ТОП 10:

Тема 8. Возрождение в Венеции. Архитектура, изобразительное искусство.



Синтез культур Западной Европы и Византии на венецианской почве.

Архитектура. Свободное обращение с формой, соединение разностилевых форм, пышный декор, нарядная цветовая палитра, использование в отделке мрамора – характерные особенности венецианской архитектуры. М. Кодуччи и П. Ломбарди. Церковные и общественные постройки: церковь Санта Мария дел Мираколи, Башня Часов, скуола ди Сан Марко. Развитие типа венецианского дворца: палаццо Корнер, палаццо Вендрамин. Я. Сансовино – завершение ансамбля площади Св. Марка и Пьяцетты.

Живопись. Творчество Дж. Беллини как наиболее полное отражение гуманистических идеалов в искусстве раннего Возрождения в Венеции – «Озерная мадонна», «Мадонна в лугах», живопись Джорджоне, развитие темы единства природы и человека, роль пейзажа в его работах – «Юдифь», «Гроза», «Спящая Венера», «Три философа». Жизнеутверждающий характер живописи Тициана. Портреты Тициана, роль колорита в его живописи. «Любовь земная и любовь небесная», «Ассунта», «Венера Урбинская». «Портрет Ипполито Риминальди», «Автопортрет» (1565 г.), «Портрет папы Павла III с племянниками».

Тема 9. Позднее Возрождение. Архитектура.

Архитектура. Кризис культуры Возрождения. Появление в архитектуре нескольких направлений – академизм, поздний маньеризм, зарождение барокко. Д. Виньола – ведущий архитектор римской школы. Трактат «Правила пяти архитектурных ордеров» - попытка предотвратить распад архитектуры Возрождения. Новая архитектурная концепция церковного здания – Иль Джезу в Риме. Элементы нового стиля в загородных постройках – вилла Джулия, замок в Капрароле. А. Палладио – классик архитектуры Возрождения. Многоплановость композиции и типов построек Палладио: общественные здания, дворцы, виллы, культовые постройки. Развитие теории архитектуры, трактат «Четыре книги об архитектуре». Постройки в Виченце: дворцы – Тьене, Вальмарана, дель Капитанио, театр Олимпико. Вилла Ротонда, вилла Барбаро. Церковные здания нового типа в Венеции – Иль Реденторе. Архитекторы Б. Амманати, Дж. Вазари.

 

Тема 10. Позднее Возрождение. Живопись.Живопись. П. Веронезе – блестящий продолжатель традиций Венецианской живописи – яркой, праздничной, эмоционально-чувственной. «Триумф Венеции», «Пир в доме Левия», «Брак в Кане». Я. Тинторетто – последний крупный мастер эпохи. Двойственный характер его живописи – праздничная Венеция и глубокие мрачные ощущения и переживания надвигающейся трагедии в религиозных по содержанию работах. Росписи «Дворца Дожей» и скуолы ди Сан Рокко. Народная тема в искусстве Тинторетто.

 

Северное Возрождение.

Тема 1. Возрождение в Нидерландах.Особенности живописи Нидерландов XV – XVI вв.: интерес к реальной жизни, к деталям быта, повествовательность, точность изображения предметов и характеров. Значительные влияния средневекового искусства. Раннее появление техники масляной живописи. Ян ван Эйк – мастер сложных по содержанию алтарных композиций – «Гентский алтарь». Портреты ван Эйка – наиболее цельное отражение идеалов новой эпохи в живописи. «Чета Арнольфини», «Мужчина в красном тюрбане», «Портрет ван дер Пале».

Особенности реализма Гуго ван дер Гуса – люди из простонародья становятся героями его картин – «Алтарь Портинари». Творчество И. Босха: реальность и вымысел, религиозная догма и гражданский гуманизм, возвышенное и низменное в его работах. Раскрытие современного содержания, идеи, смысла картины посредством сложнейшей средневековой символики. «Воз сена», «Искушение святого Антония», «Сад наслаждений». Творчество П. Брейгеля Старшего. Народ – герой его картин. Глобальный охват и отражение в искусстве событий, современной ему жизни. «Детски игры», «Пословицы», «Триумф смерти», «Крестьянская свадьба», «Слепые».

 

Тема 2. Возрождение в Германии. Живопись.Расцвет немецкого искусства в начале XVI в. Немецкий гуманизм – основа искусства Возрождения. А. Дюрер – теоретик искусства, выдающийся живописец и гравер. Итальянский опыт Дюрера - освоение итальянской живописной техники. «Троица», «Четыре апостола». Портрет в творчестве Дюрера. Гравюры – одно из лучших творческих достижений мастера: «Четыре апокалипсических всадника», «Меланхолия». Реализм и мистика в живописи М. Грюневальда. Мощная экспрессия и глубина образных характеристик. Световые и цветовые контрасты – главный живописный прием в подаче трагических коллизий – «Изенгеймский алтарь». Г. Гольбейн – мастер реалистического портрета немецкого Возрождения: «Портрет французского посланника Ш. де Моретта», «Портрет купца Гисце».

