Существование- качественное определённость предмета, событий, явлений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Существование- качественное определённость предмета, событий, явлений.



Действительность- реальное воплощение существования и сущности.

Главные вопросы философии:

В чём смысл жизни? Что такое человек? Есть ли жизнь после смерти? Что такое истина? Есть ли судьба? Бог?

Разделы философии:

1)Онтология (учение о бытие)

2) Гносеология(учение о познании)

3)Аксиология(учение о ценностях)

4)Социальная философия и философия истории (учение о сущности,законах и развитии человеческого общества)

5) История философии(изучает философские мысли на протяжении всех веков)

6) Логика (наука о законах правильного мышления и доказательства сего)

7)Этика (учение о морали и нравственности)

8)Эстетика(учение о прекрасном)

9) Теория о культуре и религии

10) Философия науки и техники

11)Философская антропология(учение о сущности человека)

 

Мироощущение + мировосприятие + миропонимание = Мировоззрение!

Мировоззрение – совокупность взглядов, убеждений, оценок и норм, идеалов, установок которые регулируют жизнедеятельность, поведнеие человека. Определяет отношение человека к миру и явл ориентирами в его жизни выполняют регулятивную функцию.

Мировоззрение складывается у человека в 22-25.

Структура:

-Познавательное (усвоение знаний человеком, формируется универсальная картина мира)

-Эмоционально-ценностное(усвоение ценностей, норм, правил поведения в обществе)

Убеждение – уверенность в правоте своей позиции

Идеалы - совершенный образ того, что может быть

Функции философии:

Мировоззренческая Методологическая
1.Гуманистическая 1.Эврестическая
2.Социально-аксиологическая(усвоение норм, правил поведения, формирование критического мышления) 2.Координирующая
3.Культурно-воспитательная(стремление к истине, правде, красоте.) 3.Интегрирующая(все науки в целостности)
4.Информационно-объяснительная(умение получ. достоверную, нужную информацию) 4.Логика-гносиологическая(собственная философ.,методы явления)

 

Лекция №2.

Философия Древнего Востока.

Философия Древнего Востока возникла параллельно с греческой 5-7 век до н.э.

Особенности:

-Целостность философического исследования

-История и современность философских щкол Востока синтезирована

-Имеет ярко выраженный идеологический характер, формирует единое мировоззрение, где человек, общество, вселенная- неразделимое явление.

-Смысл жизни человека на Востоке явл. самоизменение, а не изменение условий

-Идеал самоизменения: древность

-Философия базируется на древних источниках(В Индии: веды(знания для посвященных). В Китае: «Книга перемен»)

-Философия имеет религиозный характер

-Иррационализм в познании мира. Познание проходит при в хождение в определённое состояние (медитация, нирвана).

 

Древняя Индия

Рабовладельческое общество с кастами. Возникла в середине 1го тыс. до н.э.

Основные Касты:

Раджи(главы государства); Кшатри (воен. аристократы); Брахманы(жрицы); Шудры(земледельцы); Неприкосаемые(низший слой общества)

Боги: Брахман (основной).Брахман- объективное начало мира.

Атман(душа человека. Его духовное начало). Вишну (создатель), Шива(разрушитель), Кришна(равновесия), Брана(основатель жизни).

Материальная основа мира- стихии (огонь, воздух, ветер, пространство)

Дыхание - брано. Это человеческой жизни (мира).

Цель познания - проникновение в мир магического ритуала.

 

Школы:

Брахманизм - основная ведическая школа.

Основа пути: карма(воздаяние за деяния человека)

Сансар (путешествие по телам)

Избавление от страданий: слияние с брахманом(гармонизация Кармы).Человек остается в вечности.

Веды - сборник песнопений и заклинаний(2000 до н.э.)

