Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Проект «Русский народный костюм»
8 – 10 класс, 8 человек
Цель: сшить своими руками русский народный костюм.
Одной из традиций школы, в которой учатся авторы проекта, является изучение и сохранение народной культуры. Учитель рассказал, что директор школы "любит народные праздники и все, что связано с народной культурой". Предложение сделать народный костюм исходило от директора, и поэтому учитель, преподающий технологию, вышел с этим предложением к учащимся. Учитель объяснил школьникам, что "нужно поддерживать народные традиции, тем более, что школа расположена в сельской местности". Педагог отметил, что сначала дети восприняли идею без энтузиазма, но потом все же "решили заняться проектом, раз это нужно школе".
|
То есть работа над проектом началась фактически по приказу директора школы, который руководствовался, по-видимому, самыми благими намерениями. Но поставленная задача не была актуальна для учащихся. На наш взгляд, в данном случае учителю было дано задание, которое он выполнял вместе с детьми. Следовательно, ни о каком использовании метода проектов, подразумевающем решение значимой для учащихся проблемы, в этом случае не может быть и речи.
| Сначала учитель организовал просмотр видеофильма о быте XIX – XX веков. На кассете "учащиеся увидели разные костюмы: крестьян и господ, в том числе бальные костюмы, которые их заинтересовали. В ходе обсуждения учащиеся пришли к тому, что нужно сделать крестьянский костюм молодой девушки. Такой костюм можно будет впоследствии использовать во время школьных праздников. Выбор был сделан в том числе и потому, что учащиеся сразу решили, что для изготовления бального платья конца XIX - начала XX века не хватит средств.
| Педагог предпринял определенные действия для того, чтобы мотивировать учащихся на выполнение работы. Однако сразу же перед учащимися были поставлены жесткие рамки – отсутствие средств. Поэтому им пришлось действовать, принимая в расчет имеющиеся ресурсы, в то время как проект в подлинном смысле слова предусматривает решение проблемы именно в ситуации ограниченности ресурсов.
| Учитель рассказал, что сам руководил обсуждением, вносил коррективы в идеи учащихся. Однако если ученики не соглашались с доводами педагога, он оставлял за ними право "иногда сделать так, как они считали нужным".
| Таким образом, на протяжении всей работы учитель достаточно жестко руководил деятельностью учеников, не допуская, чтобы по принципиальным вопросам учащиеся принимали решения самостоятельно.
| Главным источником информации были книги из школьной библиотеки по истории костюма. Но в ходе реализации проекта ученики вспомнили, что пожилые жители села многое могут рассказать о традиционной одежде. Одна бабушка помогла учащимся "не только рассказом, но и делом". Она подарила для школы свою рубашку, хранившуюся в сундуке. За этим последовало изменение в плане работы. Было решено, что нет необходимости шить новую рубашку, если можно использовать сохранившуюся.
| Если бы целью проекта было воссоздать традиционный крестьянский костюм, то это был бы хороший ход. Однако цель проекта была сшить костюм. То есть возможно отклонение от цели проекта.
| План работы над проектом был составлен учащимися самостоятельно. Они разбились на подгруппы по 2-3 человека по желанию, для выполнения конкретной задачи. Каждая подгруппа занималась определенным делом: кто-то искал материалы по истории головных уборов, кто-то – в целом по костюму, кто-то занимался оформлением записей. По такому же принципу выполняли практическую часть работы. Обязанности в группе распределяли, исходя их возможностей учеников, по принципу «делаю то, что лучше всего умею» (например, кто-то умеет лучше делать внутренние швы, кто-то - отделочную строчку).
| Учащиеся продемонстрировали хорошие навыки организации групповой работы.
| В план работы вносились коррективы по совету учителя - менялся состав подгрупп в связи с болезнью одной из участниц проекта, поскольку "иначе выполнение проекта затянулось бы".
| Снова решение за учащихся принял учитель, обеспокоенный тем, чтобы закончить работу к началу школьной научно-практической конференции.
