Сущность- законы построения мира. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность- законы построения мира.



Лекции по философии.

Лекция №1.

Введение в философию.

Философия –учение об универсальных принципах бытия и познания сущности человека и его отношения к окружающему миру.

Предметом философии явл. человек и мир.

Философия возникла в 6-7 в.в. до н.э. в Древней Греции. Фалес из Мелета -1й философ: «Школа семи мудрецов».

Понятие философия предложил Пифагор(«любовь к мудрости»).

Основной вопрос философии:Откуда всё произошло? (из материи или из духа)

Сущ.:


Материалисты

1)К. Маркс

2)Энгельс

3)В. И. Ленин

4)Демокрит

Идеалисты
1)Субъективные («человек создаёт мир»)Фихте

2)Объективные («Первичен Бог, всемирный разум»)Платон

3)Практические(современные)


Так же предметом философии является бытие.

Бытие- субъективные и объективные реальности в совокупности.

Ипостасии бытия:

-сущность

-существование

-действительность

Сущность- законы построения мира.

Существование- качественное определённость предмета, событий, явлений.

Действительность- реальное воплощение существования и сущности.

Главные вопросы философии:

В чём смысл жизни? Что такое человек? Есть ли жизнь после смерти? Что такое истина? Есть ли судьба? Бог?

Разделы философии:

1)Онтология (учение о бытие)

2) Гносеология(учение о познании)

3)Аксиология(учение о ценностях)

4)Социальная философия и философия истории (учение о сущности,законах и развитии человеческого общества)

5) История философии(изучает философские мысли на протяжении всех веков)

6) Логика (наука о законах правильного мышления и доказательства сего)

7)Этика (учение о морали и нравственности)

8)Эстетика(учение о прекрасном)

9) Теория о культуре и религии

10) Философия науки и техники

11)Философская антропология(учение о сущности человека)

 

Мироощущение + мировосприятие + миропонимание = Мировоззрение!

Мировоззрение – совокупность взглядов, убеждений, оценок и норм, идеалов, установок которые регулируют жизнедеятельность, поведнеие человека. Определяет отношение человека к миру и явл ориентирами в его жизни выполняют регулятивную функцию.

Мировоззрение складывается у человека в 22-25.

Структура:

-Познавательное (усвоение знаний человеком, формируется универсальная картина мира)

-Эмоционально-ценностное(усвоение ценностей, норм, правил поведения в обществе)

Убеждение – уверенность в правоте своей позиции

Идеалы - совершенный образ того, что может быть

Функции философии:

Мировоззренческая Методологическая
1.Гуманистическая 1.Эврестическая
2.Социально-аксиологическая(усвоение норм, правил поведения, формирование критического мышления) 2.Координирующая
3.Культурно-воспитательная(стремление к истине, правде, красоте.) 3.Интегрирующая(все науки в целостности)
4.Информационно-объяснительная(умение получ. достоверную, нужную информацию) 4.Логика-гносиологическая(собственная философ.,методы явления)

 

Лекция №2.

Философия Древнего Востока.

Философия Древнего Востока возникла параллельно с греческой 5-7 век до н.э.

Особенности:

-Целостность философического исследования

-История и современность философских щкол Востока синтезирована

-Имеет ярко выраженный идеологический характер, формирует единое мировоззрение, где человек, общество, вселенная- неразделимое явление.

-Смысл жизни человека на Востоке явл. самоизменение, а не изменение условий

-Идеал самоизменения: древность

-Философия базируется на древних источниках(В Индии: веды(знания для посвященных). В Китае: «Книга перемен»)

-Философия имеет религиозный характер

-Иррационализм в познании мира. Познание проходит при в хождение в определённое состояние (медитация, нирвана).

 

Древняя Индия

Рабовладельческое общество с кастами. Возникла в середине 1го тыс. до н.э.

Основные Касты:

Раджи(главы государства); Кшатри (воен. аристократы); Брахманы(жрицы); Шудры(земледельцы); Неприкосаемые(низший слой общества)

Боги: Брахман (основной).Брахман- объективное начало мира.

Атман(душа человека. Его духовное начало). Вишну (создатель), Шива(разрушитель), Кришна(равновесия), Брана(основатель жизни).

