Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика культуры эпохи Возрождения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Возрождение (франц.— «Ренессанс», итал. — «Ринашименто») -явление культурного развития ряда стран Центральной и Западной Европы, вызванное начавшимися процессами постепенного перехода от феодальных отношений к капиталистическим. Хронологически эпоха Возрождения охватывает период XIV— XVI вв. При этом до конца XV в. Ренессанс оставался в основном итальянским явлением. Термин «Возрождение» был впервые введен в XVI в. известным итальянским художником, архитектором и историком искусства Джорджо Вазари (1511—1574). Под ним понималось всестороннее развитие нового искусства, основанного на изучении природы и возрождении античной культуры. У гуманистов эпохи Возрождения этот термин еще не получил четкого выражения. Более определенно он раскрывается в конце XVII в. в трудах французского мыслителя Пьера Бейля (1647—1706), выражая протест против средневекового варварства. В XVIII в. деятели эпохи Просвещения как непосредственные преемники гуманистов XVI в. вложили в это понятие новое содержание. Так, Вольтер видел в Возрождении прогресс человеческого разума, пришедший на смену варварству и невежеству Средневековья. Наука XIX в. распространила понятие «Возрождение» на все сферы жизни общества рассматриваемой эпохи и определила характерные черты культуры этого времени. Эпоха Возрождения — это эпоха больших экономических и социальных преобразований в жизни многих государств Европы, эпоха радикальных изменений в идеологии и культуре, эпоха гуманизма и просвещения. В этот исторический период в различных областях жизнедеятельности человеческого общества возникают благоприятные условия для небывалого взлета культуры. Развитие науки и техники, великие географические открытия, перемещение торговых путей и появление новых торговых и промышленных центров, включение в сферу производства новых источников сырья и новых рынков существенно расширяло и изменяло представление человека об окружающем мире. Высокого расцвета достигают наука, литература, искусство. Меняются представления о самом человеке, о его месте и роли в природе и обществе. Идеалом личности новой эпохи становится человек хорошо развитый физически и умственно, обладающий сильной волей, отвагой и предприимчивостью. Человек новой эпохи стремится к духовной свободе; средневековый аскетизм вытесняется радостью бытия, свободой творчества, проявлением индивидуальности. На смену вере приходит знание, основанное на практическом опыте. Это было время, нуждавшееся в титанах мысли, духа, учености, и эпоха Возрождения породила таких титанов. Она дала человечеству целый ряд выдающихся ученых, мыслителей, изобретателей, путешественников, художников, поэтов, деятельность которых внесла колоссальный вклад в развитие общечеловеческой культуры. Таким образом, Ренессанс принес глубокие перемены во все области жизни общества своей эпохи. Фундаментальным для культуры Возрождения является обращение к античному наследию. В то же время Возрождение не было и, конечно, не могло быть лишь простым повторением античности в культуре новой эпохи. Европейское общество в своем развитии ушло далеко вперед, пройдя тысячелетний путь Средневековья и еще более длительный период существования христианства, которое пронизывало все формы общественного бытия и сознания, выдвинуло новый круг идей и образов, эстетических идеалов, новое мировоззрение. Поэтому культура Возрождения явилась сплавом античных традиций и форм с традициями Средневековья и христианства, с новыми веяниями и представлениями. Идеологическое движение эпохи Возрождения имело два направления — религиозное и светское. Первое нашло свое выражение в реформации — движении, принявшем форму борьбы против католической церкви (в рамках религиозных учений) и бывшим по своей сути антифеодальным. Второе направление проявилось в формировании нового мировоззрения и новой культуры, ставшее основным идейным содержанием Возрождения и получившее название гуманизм (от лат. humanus — человечный). j Идеологи Возрождения противопоставляли новую эпоху эпохе Средневековья. Художники, писатели, философы поставили в центр своего творчества человека. Они отвергали жесткие ограничения средневековых канонов в изобразительном искусстве и принятые в нем условности. Осмысление и более углубленное понимание природы и сущности человека — основа культуры Возрождения. Опорой для такого понимания стала античность, где человек был мерой всех вещей, где все, что создавалось, было соразмерно человеку и философия изучала главным образом человека. Поэтому возвращение к античности отвечало идеалам и целям людей новой эпохи. Важнейшей чертой мировоззрения эпохи Возрождения был индивидуализм. Новые общественные отношения буржуазного общества с его конкуренцией и предпринимательством требовали от человека личной инициативы, активной деятельности, проявления всех его индивидуальных качеств для достижения успеха. Теперь не происхождение определяло место и значение человека в обществе, а его способности и его деятельность. Индивидуализм стал основой мировоззрения новой эпохи. Другой его важной чертой выступает интерес к естествознанию. Естественные науки были теоретической основой для развития производства и в то же время — идейным оружием в борьбе с религиозной идеологией. В эпоху Возрождения