| Трудно была найти информацию о головных уборах. Дети обращались за помощью к учителю, который рекомендовал им посмотреть книги по истории культуры, краеведению и т.п. Так как учащиеся были ограничены в средствах, они выбрали для костюма заменявшую головной убор налобную ленту, которую украсили вышивкой.
| Выбор делается, исходя из имеющихся в наличии ресурсов, при этом не предпринимаются попытки их изыскать.
| Во время реализации проекта учитель проводил консультации по вопросам, возникающим у учащихся. Например, сначала девочки решили, что костюм можно делать только из однотонной ткани, потом они увидели иллюстрации, где ткань была с рисунком. На консультации обсуждался выбор ткани, ткань была выбрана по совету педагога.
| Обсуждался принципиальный с точки зрения того, как будет выглядеть продукт, вопрос - выбор материала, и снова все делается «по совету» педагога, который подменяет собой учеников при принятии наиболее важных решений.
| На практическом этапе учитель помог разместить выкройку на ткани.
| Расположение выкройки на ткани – одно из умений, которым должны овладеть учащиеся 10 класса в рамках предмета «Технология». Вызывает сомнение тот факт, что помощь учителя была необходима.
| Учитель рассказал, что после изготовления костюма учащиеся увидели практическую пользу от своего труда – костюм можно использовать в различных школьных постановках.
| Из слов учителя следует, что учащиеся заранее не обсуждали, каким образом планируется использовать продукт. Этот замысел был у директора или у учителя, и только изготовив костюм, учащиеся увидели возможности для применения полученного продукта.
| Предметом долгого обсуждения стало то, как будет проходить презентация. В итоге решили, что презентация пройдет в виде маленького спектакля с участием такого персонажа, как кукла Барби, которая приехала в гости и задавала вопросы о костюме – интересовалась историей, техникой выполнения работ. Для того чтобы сделать презентацию, пришлось проделать дополнительную работу: написать сценарий, подготовить костюм Барби, взять на прокат народные костюмы для всех авторов проекта. Презентация состоялась на школьной научно-практической конференции, где его увидели учителя и ученики.
| Следует обратить внимание на творческий подход к проведению презентации, которая позволила интересно рассказать о работе учащихся. Так как презентация была подготовлена для учащихся средней ступени, можно сказать, что форма ее проведения была адекватна целевой аудитории.
|
Проект «Фонтан»
7 класс, 7 человек
Цель: сделать своими руками действующую модель фонтана и показать его работу.
Во время изучения темы «Атмосферное давление» на уроке физики лаборант показал ученикам действие простейшего фонтана с помощью пластиковой бутылки. Учащиеся легко определили, что чем выше поднимаешь бутылку, тем больше давление и, соответственно, выше фонтан. Продемонстрированный опыт очень заинтересовал учащихся, и они решили сами сделать модель фонтана. Учащиеся с помощью учителя так сформулировали проблему: «Хотим узнать как можно больше о фонтанах и сделать модель действующего фонтана своими руками из подручных материалов».
| В данном примере тема проекта определялась на основе познавательного интереса учащихся. Согласно требованиям к уровню сформированности компетентностей учащихся 7 класса цель проекта может быть поставлена на основании проблемы, сформулированной совместно с учителем. Приведенную в этом случае формулировку нельзя назвать проблемой. Это фиксация намерений учащихся, сделанная педагогом на поисковом этапе и не актуализированная, не «докрученная» до проблемы.
| В группу, работающую над проектом, вошли семеро учащихся. По наблюдению учителя, "две инициативные девочки фактически взяли управление группой в свои руки и распределили обязанности между остальными ее членами".
| Возникает вопрос о том, что делать учителю в таком случае: допустить такой вариант распределения ролей в группе или вмешаться? По нашему мнению, это зависит от того, является ли актуальным для конкретной группы учащихся формированию коммуникативной компетентности, в частности, формирование умений работать в группе.
