Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел. I. Искусство Древнего мира.↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Образовательные технологии Все разделы программы осваиваются в традиционной форме, предполагающей проведение лекционных занятий, организацию практической работы под руководством преподавателя на занятиях в аудиториях и внеаудиторную самостоятельную работу студента на основе домашних заданий и методических материалов преподавателя.
4.3. Содержание учебной дисциплины Разделы курса: I. Искусство Древнего мира. II. Искусство средних веков. III. Искусство эпохи Возрождения IV. Искусство Западной Европы 17-19 вв. V. Русская архитектура.
Раздел. I. Искусство Древнего мира.
Тема 4.4.1. Искусство первобытного общества. Происхождение искусства. Теории происхождения искусства. Коллективное и личностное начало в искусстве первобытного общества: эпоха палеолита, эпоха мезолита, эпоха неолита. Древнейшие формы художественной деятельности: рисунок, живопись, скульптура. Архитектура. Истоки строительной деятельности человека. Утилитарно-практический характер древнейших построек и сооружений. Культовые сооружения – святилища, жертвенники. Виды мегалитических сооружений – менгир, дольмен, кромлех. Изобразительное искусство. Духовное освоение мира в формах и средствами изобразительного искусства. Изобразительные мотивы в искусстве первобытного человека. Орнамент, фигуративное изображение – животные, человек. Реалистический характер этой эпохи. Эволюция изобразительных форм в конце эпохи палеолита, огрубление форм. Распад первобытного искусства. Тема 4.4.2. Искусство Древнего Египта. Искусство Древнего Египта. Древнее царство (XXVIII-XXIV вв. до н.э.) Архитектура. Развитие архитектурной типологии – гробницы, заупокойные и культовые храмы. Архитектурный ансамбль, синтез искусств. Эволюция погребальных сооружений. б) Изобразительное искусство. Портрет – высшее достижение египетского искусства. Реальное и условное в портрете. Приёмы обобщения и индивидуализации в египетском портрете.Рельеф и его разновидности. Официальное и народноеискусство. Искусство Древнего Египта. Среднее царство ( XXI-XVIII вв. до н.э.). Архитектура. Становление храмов с глубинно-осевой композицией. Роль колонн. Типы египетских колонн. Перистильные дворы и гипостильные залы. Изобразительное искусство. Сохранение и дальнейшее развитие традиций Древнего царства. Углубление психологической выразительности в скульптурном портрете. Световая моделировка форм, повышение индивидуальности образов. Черты реализма в официальном портрете. Искусство Древнего Египта. Новое царство ( XVI – XI вв. до н.э.). Архитектура. Размах культового и дворцового строительства. Достижения в создании архитектурного ансамбля. Храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре. Архитектура времени фараонов XIX династии. Обращение к традициям древнего царства. Гигантский масштаб сооружений. Изобразительное искусство. Отражение в живописи и рельефе бесконечного многообразия жизни. Статуи Хатшепсут. Искусство эпохи Эхнатона: разрыв со старой иконографией, поиски новых форм и изобразительных средств. Генезис портрета от натуралистического к глубоко одухотворённому и реалистическому. Портреты Эхнатона и Нефертити. Тема 4.4.3. Античное искусство. Эгейский мир. Периодизация Эгейского искусства. Место архитектуры в искусстве Крита. Царские дворцы Кносса. Монументальная живопись и рельеф. Синтез искусств. Жизнерадостность и декоративность искусства Крита. Архитектура Микен и Тиринфа, её крепостной суровый характер. Мегароны Тиринфа и Микен. Искусство Древней Греции. Искусство.Древней Греции архаического периода (VII-VI вв. до н.э.) Архитектура. Архитектура как искусство, её ведущая роль в эпоху архаики. Отработка типа древнегреческого храма. Становление ордерной системы, особенности дорического и ионического ордеров. Изобразительное искусство. Периодизация искусства Древней Греции. «Гомеровский» период – становление греческого искусства. Историческая связь с эгейским искусством. Начало развития мелкой пластики. Художественная керамика «геометрического» стиля. Развитие пластического декора в архитектуре храма – синтез искусств. Зарождение монументальной пластики. Образы богов, героев, атлетов. Тип обожествлённой мужской фигуры, попытка передать движение, архитектонику человеческого тела. Создание обобщенного типа – идеала героя-гражданина. Вазопись – чернофигурная техника. Искусство Древней Греции периода ранней классики (500 – 449 гг. до н.э.). Архитектура. Эволюция композиции храма и ордера. Храм Афины Афайи на острове Эгина, храм Геры (II) в Пестуме, храм Зевса в Олимпии. Мера, пропорция, гармония как универсальные критерии греческой эстетики. Роль скульптуры в раскрытии художественного содержания храма. Изобразительное искусство. Героическая тема в искусстве. Фронтонные композиции храма Афины Афайи на острове Эгина. «Дельфийский возничий». Краснофигурная вазопись. Искусство Древней Греции периода высокой классики (450-410 гг.). Архитектура. Ансамбль Афинского акрополя, особенности композиции и образного решения. Приёмы и средства создания архитектурно-художественного образа Парфенона. Изобразительное искусство. Идеал гармонически развитой личности. Мирон – проблема гармонии противоположностей в его творчестве. Поликлет – мастер рациональных, сдержанных образов в скульптуре. Фидий – создатель скульптурных композиций Парфенона. Искусство Древней Греции периода поздней классики (VI в. до н.