Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Белорусский национальный костюм

Поиск

Одежда является важнейшим этническим и социальным показателем. В крестьянской и мещанской среде использовалась чаще всего ткань местного производства. Основным сырьём для её изготовления были волокна льна, конопли, кожа и шерсть животных.

Процесс обработки сырья проходил в основном в домашних условиях. В качестве красителей использовались отвары различных трав и цветов, листья, кора, болотная руда, глина. Цветовая гамма включала в себя красный, синий, чёрный, бурый, белый цвета. Кроме окраски, для украшения тканей применялись узорное ткачество, вышивка, отбеливание, орнамент, аппликация и т.д. Белорусы использовали также и импортные ткани (чаще шёлковые и хлопчатобумажные), привозимые из Европы и азиатских стран. Они шли на изготовление одежды богатых слоёв населения.

Основой и древнейшим компонентом белорусского женского и мужского костюма являлась нательная сорочка (кашуля), которую шили из белого полотна.

Будничные сорочки не имели украшений либо украшались весьма скромно. Праздничные же имели целый комплекс украшений, состоящий из вышитого орнамента, размещавшегося на груди, воротнике, верхней части рукава.

Сорочка представляла собой практически единственную разновидность летней одежды для детей. Её носили с поясом. Мужчины повязывали его ниже талии (на бедрах), женщины либо на талии, либо выше талии.

Мужской костюм. Мужская сорочка была до колена, её носили навыпуск, поверх штанов. Главным её украшением был пояс (крайка, акрайка, кушак) с нанесённым на него геометрическим орнаментом. Вообще пояса играли очень важную роль в обрядовой жизни белорусов. Их дарили молодые девушки своим суженым, ими пеленали младенцев, их приносили в дар церкви и т.д. По способам изготовления пояса были вязаными, плетеными, ткаными. Кроме матерчатых поясов, носили также кожаные, к которым подвешивался кошелёк и другие предметы мужского обихода.

Кроме сорочки, мужской костюм включал в себя поясную часть – штаны (нагавицы, партки, сподни), которые шили из грубого домотканого материала, и плечевую часть – кафтаны, свитки, жупаны. Верхняя одежда белорусских крестьян отличалась большим разнообразием. Наиболее распространены были кожухи. Представители зажиточных сословий шили их из дорогих мехов, а крестьяне из овчины. В качестве верхней одежды носили также шубы, зипуны, сермяги.

В XIX в. появились бурки, шитые из плотного сукна, с карманами и капюшоном.

Женский костюм. Женский костюм имел разнообразные композиционные формы, украшения, яркую цветовую гамму. Он состоял из длинной сорочки свободного покроя с манжетами или воланоподобными сборками; юбки, чаще всего из льняной однотонной ткани (спадница) или узорного сукна (адпарак); фартука (хвартух, запаска, пярэдник), при изготовлении которого использовали льняной материал и украшения в виде вышивки, аппликации, орнамента; безрукавки (камизэлька, гарсэт, шнуровка), сделанной из тонкого полотна или атласа, парчи, бархата (аксамита), и богато украшенной. Безрукавка в белорусском комплекте одежды появилась только в XVII в. На рубеже XIX–XX вв., с проникновением в сельскую местность фабричных тканей, появились новые элементы плечевой одежды – кофты (каптаны, блюзки). В это же время стал видоизменяться традиционный покрой сорочки, а сама она начала играть роль нижнего белья. Верхняя женская одежда была идентична мужской, она имела те же названия, но отличалась по фасону (была более длинная, приталенная, имела отложной ворот, декоративные элементы).

Традиционно в мужской и женский костюм входили также головные уборы. Они представляли собой одну из самых самобытных и выразительных частей одежды и отражали возраст, пол, социальное положение человека. Среди мужских головных уборов преобладали суконные или меховые шапки сферообразной формы, а также шляпы-капелюши, которые у крестьян плелись из соломы или изготавливались из войлока; женщины носили платки, чепцы, намитки, венки и т.д. Женские головные уборы показывали возраст и семейное положение представительницы прекрасного пола, придавали костюму логическую завершенность, подчеркивали природную красоту, гармонию форм и линий.

Традиции платков на Руси

Предшественником платка на Руси считается белое льняное полотенце с вышивкой – убрус, которым женщины издревле покрывали голову. С конца ХVІІ в. он уступает место платку, а спустя век в русском языке появляется слово " шаль ", позаимствованное из персидского языка, означающее большой узорный платок.

На примере традиций ношения головных уборов русского Севера (сорок, кокошников, подвойников) можно увидеть различные манеры ношения и завязывания платков. Платок был символом нравственности, чистоты, скромности. Он часто выступал показателем социального статуса обладательницы.

Промышленное производство набивных и узорных платков в России началось на рубеже ХVІІІ–ХІХ вв. Шали и платки павлопосадские – это буйство пышных букетов садовых и полевых цветов по углам платка и гирлянды по кайме, а также восточные орнаменты.

