ТОП 10:

Раздел IV. Искусство Западной Европы 17-19 вв.



Темы и краткое содержание раздела

Тема 1. Стилевое многообразие искусства 17-18 вв.

Характеристика эпохи. Кризис искусства Возрождения. Формирование новых стилей: барокко, классицизм, рококо. Особенности основных стилей. Внестилевые направления. Углубление представлений о природе и человеке, отражение этих представлений в искусстве. Развитие новых жанров искусства. Научное знание и искусство, теоретическое обоснование искусства. Развитие национальных художественных школ в Италии, Франции, Фландрии, Голландии, Испании, Англии.

Тема 2. Архитектура Италии 17 в. Раннее барокко.

Периодизация архитектуры барокко. Особенности архитектуры раннего барокко; связи с архитектурой Ренессанса – Микеланджело, Дж. Виньола. Мастера раннего барокко – Дж. делла Порта, К. Мадерна, Д. Фонтана. Градостроительство – особенности пространственных барочных решений. Разработка барочных композиций церковных фасадов и дворцов. Стиль барокко в интерьерах зданий. Архитектура загородных вилл – Альдобрандини, Торлония. Средства и приемы создания архитектурно-художественных образов. Основные постройки раннего барокко.

Тема 3. Архитектура Высокого барокко в Италии 17 в.

Расцвет стиля барокко. Сочетание принципов монументальности и декоративности. Особое внимание к вопросам синтеза искусств. Масштаб и динамичная форма – эмоциональное содержание стиля. Ведущие архитекторы зрелого барокко – Л. Бернини, Ф. Барромини, К. Райнальди, их основные постройки. Интерьер собора Св. Петра и площадь Св. Петра – центральный объект зрелого барокко. Тенденция к усложнению объемно-пространственных решений в работах Ф. Барромини. Барокко вне Рима – Г. Гварини, Б. Лонгена.

Тема 4. Архитектура Италии 18 века. Позднее барокко.

Особенности стиля позднего барокко. Архитектура Турина и Неаполя. Архитектура позднего барокко Ювара и Ванвителли. Активное включение природы в архитектурные композиции – замок Ступиниджи, дворец в Казерте. Использование театрально-сценических приемов. Испанская лестница в Риме, фонтан Треви. Постепенное врастание в барочную архитектуру элементов и приемов классицизма.

Тема 5. Изобразительное искусство Италии 17-18 вв.

Многоплановость итальянского изобразительного искусства 17-18 вв. Л. Бернини – крупнейший скульптор барокко. Его работы в интерьере собора Св. Петра – Кивории, Кафедра, Скала Реджа. Развитие портретного жанра, мифологического, мемориального. Фонтаны в Риме – «Четырех рек», «Мавра», «Тритон». Патетический характер скульптуры Л. Бернини. Барочная монументальная живопись – сложность композиционных построений, повышенная декоративность, цветовая насыщенность, использование иллюзорных эффектов. Особая роль творческих поисков Караваджо. Реализм и элементы барокко в его картинах. Караваджизм как демократическое направление в европейской живописи 17 века. Развитие пейзажа и бытового жанра в живописи Италии 18 века.

Тема 6. Искусство Испании 17 века.

«Золотой век» испанской живописи. Мастера живописи 17 века – Х. Рибера, Ф. Сурбаран, Б. Мурильо. Особое место Д. Веласкеса в испанской и европейской живописи. Творческий метод Веласкеса – реализм, основанный на уважении к простому человеку. Портретный жанр – новая эпоха в европейской живописи: портреты короля Филиппа IV, серия портретов шутов и карликов, портреты папы Иннокентия X – одна из вершин в этом жанре. Работы Веласкеса на исторические («Сдача Бреды»), мифологические, жанрово-бытовые темы.

Тема 7. Искусство Фландрии 17 века.

Жизнеутверждающий характер фламандской живописи, специфика ее образного языка. П. Рубенс – крупнейший представитель живописи барокко на севере Европы. Сочетание в картинах Рубенса барочной пышности и земной реалистической основы. Мифологический портретный и пейзажный жанры в живописи Рубенса, эстетический идеал красоты его воплощения. Роль колорита в картинах художника, отражение в них вкусов аристократии и фламандского бюргерства («Похищение дочерей Левкиппа», «Жизнь Марии Медичи», «Шубка»). Ван Дейк – мастер народного портрета. Натюрморты Я. Снейдерса. Крестьянская тематика в живописи А. Браувера.

