Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Проект «Особенности строения и развития организма человека»
8 класс, 2 человека
Цель: изучить особенности развития человеческого организма на примере подросткового возраста.
На урок биологии учащиеся принесли научно-популярный фильм о строении организма человека, и учитель организовал его коллективный просмотр и обсуждение. Затронутая в видеофильме тема физиологических изменений в подростковом периоде оказалась злободневной для школьников, учитывая их возраст. Во время обсуждения две ученицы выразили желание узнать подробнее, каковы причины и механизм этих изменений.
| Следует обратить внимание на то, что учитель поощрил инициативу учащихся и не только использовал предложенный видеофильм в целях обучения, но и организовал его обсуждение, которое позволило ученикам определить свои намерения.
| Учащиеся хотели изучить особенности развития человеческого организма на примере подросткового возраста. По словам учителя, они долго не могли определиться, что именно станет продуктом их проекта. В итоге они решили, что это будут схемы, которые отражают изменения в физическом развитии учащихся разных возрастов.
| В самом начале работы возникли сложности с определением продукта.
Остается непонятно, почему ученики несколько сузили первоначальный замысел (остановились только на физическом развитии). Вероятно, не обсуждался вопрос о том, кто и каким образом будет использовать таблицы.
| План работы над проектом учащиеся составили самостоятельно, потом на консультациях вносили коррективы, так как учитель предлагал некоторые шаги.
| К сожалению, ученицы 8 класса продемонстрировали невысокий для своего возраста уровень сформированности умения планировать, так как фактически планирование свелось к тому, что они выстраивали в хронологической последовательности действия (шаги), некоторые из которых были предложены педагогом.
| Учащимся сначала сложно было определить, какую литературу следует использовать. Они работали с каталогами библиотеки, чтобы найти литературу по физиологии человека.
В результате ими было получено много информации, имеющей косвенное отношение к теме проекта.
Поэтому учитель предоставил им книги и статьи, которые подходят для их проекта, с учетом их возраста.
| Умение работать с каталогом – только одна из составляющих информационной компетентности. В рамках проектной деятельности важно, чтобы учащиеся смогли интерпретировать полученную информацию в контексте содержания проекта, но в данном случае над этим еще необходимо работать.
| Одной из задач являлось проведение обследования учеников 4, 7 и 9 классов, в частности, измерялся рост, вес, так как было необходимо определить, какой рост и вес является средним для учеников определенного возраста. Чтобы сравнить эти показания с прошлогодними, ученицы обращались в школьный медпункт, где работали с картами учеников. Таким образом, им удалось проследить и отразить в таблице динамику изменения роста и массы тела младших подростков, подтвердить полученными данными факт того, что в этом возрасте девочки развиваются быстрее мальчиков
| Ученицы продемонстрировали достаточно развитое для своего возраста умение обрабатывать информацию. Они не только проиллюстрировали общеизвестные с точки зрения науки положения, но и привели самостоятельно полученные данные для их подтверждения.
| Презентация проекта проходила в рамках школьной проектной недели. Ученицы выступили с докладом, для презентации они выполнили схемы и таблицы, которые иллюстрировали наиболее показательные примеры. Аудитория, состоявшая в основном из подростков, активно задавала вопросы. Особенно интересовало учащихся, доказывают ли полученные авторами проекта данные, что мальчики и девочки действительно развиваются в разном темпе.
| Для презентации ученицы использовали самостоятельно подготовленные наглядные материалы. О развитии их коммуникативной компетентности свидетельствует тот факт, что они представили полученные ими данные в форме, адекватной аудитории.
|
Проект «Атлас планет солнечной системы»
7 класс, 4 человека
Цель: выяснить возможность жизни человека на планетах Солнечной системы.
По мнению педагога, в учебном курсе, который называется «Физика и астрономия», мало материала по астрономии, а "тема других миров очень интересует детей этого возраста". Ученики вместе с учителем посетили планетарий. Замысел проекта возник во время обсуждения экскурсии. Учащиеся решили создать атлас, в котором были бы представлены планеты Солнечной системы.
| В этом случае учитель при планировании ориентировался на свой опыт работы с младшими подростками, на наблюдение за их интересами и специально организовал ситуацию, стимулирующую познавательный интерес (обмен впечатлениями об экскурсии).
| Педагог обратил внимание на то, что сначала учеников интересовала новая информация, интересные сведения. В меньшей степени учащиеся задумывались о том, для чего нужно собирать эту информацию и для чего ее можно использовать.
| По наблюдениям, такая реакция учеников является естественной и типичной для школьников этого возраста в начале работы над проектом, когда зафиксирован интерес учащихся к определенной теме. Тем более важно понять, что стоит за этим интересом или куда его можно направить.
| По наблюдению учителя, идея создать именно атлас возникла потому, что такая форма представления материала была знакома двум ученицам из проектной группы, решившим работать над проектом. Под руководством учителя биологии они создали атлас клеток.
