Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антропологическая проблема в русской философии

Поиск

В истории русской философии можно выделить два основных направления в подходе к проблеме человека: материалистические учения революционных демократов (Белинского, Герцена, Чернышевского и др.) и концепции представителей религиозной философии (Федорова, Вл. Соловьева, Бердяева и др.).
В философских взглядах В.Г.Белинского проблема человека постепенно приобретает первостепенное значение. В письме к Боткину от 1 марта 1841 г. он отмечает, что «судьба субъекта.индивидуума, личности важнее судеб всего мира». При этом достижение свободы и независимости личности он связывает с социальными преобразованиями, утверждая, что они возможны только в обществе, «основанном на правде и доблести». Обоснование и утверждение необходимости развития личности и ее защиты приводят Белинского к критике капитализма и религии и защите идей утопического социализма и атеизма.
Защиту идей «русского социализма», исходя из необходимости освобождения трудящегося человека, прежде всего «мужика», предпринял А.И.Герцен. Его антропология рационалистична: человек вышел из «животного сна» именно благодаря разуму. И чем больше соответствие между разумом и деятельностью, тем больше он чувствует себя свободным. В вопросе о формировании личности он стоял на позиции ее взаимодействия с социальной средой. В частности, он писал, что личность «создается средой и событиями, но и события осуществляются личностями и носят на себе их печать; тут взаимодействие».
В работе «Антропологический принцип в философии» Н.Г.Чернышевский утверждает природно-монистическую сущность человека. Человек – высшее произведение природы. На взгляды Чернышевского оказало влияние учение Фейербаха, и многие недостатки последнего свойственны также и Чернышевскому. Хотя, в отличие от Фейербаха, он вводит в учение о человеке социальные аспекты человеческого существования, в частности, связывает решение проблемы человека с преобразованием общества на социалистических началах.
Как и всем представителям натуралистического направления философии человека, ему присуща и натуралистическая трактовка духовной жизнедеятельности человека. Страстно борясь против идеалистического отрыва человека от природы и животного мира и против антропологического дуализма, он писал, что «на человека надо смотреть как на одно существо, имеющее только одну натуру». Он рассматривает единство человека в терминах биологизма и вульгарного материализма. По его мнению, философия видит в человеке то же, что и медицина, физиология, химия. Он делает акцент не на различии, а на общности человека и высших животных. Эту общность он усматривает не только в телесной организации, но и в сознании. Хотя различие между сознанием человека и животного имеется, оно, по мнению Чернышевского, носит чисто количественный характер.
В концепциях русских религиозных философов антропологическая проблематика занимает центральное место. Это особенно относится к периоду русской философии, начиная с Ф.М.Достоевского, являющегося мыслителем экзистенциального склада и внесшего в развитие этого направления значительный вклад. И хотя представители этого направления постоянно обращаются к Богу, однако в центре их внимания находится человек, его предназначение и судьба. Слова Бердяева о Достоевском: «Его мысль занята антропологией, а не теологией» можно отнести ко многим представителям русской религиозной философии.
В основе учения о человеке в русской религиозной философии стоит вопрос о природе и сущности человека. Его решение часто видится на пути дуализма души и тела, свободы и необходимости, добра и зла, божественного и земного. Так, антропологические взгляды Достоевского зиждятся на той предпосылке, что человек в своей глубинной сущности содержит два полярных начала – Бога и дьявола, добра и зла, которые проявляются особенно сильно, когда человек «отпущен на свободу».
Это трагическое противоречие двух начал в человеке лежит и в основе философской антропологии Вл.Соловъева. «Человек, – пишет он, – совмещает в себе всевозможные противоположности, которые все сводятся к одной великой противоположности между безусловным и условным, между абсолютною и вечною сущностью и преходящим явлением или видимостью. Человек есть вместе и божество и ничтожество».
В не меньшей степени эта проблема души и тела отражена и в философии И.А.Бердяева, который отмечает: «Человек есть микрокосм и микротеос. Он сотворен по образу и подобию Бога. Но в то же самое время человек есть существо природное и ограниченное. В человеке есть двойственность: человек есть точка пересечения двух миров, он отражает в себе мир высший и мир низший… В качестве существа плотского он связан со всем круговоротом мировой жизни, как существо духовное он связан с миром духовным и с Богом». В силу этой изначальной раздвоенности и дуализма человека его судьба оказывается трагичной по самой своей сути. «Весь трагизм жизни, – пишет Бердяев, – происходит от столкновения конечного и бесконечного, временного и вечного, от несоответствия между человеком, как духовным существом, и человеком, как природным существом, живущим в природном мире».
С точки зрения представителей этого направления главное для человека – духовная, божественная субстанция, а подлинный смысл человека и его существования заключается в том, чтобы соединить человека с Богом. В русской религиозной философии вопрос о человеке органически превращается в божественный вопрос, а вопрос о Боге – в человеческий. Человек раскрывает свою подлинную сущность в Боге, а Бог проявляется в человеке. Отсюда одна из центральных проблем этого направления – проблема богочеловека или сверхчеловека. В отличие от концепции Ницше, у которого сверхчеловек – это человекобог, в русской философии сверхчеловек – это богочеловек. Ее антропология носит сугубо гуманистический характер, утверждая превосходство добра над злом и Бога над дьяволом.