Части вед:

Араньяки (лесные монахи), Упанишады(комментарии к ведам), Брахманы(ритуальная часть)

Ведические школы Неведически школы
санкъя, ньяя, миманса, веданка, вайшешика, йога червака-локаятта, джайниз, буддизм

 

Древний Китай

Древний Китай(религиозно-мифологич. мировоззрение)

Эпоха Чжоу(13-15 век до н.э.)

Центральная идея: культ неба(божественное начало)

Император (сын неба и отец всех китайцев)

Философия формируется на эпической литературе:

Книга истории, книга перемен, книга песен

Основа государства- сыновности (почитание старших)

Инь-янь(земля, небо, дерево, метал, человек, огонь, вода,) – первая школа(8-6 век до н.э)

5 стихий положили основу культуры Китая

Основные школы: даосизм, конфуцианство, маизм, лигизм.

Философия Китая имеет этико – политич. характер (набор историй, сказок)

В более поздний период появляется нумерология и символы.

Даосизм (возник в 4 в до н.э)

Лао – Дзынь основал.

Даодэ дзин(Дао –сущности вещей)

«Мир людей, природа не управляется ни волей неба, ни духами,а развивается по определенному естественному пути.»

Зло – нарушение закона Дао. Дао-сущность вещей.

Социальное начало разрушает естественную природу человека.

«Жить согласно своей сущности»-закон существования.

Человек должен придерживаться принципу недияния. Это значит ограничение желаний.

Познать Дао невозможно, его можно только созерцать.

Принцип Увий: находиться в нужном месте в нужное время, и с min. Условий получить max удовольствие.

 

Лекция №3.

Античная философия.

Милетская школа.

1) Фалес -Представитель (7-6 г до н.э.- основание)

Оснобенности:

- логический разум

-рациональный разум.

Цель – изучение устройства мира, первая причина – вода с душой

2) Амаксиандр (ученик Фалеса).

Сочинение: «о природе». Он дал миру глобус, геогр. Карты +звездные карты

Натур. философия – умозрительное изучение природы без опоры на опыт.

Первопричина мира: апейрон(вечен, бессмертен).

Принцип противоречия, принцип причинности. Принцип необходимости, диалектика.

3) Анаксимен

Главная субстанция – воздух

Эффеская школа: Гераклит(6-5 век до н.э)Выяснения сущности природы мира. Первооснова мира- огонь. «Весь мир находиться в движении».

Геоцаризм – у всего есть душа

«Борьба – отец всего и царь над всем»

Логос – слово, речь, разум. От сюда вытекает логика.

Познание мира есть чувственной и рациональное

«Многознаие уму не научает»

 

Атомисты -материалисты. (Демокрит, Эмпидокл).

Основные элементы: огонь, воздух, вода, земля. Всё это первопричина мира.

Двигателем развития явл. любовь, вражда

Амаксадор: «Каждая вещь –смесь всех частиц».

Демокрит (5-4 в.в. до н. э.). Он привержинец демокритии.

Атомистическая теория строения материи: мир состоит из атомов и пустоты

Атомы- вечны и неизменны(движутся в пустоте и они неделимы)

Принцип причинности – ни одна вещь не существует без причины

 

 

Лекция №4.

Средневековая философия.

Средние века(5-15 века)

Социально – экономические отношения способствует формированию феодализма

Особую роль сыграла христианская религия и римско-католическая церковь

Этапы:

1) Патристика(основы философии 2-6 век)

2) Апостольский(до середины 2 века)

3) Апологетика(защита христианства от язычества)

4) Зрелая патристика(восточная и западная)

5) Схаластика(рационализированное богословие)

Идеи и особенности средневековой философии

1) Теоцентризм – бог в центре всех воззрений

2) Монотеизм – бог един

3) Креацианизм – бог творит мир из ничего

4) Проведенцианизм – судьба мира предопределена и закончится апокалипсисом

5) Идеи заповедей- договор между богом и человеком

Идеи святости тела

Тело – храм души

Эсхатология – учение о конце света(человек рассматривается в 3х измерениях – душа, тело, дух)

Вера первична, разум вторичен

Аврелий Августин (4-5 века)

Особенности: практическая деятельность заменяется духовной(эпоха романтизма)

Почти у всех идеалистическое видение мира. Человек- активный субъект исторического процесса.Существует исторический оптимизм.

