций, появление элементов пейзажа, архитектурные фоны, сво­бода и живость в изображении фигур.

3. Понятие «Палеологовского Ре­нессанса». Эволюция византийской живописи второй половины ХIV - 1-й половины ХV в.

 

2.4. Содержание и организация самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студентов рассматривается как одна из форм обучения, которая предусмотрена Государственным образовательным стандартом и рабочим планом по специальности. Целью самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов является обучение навыкам работы с учебной и научной литературой, практическими материалами, необходимыми для изучения курса, компьютерами, а также развитие у них способности к самостоятельному анализу полученной информации.

Для самостоятельной работы студентам предлагаются задания различного уровня сложности: 1. репродуктивные, 2. частично-продуктивные, 3. продуктивные (творческие).

Обязательной формой самостоятельной работы являются:

1. Репродуктивный уровень: Изучение учебников, монографий, учебно-методических материалов и справочников по истории искусства с последующим использованием полученных данных на семинарском занятии;

2. Частично-репродуктивный уровень: Заполнение словаря архитектурных терминов;

3. Продуктивный (творческий) уровень: Подготовка презентаций, художественные иллюстрации мифов, подготовка рефератов по темам курса.

Наряду с этим, по отдельным темам осуществляется просмотр фильмов, что существенно дополняет лекционный курс и способствует более глубокому усвоению материала.

Задания для самостоятельной работы

Для самостоятельной работы студентов при изучении курса им предлагаются следующие виды заданий:

1. К семинарским занятиям студенты самостоятельно отбирают и оформляют в тетрадях – альбомах иллюстрации (по каждому вопросу семинарского занятия не менее 10), где представлены базовые памятники художественного творчества, относящиеся к данному периоду. Иллюстрации сканируются или ксерокопируются и затем оформляются в альбоме;

2. По каждой теме семинарского занятия студенты самостоятельно готовят презентации в размере 20-25 слайдов в программе ppt. для выступления на занятии и заранее отсылают презентацию преподавателю для проверки и учета;

3. К соответствующим темам студенты самостоятельно готовят художественные иллюстрации (в любой технике) древнегреческих мифов (не менее 5 мифов), эпических поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея»;

4. Студенты самостоятельно заполняют архитектурный словарь (словник прилагается к программе);

5. Студенты самостоятельно готовят реферат по теме «Римский портрет». Для выполнения данного задания студенты выбирают одного из римских императоров (или другую историческую личность), находят скульптурный портрет данной личности и проводят искусствоведческий анализ, соотнося художественный образ с его реальной биографией;

6. Студенты самостоятельно готовят рефераты «Керамика древней Греции», «Архитектура древней Греции».

Критерии оценки самостоятельной работы

Формы самостоятельной работы студентов используются в качестве форм текущего контроля. Текущий контроль за самостоятельной подготовкой студентов по заявленным темам осуществляется при проведении семинарских занятий. Он производится путем оценки степени готовности и качества альбомов, выступлений студентов с устными сообщениями и презентациями с их последующим обсуждением.

Критериями оценки иллюстраций древнегреческих мифов, выполненных студентами в любой художественной технике, является степень проникновения в характер и образ мифологического персонажа и степень раскрытия драматургии мифологического сюжета.

Критерии оценки подготовки альбомов к семинарским занятиям являются:

1. Полнота раскрытия темы (текстовая часть);

2. Количество подготовленных иллюстраций по каждой теме;

3. Качество подготовленных иллюстраций.

Критериями оценки устных выступлений студентов на семинарском занятии являются:

1. Полнота раскрытия темы;

2. Качество подготовленных иллюстративных материалов в виде сопровождающей презентации;

3. Характер устного выступления студента (учитываются навыки публичного устного изложения, навыки владения иллюстративным материалом в виде презентаций параллельно с устным выступлением, хронометраж выступления).

РАЗДЕЛ 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Перечень учебно-методических материалов разработанных ППС кафедры:

1. Тестовые задания по всем темам курса;

2. Контрольные работы по отдельным темам курса;

3. Технические средства обучения: документальные фильмы по отдельным темам курса;

4. Серия презентаций для иллюстраций лекционного курса.

 

3.2. Список вопросов для подготовки к экзамену.

1. Основные теории происхождения искусства (ХIХ – ХХ вв.).

2. Основные памятники и сюжетные блоки искусства верхнего палеолита.

3. Искусство скифо-сибирского мира.

4. Художественная культура древних цивилизаций Передней Азии (Шумер, Аккад, Ур, Вавилон, Сирия, Палестина, Хеттское государство, Ассирия, Урарту)

5. Искусство Древнего (ХХVIII – ХХIII вв. до н.э. (III – VI династии) и Среднего Царств ХХI – ХVIII вв. до н.э. (ХI – ХII династии).

6. Искусство Нового Царства ХVI – ХI вв. до н.э. (ХVIII – ХХ династии) и Позднего периода. ХI – IV вв. до н.э.

7. Художественная культура Эгейского мира.

8. Искусство Греции ХI – IХ вв. до н.э. (Гомеровская эпоха).

9. Искусство Греции VIII – VI вв. до н.э. (Архаическая эпоха).

10. Искусство Греции 1-й половины V в. до н.э.

11. Искусство Греции середины и третьей четверти V в. до н.э.

12. Искусство Греции последней четверти V в. до н.э.