Материальная основа мира- стихии (огонь, воздух, ветер, пространство)

Дыхание - брано. Это человеческой жизни (мира).

Цель познания - проникновение в мир магического ритуала.

 

Школы:

Брахманизм - основная ведическая школа.

Основа пути: карма(воздаяние за деяния человека)

Сансар (путешествие по телам)

Избавление от страданий: слияние с брахманом(гармонизация Кармы).Человек остается в вечности.

Веды - сборник песнопений и заклинаний(2000 до н.э.)

Части вед:

Араньяки (лесные монахи), Упанишады(комментарии к ведам), Брахманы(ритуальная часть)

Ведические школы Неведически школы
санкъя, ньяя, миманса, веданка, вайшешика, йога червака-локаятта, джайниз, буддизм

 

Древний Китай

Древний Китай(религиозно-мифологич. мировоззрение)

Эпоха Чжоу(13-15 век до н.э.)

Центральная идея: культ неба(божественное начало)

Император (сын неба и отец всех китайцев)

Философия формируется на эпической литературе:

Книга истории, книга перемен, книга песен

Основа государства- сыновности (почитание старших)

Инь-янь(земля, небо, дерево, метал, человек, огонь, вода,) – первая школа(8-6 век до н.э)

5 стихий положили основу культуры Китая

Основные школы: даосизм, конфуцианство, маизм, лигизм.

Философия Китая имеет этико – политич. характер (набор историй, сказок)

В более поздний период появляется нумерология и символы.

Даосизм (возник в 4 в до н.э)

Лао – Дзынь основал.

Даодэ дзин(Дао –сущности вещей)

«Мир людей, природа не управляется ни волей неба, ни духами,а развивается по определенному естественному пути.»

Зло – нарушение закона Дао. Дао-сущность вещей.

Социальное начало разрушает естественную природу человека.

«Жить согласно своей сущности»-закон существования.

Человек должен придерживаться принципу недияния. Это значит ограничение желаний.

Познать Дао невозможно, его можно только созерцать.

Принцип Увий: находиться в нужном месте в нужное время, и с min. Условий получить max удовольствие.

 

Лекция №3.

Античная философия.

Милетская школа.

1) Фалес -Представитель (7-6 г до н.э.- основание)

Оснобенности:

- логический разум

-рациональный разум.

Цель – изучение устройства мира, первая причина – вода с душой

2) Амаксиандр (ученик Фалеса).

Сочинение: «о природе». Он дал миру глобус, геогр. Карты +звездные карты

Натур. философия – умозрительное изучение природы без опоры на опыт.

Первопричина мира: апейрон(вечен, бессмертен).

Принцип противоречия, принцип причинности. Принцип необходимости, диалектика.

3) Анаксимен

Главная субстанция – воздух

Эффеская школа: Гераклит(6-5 век до н.э)Выяснения сущности природы мира. Первооснова мира- огонь. «Весь мир находиться в движении».

Геоцаризм – у всего есть душа

«Борьба – отец всего и царь над всем»

Логос – слово, речь, разум. От сюда вытекает логика.

Познание мира есть чувственной и рациональное

«Многознаие уму не научает»

 

Атомисты -материалисты. (Демокрит, Эмпидокл).

Основные элементы: огонь, воздух, вода, земля. Всё это первопричина мира.

Двигателем развития явл. любовь, вражда

Амаксадор: «Каждая вещь –смесь всех частиц».

Демокрит (5-4 в.в. до н. э.). Он привержинец демокритии.

Атомистическая теория строения материи: мир состоит из атомов и пустоты

Атомы- вечны и неизменны(движутся в пустоте и они неделимы)

Принцип причинности – ни одна вещь не существует без причины

 

 

Лекция №4.

Средневековая философия.

Средние века(5-15 века)

Социально – экономические отношения способствует формированию феодализма

Особую роль сыграла христианская религия и римско-католическая церковь

Этапы:

1) Патристика(основы философии 2-6 век)

2) Апостольский(до середины 2 века)

3) Апологетика(защита христианства от язычества)

4) Зрелая патристика(восточная и западная)

5) Схаластика(рационализированное богословие)

Идеи и особенности средневековой философии

1) Теоцентризм – бог в центре всех воззрений

2) Монотеизм – бог един

3) Креацианизм – бог творит мир из ничего

4) Проведенцианизм – судьба мира предопределена и закончится апокалипсисом

5) Идеи заповедей- договор между богом и человеком

Идеи святости тела

Тело – храм души

Эсхатология – учение о конце света(человек рассматривается в 3х измерениях – душа, тело, дух)

Вера первична, разум вторичен

Аврелий Августин (4-5 века)

Особенности: практическая деятельность заменяется духовной(эпоха романтизма)

Почти у всех идеалистическое видение мира. Человек- активный субъект исторического процесса.Существует исторический оптимизм.

