Архитектура романского стиля, ее своеобразие в разных регионах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архитектура романского стиля, ее своеобразие в разных регионах.



Название «романский» происходит от слова «Рома» (от лат. и ит. Roma — Рим), что указывает на его связь с античной, древне­римской культурой. Романский стиль развивается ранее всего (XI в.) во Франции — самой развитой тогда стране. Ведь и «Песнь о Роланде» появилась именно там, как и первые средневековые замки, крепости, стены с башнями, окружавшие не только замки, но и вновь возникающие города. Образование городов — важнейший фактор для этой эпохи. Значительное место приобретает новая сила, рождающаяся в городах,—ремесленники, цехи, в которые они объединяются. С этим новым, складывающимся сословием связаны не только изменения в политической и государственной жизни, но и новые явления в искусстве. Так, широкое распространение при­кладного искусства выражает одну из сторон реальной жизни — ее материальную, внешнюю форму. Работа ремесленников безогово­рочно воспринималась в качестве искусства: предметами искусства считались не только ювелирные, но и кожаные (например, седла) и другие изделия. Особенно славились Лиможские эмали и другие украшения, как просто орнаментальные, так и сюжетные, всякого рода амулеты и вотивные предметы (от лат. voto — обет) вроде известного изображения Святого Бодима, обратившего в христиан­ство целую область. Это изображение выполнено из дерева, но с медной головой.

В таких изделиях художественного ремесла отчасти примирялись противоречия времени: основным из них было с одной стороны тесная связь или даже подчинение культуры церкви, религии, а с другой — все большее взаимодействие с реальной жизнью.

Основным видом искусства романского времени была архитек­тура, существовшая в основном в двух видах: замок (крепость) и собор (монастырский ансамбль).

Уже в IX веке начали появляться замки, служившие убежищем во время вражеских набегов. Сначала они были деревянными, но после изобретения машин для метания камней, устроенных по принципу лука и другой техники, замки-крепости стали строить из камня. Основное сооружение — собственно сам замок — состоял из трех частей. Верхний этаж — сеньер, здесь располагалось жилище владельца. В нижнем этаже помещались склады, конюшни, загоны для скота. В подземелье находились колодец и тюрьма. Замок был окружен крепостной стеной, затем рвом, через который можно было перейти только по мосту. Мост был подъемным, и когда его поднимали, попасть в замок становилось почти невозможно. Часть ансамбля составляла дозорная башня, через отверстия которой на головы нападающих сыпались камни, лилась горячая смола и т. п. Башня эта во Франции называлась донжон, а в Германии — бергфрид. Обращает на себя внимание и еще одна черта средневековой культуры — появление национальных особенностей, что связано с формированием национальных государств, прежде всего, как уже говорилось, во Франции.

Первые каменные замки были построены во Франции в XI веке.

В качестве примера часто приводят известный замок в Куси.

Что касается аналогичного примера церковной архитектуры, таковым считается Нотрдам (Богоматерь) Ла Гранд в Пуатье. По плану — это господствующий тип, ведущий начало от античных и раннехристианских римских храмов — базилика. Название он полу­чил от слова «базилевс» (от греч. — властитель). Такие здания в античности использовались как «казенные дома»: для биржы, тор­гов, собраний и т. п. Базилика представляет собой прямоугольник, разделенный внутри колоннами или столбами на продольные части, называемые нефами (от лат. — navis — корабль). В конце здания — в алтаре в античных языческих храмах должна была стоять статуя бога, обычно того, которому посвящался храм. В христианских храмах — это место богослужения. Средний неф выше и шире боковых. Каждый из боковых нефов может завершаться, как и центральный, полукруглым выступом-апсидой, предназначенной для алтаря. Алтарные ниши лучше всего освещены находящимися в них окнами. В остальном помещении свет падает через окна в боковых стенах и окна фасада. Со временем пространство перед алтарем центрального нефа расширяется, чтобы там могло поме­ститься большее количество молящихся. Для этого центральный неф пересекается поперечным нефом, называемым «трансепт». Таким образом, план принимает крестообразную форму. В плане средневековых базилик лежит латинский крест — крест с более длинным, чем поперечный, продольным нефом.

Подобные храмы строили уже после IX века в Бретании, Нор­мандии, Шампани, Прирейнской области. В них еще преобладают деревянные перекрытия на стропилах (бревнах, служащих основа­нием для крыши). В дальнейшем проблема перекрытия становится одной из главных для архитектуры Средневековья. Своды появля­ются позднее, с развитием романского стиля.