э.). Архитектура. Усложнение форм, широкое использование ионического и коринфского ордера. Композиция греческого театрального сооружения. Мавзолей в Галикарнасе – новизна композиционного решения. Элементы греческой и восточной архитектуры. Изобразительное искусство. Рост индивидуализма и субъективизма, отражение этих явлений в искусстве. Творчество Скопаса, Праксителя, Лисиппа и Леохара. Искусство Древней Греции эпохи эллинизма (IV – I вв. до н.э.). Архитектура. Многообразие архитектурных типов и форм. Алтарь Зевса в Пергаме. Жилище. Ансамбль Пергамского акрополя. Градостроительство: города Приена и Александрия в Египте. Инженерные сооружения (Фаросский маяк). Изобразительное искусство. Связь с искусством высокой и поздней классики. Постепенная утрата гармонического и эстетического идеала.
Искусство Древнего Рима (VI в. до н.э. - Vв. н.э.). Искусство Этрурии. Этрусский храм (Юпитера Капитолийского). Особенности архитектурного ордера. Гробницы. Инженерные сооружения. Использование Искусство Рима периода Республики (VI-I вв. до н. э.) Архитектура. Утилитарно-практический характер архитектуры. Типология архитектурных сооружений. Общественные здания. Римский форум. Храмы. Зрелищные сооружения. Жилые дома и виллы. Мемориальные сооружения. Градостроительство: Рим, Помпеи. Изобразительное искусство. Развитие натуралистических черт в римском скульптурном портрете. Эллинистическое влияние на искусство республиканского Рима: портреты Цезаря, Цицерона. Углубление психологических характеристик. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА - Эволюция погребального сооружения. - Развитие архитектурной типологии –гробницы, заупокойные и культовые храмы. - Достижения в создании архитектурного ансамбля в период Древнего царства. Храм - Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре. - Особенности скульптуры и рельефа периода Древнего царства. - Изобразительное искусство периода Нового царства и его связь с искусством Древнего царства. - Искусство эпохи Эхнатона.
ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ - Архитектура как искусство и её ведущая роль в эпоху архаики. - Становление греческого ордера и отработка типа древнегреческого храма. - Особенности композиции и образного решения Афинского аерополя. - Приёмы и средства создания архитектурно-художественного образа Парфенона. - Развитие монументальной скульптуры в период архаики. - Роль скульптуры в раскрытии идейно-художественного содержания храма. - Идеал гармонически развитой личности в работах скульпторов Мирона и Поликлета. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА - Особенности применения ордерной системы в архитектуре Древнего Рима. - Императорские форумы – особенности композиционного и пространственного решения. - Архитектура культовых зданий Древнего Рима. - Зрелищные сооружения Древнего Рима – планировочные и объёмно пространственные композиции. Конструкции и декоративные решения.
Вопросы к зачету. 1. Истоки строительной деятельности человека. Виды мегалитических сооружений. 2. Архитектура египетских храмов с глубинно-осевой композицией. Храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре. 3. Архитектурная типология древнегреческих храмов. Греческая ордерная система. 4. Особенности композиции и образного решения ансамбля Афинского акрополя. 5. Объемно-пространственная композиция храма Эрехтейон. 6. Архитектура Древней Греции периода поздней классики. Мавзолей в Галикарнасе. 7. Композиция древнегреческих театральных сооружений. 8. Культовая архитектура Древнего Рима. Типология римских храмов. 9. Особенности композиционного и пространственного решения римских форумов (форумы Цезаря, Августа и Трояна). 10. Зрелищные сооружения Древнего Рима (амфитеатр Флавиев). 11. Триумфальные сооружения.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. Примерная тематика рефератов Искусство Византии 1. Развитие основных типов византийского храма. 2. Храм св. Софии в Константинополе – абстрактная «модель» мира. 3. Конструктивные и художественно-образные особенности храмов византийской крестово-купольной системы. 4. Особенности византийской изобразительной системы. 5. Монументальная живопись в интерьере византийского храма. Искусство Византии Проторенессанс в Италии XIII – XIV вв. Отход от принципов готического искусства, обращение к античности скульпторов Н. Пизано, Арнольфо ди Камбио. Развитие «инкрустационного стиля» в архитектуре Флоренции XIV века – простота и ясность членений формы. Постройки А. ди Камбио. Византийские (греческие) влияния в живописи. Чимабуэ, П. Каваллини – начало объемно-пространственных и эмоционально-образных завоеваний искусства. Революционное новаторство Джотто в области трехмерной формы и, главное, глубина, разнообразие, правдивость передачи чувств и настроений человека (фрески в Падуе).