были сделаны великие открытия в астрономии (Н. Коперник, Дж. Бруно, И. Кеплер, Г. Галилей), медицине (Ф. Парацельс, А. Везалий, М. Сервет и др.), математике (Дж. Кардано и др.), а также в географии, геологии, зоологии, ботанике и других науках. Характерной чертой нового мировоззрения было также пробуждение национального самосознания. У людей возникает чувство патриотизма, формируется понятие отечества, его не могло быть в условиях феодальной раздробленности эпохи Средневековья. Появились работы по истории (Бруни, Флавио Бьондо, Макиавелли, Гвиччардини в Италии, Якоб Вимфелинг, Иоганн Авентин в Германии и др.). В эпоху Возрождения окончательно формируются итальянский, французский, английский, немецкий языки. Возникает литература на этих языках, латынь же в XVI в. постепенно перестает быть живым языком живой литературы. Изобретение И. Гутенбергом в середине XV в. книгопечатания, появление газет дало возможность большему числу людей соприкоснуться с печатным словом, с кругом вопросов, которые до этого были уделом немногих. Итальянское Возрождение. Европейские страны внесли огромный вклад в культуру Возрождения. Лучшие произведения этой эпохи вошли в мировую культуру. Особенности исторического, социально-экономического, политического и духовного развития стран обусловили специфику Возрождения в каждой из них. Через Италию проходили наиболее важные торговые пути, соединявшие Европу с Азией, что вызвало быстрый рост портовых и ремесленных городов (Флоренция, Генуя, Венеция, Болонья и др.). Через Италию проходили крестоносцы, что способствовало развитию ремесел, увеличеникТслой ремесленников. Раньше, чем в других странах, стало развиваться мануфактурное производство. Все это стимулировало активную политическую жизнь в городах-республиках и создавало благоприятные условия для развития культуры. Наконец, большую роль сыграло и то, что__Италия была прямой наследницей античной кудьтуры и памятниксм В ЭТой~стране Сохранилось больше чем где бы то ни было. Хронологические рамки итальянского Возрождения охватывают период со второй половины XIII в. и по XVI в. включительно. Внутри этого периода выделяют: Проторенессанс (предвозрождение) — XIII и начало XIV вв.; Раннее Возрождение — с середины XIV в. и почти весь XV в.; Высокое Возрождение — конец XV и первая треть XVI в.; Позднее Возрождение — XVI и начало XVII в. До конца XV в. о Возрождении можно говорить только приме ьно к нительно к Италии. В других странах Европы оно началось много позднее и не нашло столь яркого выражения, хотя и там были свои выдающиеся мастера. Концом итальянского Возрождения принято считать 1530 г., когда итальянские города-республики были покорены габсбургской монархией. Независимость сохранила только Папская область и еще долго оставалась самостоятельной Венеция. В основе итальянского Возрождения лежит открытие личности, осознание ее достоинства и ценности ее возможностей. Это и составляет сущность ренессансного гуманизма. Последний продолжает традицию античного гуманизма, но отличается от него, так же, как волевой, предприимчивый человек начала буржуазной эпохи отличается от человека античного полиса. Герой античного общества и античного искусства — прекрасный и разумный человек, калакагатийный (прекрасно-добрый), физически совершенный, эстетически развитый. Возрождение формирует волевого, разносторонне образованного, деятельного человека, творца своей судьбы, творца самого себя. Искусство Возрождения нельзя назвать безрелигиозным. Создавались произведения на религиозные сюжеты, было и религиозное чувство, но оно обрело новое содержание. Для людей Возрождения дистанция между Богом и людьми по сравнению со средневековым человеком сократилась. Все, что люди любили в жизни, чем они любовались — мужская доблесть, мудрость стариков, нежность детей, красота женщин, красота природы и то, что человек создал своим трудом,— все это становилось достоянием и атрибутом священной истории. И вместе с тем все виды художественного творчества эпохи Возрождения — изобразительное искусство, литература, архитектура, музыка, театр и другие прониклись светским духом. Отказавшись от канонов средневековой культуры, от символики Средневековья, искусство Возрождения ощутило дыхание жизни. Самой_яркой страницей итальянского Возрождения стало изобразительное искусство, особенно живопись и скульптура. И, обращаясь к эпохе итальянского Ренессанса, мы прежде всего v представляем эти виды искусства. Очень трудно выбрать отдельные имена, говоря о творчестве i художников итальянского Возрождения. И не только потому, что их было очень много, но и главным образом потому, что даже средний уровень итальянского искусства этой эпохи был очень высоким. Эпоха Возрождения стала временем высочайшего расцвета во всех областях культуры стран Западной и Центральной Европы. Период XIV—XVI вв. представляет собой самостоятельный этап в духовном развитии Европы, сыгравший важную роль в последующем становлении культуры Нового времени. Влияние Ренессанса обнаружилось на всем континенте. В культуре европейских народов появилось много общих черт, свидетельствовавших о зарождении определенной европейской культурной общности. С другой стороны, этой эпохой был заложен фундамент для становления национальных культур.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1686; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.107.144 (0.009 с.) |