Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Костюм средневекового человека и его эволюция.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основными источниками формирования костюма были одежды варваров и христиан эпохи поздней Римской империи, бытовавшие среди исконного населения Италии и Галлии. Хотя племена и народы, заселившие Европу, были различны по своему этническому составу, их костюм имел ряд общих характерных особенностей: прежде всего в его основе лежал крой и стремление воспроизвести в одежде формы тела, а не драпировка, существовавшая в античном мире. Первоначальный покрой одежды варваров был близок к древнеперсидскому, и именно он лёг с основу дальнейшего развития европейского костюма. Мужской костюм состоял из штанов различной длины - древние римляне называли их "брэ", довольно короткой рубашки-туники и небольшого плаща-сагума из шерстяной ткани или меха, кожаной обуви, типа постол, или мягких башмаков. Одежда из довольно грубых домотканых материй, шерстяных, льняных и полушерстяных на пеньковой основе, по-видимому, была орнаментирована вышивкой, однако об этом имеются лишь отрывочные сведения. Под влиянием римского костюма у европейцев появились длинные туники и далматика, неизвестные варварам. Они сделались знаком привилегированного положения. Эти одежды могли носить знатные люди. Поэтому торжественное одеяние королей было обязательно длинным. Более полные сведения о костюме относятся уже к VIII - IX векам, кода возникли первые попытки объединения небольших феодальных государств. Наиболее крупным и устойчивым из них было государство франков. Высшего расцвета оно достигло при Карле Великом (конец VIII века) и его наследниках - Каролингах (IX век). В это время возобновляется почти прервавшееся общение между Западной Европой и Византией, и в королевство франков поступают византийские товары - главным образом ткани для торжественных одежд. Ткани местного производства, окрашенные растительными красителями - мереной, шафраном, орешником и др., - были распространены даже при дворе Карла Великого. Европейский костюм этого времени мало чем отличается от костюма варваров. Рубашка-"шенс" - выше колен, всё тот же брэ до середины икр и плащ, называемый теперь "манто". Отличительной особенностью костюма франков была обувь. Вместо башмаков с мягкой подошвой, они носили полотняные или из мягкой кожи чулки, перетянутые сверху кожаными ремнями, оставляя открытыми пальцы. Носить закрытую обувь в эпоху Каролингов имели право, по-видимому, лишь король и члены его рода. Более нарядной и богатой, сохранившей заметные черты римско-византийского костюма, была одежда итальянцев. В некоторых южных районах Италии нашествие варваров не принесло больших разрушений, там сохранялись, и раньше, чем в других государствах Европы, стали развиваться ремёсла, существовала и торговля с Византией и Востоком. Всё это не могло не сказаться на характере костюма: в Италии больше, чем где-либо, были распространены парчовые, шёлковые и тонкие шерстяные ткани, длинная одежда была привилегией не только владетельных особ, но и большинства пожилых людей. Однако, несмотря на элементарность форм и относительную скудность тканей, декоративное решение европейского костюма V-IX веков отличается самобытностью и высоким уровнем художественного мастерства. Это прежде всего относится к украшениям из металла (золота, бронзы), органически входившим в общую композицию костюма. Рисунок разнообразно переплетающихся лент, перевитых шнурами, геометрических узоров с условными изображениями животных, выполненный из золота или бронзы с крупными альмандинами и другими гранатами, создавал узор необыкновенной красоты и яркости. Этот так называемый "звериный стиль" с его своеобразной условной трактовкой материала был создан потомками варваров, покоривших Европу. В нём сказалось новое видение мира, иное отношение к природе. Из этого стиля и начало развиваться всё европейское искусство средневековья. В IX - X веках в Центральной Европе медленно и постепенно развивается ремесло, оживает торговля. Жизнь становится менее замкнутой, и у людей возникает стремление выйти за пределы действительности. Частые неурожаи, массовые эпидемии, междоусобные войны и связанное с ними разорение теперь рождают во многих людях мечту об "обетованной земле", полной довольства и благополучия. Так внутренние процессы жизни европейских народов подготавливают почвы для крестовых походов. В это же время развивается строительное искусство, - архитектура и формируется особый художественный стиль - романский, показавший творческую силу молодых народов. Характерные черты этого нового стиля - спокойные монументальные формы, при чёткой конструкции, сдержанное применение декора, тесно связанного с конструктивным замыслом, - мы находим не только в архитектуре, но и в костюме. Неразрывное стилистическое единство всех видов искусства - отличительная черта любой эпохи - характерно и для средневековья. Развивающееся общение между европейскими странами и особенно завоевание Англии норманским герцогом Вильгельмом I (1066 г.) распространили влияние Франции, как страны более культурной. Войско Вильгельма I состояло не только из рыцарей Нормандии, но и из французов, выходцев из Фландрии, Бретани и даже Италии. Все оставшиеся в живых сподвижники Вильгельма получили в Англии земли и образовали в английской