Философия – это центр культуры

Жизнь духа, это не только жизнь рассудка(познание иррационального)

Иммануил Кант (1724-1804гг)

Метод познания: транциндентный и эмперический

Эмперический: объект является человеку без сущности

Объект: феномен

Объект подобен субьекту

Логические рассуждения. Разум оперирует идеями.

И.Кант: «О человеке»

Категорический императив: «поступай так, относись к человеку как к цели, а не как к средству»

«поступай так, чтобы максимума твоей воли могла меть силу всеобщего законодательства»

И.Г.Фихте

Он был субъективный идеалист, поступил в гимназию, потом в небинейский университет

Ф.Шеленг

Объективный идеалист, родился в Штутгарде. Главное -мировая душа

Структура духов

Дух:

Объективный дух:

Право

Мораль

Нравственность

Субъективный дух.

«все разумной действительно, все действительное разумно»

Три закона диалектики:

1)единство и борьба противоположностей

2)отрицание отрицаний

3)везде есть противоположностей

Тезис-антитеза-синтез

 

Лекция №5.

Философия нового времени.

Новое время – период развит.Зап.Европы конца 16-начала 18 века

Это эпоха буржуазных революций и мощного эконом.подъема. В это время происходит научная революция(1543-“об обращении небесных сфер”).Огромное количество научных открытий. Наука приобретает самостоятельное значение.

Основная пробл.философ- гносиология (разработка методов получения истинного знания)

Формир.фил.позиции:

1) Эмпиризм – ориентир.на опыт,основной метод индукции(Ф.Бэкон,Дж,Локк,Т.Гобс)

2) Рационализм – опора на математ. Основной метод – дидукция (Декарт,Лейбниц)

3) Мистич.рационализм –человек, как. совпад. противоположностей.

Наука нового времени носит практич.характер,главная задача-принести пользу человеку. Новый тип учёного- учёный экспериментатор. человек ощутил себя хозяином судьбы. Новая протест.этика способствует развитию духа идивид.,предприимч.и хоз. инициативы.

Проблема научного метода

Метод получения истинного знания(френсис Бэкон)

1)Нужно освободить разум от ложных предрассудков(идолов);

2)индукция

А)нужно изучит все случаи явления

Б)изучить все похожие явления

В)сост.табл.степеней дан.явл.

 

Метод получения истинного знания(Рене Декарт)

1)Правило очевидности(Никогда и ничего не принимай на веру, избегай погрешности в познании. Достичь очевидности можно только с помощью интуиции.

2)Аналитическое(нужно разделять каждую проблему на части)

3)Правило синтеза(вновь соединять этапы и установить порядок между ними)

4)Правила контроля(познание начинается с сомнения)

3 вида страстей:

«я мыслю- значит существую»

Мысль-отраж воли,разума,воображения и чувства.

3 вида идей:

1)идей,раствор.мной самим

2)приобрет.из мира

3)врождённые

Бог - врожд.вечная идея и гарант истины.

Учение о морали:

1)подчин.законам и обычаям страны в кот проживаешь

2)уважай решения людей с кот живёшь

3)не спеши менять миров.порядок,измени себя

4)культивируй разум свой на протяжении всей жизни

 

Галилео Галилей (16-17 вв). Выработал новую тактику-изучение идеального движения.

Новый метод – мыслительный эксперимент

Проблема человека

Блез Паскаль (19в)

«Человек- противоречивый образ, это точка схождения несходного: духа и материи»

Человек всегда страдает.

 

 

Лекция №6.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.84.171 (0.061 с.)