Тема 8. Искусство Голландии 17 века.

Демократический характер голландского искусства, его народные истоки, яркие реалистические тенденции. Ведущие жанры в живописи – портрет, бытовая картина. Ф. Хальс – выдающийся портретист. Новая концепция группового портрета. Точность характеристик, индивидуальность образов. Рембрандт ван Рейн (1606 – 1669) - центральная фигура голландской живописи. Эволюция творчества – от внешней достоверности до глубокого проникновения в сущность человека. Богатство психологических характеристик образов. Философское осмысление Рембрандтом проблем бытия и нравственности человека, гуманизм его творчества. Трагическое как утверждение прекрасного в поздний период творчества («Возвращение блудного сына»). Офорты Рембрандта. Вермер Делфтский – блестящий мастер цвета. Быт человека в картинах «малых» голландцев. Расцвет голландского натюрморта.

Тема 9. Архитектура Франции первой половины 17 века.

Становление абсолютизма, его влияние на развитие искусств, формирование национальной культуры. Особенности развития французской архитектуры, взаимодействие двух стилей – барокко и классицизма. Градостроительство, реализация принципа «разумного начала», первые регулярные площади Парижа. Перестройка Лувра, дворцовая архитектура. Первые купольные храмы нового типа (ц. Сорбонны, ц. Валь де Грас). Развитие типа городского жилища – отеля. Архитекторы этого периода: С. де Бросс (Люксембургский дворец), Ж. Лемерсье (павильон Часов, дворец Пале Рояль, Охотничий замок Людовика XIII), Ф. Мансар (замок Блуа, дворец Мезон, купольные церкви).

Тема 10. Архитектура Франции второй половины 17 века.

Открытие Академии архитектуры в Париже, обоснование нового стиля – классицизма. «Большой стиль» времени Людовика XIV – соединение простоты и ясности принципов классицизма с пышностью и декоративной насыщенностью барокко. Восточный корус Лувра (арх. К. Перро) – образец раннего классицизма. Ф. Блондель – теоретик архитектуры. Роль архитектурного ансамбля в городской застройке (Дом военных инвалидов). Архитекторы Л. Лево, А. Ленотр, Ж.-А. Мансар. Завершение строительства Лувра, возведение собора Дома инвалидов (Ж.-А. Мансар). Дворцово-парковые ансамбли – Во-ле-Виконт, Версаль. Архитектура парка (А. Ленотр). Синтез архитектуры и изобразительных искусств. Роль художника – декоратора – Ш. Лебрен.

Тема 11. Архитектура Франции 18 века.

Смена художественных вкусов в начале века. Стиль рококо. Предпочтение изящных, хрупких форм, мягких плавных линий, блеклых, матовых тонов – эстетика изысканного. В архитектуре – асимметричная композиция, уменьшение объемов и высоты помещений, компактные планы, плоский гибкий орнамент – «рокайль». Архитекторы Ж. Боффран, Р. де Котт. Развитие архитектуры отелей – Амело, Субиз. Классицизм второй половины 18 века. Значение работ Ж.А. Габриэля. Площадь Согласия в Париже – новый тип открытой площади. Дворец Малый Трианон в Версале – образец классицизма Габриэля. Пантеон в Париже. Развитие архитектуры театров – в Бордо, Безансоне. Особое место К.Н. Леду в архитектуре 18 века. Смелые новаторские поиски и решения, новая архитектурная теория классицизма. Авангардистские проекты К. Леду – «Дом садовника», «Дом директора источника». Практика К. Леду – город Шо, Заставы Парижа.

Тема 12.Изобразительное искусство Франции 17 – 18 века.

Живопись 17 века. Официальная линия – С. Вуэ, Ш. Лебрен. Классицистическая основа живописи Н. Пуссена. Морально-нравственное содержание его лучших работ. Формирование пейзажного жанра (К. Лоррен). Демократическая линия во французской живописи 17 века – Ж.Д. Латур, братья Ленен. Скульпторы Ф. Жирардон, П. Пюже.

Живопись 18 века. Рококо, пасторали Ф. Буше, галантный жанр в творчестве Ватто. Высокая профессиональная живописная культура. Творчество О. Фрагонара. Просвещение и искусство. Реализм живописи Ж. Шардена, тема человека из народа. Скульпторы Ж. Гудон, Э. Фальконе. Демократическая линия в искусстве Франции 18 века.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.124.77 (0.006 с.)