земельной аристократии крепкий слой преданных слуг короля. Они ассимилировались, и в английский язык вошло много французских слов, в том числе и названия одежд. Распространились в Англии и некоторые французские и итальянские формы одежд, особенно женские, но здесь они получили своеобразную трактовку. В XII веке, после ряда крестовых походов, под впечатлением богатств и роскоши Византии, в обиход европейцев входит длинная одежда. Её носят теперь и молодые люди, особенно дворяне. Развивающееся ремесло увеличивает количество тканей, а главное - улучшает её качество. Всё больше появляется привозных материй. Европейцы уже не довольствуются шенсом, брэ и манто. Сверх шенса носят "блио" - полудлинную или длинную одежду с боковыми разрезами, сквозь которые виден шенс. Шенс и блио всегда делали разных цветов. На ноги надевают узкие длинные чулки - "шоссы", которыми прикрывают часть брэ. Шоссы тесёмками привязывают к поясу. Верхней одеждой служил плащ различных размеров. Примечательной особенностью обуви XII века были длинные носки - "пигаш", своей остроконечной формой нарушавшие спокойные линии костюма. Появление пигаш связывают с именем графа Анжуйского, желавшего скрыть уродливую форму стопы. Такая обувь была распространена не только во Франции, но и в других западноевропейских странах. Горожане носили мягкие сапоги с очень короткими голенищами - "ботт", но в конце XII века и у них появляются длинные остроконечные носки. Головные уборы мужчин не имели жесткой основы, иногда их драпировали подобно восточному тюрбану. Самым распространённым был "куаф" - род капюшона, с удлинённым мысом сзади. 22.Образование в средневековой Европе. Первые университеты. В V-IX века все школы в странах Европы находились в руках церкви. Она составляла программу обучения, подбирала учащихся. Христианская церковь сохраняла и использовала элементы светской культуры, оставшейся от античной системы образования: в церковных школах преподавались дисциплины, унаследовавшие от античности: грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Средневековая университетская наука называлась схоластикой. Влияние церкви на средневековые университеты было огромным. Женщина в средние века, как правило, за очень редкими исключениями, образования не получала. Некоторые знатных дамы могли себе позволить быть образованными, но обычно женщину держали на втором плане, и если даже знатные мужчины не получали образования, поскольку их увлекало военное дело, а не книжное, то на женщин и подавно в этом смысле много сил и средств не расходовалось. *** В V-IX вв все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви. Церковь составляла программу обучения, подбирала учащихся. Главная задача была определена как воспитание служителей церкви. В церковных школа преподавались “ унаследованные” от античности так называемые “семь свободных искусств”: грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Кроме монашеских школ существовало также незначительное количество так называемых “внешних” школ, где обучались юноши, не предназначенные для церковной карьеры. Однако это были, в основном, дети из знатных семей. Уровень преподавания в разных школах был неодинаков, соответственно, менялся и уровень образования людей. После определенного подъема VIII-IX вв развитие умственной жизни в X-начале XI вв заметно затормозилась. Духовенство, в основном, было неграмотно, распространялось невежество. Пришли в упадок скриптории - мастерские, существовавшие при церквях, в которых переписывались рукописи, а также церковные и монастырские библиотеки. Книг было мало и стоили они баснословно дорого, что закрыло путь к образованию даже детям из относительно обеспеченных семей. В период раннего Средневековья активно развивалась устная поэзия, особенно героический эпос, что было характерно прежде всего для Англии и стран Скандинавии. Однако, следует еще раз подчеркнуть, что все же средневековый европеец, включая и высшие слои общества, был преимущественно неграмотен. Ужасающе низким был уровень грамотности даже священников в приходах. Уровень же образованности мирян был вообще минимальным. Масса прихожан слушала неграмотных священников. При этом сама Библия была для рядовых мирян запретна, ее тексты считались слишком сложными и недоступными для непосредственного восприятия простых прихожан. Толковать ее дозволялось только священнослужителям. Массовая средневековая культура - это культура бескнижная, “догутенбергова”. Она опиралась не на печатное слово, а на изустные проповеди и увещевания. Она существовала через сознание безграмотного человека. Это была культура молитв, сказок, мифов и волшебных заклятий. *** Римско-католическая церковь с самого начала установила монополию на интеллектуальное образование, она использовала некоторые знания античности при организации епископских и монастырских школ, необходимых для обучения клириков. В них Боэцием и Кассиодором было введено (VI в.) деление «семи свободных искусств» на две части: тривиум (три пути знания: грамматика, риторика и диалектика) и квадриум (четыре пути знания: геометрия, арифметика, астрономия и музыка). В XII и XIII вв. из них иногда возникали университеты (в том случае, если в школах были крупные профессора богословия, философии, медицины и римского права). В 1200 г. во Франции был основан Парижский университет, в Италии находились такие