Тема 2. Раннее Возрождение. Архитектура. Флоренция – родина искусства Возрождения. Преодоление готических традиций в архитектуре, новые методы организации строительства. Ф. Брунеллески – первый архитектор Возрождения. Работа по возведению купола собора Санта Мария дель Фьоре. Воспитательный дом во Флоренции – важнейший памятник эпохи. Ордер в постройках Брунеллески, логика конструктивных построений. Л. – Б. Альберти – ведущий теоретик архитектуры раннего Возрождения, «Десять книг о зодчестве», учение о перспективе. Введение в практику архитектурных чертежей. Открытие и использование на практике как образец античной римской архитектуры. Палаццо Ручеллаи во Флоренции, церковь Санта Мария Новелла. Крупная самостоятельная работа – церковь Сант Андреа в Мантуе. Последователи Альберти. Б. Росселино – автор первого архите4ктурного ансамбля Возрождения – Соборная Площадь в Пиенце. Тема городского дворца в творчестве Микелоццо ди Бартоломео и Бенедетто да Майано. Палаццо Медичи, палаццо Строцци во Флоренции.
Тема 3. Раннее Возрождение. Скульптура. Место скульптуры в новом искусстве. Л. Гиберти – мастер переходного времени, высочайшая техника бронзового литья. «Врата рая» во флорентийском баптистерии. Донателло – великий скульптор раннего Возрождения. Разнообразие техник и жанров в работах Донателло. Монументальные работы. Первый конный памятник эпохи – кондотьеру Гаттамелате, героизированные библейские образы. Острые индивидуальные характеристики «Пророков» для флорентийского Собора – начало реалистической портретной скульптуры. Скульптура Вероккьо – преодоление статики формы, передача в скульптуре реального действия. Памятник кондотьеру Коллеони, «Неверие Фомы». Тема 4. Живопись раннего Возрождения. Живопись – ведущий вид искусства эпохи. Особенности живописи этого периода – поиск, открытие, общая реалистическая направленность, огромный интерес к личности. Мазаччо – основоположник живописи Возрождения. Овладение перспективой, глубоким пространством, массой, композиционной ясностью, передачей чувств и эмоций человека. Фрески капеллы Бранкаччи во Флоренции. Пьеро делла Франческо – выдающийся мастер светоносной живописи и колорита. Фрески в Ареццо, посвященные истории животворящего креста. А. Мантенья – разработка проблем построения композиции, ракурс как основа динамичных композиций, портрет в творчестве художника. Эстетическая функция (гедонистическая) живописи С. Боттичелли – попытка соединить готику и современность: «Весна», «Рождение Венеры», «Магнификат». Тема 5. Высокое Возрождение. Архитектура. Рим – новый центр искусства Возрождения. Политика римских пап в области искусств, покровительство художникам. Начало масштабной застройки Рима. Д. Браманте – классик архитектуры Возрождения. Постройки в Милане – церковь Санта Мария делла Грацие. Римский период. Темпьетто – архитектурный манифест Браманте, проект собора св. Петра в Ватикане, дворцы Ватикана. Рафаэль – ученик Браманте. Дворцы Видони, дель Аквила в Риме, вилла Мадама. Работы архитекторов Сангалло – младшего и Дж. Романо. Микеланджело – архитектор. Пластическая проработка архитектурных форм, столкновение и динамическая напряженность во взаимодействии масс. Постройки во Флоренции – сакристия Медичи, библиотека Лауренциана. Римский период, роль крупного масштаба большого ордера в его работах. Собор Св. Петра, ансамбль Капитолийского холма. Элементы барокко в архитектуре Микеланджело. Тема 6. Высокое Возрождение. Живопись. Утверждение в искусстве идеала гармонически развитой, совершенной личности. Взгляд на «совершенное» - прекрасное у Леонардо да Винчи. Роль науки в развитии искусства, искусство как часть научного познания, роль эксперимента в искусстве. Рациональные основы живописи Леонардо. Новизна композиции и глубины психологического решения темы в фреске «Тайная вечеря». Разработка принципа гармонии в живописи – ключ к пониманию творчества Рафаэля. Прием идеализации – главный как в станковой, так и монументальной живописи Рафаэля. «Сикстинская мадонна», фрески в Ватикане «Диетута», «Афинская школа»; «Триумф