| План работы учащиеся составляли самостоятельно. Ход работы над проектом корректировался. Сначала они предполагали, что сделают один действующий фонтан. Для поиска информации учащиеся разделились на группы. В результате каждая группа остановилась на каком-то определенном виде фонтана, а затем эти микрогруппы приняли решение о том, что каждая из них будет делать свою модель фонтана. Первая группа работала над моделью фонтана, предназначенного для питья, вторая - фонтана без слива, в котором можно будет купаться, третья – для украшения интерьера. В связи с этим в каждой микрогруппе обязанности делились по степени информированности, по способностям и с учетом желания учеников. Интересно, что до момента презентации ученики не показывали модели фонтанов друг другу, объясняя это тем, что иначе во время презентации будет неинтересно.
| Такой поворот событий объясняется тем, что предварительно не было согласовано общее представление учащихся об окончательном виде продукта и его практическом предназначении, что следовало бы сделать на аналитическом этапе работы над проектом.
Фактически далее работали три независимых друг от друга проектных группы.
| Одна из консультаций касалась практической работы. У учащихся возникли затруднения в том, какие материалы для изготовления фонтана использовать, учитель внес свои предложения, решение принимали ученики. Принципиальным для работы был вопрос о том, как создать атмосферное давление. Учитель проконсультировал учащихся с позиции эксперта в области физики. Инициаторами консультаций всегда были дети.
|
| Кроме учителя – руководителя проекта, ученики обращались к учителю рисования на этапе поиска информации об архитектурном решении фонтанов, а также к лаборанту кабинета физики с практическими вопросами.
|
| Учитель рассказал, что одна из моделей получилась неудачной: фонтан работал только при нажатии на емкость. Еще в процессе работы педагог понял, в чем проявится недостаток модели, но не стал на него указывать, чтобы у учащихся была возможность увидеть ошибку самостоятельно.
Эта модель была также допущена до презентации, потому что главное было сделано – фонтан работал, а в описании планируемого продукта не было указано, что модель должна действовать с помощью атмосферного давления.
| К сожалению, не все ученики применили знание темы «Атмосферное давление» в работе над своими моделями фонтанов. Примечательно, что учитель, судя по его словам, признает за учащимися право на ошибку и не предупреждает своими действиями возможных неудач, чтобы ученики получали опыт самостоятельной работы, в том числе и опыт выявления своих ошибок. Следует отметить, что педагог поступил корректно, допустив к презентации «неудачную» модель, так как среди характеристик планируемого продукта не было ни одной, связанной с принципом действия.
| Презентация действующих моделей фонтанов проходила в форме демонстрации на открытом уроке физики в рамках территориального информационно-методического семинара для руководителей образовательных учреждений.
Когда демонстрировалась «неудачная» модель фонтана, учащиеся рассказали, что в их модели давление создается нажатием на стенки емкости с водой, но возможны и другие способы, например, применение насоса.
Директора и завучи районных школ не задавали вопросов – это делали одноклассники авторов проекта. Самый эмоциональный момент обсуждения касался практического применения фонтанов.
|
|
Проект «Воздушный змей»
7 класс, 2 человека
Цель: изготовить воздушного змея.
Двое учеников 7 класса увлекаются моделированием. Их увлечение поддерживают родители. У одного мальчика отец - программист, а у другого – инженер-конструктор. Учащиеся посещали авиамодельный кружок, но их не устраивало то, что для занятий необходимо покупать наборы готовых деталей, из которых следовало собирать модели. Отец одного из учеников, занимавшийся авиамоделированием в детстве, выразил сомнение в ценности такой работы и в способностях мальчиков.
|
Проблема, с которой столкнулись начинающие авиамоделисты, возникла не в стенах школы. Смысл работы над проектом для учеников заключался в том, чтобы доказать, они на что-то способны. Данный пример показывает, как личностно значимая для учащегося проблема может быть решена с помощью проекта.
| По его мнению, нельзя разобраться в устройстве летательных аппаратов до тех пор, пока не узнаешь, как сделан воздушный змей.