Философия – это центр культуры

Жизнь духа, это не только жизнь рассудка(познание иррационального)

Иммануил Кант (1724-1804гг)

Метод познания: транциндентный и эмперический

Эмперический: объект является человеку без сущности

Объект: феномен

Объект подобен субьекту

Логические рассуждения. Разум оперирует идеями.

И.Кант: «О человеке»

Категорический императив: «поступай так, относись к человеку как к цели, а не как к средству»

«поступай так, чтобы максимума твоей воли могла меть силу всеобщего законодательства»

И.Г.Фихте

Он был субъективный идеалист, поступил в гимназию, потом в небинейский университет

Ф.Шеленг

Объективный идеалист, родился в Штутгарде. Главное -мировая душа

Структура духов

Дух:

Объективный дух:

Право

Мораль

Нравственность

Субъективный дух.

«все разумной действительно, все действительное разумно»

Три закона диалектики:

1)единство и борьба противоположностей

2)отрицание отрицаний

3)везде есть противоположностей

Тезис-антитеза-синтез

 

Лекция №5.

Философия нового времени.

Новое время – период развит.Зап.Европы конца 16-начала 18 века

Это эпоха буржуазных революций и мощного эконом.подъема. В это время происходит научная революция(1543-“об обращении небесных сфер”).Огромное количество научных открытий. Наука приобретает самостоятельное значение.

Основная пробл.философ- гносиология (разработка методов получения истинного знания)

Формир.фил.позиции:

1) Эмпиризм – ориентир.на опыт,основной метод индукции(Ф.Бэкон,Дж,Локк,Т.Гобс)

2) Рационализм – опора на математ. Основной метод – дидукция (Декарт,Лейбниц)

3) Мистич.рационализм –человек, как. совпад. противоположностей.

Наука нового времени носит практич.характер,главная задача-принести пользу человеку. Новый тип учёного- учёный экспериментатор. человек ощутил себя хозяином судьбы. Новая протест.этика способствует развитию духа идивид.,предприимч.и хоз. инициативы.

Проблема научного метода

Метод получения истинного знания(френсис Бэкон)

1)Нужно освободить разум от ложных предрассудков(идолов);

2)индукция

А)нужно изучит все случаи явления

Б)изучить все похожие явления

В)сост.табл.степеней дан.явл.

 

Метод получения истинного знания(Рене Декарт)

1)Правило очевидности(Никогда и ничего не принимай на веру, избегай погрешности в познании. Достичь очевидности можно только с помощью интуиции.

2)Аналитическое(нужно разделять каждую проблему на части)

3)Правило синтеза(вновь соединять этапы и установить порядок между ними)

4)Правила контроля(познание начинается с сомнения)

3 вида страстей:

«я мыслю- значит существую»

Мысль-отраж воли,разума,воображения и чувства.

3 вида идей:

1)идей,раствор.мной самим

2)приобрет.из мира

3)врождённые

Бог - врожд.вечная идея и гарант истины.

Учение о морали:

1)подчин.законам и обычаям страны в кот проживаешь

2)уважай решения людей с кот живёшь

3)не спеши менять миров.порядок,измени себя

4)культивируй разум свой на протяжении всей жизни

 

Галилео Галилей (16-17 вв). Выработал новую тактику-изучение идеального движения.

Новый метод – мыслительный эксперимент

Проблема человека

Блез Паскаль (19в)

«Человек- противоречивый образ, это точка схождения несходного: духа и материи»

Человек всегда страдает.

 

 

Лекция №6.

Лекция №7.

Философская антропология

Школы иррационализма:

1) «Философ. воли» Артур Шопенгауэр.

2) «Философ. жизни» Ф.Нитше

3) «Экзистенциализм» Ястерс, Г. Марсель

4) «Психоаналитическая философия» З. Фрейд.