На первой же встрече с группой педагог спросил учащихся, действительно ли они хотят ограничиться собранными иллюстрациями и описаниями, ведь такая работа им уже знакома. В ходе обсуждения ученики решили, что "освоение других миров или даже других звездных систем – дело недалекого будущего, ведь неблагоприятная экологическая обстановка на Земле и истощение природных ресурсов заставляют задуматься о возможности колонизации планет солнечной системы". Поэтому цель своего проекта они сформулировали с помощью учителя так: выяснить возможность жизни человека на планетах Солнечной системы.
| В этом случае следует отметить, как грамотно педагог проблематизировал учеников, стремящихся использовать привычную форму для «упаковки» интересного им материала. Фактически учитель спровоцировал групповое обсуждение, в результате которого с помощью учителя был конкретизирован интерес учащихся и присвоена предложенная педагогом проблема, сформулирована цель проекта.
| Над проектом работали 4 человека. Учитель оценил коллектив учащихся как слаженный – дети дружат не первый год. Поэтому не возникало трудностей с распределением обязанностей между членами группы. Учитель рассказал, что проект выполнялся в течение четверти, но затруднился назвать точное количество часов. По подсчетам самих учащихся, они работали над проектом 3 недели.
| Нередко случается, что учитель не может точно назвать, сколько времени учащиеся работали над проектом. С одной стороны, это свидетельствует об определенной степени самостоятельности учеников, а с другой стороны, вызывает опасения, что он не учитывал нагрузку детей, связанную с самостоятельной работой над проектом. Такая ситуация может приводить к перегрузке учащихся.
| Учитель считает, что у учащихся достаточно развиты навыки самостоятельной работы с информацией. Информацию сначала искали сами. Ученики самостоятельно начали систематизировать собранный материал. Им удалось, проанализировав информацию, выявить признаки, по которым можно судить, годится ли планета для проживания человека.
|
| Когда у учащихся возникли затруднения, они обратились к учителю. Так, им не удалось найти сведения о некоторых характеристиках планет Солнечной системы (например, о плотности планеты). Учитель организовал поиск недостающей информации, предложив учащимся литературу, хранящуюся в кабинете.
|
| Учитель обратил внимание на то, что, несмотря на сравнительно высокий уровень самостоятельности, ученикам нужна была психологическая поддержка. Педагог по собственной инициативе предложил для атласа интересные иллюстрации, что, по его наблюдению, «оживило работу» над проектом на данном этапе.
| Несомненно, учитель во время всей работы над проектом стремился как можно меньше вмешиваться в процесс деятельности учеников. Вероятно, в какой-то момент учащиеся устали от собственной самостоятельности, а опытный педагог поддержал их эмоционально.
| В целом в ходе проектной работы учащимся потребовалось несколько консультаций, когда учащиеся обсуждали с учителем план работы, составленный ими самостоятельно, подготовку к презентации, итоги презентации.
| В этом проекте не привлекались в качестве консультантов другие педагоги-предметники, учитель не направлял учеников к экспертам (например, к сотрудникам планетария). Поэтому возникает вопрос, не объясняется ли это стремлением ограничить деятельность учащихся рамками школьного предмета.
| Презентация проекта проходила на уроке в форме рассказа перед классом. Ученики рассказывали о работе над атласом, представляли созданный ими атлас, отвечая на вопрос, какая же планета Солнечной системы больше всего подходит для колонизации человеком, доказали, что "для жизни человека может подойти в первую очередь планета Марс".
|
| Больше всего вопросов касалось самого процесса работы: распределения ролей, времени работы, причин, по которым их одноклассники взялись за эту работу. По мнению педагога, подобные вопросы ученики задают не потому, что им интересен процесс работы, а потому, что таким образом учащиеся копируют своих учителей.
|
| В настоящий момент атлас хранится в кабинете физики. В начале учебного года учитель планирует оформить «уголок» проектов, в который данная работа будет помещена в качестве образца проектной работы.
| Дальнейшее использование полученного продукта заранее не продумывалось. Понятие "образца" проектной работы, на наш взгляд, неприемлемо, так как каждый проект должен завершаться получением продукта, ценного прежде всего для самого учащегося, свидетельствующего о том, что значимая для него проблема может быть решена с его помощью. Вероятно, целесообразнее говорить о культурных образцах письменной коммуникации, таких, как описание модели, бюллетень, реферат и т.п.
|
|