Галатеи» на вилле «Фарнезина». Живопись Микеланджело. Героическое, возвышенное, трагическое – высшие точки проявления воли и характера человека. Раздумья о человеческих судьбах – центральные темы монументальной живописи великого художника. Фрески Сикстинской капеллы. Отражение кризиса искусства в поздних работах Микеланджело – «Страшный суд». Тема 7. Высокое Возрождение. Скульптура. Микеланджело – великий скульптор Возрождения. Освоение античного наследия и его «исправление» - «Битва кентавров», «Вакх», «Давид». Героическая личность в скульптуре Микеланджело – «Скованный пленник», «Брут». Философское осмысление действительности, глубинный смысл жизни – одна из центральных тем его творчества – скульптура гробницы Медичи, «Моисей». Последние работы, отразившие крушение гуманистических идеалов художника - «Пьета Рондонини». Северное Возрождение. Тема 1. Возрождение в Нидерландах. Особенности живописи Нидерландов XV – XVI вв.: интерес к реальной жизни, к деталям быта, повествовательность, точность изображения предметов и характеров. Значительные влияния средневекового искусства. Раннее появление техники масляной живописи. Ян ван Эйк – мастер сложных по содержанию алтарных композиций – «Гентский алтарь». Портреты ван Эйка – наиболее цельное отражение идеалов новой эпохи в живописи. «Чета Арнольфини», «Мужчина в красном тюрбане», «Портрет ван дер Пале». Особенности реализма Гуго ван дер Гуса – люди из простонародья становятся героями его картин – «Алтарь Портинари». Творчество И. Босха: реальность и вымысел, религиозная догма и гражданский гуманизм, возвышенное и низменное в его работах. Раскрытие современного содержания, идеи, смысла картины посредством сложнейшей средневековой символики. «Воз сена», «Искушение святого Антония», «Сад наслаждений». Творчество П. Брейгеля Старшего. Народ – герой его картин. Глобальный охват и отражение в искусстве событий, современной ему жизни. «Детски игры», «Пословицы», «Триумф смерти», «Крестьянская свадьба», «Слепые».
Тема 2. Возрождение в Германии. Живопись. Расцвет немецкого искусства в начале XVI в. Немецкий гуманизм – основа искусства Возрождения. А. Дюрер – теоретик искусства, выдающийся живописец и гравер. Итальянский опыт Дюрера - освоение итальянской живописной техники. «Троица», «Четыре апостола». Портрет в творчестве Дюрера. Гравюры – одно из лучших творческих достижений мастера: «Четыре апокалипсических всадника», «Меланхолия». Реализм и мистика в живописи М. Грюневальда. Мощная экспрессия и глубина образных характеристик. Световые и цветовые контрасты – главный живописный прием в подаче трагических коллизий – «Изенгеймский алтарь». Г. Гольбейн – мастер реалистического портрета немецкого Возрождения: «Портрет французского посланника Ш. де Моретта», «Портрет купца Гисце». Примерная тематика рефератов.
Не предусмотрено учебным планом.
Примерный перечень вопросов к зачету по курсу.
Архитектура. 1. Архитектура проторенессанса. 2. Ф. Брунеллески. 3. Л.-Б. Альберти. 4. Архитектура палаццо в период раннего Возрождения. 5. Зарождение в Италии теории архитектуры. 6. А. Браманте. 7. Рафаэль как архитектор. 8. Раннее Возрождение в архитектуре Венеции. 9. Я. Сансовино. 10. Микеланджело – архитектор. 11. Городские дворцы Высокого Возрождения. 12. Д. Виньола. 13. А. Палладио. 14. Маньеризм в архитектуре Италии 16 в. 15. Архитектурный декор эпохи Возрождения. 16. Виллы в архитектуре итальянского Возрождения. 17. Архитектура Возрождения в Испании. 18. Архитектура замков Франции 16 в. 19. Архитекторы Франции 16 в. 20. Градостроительные проблемы эпохи Возрождения. Изобразительно искусство. 1. Творчество Джотто. Конструктивные и декоративные направления в живописи проторенессанса. 2. Мазаччо. 3. В. Верроккьо. 4. Донателло. 5. Творчество Пьеро делла Франческо. 6. Мантенья. 7. С. Боттичелли. 8. Леонардо да Винчи. 9. Рафаэль. Монументальная живопись. 10. Живопись Микеланджело. 11. Скульптура Микеланджело. 12. Тициан. 13. П. Веронезе. 14. Я. Тинторетто. 15. Ян ван Эйк. 16. И. Босх. 17. П. Брейгель. 18. А. Дюрер. 19. Г. Гольбейн.
Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.
1. Тема купольного здания в творчестве Ф. Брунеллески. Привести графические примеры. 2. Л.-Б. Альберти как теоретик архитектуры раннего Возрождения. 3. Развитие типа городского дворца в архитектуре раннего Возрождения. Нарисовать фасады дворцов. 4. Специфика архитектуры Возрождения в Венеции. Объемная композиция, материалы, конструкции, цвет. 5. Проблема научной перспективы в архитектуре и живописи раннего Возрождения в Италии. 6. Сравнительный анализ творческого метода скульпторов Л. Гиберти и Донателло. 7. Принцип гармонии в живописи С. Боттичелли. 8. Эксперимент и научный поиск в живописи Леонардо да Винчи. 9. Д. Браманте. Представление об идеальной архитектуре. Выполнить зарисовки. 10. Живопись Рафаэля как общественный идеал Возрождения. 11. Трагическая тематика в скульптуре Микеланджело. 12. История строительства собора Св. Петра в Ватикане. 13. Архитектура Микеланджело. Борьба стилей. 14. Развитие ансамбля площади Сан Марко и Пьяцетты в Венеции в эпоху Возрождения. Выполнить зарисовки основных построек. 15. Роль цвета в живописи венецианских мастеров. Тициан, П. Веронезе. Содержание термина «венецианский колорит». 16. Синтез архитектуры и изобразительных искусств в период Высокого Возрождения. 17. Архитектура римских палаццо в период Высокого Возрождения. Примеры – выполнить зарисовки. 18. Виллы в творчестве А. Палладио. 19. Д. Виньола. Архитектура на рубеже двух эпох – Ренессанс и барокко. 20. Религиозная живопись Я. Тинторетто. 21. Архитектура позднего маньеризма в Италии. 22. Специфические особенности Возрождения в Нидерландах. На примере творчества Яна ван Эйка. 23. Форма и содержание «сюрреалистических» картин И. Босха. 24. А. Дюрер как теоретик искусства и художник.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Рекомендуемая литература (основная): 1. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства в 2 томах. М., 1979. 2. Лисовский В.Г. Архитектура эпохи Возрождения: Италия. – СПб.: 2007. 3. Рекомендуемая литература (дополнительная): 1. Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Т. 5. 2. Всеобщая история искусств в 6 томах. Т. 3. М., 1962. 3. История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение. М., 1982. 4. Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия. Т. 1-5. М., 1962 – 1981. 5. Альберти Л.-Б. Десять книг о зодчестве. Т. 1-2. М.-Л. 1935-1937. 6. Алессандро Анджелини. Пьеро делла Франческо. М., 1997. 7. Бруно Санта. Рафаэль. М., 1995. 8. Баттилотти. Босх. М., 1998. 9. Белоусова Н.А. Джорджоне. М., 1996. 10. Бруно Санти. Боттичелли. М., 1996. 11. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. С.- Петербург, 1992. 12. Воронина Т.С. Искусство Возрождения. Нидерланды, Франция, Англия. М., 1994. 13. Бартенев И.А. Зодчие итальянского Ренессанса. Л., 1936. 14. Всеволожская С.Н. Венеция. М., 1970. 15. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс в 2 томах. М., 1980. 16. Гершерзон-Чегодаева. Брейгель. М., 1983. 17. Гращенков В.Н. Рафаэль. М., 1975. 18. Данилова И.Е. Брунеллески и Флоренцио. М., 1991. 19. Егорова К.С. Ян ван Эйк. М., 1965. 20. Кантерева Т. Эль Греко. М., 1965. 21. Либман М.Я. Дюрер и его эпоха. М. 1972. 22. Либман М.Я. Очерки немецкого искусства. М., 1991. 23. Лучия Скъянка. Корреджо. М., 1999. 24. Микеланджело. Сост. Гращенков В.Н. М., 1983. 25. Никулин Н.Н. Золотой век нидерландской живописи. XV век. Аст., 1999. 26. Петрусевич Н.Б. Искусство Франции 15-16 вв. М., 1973. 27. Роберт Уоллейс. Мир Леонардо. М., 1997. 28. Ротенберг Е.И. Искусство Италии 16 в. Памятники мирового искусства. М., 1967. 29. Смирнова И.А. Искусство Италии XIII – XV вв. Памятники мирового искусства. М., 1988. 30. Филиппо Педрокко. Веронезе. М., 1999. 31. Хойзингер Л. Микеланджело. М., 1996. 32. Этт. Камезаско Мантенья. М., 1996.