Московская губерния также всегда славилась производством узорных шёлковых тканей и платков. Настоящим достоянием русской культуры стали оренбургские платки из козьего пуха. Они появились в конце ХVІІ в., а в ХІХ в. о них знала вся Европа. Платки очень красивы и настолько тонки, что их можно поместить вовнутрь гусиного яйца или протянуть сквозь кольцо. Оренбургский пуховый платок – это целая история русской культуры, обрядов и традиций. Замужняя русская женщина должна была надевать платок поверх головных уборов, а девушки – непосредственно на голову.

О русской косе

До замужества на Руси девушки носили одну косу. На девичнике подруги с плачем переплетали одну косу в две. Именно две косы носили замужние женщины. Их укладывали в качестве короны на голове или связывали лентой, чтобы легче было надеть головной убор.

Маленьким девочкам заплетали так называемые трехлучевые косы, которые символизировали триединство. Коса располагалась строго по направлению позвоночника. По мнению наших предков, это служило для наполнения человека через хребет жизненными силами. Не случайно при замужестве женщинам заплетали две косы: одна коса питала жизнью ее, а другая – будущее потомство.

Коса была не просто прической. Она могла многое рассказать о своей обладательнице. Так, если в косе появилась лента – девушка на выданье.

Расчесывание волос было подобно священному ритуалу. С целью восстановления утраченных за день жизненных сил требовалось провести по волосам гребнем не менее 40 раз. Маленьким девочкам могли расчесывать волосы только родители.

Для женщины коса являлась таким же символом чести, как для мужчины – борода. Дернуть за косу означало оскорбить девушку, не говоря уже о том, чтобы отрезать волосы.

О том, что обрезание волос коренным образом меняет жизнь, хорошо знали в старину. Отсюда и сохранившаяся до наших дней примета о том, что беременным женщинам крайне нежелательно стричь волосы.

Коса толщиной в руку считалась эталоном женской красоты на Руси. Красивые волосы олицетворяют женственность, чувственность, здоровье.

МОДУЛЬ 3.

КРАЕВЕДЕНИЕ. МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

ТЕМА 7. История и культура родного края

История города Донецка

 

Основание города Донецка

Первые находки проживания людей на территории современного Донецка датируются концом новокаменного – началом медно-бронзового века. В 1959 г. были найдены два древних захоронения. Одно – на улице Радищева в Петровском районе Донецка, которое датируется началом бронзового века (рядом со скелетом обнаружены большой кремниевый нож, тщательно отшлифованный клиновидный топор и четыре тонко выделанных наконечника метательных дротиков). Другое – в Киевском районе Донецка, на территории Центральной горноспасательной станции, которое датируется ІІ пол. ІІІ тысячелетия до н. э., эпохой древнеямной культуры бронзового века.

В долине реки Кальмиус жили киммерийцы, скифы, сарматы, готы, славяне. С XIII по XVI вв. прикальмиусские земли опустели и стали Диким Полем.

Часть современного Донбасса в новое время находилась под контролем донских казаков.

Если поселения южного края России оканчивались слободскими полками, то жилища донских казаков простирались гораздо далее, во внутрь Екатеринославской и Воронежской губерний. Донцы, не имевшие тогда необходимости определять точных границ своим владениям, означили их живыми урочищами – реками: Бердой, Бахмутом, Тором и проч. Но с увеличением в их соседстве населенности они наконец получили утверждение своих границ.

Расширение границ города

Официальная граница Войска Донского была проведена в 1786 г:

"…в сей черте живых урочищ весьма мало; большая часть её означается межевою нарезкою. Она идёт в следующем виде: от устья Кальмиуса, впадающего в Азовское море, левым берегом сей речки до её вершины и потом сухою чертою до р. Крынки; отсюда левым берегом р. Булавина Колодезя, от вершины которой p. Миусом и сухою чертою до р. Хрустальной; далее сухою же чертою, прерывающеюся балками и р. Каменкою, до р. Белой, правым берегом сей речки до реки Северского Донца…"

Промышленное развитие

Жители занимались земледелием и скотоводством, а также "копанием земляного уголья" или "горючего камня". Пётр I, возвращаясь в 1696 г. из Азовского похода и узнав про "горючий камень", произнёс пророческие слова: "Сей минерал, если не нам, то нашим потомкам зело полезен будет". В декабре 1722 г. Пётр I предписал снаряжение специальных экспедиций для разведки угля и руды с участием рудознавца Григория Капустина. Экспедиция нашла каменный уголь в 1721 г. у реки Курдючьей, притока Северского Донца.

Первое письменное упоминание о населенном пункте на территории современного города относится к 1779 г. Это "Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии" Феодосия Макарьевского, в которых упоминается основание Александровки.