 

Артур Шопенгауэр.

Основ. соч. «Мир, как воля и представление».

Жизнь- непрерывная борьба между состраданием(любовью) и силами злобы и эгоизма.

Фридрих Нитше(1844-1900)

Жизнь- жестакая и слепая иррациональность. Воля к власти. Производит переоценку ценностей.

 

Лекция№8.

Русская философия.

Философия –рационализм, богословие и мирская мудрость.

Фил. Мысль начала зарождаться в 11 веке.

Проблеммы философии(русской)

1)самосознания

2)принятие христианства(язычество+христианство)

3)неразвитость индивидуального начала

Этапы философии:

1)11-17 век(период древне-русской и русско-средневековой философии)

2)17-18 век(ренесанс в развитие философской мысли)

3)19-20 век(развитие философского самосознания и плюриализма)

Миф как феномен культуры.

1)исторически первая мировоззренческая форма понимания мира(системная).

2)миф явл результатом коллективного творчества и не имеет авторов.

3)синкретизм (неразделённость субъективного от объективного, естественное от сверхъестественного, реальное от фантастического).

4) Антропоморфизм - наделение человеческими свойствами предметов и объектов окруж. мира, а также богов.

Религия – как феномен культуры

1)опирается на веру

2)опора на свящ.авторитеты

3)на теисты

Функции религии:

1)мировоззренческая

2)регулятивная

3)интеграционная

Религия может являться соц.институтом

Различают след. религиозные организации:

1)церковь 2) секта 3) культ

Классификации религии:

1)Родоплеменные (фетишизм,тотемизм)

2)Национальные(иудаизм,индуизм)

3)Мировые религии

 

 

Лекция№10.

Наука как феномен культуры.

Наука – область рациональной деятельности людей, кот. направлена на получение объективных знаний.

Научное знание обладает след хар-ми:

1)универсальность

2)системность

3)Проверяемость

4)Критичность

5)Установка на поясн.истины

Функции науки в культуре и общ-ве:

1)Познавательная

-описание мира(научные факты)

-объяснение мира(научные законы)

-предсказание новых явлений

2)прикладная

3)мировоззренческая

4)социальная

В современном обществе отношение к науке неоднозначно:

1)Сциентизм- интеллект. движение, представители кот. считают,что наука главный фактор развития общества.

2)Антисциентизм – наука несёт в себе угрозу выживанию человека.

Наука, как социальный институт начинает формироваться в Европе в 17в.

Это связано с развитием капитализма и ослаблением церкви. В этот период с помощью науки человек начинает осознавать себя повелителем природы, рассматривая последнюю, как неисчерпаемый источник ресурсов для удовлетворения своих потребностей. Сегодня наука выступает главным фактором производства и станов. проф. деятельностью людей.

Онтология.

Онтология- (греч. онтос – сущее, логос- понятие).Учение о бытие как таковом. В его наибольшем общ. харак-ах, независ. от его частых форм.

Бытие – все, что существует(субъективные и объективные реальности в своей совокупности).

Небытие – отсутствие существования;

Инобытие -Все переходит в иные формы бытия, ничто не возникает из ничего.

Проявление бытия (бытия сущ.,оно непрерывно, однородно и неподвижно, оно совершенно)

ФОРМЫ БЫТИЯ

1)бытие человека

2)бытие духовного

3)бытие социальное

4)бытие вещей

Бытие 1ой природы(все вещи которые сущ независимо от человека)

Бытие 2ой природы(часть 1ая преобраз. человеком)

БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА

1)тело

2)личность

БЫТИЕ ИДЕАЛЬНОГО

Савокупность идей, норм, ценностей которые сущ по средствам человеч жизнидеят.

БЫТИЕ СОЦИАЛЬНОГО

Бытие общества(савокупность людей, отношений,система учреждений для потребностей человека)

Бытие – единство существования сущности.