Поэтому ученики решили самостоятельно сделать свой первый летательный аппарат - воздушный змей.
| Примечательно, что руководителем их проекта стал учитель, преподающий не технологию (то есть эксперт в том, как изготовить), а математику.
| Мальчики самостоятельно нашли и изучили много литературы. В основном это были различные справочники, журналы. Обращались они к историческому материалу и узнали о том, как возник воздушный змей, что такое японский змей. Ученики увлеклись также версией о том, что пирамиду Хеопса строили с помощью воздушного змея.
| Ученики были мотивированы на решение проблемы, поэтому действовали в основном самостоятельно. Опытный педагог зафиксировал интересный момент, связанный с возрастными особенностями учащихся, – их увлечение яркими фактами, имеющими косвенное отношение к проблеме.
| Учитель особо отметил, что сам узнавал много нового вместе с ними.
| Это замечание учителя убеждает нас в том, что он выступал в роли руководителя проекта, владеющего общим алгоритмом проектной работы, а не эксперта по изготовлению воздушных змеев.
| Работа учеников длилась около трех месяцев. Так как они хотели сделать своего собственного воздушного змея, а не модель по готовому клише, им нужно было производить расчеты, подбирать определенные материалы для изготовления змея.
|
| На консультациях учитель, по его признанию, старался подтолкнуть учащихся к тому, чтобы ответы на все вопросы они нашли сами. Например, необходима была какая-то тонкая бумага. Сначала пробовали использовать газетную, но не получилось, и тогда взяли кальку. Затем им нужны были деревянные рейки, которые были бы достаточно легкими.
| В этом примере описан поиск необходимых ресурсов. В частности, отбор материалов связан с основными характеристиками планируемого продукта.
| Учащиеся сами приняли решение о том, чтобы обратиться за помощью к учителю технологии, который посоветовал использовать сосновый шпон. При изготовлении хвоста воздушного змея ученики убедились, что "газетная бумага для этого не годится". Возник вопрос: из какого материала можно сделать этот элемент? Учитель рисования посоветовал ученикам использовать ветошь. С ним же обсуждали возможные способы оформления воздушного змея после того, как не раскрашенная красками калька деформировалась. После чего учащиеся остановились на маркерах.
| Консультантами в этом проекте выступали педагоги школы. К учителям ребята обращались только после того, как столкнулись с каким-то затруднением на практике и сами не могли преодолеть его.
| Воздушный змей был готов, необходимо было его запустить. Оказалось, "что это тоже не просто, и есть несколько способов это сделать". Поэтому потребовалось определить способ запуска. Ученики составили инструкцию по запуску воздушного змея.
| Инструкция по запуску воздушного змея фактически представляет собой
рекомендации по использованию полученного продукта другими, что свидетельствует о развитых умениях оценивать полученный результат.
| К сожалению, запустить змея и снять об этом видеофильм не удалось, так как на протяжении трех последних недель мая почти ежедневно шли дожди. Погодные условия не позволили запустить воздушного змея и в День последнего звонка.
В ходе обсуждения с учителем было решено, что проект выполнен, так как продукт получен.
| Ученики столкнулись с объективными обстоятельствами, не позволившими им реализовать задуманную презентацию, потому в данном случае было важно организовать итоговую рефлексию.
| Поэтому презентация проекта проходила в форме устного выступления учеников во время Дня проектов. Их много спрашивали, задавали вопросы о том, как они делали змея. Они смогли ответить на все вопросы, рассказали о том, с какими трудностями столкнулись в работе над проектом и почему, что им особенно удалось и по каким причинам. По наблюдениям учителя, эти учащиеся на уроках редко высказываются и очень мало говорят. По собственному признанию, педагог не подозревал, что на презентации ребята смогут так выступить.
| На презентации учащиеся продемонстрировали не только способность выступать перед аудиторией и навыки устной коммуникации, но и умения, связанные с оценкой полученного результата.
| Учащиеся отметили, что только при работе над проектом они окончательно убедились в том, что их привлекает авиамоделирование. Один из участников проекта заявил, что собирается связать свою будущую профессию с конструированием летательных аппаратов.
| Перед нами пример того, как результат работы над проектом связан жизненными планами на будущее.
| Как только установилась сухая погода, воздушный змей запустили.
|
|
|