Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Архитектура романского стиля, ее своеобразие в разных регионах.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Название «романский» происходит от слова «Рома» (от лат. и ит. Roma — Рим), что указывает на его связь с античной, древнеримской культурой. Романский стиль развивается ранее всего (XI в.) во Франции — самой развитой тогда стране. Ведь и «Песнь о Роланде» появилась именно там, как и первые средневековые замки, крепости, стены с башнями, окружавшие не только замки, но и вновь возникающие города. Образование городов — важнейший фактор для этой эпохи. Значительное место приобретает новая сила, рождающаяся в городах,—ремесленники, цехи, в которые они объединяются. С этим новым, складывающимся сословием связаны не только изменения в политической и государственной жизни, но и новые явления в искусстве. Так, широкое распространение прикладного искусства выражает одну из сторон реальной жизни — ее материальную, внешнюю форму. Работа ремесленников безоговорочно воспринималась в качестве искусства: предметами искусства считались не только ювелирные, но и кожаные (например, седла) и другие изделия. Особенно славились Лиможские эмали и другие украшения, как просто орнаментальные, так и сюжетные, всякого рода амулеты и вотивные предметы (от лат. voto — обет) вроде известного изображения Святого Бодима, обратившего в христианство целую область. Это изображение выполнено из дерева, но с медной головой. В таких изделиях художественного ремесла отчасти примирялись противоречия времени: основным из них было с одной стороны тесная связь или даже подчинение культуры церкви, религии, а с другой — все большее взаимодействие с реальной жизнью. Основным видом искусства романского времени была архитектура, существовшая в основном в двух видах: замок (крепость) и собор (монастырский ансамбль). Уже в IX веке начали появляться замки, служившие убежищем во время вражеских набегов. Сначала они были деревянными, но после изобретения машин для метания камней, устроенных по принципу лука и другой техники, замки-крепости стали строить из камня. Основное сооружение — собственно сам замок — состоял из трех частей. Верхний этаж — сеньер, здесь располагалось жилище владельца. В нижнем этаже помещались склады, конюшни, загоны для скота. В подземелье находились колодец и тюрьма. Замок был окружен крепостной стеной, затем рвом, через который можно было перейти только по мосту. Мост был подъемным, и когда его поднимали, попасть в замок становилось почти невозможно. Часть ансамбля составляла дозорная башня, через отверстия которой на головы нападающих сыпались камни, лилась горячая смола и т. п. Башня эта во Франции называлась донжон, а в Германии — бергфрид. Обращает на себя внимание и еще одна черта средневековой культуры — появление национальных особенностей, что связано с формированием национальных государств, прежде всего, как уже говорилось, во Франции. Первые каменные замки были построены во Франции в XI веке. В качестве примера часто приводят известный замок в Куси. Что касается аналогичного примера церковной архитектуры, таковым считается Нотрдам (Богоматерь) Ла Гранд в Пуатье. По плану — это господствующий тип, ведущий начало от античных и раннехристианских римских храмов — базилика. Название он получил от слова «базилевс» (от греч. — властитель). Такие здания в античности использовались как «казенные дома»: для биржы, торгов, собраний и т. п. Базилика представляет собой прямоугольник, разделенный внутри колоннами или столбами на продольные части, называемые нефами (от лат. — navis — корабль). В конце здания — в алтаре в античных языческих храмах должна была стоять статуя бога, обычно того, которому посвящался храм. В христианских храмах — это место богослужения. Средний неф выше и шире боковых. Каждый из боковых нефов может завершаться, как и центральный, полукруглым выступом-апсидой, предназначенной для алтаря. Алтарные ниши лучше всего освещены находящимися в них окнами. В остальном помещении свет падает через окна в боковых стенах и окна фасада. Со временем пространство перед алтарем центрального нефа расширяется, чтобы там могло поместиться большее количество молящихся. Для этого центральный неф пересекается поперечным нефом, называемым «трансепт». Таким образом, план принимает крестообразную форму. В плане средневековых базилик лежит латинский крест — крест с более длинным, чем поперечный, продольным нефом. Подобные храмы строили уже после IX века в Бретании, Нормандии, Шампани, Прирейнской области. В них еще преобладают деревянные перекрытия на стропилах (бревнах, служащих основанием для крыши). В дальнейшем проблема перекрытия становится одной из главных для архитектуры Средневековья. Своды появляются позднее, с развитием романского стиля. Подобно замковым ансамблям, возникают монастырские ан самбли — аббатства: храм, помещение для аббата, кельи для монахов, двор, сад, служебные постройки и прочее. Таким было аббатство Сен Жермен де Пре (XI в.), бенедиктинское аббатство в Нормандии. Нельзя не упомянуть и могущественное аббатство Клюни (XI в.) в Бургундии. Отличительные черты этой архитектуры: простота форм, преобладание массы над пространством, сочетания каменных блоков. Мощные стены объединяют внутреннее пространство — место молений, отрешенности от всего земного — от внешнего мира. Размеры храмов внушительны, они монументальны, торжественны. Фасад с двух сторон фланкирован двумя башнями. Третья башня появляется над средокрестием — пересечением трансепта и продольных нефов. Аббатство Клюни во многом господствовало над менее значительными монастырями и диктовало им свои правила, тем более, что именно в Клюни папа Урбан II впервые призвал к крестовым походам. Значительное явление французского романского искусства — известные замки по берегам реки Луары. Недаром в великолепном сериале телевидения (по каналу «Культура») «Знаменитые замки Европы» им было уделено большое внимание. Их число впечатляет (60 более или менее примечательных). Это замки, которые строились и достраивались на протяжении веков и меняющихся стилей: от романского, последующего за ним — готического и позднее, вплоть до XVII в.: замок Анжер IX в. с капеллой XI в., 17 его башен были достроены к XIII в., прославленный замок Блуа (строился с IX в.) — резиденция короля Франциска I. Замок Ланже принадлежал Ричарду Львиное Сердце (с конца XIII в.); замок Шинон, где он умер, стал резиденцией Карла VII, его стены видели Жанну д'Арк, а потом кардинала Ришелье, знаменательного персонажа истории и одного из героев ряда романов А. Дюма-отца. История Франции тесно связана с Луарой, как связана с ней династия правителей Франции с XIV по XVI вв. (Людовик XII, Франциск I и другие). Архитектура германских городов во многих случаях отлична от типично романской уже тем, что часто здания строятся не из камня, а из кирпича, особенно в городах, входящих в торговый Союз Ганзы во главе с Любеком. Приморские города Ганзы давали клятву защищать свои акватории от очень распространенных тогда пиратских судов. Союз носил определенно прагматический характер, что и сказалось на искусстве. Постройки в ганзейских городах проще, скульптура грубее. Зато ремесленные изделия достигают высокого уровня совершенства. Так, знаменитый Гальберштадтский шкаф (начала XIII в.) ничуть не уступает в художественном отношении церковным алтарям, тем более что по форме он близок к ним. Его двери, сделанные в виде алтарных створок, изображают святых и изобилуют орнаментом. Характерное произведение германского зодчества этого периода — колокольня в Роттенбурге, в которой, подобно другим постройкам рассматриваемого времени (конец XII—XIII вв.), уже проглядывают черты готического стиля.
*** В X в. складывается романский стиль, который господствует в двух последующих столетиях. Он наиболее ярко представлен во Франции, Италии, Германии. Романские соборы, каменные со сводчатым перекрытием, просты и строги. У них мощные стены, это, по существу, храмы-крепости. С первого взгляда романский собор грубоват и приземист, лишь постепенно раскрывается строй-J ность замысла и благородство его простоты, направленных на рас- \ крытие единства и гармонии мира, прославление божественного-начала. Его портал символизировал небесные врата, над которыми как бы возносился Бог-триумфатор и высший судия. Романская скульптура, украшающая храмы, при всей своей «наивности и неумелости» воплощает не только идеализированные представления, но напряженные лики реальной жизни и реальных людей средневековья. Художественный идеал, облекаясь в плоть и кровь, «заземлялся». Ваятелями в средние века были простые, а нередко и неграмотные люди. Они вносили в свои творения религиозное чувство, но это была не спиритуальность книжников, а народная религиозность, весьма своеобразно интерпретировавшая ортодоксальное вероучение. В их творениях звучит пафос не только небесного, но и земного. Вершины романского стиля во Франции — соборы в Клюни, Отене. Своей неприступностью и монументальностью поражает романская цитадель Каркассона — комплекс светских замковых сооружений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 711; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.7.116 (0.008 с.) |