В 1820 г. уголь был обнаружен возле Александровки и появились первые мелкие шахты. В 1841 г. по приказу генерал-губернатора Михаила Семёновича Воронцова были построены три шахты Александровского рудника. Во второй четверти XIX в. возникают поселения по водоразделу Бахмутка – Дурная Балка: рудники Смолянинова (Смоляниновские), Нестерова (Нестеровские), Ларина (Ларинские). Тогда же землевладельцем Рутченко и помещиком Карповым создаются крупные глубокоземные рудники: Рутченковские (Кировский район Донецка) и Карповские (Петровский район Донецка).

Правительство Российской империи заключило договор с князем Сергеем Викторовичем Кочубеем, согласно которому он обязался построить на юге России завод для изготовления железных рельсов, князь в 1869 г. за 24000 фунтов стерлингов продал концессию Джону Юзу. Юз начинает строительство металлургического завода с рабочим посёлком в районе села Александровка.

Для разработки угля он основывает "Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производств". Вместе со строительством завода и шахт летом 1869 г. на месте села Александровка возникает Юзовка, или Юзово – "посад с упрощенным городским управлением Бахмутского уезда Екатеринославской губернии". Дату постройки посёлка принято считать временем основания города Донецка. С 1869 г. основан рабочий посёлок Смолянка в связи со строительством Джоном Юзом кузницы и двух шахт на купленной у помещицы Смоляниновой земле.

24 апреля 1871 г. построили первую доменную печь и 24 января 1872 г. получили первый чугун. Завод работает по полному металлургическому циклу, здесь впервые в России запускается 8 коксовых печей, осваивается горячее дутьё. Основанный Юзом комбинат становится одним из индустриальных центров Российской империи. В 1872 г. вступила в строй Константиновская железная дорога со станциями: Петровская (сейчас – Кривой Торец), Железная (Фенольная), Ясиноватая, Юзово (Донецк); от Юзово до металлургического завода проложена ветка протяженностью 10 верст – это был первый в Донбассе подъездной путь, Рудничная (Рутченково), Еленовка.

В Юзовке в 1870 г. проживало 164 человека, а в 1884 г. – 5494 человека. В 1897 г. – 29 тысяч человек.

Дореволюционная Юзовка делилась на две части:

Южную (Заводскую) – размещались заводские сооружения, депо, телеграф, небольшая больница и школа. Несколько в стороне находилась так называемая Английская колония – в благоустроенных, утопающих в зелени и цветах коттеджах жили управляющие и инженеры, мастера и служащие Новороссийского общества. Улицы здесь имели тротуары и замощения, имелось электричество и водопровод;

Северную часть, или Новый Свет (район нынешнего Центрального универмага) – по названию базара и находящегося на нём первого юзовского трактира. В Новом Свете проживали торговцы, ремесленники, чиновники. Центральная улица и прилегающие к ней застраивались одно-двухэтажными жилыми домами, зданиями магазинов, ресторанов, гостиниц, различных контор, банков.

Наиболее видными и красивыми зданиями в северной части Юзовки были:

Преображенский собор (разрушен в 30-х гг. XX в.),

Коммерческое училище (2-й корпус ДонНТУ по улице Артёма, 58),

Братская школа (3 этажа, позже вечерняя школа рабочей молодёжи № 1 по улице Челюскинцев, 49), гостиница "Великобритания" (3 этажа).

В 1880 г. пущен в эксплуатацию завод огнеупорного кирпича. Для обеспечения оборудованием развивающейся угольной промышленности в 1889 г. к югу от Юзовки был сооружен машиностроительный и чугунолитейный завод Боссе Э. Т. и Геннефельда Р. Г. (теперь это крупный Донецкий машиностроительный завод), тогда же организована мастерская по ремонту горно-шахтного оборудования – ныне Рутченковский машиностроительный завод горного оборудования.

В мае 1887 г. состоялась стачка 1500 шахтёров Рутченсковских угольных копей, которая была подавлена при помощи двух батальонов пехоты.

В августе 1892 г. состоялось выступление 15 тысяч шахтёров и металлургов, которое также было жестоко подавлено.

Началась добыча угля на шахтах № 4/21 – ныне шахтоуправление "Петровское" (1905 г.), шахта № 6 – сейчас шахтоуправление "Красная звезда" (1912 г.), шахта № 9 "Капитальная" (1913 г.).

В 1916 г. на базе механических мастерских организовано общество металлообрабатывающих Путиловских заводов (Петроград) у железнодорожного вокзала; развивался посёлок Путиловка. В том же году были построены 2 коксовых завода: Рутченковский – на 142 печи, Мушкетовский – на 408 печей. В феврале 1917 г. построен первый в России азотный завод – теперь Донецкий завод химических реактивов.

В 1917 г. в Юзовке было около 70 тысяч жителей. В мае 1917 г. посёлок Юзовка получил статус города.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.123.103 (0.012 с.)