Тема 3. Возрождение во Франции и Испании. Архитектура. Живопись.

Архитектура Франции XVI в. Особенности Возрождения во Франции. Итальянские влияния: Леонардо да Винчи, Виньола, маньеристы. Стойкие традиции средневековой архитектуры. Архитектура замков, постепенная утрата или оборонительной функции – замок в Блуа, Шамбор, Шенонсо. Творчество архитекторов П. Леско и Д. Делорма. Строительство Лувра, дворец Анэ.

Искусство Испании XVI в. Медленное развитие ренессансных форм в архитектуре, стойкость средневековых традиций. Творчество Х. Эрреры. Строгий стиль архитектуры королевского дворца Эскориал. Живопись. Придворное искусство. Творчество Эль Греко. Религиозная живопись, портрет, пейзаж. «Эсполио», «Погребение графа Оргаса», «Апостолы Петр и Павел», «Моление о чаше», «Снятие пятой печати», «Вид Толедо».

Распределение часов раздела III по темам и видам работ.

№ п/п Наименование тем и разделов Всего (часов) Аудиторные занятия (час.) В том числе Самостоя-тельная работа   Форма текущего контроля
Лекции Практические занятия
  Раздел I. Возрождение в Италии.  
1. Тема 1. Источники культуры Возрождения. Проторенессанс.   самоконтроль
2. Тема 2. Раннее Возрождение. Архитектура.   самоконтроль
3. Тема 3. Раннее Возрождение. Скульптура.   самоконтроль
4. Тема 4. Раннее Возрождение. Живопись. семинар
5. Тема 5. Высокое Возрождение. Архитектура.   самоконтроль
6. Тема 6. Высокое Возрождение. Живопись. семинар
7. Тема 7. Высокое Возрождение. Скульптура.   самоконтроль
8. Тема 8. Возрождение в Венеции. Архитектура, изобразительное искусство.   самоконтроль
9. Тема 9. Позднее Возрождение. Архитектура.   самоконтроль
10. Тема 10. Позднее Возрождение. Изобразительное искусство.   самоконтроль
  Раздел II. Северное Возрождение.  
11. Тема 1. Возрождение в Нидерландах. Живопись.   самоконтроль
12. Тема 2. Возрождение в Германии. Живопись. семинар
13. Тема 3. Возрождение во Франции и Испании. Архитектура, живопись.   самоконтроль
  ИТОГО  
  Форма итогового контроля зачет

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости в III семестре.

Аудиторные занятия по дисциплине предусматривают участие в трех семинарах в часы, отведенные для практических занятий. Результаты освоения учебной дисциплины оцениваются по результатам трех семинаров. В случае неудовлетворительной оценки за семинар или желании студента повысить оценку выполняется реферат по теме семинара.

 

 

Примерная тематика рефератов.

 

Не предусмотрено учебным планом.

 

Примерный перечень вопросов к зачету по курсу.

 

Архитектура.

1. Архитектура проторенессанса.

2. Ф. Брунеллески.

3. Л.-Б. Альберти.

4. Архитектура палаццо в период раннего Возрождения.

5. Зарождение в Италии теории архитектуры.

6. А. Браманте.

7. Рафаэль как архитектор.

8. Раннее Возрождение в архитектуре Венеции.

9. Я. Сансовино.

10. Микеланджело – архитектор.

11. Городские дворцы Высокого Возрождения.

12. Д. Виньола.

13. А. Палладио.

14. Маньеризм в архитектуре Италии 16 в.

15. Архитектурный декор эпохи Возрождения.

16. Виллы в архитектуре итальянского Возрождения.

17. Архитектура Возрождения в Испании.

18. Архитектура замков Франции 16 в.

19. Архитекторы Франции 16 в.

20. Градостроительные проблемы эпохи Возрождения.

Изобразительно искусство.

1. Творчество Джотто.

Конструктивные и декоративные направления в живописи проторенессанса.

2. Мазаччо.

3. В. Верроккьо.

4. Донателло.

5. Творчество Пьеро делла Франческо.

6. Мантенья.

7. С. Боттичелли.

8. Леонардо да Винчи.

9. Рафаэль. Монументальная живопись.

10. Живопись Микеланджело.

11. Скульптура Микеланджело.

12. Тициан.

13. П. Веронезе.

14. Я. Тинторетто.