знаменитые школы, как Болонская юридическая и Салернская медицинская школы. В XIII в. появились и другие университеты: Оксфордский и Кембриджский в Англии, Саламанкский в Испании, Неаполитанский в Италии; в XIV в. были основаны Пражский, Краковский, Гейдельбергский, Кельнский и Эрфуртский университеты. В конце XV в. в Западной Европе насчитывалось уже 65 университетов. Занятия в университетах обычно проходили в форме лекций: профессора и магистры читали и комментировали труды авторитетных церковных и античных авторов. Устраивались публичные диспуты на темы богословского и философского характера, в которых участвовали профессора, нередко на них выступали студенты. Преподавание, в средневековых университетах велось на латинском языке. Средневековая университетская наука получила название схоластики, наиболее ярко схоластика отразилась в средневековом богословии. Нужно не забывать, что на духовную жизнь средневековья наложили свою печать католическая церковь и город. Этому новому этапу духовной культуры Западной Европы соответствует «схоластическая логика», в рамках которой большой вклад в развитие логических идей внесли номиналисты (средневековые материалисты). Достаточно напомнить о поисках геометрических интерпретаций логических зависимостей (Шервуд, Оккам. Схоластика в области логики отнюдь не была прямым продолжением античной классики или ее преломлением через призму религиозной «духовности». Она возникла на основе логического наследия, обработанного арабской классической мыслью и воспринятого средневековой культурой; она подготовила почву для нового подхода к проблемам возможного и действительного, к бесконечности, что позволило затем безболезненно оперировать бесконечностями в математике. Именно рецепция античного логического наследия в средние века явилась одной из основ для дальнейшего развития математики и возникновения европейской экспериментальной науки.
*** В V-IX века все школы в странах Европы находились в руках церкви. Она составляла программу обучения, подбирала учащихся. Христианская церковь сохраняла и использовала элементы светской культуры, оставшейся от античной системы образования: в церковных школах преподавались дисциплины, унаследовавшие от античности: грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Много светских школ было открыто во второй половине IX века в Англии. В них обучались дети из знатных семейств, а преподавали учителя из континентальной Европы. Книг было мало, и стоили они чрезвычайно дорого. Например, в начале XI века “Грамматика” стоила столько же, сколько дом с участком. В некоторых странах Европы, однако, сохранился высокий уровень преподавания. Так в X-XI в.в. в высшей школе Испании преподавали философию, математику, физику, астрономию, медицину, право. В XI веку в Италии на базе Болонской юридической школы был открыт первый университет. Он способствовал возраждению норм римского права и привлекал тысячи слушателей из всех уголков Европы. В Англии первым был университет в Осфорде (1167 год), затем университет в Кембридже (1209 год). Средневековая университетская наука называлась схоластикой. Влияние церкви на средневековые университеты было огромным. Женщина в средние века, как правило, за очень редкими исключениями, образования не получала. Некоторые знатнык дамы могли себе позволить быть образованными, но обычно женщину держали на втором плане, и если даже знатные мужчины не получали образования, поскольку их увлекало военное дело, а не книжное, то на женщин и подавно в этом смесле много сил и средств не расходовалось. 24.Рыцарская культура. Яркой и столь часто романтизировавшейся впоследствии страницей культурной жизни средневековья была рыцарская культура. Ее создателем и носителем являлось военно-аристократическое сословие, зародившееся еще в раннем средневековье и достигшее расцвета в XI-XIV вв. Своими корнями идеология рыцарства уходит, с одной стороны, в глубины самосознания варварских народов, а с другой — в развитую христианством концепцию служения, вначале толковавшегося как чисто религиозное, но в средние века приобретшего намного более широкое значение и распространившегося на область чисто светских отношений, вплоть до служения даме сердца. Верность сеньору составляла ядро рыцарского этоса (норм поведения). Предательство и вероломство считались для рыцаря тягчайшим грехом, влекли за собой исключение из корпорации. Война была профессией рыцаря, но постепенно рыцарство начало себя считать вообще поборником справедливости. На деле справедливость понималась весьма своеобразно и распространялась лишь на весьма узкий круг людей, нося четко выраженный сословно-корпоративный характер. Достаточно вспомнить откровенное высказывание трубадура Бертрана де Борна: «Любо видеть мне народ голодающим, раздетым, страждущим, не обогретым». Рыцарский кодекс требовал от того, кто должен ему следовать, множества достоинств, ибо рыцарь, по выражению Раймонда Луллия, автора известного наставления, — это тот, кто «благородно поступает и ведет благородный образ жизни». С рыцарством связано возникновение куртуазной (придворной) культуры, особого стиля поведения, быта, выражения чувств. Культ дамы стал важнейшим элементом куртуазности. Избраннице сердца …
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 637; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.45.187 (0.011 с.) |