Подобно замковым ансамблям, возникают монастырские ан самбли — аббатства: храм, помещение для аббата, кельи для монахов, двор, сад, служебные постройки и прочее. Таким было аббатство Сен Жермен де Пре (XI в.), бенедиктинское аббатство в Нормандии. Нельзя не упомянуть и могущественное аббатство Клюни (XI в.) в Бургундии. Отличительные черты этой архитектуры: простота форм, преобладание массы над пространством, сочетания каменных бло­ков. Мощные стены объединяют внутреннее пространство — место молений, отрешенности от всего земного — от внешнего мира. Размеры храмов внушительны, они монументальны, торжественны. Фасад с двух сторон фланкирован двумя башнями. Третья башня появляется над средокрестием — пересечением трансепта и продольных нефов. Аббатство Клюни во многом господствовало над менее значительными монастырями и диктовало им свои правила, тем более, что именно в Клюни папа Урбан II впервые призвал к крестовым походам.

Значительное явление французского романского искусства — известные замки по берегам реки Луары. Недаром в великолепном сериале телевидения (по каналу «Культура») «Знаменитые замки Европы» им было уделено большое внимание. Их число впечатляет (60 более или менее примечательных). Это замки, которые строи­лись и достраивались на протяжении веков и меняющихся стилей: от романского, последующего за ним — готического и позднее, вплоть до XVII в.: замок Анжер IX в. с капеллой XI в., 17 его башен были достроены к XIII в., прославленный замок Блуа (стро­ился с IX в.) — резиденция короля Франциска I. Замок Ланже принадлежал Ричарду Львиное Сердце (с конца XIII в.); замок Шинон, где он умер, стал резиденцией Карла VII, его стены видели Жанну д'Арк, а потом кардинала Ришелье, знаменательного персо­нажа истории и одного из героев ряда романов А. Дюма-отца. История Франции тесно связана с Луарой, как связана с ней династия правителей Франции с XIV по XVI вв. (Людовик XII, Франциск I и другие).

Архитектура германских городов во многих случаях отлична от типично романской уже тем, что часто здания строятся не из камня, а из кирпича, особенно в городах, входящих в торговый Союз Ганзы во главе с Любеком. Приморские города Ганзы давали клятву защищать свои акватории от очень распространенных тогда пират­ских судов. Союз носил определенно прагматический характер, что и сказалось на искусстве. Постройки в ганзейских городах проще, скульптура грубее. Зато ремесленные изделия достигают высокого уровня совершенства. Так, знаменитый Гальберштадтский шкаф (начала XIII в.) ничуть не уступает в художественном отношении церковным алтарям, тем более что по форме он близок к ним. Его двери, сделанные в виде алтарных створок, изображают святых и изобилуют орнаментом.

Характерное произведение германского зодчества этого пери­ода — колокольня в Роттенбурге, в которой, подобно другим по­стройкам рассматриваемого времени (конец XII—XIII вв.), уже проглядывают черты готического стиля.

 

***

В X в. складывается романский стиль, который господствует в двух последующих столетиях. Он наиболее ярко представлен во Франции, Италии, Германии. Романские соборы, каменные со сводчатым перекрытием, просты и строги. У них мощные стены, это, по существу, храмы-крепости. С первого взгляда романский собор грубоват и приземист, лишь постепенно раскрывается строй-J ность замысла и благородство его простоты, направленных на рас- \ крытие единства и гармонии мира, прославление божественного-начала. Его портал символизировал небесные врата, над которы­ми как бы возносился Бог-триумфатор и высший судия.

Романская скульптура, украшающая храмы, при всей своей «на­ивности и неумелости» воплощает не только идеализированные представления, но напряженные лики реальной жизни и реаль­ных людей средневековья. Художественный идеал, облекаясь в плоть и кровь, «заземлялся». Ваятелями в средние века были про­стые, а нередко и неграмотные люди. Они вносили в свои творе­ния религиозное чувство, но это была не спиритуальность книж­ников, а народная религиозность, весьма своеобразно интерпре­тировавшая ортодоксальное вероучение. В их творениях звучит пафос не только небесного, но и земного.

Вершины романского стиля во Франции — соборы в Клюни, Отене. Своей неприступностью и монументальностью поражает романская цитадель Каркассона — комплекс светских замковых сооружений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 660; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.009 с.)