Примерная тематика рефератов. 1. Развитие типа церковного здания в архитектуре итальянского барокко. 2. Дворцы в архитектуре Италии эпохи барокко. 3. Приемы и средства динамизации формы в архитектуре барокко. 4. Роль декора в формировании образа в итальянской архитектуре 17-18 вв. 5. Скульптура и живопись как важнейшие средства архитектуры барокко. 6. Организация пространственной композиции площадей в градостроительстве Италии времени барокко. 7. Французский классицизм первой половины 17 в. Особенности стиля. 8. Дворцовая архитектура Франции 17 в. (ее роль в развитии классицизма). 9. Тема купольного здания в архитектуре Франции 17-18 вв. 10. Дворцово-парковые ансамбли 17 в. – вершина в развитии архитектуры «большого стиля» во Франции. 11. Дворцово-парковый ансамбль в Версале как синтезированный художественный образ. 12. Стиль рококо в архитектуре парижских отелей. 13. Ордер в архитектуре классицизма и барокко. Различия целей и задач. 14. Французский классицизм второй половины 18 в. Особенности развития стиля. 15. Новый классицизм архитектора К. Леду. 16. Ансамбли в архитектуре Австрии 18 в. 17. Дворцовая архитектура в творчестве Б. Неймана. 18. Особенности немецкого барокко в церковной архитектуре 18 в. 19. Дворцово-парковые ансамбли в архитектуре Германии 18 в. 20. Палладианство в английской архитектуре 18 в. 21. Французский ампир как архитектурный стиль.
Примерный перечень вопросов к экзамену по разделу IV курса.
I. Архитектура. 1. Стиль барокко в архитектуре. 2. Классицизм в архитектуре. 3. Рококо в архитектуре 18 в. 4. Раннее барокко в архитектуре Италии. 5. Л. Бернини – архитектор. 6. Ф. Барромини, Г. Гварини. 7. Позднее барокко в архитектуре Италии. Ювора, Ванвителли. 8. Архитектура Франции 17 в. Архитекторы Ж.Лемерсье. и Ф. Мансар. 9. Купольные здания в архитектуре Франции 17-18 вв. 10. Дворцово-парковые ансамбли в архитектуре Франции 17-18 вв. 11. Творчество Ж.А. Мансара. 12. Синтез архитектуры и изобразительных искусств во Франции 17-18 вв. 13. Творчество Ж.А. Габриэля. 14. Городские площади Франции 17-18 вв. 15. Творчество К. Леду. 16. Творчество английских архитекторов И. Джонса и К. Рена. 17. Творчество австрийских архитекторов И. Фишера и И.Л. Хильдебрандта. 18. Творчество немецких архитекторов Б. Неймана и Кнобельсдорфа. 19. Архитектор Пёппельман. Цвингер. 20. Специфика немецкого барокко и рококо. 21. Формирование архитектуры классицизма в Германии. 22. Английская архитектура. Д. Ванбру, Д. Гиббс, У. Чемберс.
II. Изобразительное искусство. 1. Особенности барокко в изобразительном искусстве. 2. Особенности классицизма в изобразительном искусстве. 3. Бернини – скульптор. 4. Караваджо и караваджизм. 5. Монументальная живопись Италии 17-18 вв. 6. Веласкес. 7. Сурборан и Рибера. 8. Н. Пуссен. 9. Ш. Лебрен. 10. А. Ватто. 11. Живопись французского рококо. 12. Шарден. 13. Скульптура Франции 17 века. Жирардон, А. Куазевокс. 14. Ж.А. Гудон. 15. П. Рубенс. 16. А. ван Дейк. 17. Ф. Хальс. 18. Рембрандт. 19. Бытовой жанр в голландской живописи 17 в. 20. Вермер Делфтский. 21. Ж. Латур. 22. Голландский натюрморт 17 века. 23. У. Хогарт. 24. Д. Рейнольдс. 25. Т. Гейнсборо.
Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы. 1. Объективные причины стилевого многообразия европейского искусства 17-18 вв. 2. Особенности стиля барокко в градостроительстве Италии 17 в. 3. Начертить планы площадей, характерных для итальянского барокко. 4. Нарисовать несколько фасадов церковных зданий типа «Иль Джезу». 5. Развитие типа городского дворца в архитектуре Италии 17 в. 6. Приемы стенографии в архитектуре барокко. 7. Синтез искусств в интерьере церковных зданий в период зрелого барокко в Италии. 8. Черты барокко и классицизма в архитектуре Франции первой половины 17 в. 9. Купольные здания в архитектуре Франции 17-18 вв. 10. Дворцово-парковые ансамбли в архитектуре Франции 17-18 вв. Особенности образных решений. 11. Дать графические примеры барочных и классицистических фасадов во французской архитектуре 17-18 вв. 12. Развитие типа отеля в архитектуре Франции. Примеры решений композиции планов. 13. Классицизм Ж. Габриэля. Особенности стиля. 14. Приемы организации пространства площадей открытого типа. 15. В чем проявилось принципиальное новаторство К.Н. Леду? 16. Содержание термина «романтический классицизм». 17. Характеристика ампира как архитектурного стиля. Графические примеры (нарисовать фасады ампирных сооружений). 18. Портрет в творчестве Веласкеса, особенности авторской характеристики личности. 19. Барокко во фламандской живописи (на примерах картин П. Рубенса). 20. Психологический портрет в творчестве Рембрандта. 21. Бытовой жанр в голландской живописи 17 века как отражение особенностей социального развития Голландии. 22. Специфика содержания живописи французского рококо. Сопоставить работы А. Ватто и Буше. 23. Влияние идей французского просвещения на развитие искусства. 24. Сентиментальный романтизм в творчестве Т. Гейнсборо. 25. Австрийская дворцово-парковая архитектура 18 века (использовать графические изображения). 26. Показать в графике многообразие композиционных решений архитектуры церковных построек в Германии 18 века. 27. Дать анализ особенностей архитектуры немецкого барокко и немецкого рококо (на примерах Цвингера и Сансуси). 28. Примеры художественного синтеза в дворцовой архитектуре Б. Неймана. 29. Влияние архитектурных идей А. Палладио на развитие английской архитектуры 18 века (палладианство).
Форма итогового контроля -экзамен. Учебно-методическое обеспечение IV –го раздела курса. Рекомендуемая литература (основная): 1. Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Т. 7. М., 1969. 2. Всеобщая история искусств в 6 томах. Т. 4. М., 1963. 3. Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия. Т. 1-5. М., 1962-1981. 4. История искусства зарубежных стран. XVII – XVIII вв. М., 1988. 5. История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала 20 в. Искусство 17 века, в 2 томах. М., 1988, 1995. 6. Малая история искусств. Искусство XVII в. М., 1974. 7. Малая история искусств. Искусство XVIII в. М., 1977. 8. Бунин А.В. Саваренская Ф.И. История градостроительного искусства в 2 томах. М., 1979. 9. Свидовская М.И. Пространственные искусства в западно-европейской художественной культуре XIII – XIX веков (в двух томах) М 2010. Рекомендуемая литература (дополнительная): 1. Алпатов М.В. Этюды по истории Западноевропейского искусства. М., 1963. 2. Алпатов М.В. Архитектура ансамблей Версаля. М., 1940. 3. Аркин Д.Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. М., 1990. 4. Аркин Д.Е. Париж. Архитектурные ансамбли города. М., 1937. 5. Барокко. Архитектура, скульптура, живопись. Кёнеманн, 2000. 6. Брунов Н.И. Рим. Архитектура эпохи барокко. М., 1937. 7. Брунов Н.И. Дворцы Франции XVII – XVIII веков. М., 1938. 8. Быков В.Н. Архитектура Италии и Франции XVII в. М., 1959. 9. Бонсанти Дж. Караваджо. М., 1995. 10. Версаль. Путеводитель. Арт., 1997. 11. Герман М. У. Хогарт и его время. М., 1977. 12. Егорова К.С. Портрет в творчестве Рембрандта. М., 1975. 13. Знамеровская Т.П. Веласкес. М., 1978. 14. Знамеровская Т.П. Хусепе Рибера. М., 1981. 15. Золотов Ю.К. Жорж де Латур. Л., 1979. 16. Золотов Ю.К. Пуссен. Л., 1988. 17. Золотов Ю.К. Вермер Делфтский. М., 1995. 18. Кеменов В.С. Картины Веласкеса. М., 1969. 19. Лазарев В.Н. Старые европейские мастера. М., 1974. 20. Леонердо Дж. Мир Гейнсборо. М., 1998. 21. Линник И.В. Голландская живопись 17 века и проблема атрибуции картин. Л., 1980. 22. Линник И.В. Франс Хальс. Л., 1967. 23. Лоренцо Бернини. Воспоминания современников. М., 1965. 24. Лившиц Н.А., Зернов Б., Воронихина А. Искусство XVIII в. Исторические очерки. М., 1966. 25. Михаловский. Архитектор Иниго Джонс. М., 1939. 26. Ротенберг Е.И. Западноевропейская живопись 17 века. М., 1989. 27. Смольская Н.Ф. Антонис ван Дейк. М.-Л., 1963. 28. Уэджвуд К. Мир Рубенса. М., 1998. 29. Фромантен Э. Старые мастера. М., 1966. 30. Якимович А.К. Бернини и Барромими. В кн.: Искусство Западной Европы и Византии. М., 1978. 31. Якимович А.К. Художник и дворец. Диего Веласкес. М., 1989.
