Общая характеристика культуры эпохи Возрождения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика культуры эпохи Возрождения.



Возрождение (франц.— «Ренессанс», итал. — «Ринашименто») -явление культурного развития ряда стран Центральной и Западной Европы, вызванное начавшимися процессами постепенного пере­хода от феодальных отношений к капиталистическим.

Хронологически эпоха Возрождения охватывает период XIV— XVI вв. При этом до конца XV в. Ренессанс оставался в основном итальянским явлением.

Термин «Возрождение» был впервые введен в XVI в. известным итальянским художником, архитектором и историком искусства Джорджо Вазари (1511—1574). Под ним понималось всестороннее развитие нового искусства, основанного на изучении природы и возрождении античной культуры.

У гуманистов эпохи Возрождения этот термин еще не получил четкого выражения. Более определенно он раскрывается в конце XVII в. в трудах французского мыслителя Пьера Бейля (1647—1706), выражая протест против средневекового варварства. В XVIII в. деятели эпохи Просвещения как непосредственные преемники гуманистов XVI в. вложили в это понятие новое содержание. Так, Вольтер видел в Возрождении прогресс человеческого разума, при­шедший на смену варварству и невежеству Средневековья. Наука XIX в. распространила понятие «Возрождение» на все сферы жизни общества рассматриваемой эпохи и определила характерные черты культуры этого времени.

Эпоха Возрождения — это эпоха больших экономических и социальных преобразований в жизни многих государств Европы, эпоха радикальных изменений в идеологии и культуре, эпоха гума­низма и просвещения.

В этот исторический период в различных областях жизнедея­тельности человеческого общества возникают благоприятные усло­вия для небывалого взлета культуры. Развитие науки и техники, великие географические открытия, перемещение торговых путей и появление новых торговых и промышленных центров, включение в сферу производства новых источников сырья и новых рынков существенно расширяло и изменяло представление человека об окружающем мире. Высокого расцвета достигают наука, литература, искусство.

Меняются представления о самом человеке, о его месте и роли в природе и обществе. Идеалом личности новой эпохи становится человек хорошо развитый физически и умственно, обладающий сильной волей, отвагой и предприимчивостью. Человек новой эпохи стремится к духовной свободе; средневековый аскетизм вытесняется радостью бытия, свободой творчества, проявлением индивидуаль­ности. На смену вере приходит знание, основанное на практическом опыте.

Это было время, нуждавшееся в титанах мысли, духа, учености, и эпоха Возрождения породила таких титанов. Она дала человече­ству целый ряд выдающихся ученых, мыслителей, изобретателей, путешественников, художников, поэтов, деятельность которых вне­сла колоссальный вклад в развитие общечеловеческой культуры. Таким образом, Ренессанс принес глубокие перемены во все области жизни общества своей эпохи.

Фундаментальным для культуры Возрождения является обраще­ние к античному наследию. В то же время Возрождение не было и, конечно, не могло быть лишь простым повторением античности в культуре новой эпохи. Европейское общество в своем развитии ушло далеко вперед, пройдя тысячелетний путь Средневековья и еще более длительный период существования христианства, которое пронизывало все формы общественного бытия и сознания, выдви­нуло новый круг идей и образов, эстетических идеалов, новое мировоззрение. Поэтому культура Возрождения явилась сплавом античных традиций и форм с традициями Средневековья и христи­анства, с новыми веяниями и представлениями.

Идеологическое движение эпохи Возрождения имело два на­правления — религиозное и светское. Первое нашло свое выраже­ние в реформации — движении, принявшем форму борьбы против католической церкви (в рамках религиозных учений) и бывшим по своей сути антифеодальным. Второе направление проявилось в формировании нового мировоззрения и новой культуры, ставшее основным идейным содержанием Возрождения и получившее на­звание гуманизм (от лат. humanus — человечный). j Идеологи Возрождения противопоставляли новую эпоху эпохе Средневековья. Художники, писатели, философы поставили в центр своего творчества человека. Они отвергали жесткие ограничения средневековых канонов в изобразительном искусстве и принятые в нем условности. Осмысление и более углубленное понимание при­роды и сущности человека — основа культуры Возрождения. Опо­рой для такого понимания стала античность, где человек был мерой всех вещей, где все, что создавалось, было соразмерно человеку и философия изучала главным образом человека. Поэтому возвраще­ние к античности отвечало идеалам и целям людей новой эпохи.

Важнейшей чертой мировоззрения эпохи Возрождения был индивидуализм. Новые общественные отношения буржуазного об­щества с его конкуренцией и предпринимательством требовали от человека личной инициативы, активной деятельности, проявления всех его индивидуальных качеств для достижения успеха. Теперь не происхождение определяло место и значение человека в обществе, а его способности и его деятельность. Индивидуализм стал основой мировоззрения новой эпохи.

Другой его важной чертой выступает интерес к естествознанию. Естественные науки были теоретической основой для развития производства и в то же время — идейным оружием в борьбе с религиозной идеологией. В эпоху Возрождения были сделаны ве­ликие открытия в астрономии (Н. Коперник, Дж. Бруно, И. Кеплер, Г. Галилей), медицине (Ф. Парацельс, А. Везалий, М. Сервет и др.), математике (Дж. Кардано и др.), а также в географии, геологии, зоологии, ботанике и других науках.