15. Ян ван Эйк.

16. И. Босх.

17. П. Брейгель.

18. А. Дюрер.

19. Г. Гольбейн.

 

Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

 

1. Тема купольного здания в творчестве Ф. Брунеллески. Привести графические примеры.

2. Л.-Б. Альберти как теоретик архитектуры раннего Возрождения.

3. Развитие типа городского дворца в архитектуре раннего Возрождения. Нарисовать фасады дворцов.

4. Специфика архитектуры Возрождения в Венеции. Объемная композиция, материалы, конструкции, цвет.

5. Проблема научной перспективы в архитектуре и живописи раннего Возрождения в Италии.

6. Сравнительный анализ творческого метода скульпторов Л. Гиберти и Донателло.

7. Принцип гармонии в живописи С. Боттичелли.

8. Эксперимент и научный поиск в живописи Леонардо да Винчи.

9. Д. Браманте. Представление об идеальной архитектуре. Выполнить зарисовки.

10. Живопись Рафаэля как общественный идеал Возрождения.

11. Трагическая тематика в скульптуре Микеланджело.

12. История строительства собора Св. Петра в Ватикане.

13. Архитектура Микеланджело. Борьба стилей.

14. Развитие ансамбля площади Сан Марко и Пьяцетты в Венеции в эпоху Возрождения. Выполнить зарисовки основных построек.

15. Роль цвета в живописи венецианских мастеров. Тициан, П. Веронезе. Содержание термина «венецианский колорит».

16. Синтез архитектуры и изобразительных искусств в период Высокого Возрождения.

17. Архитектура римских палаццо в период Высокого Возрождения. Примеры – выполнить зарисовки.

18. Виллы в творчестве А. Палладио.

19. Д. Виньола. Архитектура на рубеже двух эпох – Ренессанс и барокко.

20. Религиозная живопись Я. Тинторетто.

21. Архитектура позднего маньеризма в Италии.

22. Специфические особенности Возрождения в Нидерландах. На примере творчества Яна ван Эйка.

23. Форма и содержание «сюрреалистических» картин И. Босха.

24. А. Дюрер как теоретик искусства и художник.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература (основная):

1. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства в 2 томах. М., 1979.

2. Лисовский В.Г. Архитектура эпохи Возрождения: Италия. – СПб.: 2007.

3.

Рекомендуемая литература (дополнительная):

1. Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Т. 5.

2. Всеобщая история искусств в 6 томах. Т. 3. М., 1962.

3. История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение. М., 1982.

4. Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия. Т. 1-5. М., 1962 – 1981.

5. Альберти Л.-Б. Десять книг о зодчестве. Т. 1-2. М.-Л. 1935-1937.

6. Алессандро Анджелини. Пьеро делла Франческо. М., 1997.

7. Бруно Санта. Рафаэль. М., 1995.

8. Баттилотти. Босх. М., 1998.

9. Белоусова Н.А. Джорджоне. М., 1996.

10. Бруно Санти. Боттичелли. М., 1996.

11. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. С.- Петербург, 1992.

12. Воронина Т.С. Искусство Возрождения. Нидерланды, Франция, Англия. М., 1994.

13. Бартенев И.А. Зодчие итальянского Ренессанса. Л., 1936.

14. Всеволожская С.Н. Венеция. М., 1970.

15. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс в 2 томах. М., 1980.

16. Гершерзон-Чегодаева. Брейгель. М., 1983.

17. Гращенков В.Н. Рафаэль. М., 1975.

18. Данилова И.Е. Брунеллески и Флоренцио. М., 1991.

19. Егорова К.С. Ян ван Эйк. М., 1965.

20. Кантерева Т. Эль Греко. М., 1965.

21. Либман М.Я. Дюрер и его эпоха. М. 1972.

22. Либман М.Я. Очерки немецкого искусства. М., 1991.

23. Лучия Скъянка. Корреджо. М., 1999.

24. Микеланджело. Сост. Гращенков В.Н. М., 1983.

25. Никулин Н.Н. Золотой век нидерландской живописи. XV век. Аст., 1999.

26. Петрусевич Н.Б. Искусство Франции 15-16 вв. М., 1973.

27. Роберт Уоллейс. Мир Леонардо. М., 1997.

28. Ротенберг Е.И. Искусство Италии 16 в. Памятники мирового искусства. М., 1967.

29. Смирнова И.А. Искусство Италии XIII – XV вв. Памятники мирового искусства. М., 1988.

30. Филиппо Педрокко. Веронезе. М., 1999.

31. Хойзингер Л. Микеланджело. М., 1996.

32. Этт. Камезаско Мантенья. М., 1996.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.169.76 (0.018 с.)