13. Искусство Греции времени кризиса античного полиса и разложения античной демократии (IV в. до н.э.)

14. Общая характеристика раннеэллинистического искусства.

15. Пергамская школа.

16. Родосская школа.

17. Художественная культура этрусков.

18. Искусство Рима периода республики.

19. Искусство Рима периода ранней империи.

20. Искусство Римской Империи II – IV вв. н.э. в. н.э.

21. Искусство раннего средневековья Западной Европы в V-VIII вв.

22. Художественная культура Каролингской империи.

23. Художественная культура Западной Европы в X - начале XI в.

24. Художественная культура романского периода стран Западной Европы (Франция, Германия, Италия, Испания, Португалия, Англия, Нидерланды, Скандинавские страны)

25. Художественная культура романского периода стран Восточной Европы (Чехия, Польша, Венгрия, Югославия)

26. Художественная культура стран Западной Европы (Франция, Германия, Италия, Испания, Португалия, Англия, Нидерланды, Скандинавские страны) периода готики.

 

27. Художественная культура стран Восточной Европы (Чехия, Польша, Венгрия, Югославия) периода готики.

28. Художественная культура Византии V - IX вв.

29. Художественная культура Византии IX -ХII вв.

30. Художественная культура Византии ХIII-ХV вв.

 

Темы рефератов

1. Основные теории происхождения искусства (ХIХ – ХХ вв.);

2. Памятники искусства верхнего палеолита и их исследователи;

3. Искусство скифо-сибирского мира;

4. Искусство тюркоязычного населения Евразии в эпоху средневековья;

5. Художественная культура Шумера (или – на выбор: Аккад, Ур, Вавилон, Сирия, Палестина, Хеттское государство, Ассирия, Урарту);

6. Искусство Египта периода Древнего церства (ХХVIII – ХХIII вв. до н.э. (III – VI династии)

7. Искусство Египта периода Среднего царства ХХI – ХVIII вв. до н.э. (ХI – ХII династии);

8. Искусство Египта периода Нового Царства ХVI – ХI вв. до н.э. (ХVIII – ХХ династии)

9. Художественной культура Эгейского мира;

10. Искусство Греции ХI – IХ вв. до н.э. (Гомеровская эпоха);

11. Искусство Греции VIII – VI вв. до н.э. (Архаическая эпоха);

12. Искусство Греции первой половины V в. до н.э.;

13. Искусство Греции середины и третьей четверти V в. до н.э.;

14. Искусство Греции последней четверти V в. до н.э.;

15. Искусство Греции времени кризиса античного полиса и разложения античной демократии (IV в. до н.э.);

16. Раннеэллинистическое искусство Греции;

17. Пергамская школа;

18. Родосская школа;

19. Художественная культура этрусков;

20. Искусство Рима периода республики;

21. Искусство Рима периода ранней империи;

22. Искусство Римской Империи II – IV вв. н.э. в. н.э.;

23. Искусство Римских провинций;

24. Искусство раннего средневековья Западной Европы в V-VIII вв.;

25. Художественная культура Каролингской империи;

26. Художественная культура Западной Европы в X - начале XI в.;

27. Художественная культура одной из стран Западной Европы (на выбор - Франция, Германия, Италия, Испания, Португалия, Англия, Нидерланды, Скандинавские страны) романского периода;

28. Художественная культура одной из стран Восточной Европы (на выбор - Чехия, Польша, Венгрия, Югославия); романского периода;

29. Раннехристианское искусство (II – VI вв.) в Западной Европе;

30. Художественная культура одной из стран Западной Европы (на выбор - Франция, Германия, Италия, Испания, Португалия, Англия, Нидерланды, Скандинавские страны) периода готики;

31. Художественная культура одной из стран Восточной Европы (на выбор - Чехия, Польша, Венгрия, Югославия) периода готики;

31. Художественная культура Византии V - IX вв.;

32. Художественная культура Византии IX -ХII вв.;

33. Художественная культура Византии ХIII-ХV вв.

 

3.4. Список основной и дополнительной литературы.

Список основной литературы

(вся основная литература есть в библиотеке НГПУ)

Гращенков, В.Н. История и историки искусства: статьи разных лет / В. Н. Гращенков; Моск. гос. ун-т, Ист. фак.. - Москва: Университет, 2005. - 656 с. - ISBN 5-98227-073-3.

Ильина, Т. В. История искусств: Западноевропейское искусство: учебник для вузов: доп. М-вом образования РФ / Т. В. Ильина. - Москва: Высшая школа, 2004. - 368 с.: ил. - Библиогр.: с. 358-361. - Указ. имен: c. 362-367. - ISBN 5-06-003416-Х.

Ильина, Т. В. История искусств: Западноевропейское искусство: учебник для вузов: доп. М-вом образования и науки РФ / Т. В. Ильина. - Москва: Высшая школа, 2007. - 368 с.: ил. - Библиогр.: с. 358-361. - Указ. имен: с. 362-367. - ISBN 978-5-06-003416-5.

Сокольникова, Н.М. История изобразительного искусства: в 2 т.: учебник для пед. вузов. Т. 2 / Н. М. Сокольникова. - Москва: Академия, 2006. - 208 с.: ил., 8 л. ил. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр. в тексте. - ISBN 5-7695-2896-6 (Т. 2). - ISBN 5-7695-2633-5.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.156 (0.018 с.)