 

 

Лекция №16.

Философия культуры.

Культура – появл.в др.мире, озн.воздел.земли

Тейлор 1871г.- «культура – это некот.сложное целое, кот.вкл.в себя знание, верование, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобр.и достиг.человеком как членом общества. Культура это всё что производится, соц.усваив.и раздел.членами общества

Культура делится на мат.и духовную

Матер.-включ.физ.объекты создан.руками человека

Наз.-артефакты(имеют символич.знач., выполн.опред.представл.ценность для общ-ва.

Духовная культура- образует нормы правила, образцы, модели, законы, язык.

Немат.дух.культура – сущ.в сознании пока ее соблюд., и поддерж.чел.общ.

Первичен дух

Главным содерж.сущ.культуры явл.:

Процесс общ.пр-ва и разв.самого человека как субъекта общ.отнош. и деят.

Культура явл.исторически соц.обусл.воскр. и развитие всей общ.жизни

Человек должен пользоват.чувств. и мысл.

Виды культуры:

1)доминирующая

2)субкультура

3)контркультура

Доминир.:персональная и этническая

Этнич.культура – это сав-ть черт культуры

Касающ.обыд.жизнидеятельности

Каркас культуры передача традиций, внутрипоколенное.

Нация- это теротор.эконом.и лингвистич.наблюд.имеющих соц.структуру и политич.орг.

Осн.признак – это письменность и литер.язык

Субкультура- часто общ.культуры, в отд.противореч.усл., но в главн.чертах продолж.культу.нац.

3 вид –контр культура – это субкультура, кот.противостоит в конфликте с господств.ценост.

Стремление полной свободы, любовь к экзотике.

Обычаи повседн.жизни-этот процесс наз…

Культура личности- это сист.хар-ка мер универ.челов.

С кот.он взаимод.с окружающим миром и самим собой, культура личн.знач., убеждение, ценности, волю, умение и навыки, делится на врем.и внутр.соблюд.

Разв.культуры в разн.

Цель культуры-разв.в человеке эстетич.чувство

Средневековье, культуры-это стремление к самопозн.и избавления от грехов. Новое время.

Рацион.культура-это продукт деят.челов.разума

Развитие науки и искусства, разр.естеств.сост.людей.

Культура -это синтез языка, нуки, ремесла, искусства,семьи, гос-ва и религии.

Имануил Кант: культура – это царство свободы

К.Маркс и Фридрих Энгельс: культура- форма предмета прол.деятельности людей.

Фридрих Ницше: основа культуры мужества человека

Остер Синдлер: упадок культуры в форме ининцил.,, культура живёт 1000 лет

Восточная и западная философии, цивилизации

Запад и восток расматриваются как геосоциокультурные понятия. В.С.Степин: «запад» это особый тип цивилизационного и культурного развиия, который сформировался в европе примерно в 15-17 вв. цивилизацию этого типа можно было бы назвать техногенной.

Хар.черты:

Это быстрое изменение техники, технологий, благодаря сист.применен.в производстве нач.знаний.

Предпосылки зап.культуры закл.еще в античности и средневековье.

Основными вехами её предыстории были след: опыт демократии античного полиса, становление в рамках его культуры разл. Филос.систем и первых образцов теорет.науки

Культура-возделование земли(ее окультурование)

1871г.(Тейлор) «Культура – некоторое сложное целое, которое вкл.в себя: знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые человеком, как членом общества»

Культура – все что производится, соц.усваивается и разделяется членами общества

 

КУЛЬТУРА: материальная, духовная

Духовная культура образует: нормы, правила,церемонии,ритуалы,знания,традиции,язык…

Сущ.в сознании,покаее соблюдают(поддержив.чел.общение).Она первична

Материальная культура: артефакты

Сущностью культуры явл.:процесс обществ.производства и развитие самого человека, как субъекта обществ.отношений

Культура явл.исторически и социал.обусловленной формой человеческой деятельности

Культура-способ регуляции, сохран.воспроизведения и развития всей общественной жизни

Виды культуры:доминирующие,субкультуры,контркультуры

Доминирующая(этническая (фольклер) и национальная)

Нация – территор., эконом., и лингвистическое объединение людей, имеющих соц.культуру и полит. Организацию

(письменности и национальный язык)

Субкультура(част общей культуры, в отдельных аспектах, протеворечущая целому, но в главных чертах похожая)

Контркультура(противостоит господствующим ценностям)

Обыденная культура(владение обычаями повседневной жизни)

КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

Системная хар.меры универсальности человека с которой он взаимодейств.с окружающим миром и с самим собой(знания, потребности, интересы, учения,навыки)

Внешняя культура:соблюдение этикета

Внутренняя культура: основывается на мировозрении

Представление о культуре:

А)античная:процесс подготовки граждан-пайдея(культура,образование,воспитание)

Развить в человеке разум и божественное!