КОЛИЧЕСТВО ИНТЕРПРИТАЦИЙ

1)монизм

2)дцанизм

3)Плюрализм

Материя-объектив реальность, сущ. независ. от человеческого сознания и отображаемая им

ЭТАПЫ:

1)Материя, как природная стихия

2)материя сравнивается с атомами и веществом

3)Материя-объективная реальность данная им в ощущениях

4)материя-савокупность многих аттрибутов

Материя имеет прерывистые и непрерывные формы(разные виды полей)

ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ УРОВНИ МАТЕРИИ

виды уровни Неорганическая природа Органическая природа Общество  
микромир Атомы, элементы, частицы, молекулы. ДНК, РНК, белки _____________  
макромир Газообраз.,жидкости, твёрд. макротела Многоклеточные организмы. Человек(семья, нация)  
мегамир Галактики,солн.Сист.    
             

Атрибуты(св-ва) материи

1) Отражение

2) Движение

3) Пространство и время

4) Причинность и взаимодействите

5) Качество и количество.

Модусы- свойства опред. видов материи.

Движение- измен. качества объекта. Разные формы движения обладают способностью взаимного перехода друг в друга.

Развитие- структурно-качествен. изменение эл-ов объекта.Обладает направланностью.

 

 

Лекция №12

Философия сознания.

Диалектика -теория развития всего сущего(матирии, духа, сознания, познания)

Законы диалектики:

1)Единство и борьба противоположностей.

2)Переход колличесва в качество

3)Отрицание отрицаемого.

Суждение - рассуждения о свойствах предмета.

Гносиология - (знание, учение)-учение о всеобщ. механизмах и закономерностях познавательной деятельности человека, независ. от конкретных форм и видов.

Познание-процесс получения знаний.

-синтетическая функция – объединение знаний и умений

-объяснительная функция – выявление причин, связей, явлений, сущ характер

-методологическая функция – на базе теорий формир. методы научной деятельности

-предсказательная функция-предсказания на основе фактов

-функция понимания – истолкование явлений и событий индвидуальной духовной жизни гуманитарной деятельности

-практическая функция – теория воплощается на практике

Законы отражают регулярные, повтор.связи между явлениями

Объяснение с помощью закона – монологически

Метод объяснения исп. в естественных науках

Метод понимания исп. в гуманитарных науках

Психологическое понимание основано на переживании чувств одного человека другим(духовным опытом)

Теоретическое понимание основывается на истолковании определен.фактов, событий, процессов

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Методе сист. регулятив. принципов, которые должен соблюдать человек в процессе познавательной деятельности

Методология – учения о методах познания действительности

МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

1)Философская методология

2)Общенаучные принципы

3)уровень конкретно научной методологии

4) Уровень методики и техники исследования

УРОВНИ ПОЗНАНИЯ

1)эмпирический

2)теоретический

Ложь- преднамеренное искажение истины.

«Всякая истина есть знание, но не всякая истина-знание»

Научное познание.

Наука - особый рациональный способ познания мира, основанный на эмперической проверке или математич. док-ве.

Задача: обнаружить объективные законы действительности.

Наука:

1) Соц. Институт- совокупность организац. кот. направлены получить знания.

2) Деятельность- творческий процесс получения знания.

3) Знание-рациональность.

Наука доминирует в мировоззрение в 17 в.

 

 

Лекция №13.

Философия культуры.

Культура – появл.в др.мире, озн.воздел.земли

Тейлор 1871г.- «культура – это некот.сложное целое, кот.вкл.в себя знание, верование, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобр.и достиг.человеком как членом общества. Культура это всё что производится, соц.усваив.и раздел.членами общества

Культура делится на мат.и духовную

Матер.-включ.физ.объекты создан.руками человека

Наз.-артефакты(имеют символич.знач., выполн.опред.представл.ценность для общ-ва.

Духовная культура- образует нормы правила, образцы, модели, законы, язык.

Немат.дух.культура – сущ.в сознании пока ее соблюд., и поддерж.чел.общ.

Первичен дух

Главным содерж.сущ.культуры явл.:

Процесс общ.пр-ва и разв.самого человека как субъекта общ.отнош. и деят.

Культура явл.исторически соц.обусл.воскр. и развитие всей общ.жизни

Человек должен пользоват.чувств. и мысл.

Виды культуры:

1)доминирующая

2)субкультура

3)контркультура

Доминир.:персональная и этническая

Этнич.культура – это сав-ть черт культуры

Касающ.обыд.жизнидеятельности

Каркас культуры передача традиций, внутрипоколенное.

Нация- это теротор.эконом.и лингвистич.наблюд.имеющих соц.структуру и политич.орг.