Содержание раздела. Примерная тематика рефератов и курсовых работ. 1. Древнерусские архитектурные ансамбли и природное окружение. 2. Силуэт кремлей и монастырей Древней Руси. 3. Пластичность в архитектуре Древней Руси. 4. Владимиро-суздальское зодчество и романская архитектура Запада. 5. Сравнительный анализ архитектуры Новгорода и Пскова. 6. Ренессансные черты в русском зодчестве конца XV – XVI вв. 7. Шатровые храмы в деревянном и каменном зодчестве. 8. Развитие архитектуры русских крепостных башен и колоколен XVII в. 9. Развитие декоративного убранства в русской архитектуре XVII в. 10. «Петровское барокко» и архитектура стран Северной Европы. 11. Национальный характер творчества Растрелли. 12. Развитие типа пятикупольного храма в русской архитектуре XVIII – первой половины XIX в. 13. Развитие пространственной композиции и убранства интерьера русских дворцовых зданий XVIII в. 14. Античный ордер и архитектура русского классицизма. 15. Черты палладианства в русской архитектуре второй половины XVIII в. 16. Русская архитектура второй половины XVIII – начала XIX вв. и французский классицизм. 17. Героико-патриотическая тема в русской архитектуре первой трети XIX в. 18. Масштабно-ритмическое единство в архитектурных ансамблях Петербурга эпохи классицизма. 19. Своеобразие архитектуры московского классицизма 1810-1820-х гг. 20. Связь с природой и ландшафтная архитектура русских усадеб. 21. Синтез искусств в архитектуре русского классицизма. 22. Эволюция архитектуры русских театров XIX в. 23. Технический прогресс и новые типы зданий в русской архитектуре второй половины XIX в. 24. Материал и цвет в архитектуре русского модерна. 25. Источники русской неоклассики 1910-х гг., и их интепретация. 26. Архитектура солеварен Прикамья. 27. Основные типы уральских барочных храмов. 28. Градостроительное развитие Екатеринбурга в XVIII – XIX вв. 29. Архитектура заводских цехов Урала первой половины XIX в. 30. Деревянный модерн на Урале.
Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу.
1. Архитектура Киевской Руси. 2. Архитектура Владимиро-Суздальской Руси. 3. Архитектура Новгорода. 4. Архитектура Пскова. 5. Раннемосковское зодчество. 6. Типы церквей в древнерусском деревянном зодчестве. 7. Формирование ансамбля Московского Кремля. 8. Крепостное и гражданское зодчество Древней Руси. 9. Шатровые и столпообразные храмы XVI века. 10. Церковное зодчество Москвы и Ярославля середины XVII века. 11. «Московское барокко» конца XVII века. 12. Архитектура Урала XVII века. 13. Основание начало застройки Петербурга. 14. Архитектор В.В. Растрелли 15. Архитекторы раннего русского классицизма (Кокоринов, Деламот, Ринальди). 16. «Строгий» классицизм 1780-1790-х гг. (Старов, Камерон, Кваренги). 17. Архитектор В.И. Баженов и М.Ф. Казаков. 18. Архитекторы петербургского ампира (Воронихин, Захаров, Томан). 19. К.И. Росси и ансамбли Петербурга 1820-1830-х гг. 20. Архитекторы московского ампира (Бовэ, Жилярди). 21. Промышленная архитектура Урала эпохи классицизма. 22. Основные направления эклектической архитектуры в России. 23. Развитие архитектуры русского модерна. 24. Эклектика и модерн в архитектуре Урала.
Учебно-методическое обеспечение курса. 1. Рекомендуемая литература (основная): 1. Ушаков Ю.С., Тиц А.А., Пилявский В.И. История русской архи
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.6 (0.02 с.) |