Культура- стремление к самосовершенствованию и избавлиние от греховности

Б)Новое время:рационализм

Культура – продукт деят.чел.разума

С рзвитием наук и искусств разрушается естественное состояние людей, деградирование(Ж.Руссо)

Синтез языка, науки, ремесла, искусства, семьи, государства и религии!

Культура – форма предельно- практической деят.человека

В)20 век

Г)21 век

Культура упадок цивилизаии(культура живет 1000 лет)

 

Лекция №17.

Социальная философия.

1)предмет соц.философия, понятие общества

2) основные подходы к пониманию общества

3) эволюция взаимоотношений общества и природы

4)формационный подход к развитию общества

5)теория стадий экономического роста

6) цивилизационный подход

Предметом соц.философии явл.общество.

Философия акцентирует внимание на аксиологическом моменте изучения общества, т.е. не только структуру и механизм развития, так же проблеммы смысла и цели истории, перспектив человечества, направленности исторического процесса, гармоничный общественный устройства, адекватность и неадекватность людей.

Семён Людвигович Франк:

Что такое общественная жизнь? Какова роль общ.жизни, в жизни человека? Какое место занимает общественная жизнь человека, в мировом космическом бытие?

Социальная философия, основываясь на принципе антропоцинтризма иследует соотношение общества, как целостность системы, всеобщие законы, движущие силы, его взаимосвязь с природной средой и окружающим миром в целом.

Общество это выделившиеся из природы системное образование представляющие из себя:

Совокупность исторически изменяющихся форм жизнидеятельности людей, которое проявляется в развитии и функционировании социальных институтов, организаций, общностей и отдельных индивидов.

Выделяют два основных уровня организаций общества: макро- и микроструктура.

Макроструктура характеризует состав класов, слоев, этнических групп…

Микроструктура отражает устойчивые связи малых соц.групп.

В настоящие время иследователи вводят понятие страха(родоначальником явился Потеирим Сорокин) страто(перев.-строй)

1)доход

2)богатство

3)власть

4)образование

5)профессия

Социальная мобильность – это процесс любого перехода индивида(соц.объекта) из одной соц.позиции в другую, расположенных на одном уровне, сущ.два типа мобильности:горизонтальная и вертикальная.

Записаться на кружки, учеба – горизонтальная мобильность.

Вертикальная мобильность- это отношение кот.перемещают из одного слоя в другой, может быть восходящей и нисходящй.

Подходы к пониманию общества:

1) Натурилистический

2) Идеалистический

3) Материалистический

 

Натурилистический. Общество это продолжение мира природы, животных, космоса. Т.е.ход истории и тип общ.устройства опред.: ритм солнечной активности(Чижевский, Кумилев), особенностями географической и природно климатической среды(Шарль Луино Монтескье), специфика человека как природного существа, его ген.рассовыми и половыми особенности(Уинстон)

 

Идеалистический. Духовная идеальная сторона общественного развития, как основа соц.поведения людей: идеократизм и теократия

 

Материалестический п одход. Объяснение общ.устройства связана с материальными основаниями исторического процесса(географические условия, орудие труда, экономические отношения) основа истоический материализм(К.Маркс), зависит от языка культуры, общения. Технологический дотерменизм, более совр.направление, делается акцент на техники или технологии.(Ростоу, Белл, Арон).

Еще два подхода к пониманию общества: конвеционализм(Гопс, Бобс, Лок) и психологизм(Эрик Фром)

Эволюция взаимоотношения общества и природы. Природа подразделяется на живую и неживую.

Гилозаизм- это признание одушевленности всей природы и космоса.

Средства жизни:

1)дыхание

2)рост

3)активность

4)размножение

Биосфера - совокупность живых организмом, растений, бактерий, кот.существуют в трех системах неорганической природы земли.

Сущ.два подхода к пониманию природы:

Природа как результат Божественного творения, но здесь первичен человек, потом природа, природа источник зла.

Естественно научный. Природу можно и нужно изучать, природа первична, человек вторично.(Бернадский нач20века) основной фактор биосферы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.31.27 (0.009 с.)