Осн.признак – это письменность и литер.язык

Субкультура- часто общ.культуры, в отд.противореч.усл., но в главн.чертах продолж.культу.нац.

3 вид –контр культура – это субкультура, кот.противостоит в конфликте с господств.ценост.

Стремление полной свободы, любовь к экзотике.

Обычаи повседн.жизни-этот процесс наз…

Культура личности- это сист.хар-ка мер универ.челов.

С кот.он взаимод.с окружающим миром и самим собой, культура личн.знач., убеждение, ценности, волю, умение и навыки, делится на врем.и внутр.соблюд.

Разв.культуры в разн.

Цель культуры-разв.в человеке эстетич.чувство

Средневековье, культуры-это стремление к самопозн.и избавления от грехов. Новое время.

Рацион.культура-это продукт деят.челов.разума

Развитие науки и искусства, разр.естеств.сост.людей.

Культура -это синтез языка, нуки, ремесла, искусства,семьи, гос-ва и религии.

Имануил Кант: культура – это царство свободы

К.Маркс и Фридрих Энгельс: культура- форма предмета прол.деятельности людей.

Фридрих Ницше: основа культуры мужества человека

Остер Синдлер: упадок культуры в форме ининцил.,, культура живёт 1000 лет

Восточная и западная философии, цивилизации

Запад и восток расматриваются как геосоциокультурные понятия. В.С.Степин: «запад» это особый тип цивилизационного и культурного развиия, который сформировался в европе примерно в 15-17 вв. цивилизацию этого типа можно было бы назвать техногенной.

Хар.черты:

Это быстрое изменение техники, технологий, благодаря сист.применен.в производстве нач.знаний.

Предпосылки зап.культуры закл.еще в античности и средневековье.

Основными вехами её предыстории были след: опыт демократии античного полиса, становление в рамках его культуры разл. Филос.систем и первых образцов теорет.науки

Культура-возделование земли(ее окультурование)

1871г.(Тейлор) «Культура – некоторое сложное целое, которое вкл.в себя: знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые человеком, как членом общества»

Культура – все что производится, соц.усваивается и разделяется членами общества

 

КУЛЬТУРА: материальная, духовная

Духовная культура образует: нормы, правила,церемонии,ритуалы,знания,традиции,язык…

Сущ.в сознании,покаее соблюдают(поддержив.чел.общение).Она первична

Материальная культура: артефакты

Сущностью культуры явл.:процесс обществ.производства и развитие самого человека, как субъекта обществ.отношений

Культура явл.исторически и социал.обусловленной формой человеческой деятельности

Культура-способ регуляции, сохран.воспроизведения и развития всей общественной жизни

Виды культуры:доминирующие,субкультуры,контркультуры

Доминирующая(этническая (фольклер) и национальная)

Нация – территор., эконом., и лингвистическое объединение людей, имеющих соц.культуру и полит. Организацию

(письменности и национальный язык)

Субкультура(част общей культуры, в отдельных аспектах, протеворечущая целому, но в главных чертах похожая)

Контркультура(противостоит господствующим ценностям)

Обыденная культура(владение обычаями повседневной жизни)

КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

Системная хар.меры универсальности человека с которой он взаимодейств.с окружающим миром и с самим собой(знания, потребности, интересы, учения,навыки)

Внешняя культура:соблюдение этикета

Внутренняя культура: основывается на мировозрении

Представление о культуре:

А)античная:процесс подготовки граждан-пайдея(культура,образование,воспитание)

Развить в человеке разум и божественное!

Культура- стремление к самосовершенствованию и избавлиние от греховности

Б)Новое время:рационализм

Культура – продукт деят.чел.разума

С рзвитием наук и искусств разрушается естественное состояние людей, деградирование(Ж.Руссо)

Синтез языка, науки, ремесла, искусства, семьи, государства и религии!

Культура – форма предельно- практической деят.человека

В)20 век

Г)21 век

Культура упадок цивилизаии(культура живет 1000 лет)

 

Лекция №17.

Социальная философия.

1)предмет соц.философия, понятие общества

2) основные подходы к пониманию общества

3) эволюция взаимоотношений общества и природы

4)формационный подход к развитию общества

5)теория стадий экономического роста

6) цивилизационный подход

Предметом соц.философии явл.общество.