Характерной чертой нового мировоззрения было также пробуж­дение национального самосознания. У людей возникает чувство патриотизма, формируется понятие отечества, его не могло быть в условиях феодальной раздробленности эпохи Средневековья. Поя­вились работы по истории (Бруни, Флавио Бьондо, Макиавелли, Гвиччардини в Италии, Якоб Вимфелинг, Иоганн Авентин в Ге­рмании и др.). В эпоху Возрождения окончательно формируются итальянский, французский, английский, немецкий языки. Возникает литература на этих языках, латынь же в XVI в. постепенно перестает быть живым языком живой литературы.

Изобретение И. Гутенбергом в середине XV в. книгопечатания, появление газет дало возможность большему числу людей сопри­коснуться с печатным словом, с кругом вопросов, которые до этого были уделом немногих.

Итальянское Возрождение. Европейские страны внесли огромный вклад в культуру Возрождения. Лучшие произведения этой эпохи вошли в мировую культуру. Особенности исторического, социально-экономического, полити­ческого и духовного развития стран обусловили специфику Возрождения в каждой из них. Через Италию проходили наиболее важные торговые пути, соединявшие Европу с Азией, что вызвало быстрый рост портовых и ремесленных городов (Флоренция, Генуя, Венеция, Болонья и др.).

Через Италию проходили крестоносцы, что способствовало развитию ремесел, увеличеникТслой ремесленников. Раньше, чем в других странах, стало развиваться мануфактурное производство. Все это стимулировало активную политическую жизнь в городах-ре­спубликах и создавало благоприятные условия для развития куль­туры.

Наконец, большую роль сыграло и то, что__Италия была прямой наследницей античной кудьтуры и памятниксм В ЭТой~стране Сохранилось больше чем где бы то ни было.

Хронологические рамки итальянского Возрождения охватывают период со второй половины XIII в. и по XVI в. включительно. Внутри этого периода выделяют: Проторенессанс (предвозрождение) — XIII и начало XIV вв.; Раннее Возрождение — с середины XIV в. и почти весь XV в.; Высокое Возрождение — конец XV и первая треть XVI в.; Позднее Возрождение — XVI и начало XVII в.

До конца XV в. о Возрождении можно говорить только приме ьно к

нительно к Италии. В других странах Европы оно началось много позднее и не нашло столь яркого выражения, хотя и там были свои выдающиеся мастера.

Концом итальянского Возрождения принято считать 1530 г., когда итальянские города-республики были покорены габсбургской монархией. Независимость сохранила только Папская область и еще долго оставалась самостоятельной Венеция.

В основе итальянского Возрождения лежит открытие личности, осознание ее достоинства и ценности ее возможностей. Это и составляет сущность ренессансного гуманизма. Последний продол­жает традицию античного гуманизма, но отличается от него, так же, как волевой, предприимчивый человек начала буржуазной эпохи отличается от человека античного полиса. Герой античного обще­ства и античного искусства — прекрасный и разумный человек, калакагатийный (прекрасно-добрый), физически совершенный, эс­тетически развитый. Возрождение формирует волевого, разносто­ронне образованного, деятельного человека, творца своей судьбы, творца самого себя.

Искусство Возрождения нельзя назвать безрелигиозным. Созда­вались произведения на религиозные сюжеты, было и религиозное чувство, но оно обрело новое содержание. Для людей Возрождения дистанция между Богом и людьми по сравнению со средневековым человеком сократилась. Все, что люди любили в жизни, чем они любовались — мужская доблесть, мудрость стариков, нежность де­тей, красота женщин, красота природы и то, что человек создал своим трудом,— все это становилось достоянием и атрибутом свя­щенной истории.

И вместе с тем все виды художественного творчества эпохи Возрождения — изобразительное искусство, литература, архитекту­ра, музыка, театр и другие прониклись светским духом. Отказавшись от канонов средневековой культуры, от символики Средневековья, искусство Возрождения ощутило дыхание жизни.

Самой_яркой страницей итальянского Возрождения стало изобразительное искусство, особенно живопись и скульптура. И, об­ращаясь к эпохе итальянского Ренессанса, мы прежде всего v представляем эти виды искусства.

Очень трудно выбрать отдельные имена, говоря о творчестве i художников итальянского Возрождения. И не только потому, что их было очень много, но и главным образом потому, что даже средний уровень итальянского искусства этой эпохи был очень высоким.

Эпоха Возрождения стала временем высочайшего расцвета во всех областях культуры стран Западной и Центральной Европы. Период XIV—XVI вв. представляет собой самостоятельный этап в духовном развитии Европы, сыгравший важную роль в последую­щем становлении культуры Нового времени. Влияние Ренессанса обнаружилось на всем континенте. В культуре европейских народов появилось много общих черт, свидетельствовавших о зарождении определенной европейской культурной общности. С другой сторо­ны, этой эпохой был заложен фундамент для становления нацио­нальных культур.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.032 с.)