Философия акцентирует внимание на аксиологическом моменте изучения общества, т.е. не только структуру и механизм развития, так же проблеммы смысла и цели истории, перспектив человечества, направленности исторического процесса, гармоничный общественный устройства, адекватность и неадекватность людей.

Семён Людвигович Франк:

Что такое общественная жизнь? Какова роль общ.жизни, в жизни человека? Какое место занимает общественная жизнь человека, в мировом космическом бытие?

Социальная философия, основываясь на принципе антропоцинтризма иследует соотношение общества, как целостность системы, всеобщие законы, движущие силы, его взаимосвязь с природной средой и окружающим миром в целом.

Общество это выделившиеся из природы системное образование представляющие из себя:

Совокупность исторически изменяющихся форм жизнидеятельности людей, которое проявляется в развитии и функционировании социальных институтов, организаций, общностей и отдельных индивидов.

Выделяют два основных уровня организаций общества: макро- и микроструктура.

Макроструктура характеризует состав класов, слоев, этнических групп…

Микроструктура отражает устойчивые связи малых соц.групп.

В настоящие время иследователи вводят понятие страха(родоначальником явился Потеирим Сорокин) страто(перев.-строй)

1)доход

2)богатство

3)власть

4)образование

5)профессия

Социальная мобильность – это процесс любого перехода индивида(соц.объекта) из одной соц.позиции в другую, расположенных на одном уровне, сущ.два типа мобильности:горизонтальная и вертикальная.

Записаться на кружки, учеба – горизонтальная мобильность.

Вертикальная мобильность- это отношение кот.перемещают из одного слоя в другой, может быть восходящей и нисходящй.

Подходы к пониманию общества:

1) Натурилистический

2) Идеалистический

3) Материалистический

 

Натурилистический. Общество это продолжение мира природы, животных, космоса. Т.е.ход истории и тип общ.устройства опред.: ритм солнечной активности(Чижевский, Кумилев), особенностями географической и природно климатической среды(Шарль Луино Монтескье), специфика человека как природного существа, его ген.рассовыми и половыми особенности(Уинстон)

 

Идеалистический. Духовная идеальная сторона общественного развития, как основа соц.поведения людей: идеократизм и теократия

 

Материалестический п одход. Объяснение общ.устройства связана с материальными основаниями исторического процесса(географические условия, орудие труда, экономические отношения) основа истоический материализм(К.Маркс), зависит от языка культуры, общения. Технологический дотерменизм, более совр.направление, делается акцент на техники или технологии.(Ростоу, Белл, Арон).

Еще два подхода к пониманию общества: конвеционализм(Гопс, Бобс, Лок) и психологизм(Эрик Фром)

Эволюция взаимоотношения общества и природы. Природа подразделяется на живую и неживую.

Гилозаизм- это признание одушевленности всей природы и космоса.

Средства жизни:

1)дыхание

2)рост

3)активность

4)размножение

Биосфера - совокупность живых организмом, растений, бактерий, кот.существуют в трех системах неорганической природы земли.

Сущ.два подхода к пониманию природы:

Природа как результат Божественного творения, но здесь первичен человек, потом природа, природа источник зла.

Естественно научный. Природу можно и нужно изучать, природа первична, человек вторично.(Бернадский нач20века) основной фактор биосферы.

 

Лекции по философии.

Лекция №1.

Введение в философию.

Философия –учение об универсальных принципах бытия и познания сущности человека и его отношения к окружающему миру.

Предметом философии явл. человек и мир.

Философия возникла в 6-7 в.в. до н.э. в Древней Греции. Фалес из Мелета -1й философ: «Школа семи мудрецов».

Понятие философия предложил Пифагор(«любовь к мудрости»).

Основной вопрос философии:Откуда всё произошло? (из материи или из духа)

Сущ.:


Материалисты

1)К. Маркс

2)Энгельс

3)В. И. Ленин

4)Демокрит

Идеалисты
1)Субъективные («человек создаёт мир»)Фихте

2)Объективные («Первичен Бог, всемирный разум»)Платон

3)Практические(современные)


Так же предметом философии является бытие.

Бытие- субъективные и объективные реальности в совокупности.

Ипостасии бытия:

-сущность

-существование

-действительность

Сущность- законы построения мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.259 с.)