Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Проект «Кристаллы – твердые тела»
10 класс
Цель: подготовить и провести конференцию,
посвященную кристаллам.
Ученики перед началом изучения темы «Кристаллы» заметили, что она маленькая – всего 2 параграфа. Учитель заявил, что тема серьезная и очень широкая, но на ее изучение программой отведено очень мало времени. Затем она набросала учащимся множество вопросов, например: и алмаз, и грифель – углерод, но разные вещества, почему? - и посетовала на то, что все эти вопросы ей очень интересны, но не могут быть изучены. Тогда учащиеся «радостно отметили», что у учителя возникла проблема, и предложили свою помощь в ее решении.
|
| Учащиеся обсудили вопрос о том, какая организационная форма позволит за минимальное время познакомиться с максимальным количеством информации по теме, и пришли к выводу о том, что они подготовят 2-часовой урок-конференцию. Были распределены роли: авторы (готовят презентации на выбранные ими темы) и критики (изучают возможный материал по теме, «их задача – покритиковать все»). Затем был выработан общий план действий: обсуждение критериев для оценки презентаций, подготовка презентаций, проведение урока-конференции. Часть учащихся стала разрабатывать различные темы, которые учитель в своей дальнейшей работе рассматривал как проекты.
Учитель признал, что эти «малые проекты» были обусловлены различными мотивами: «удивить учителя», «заработать хорошую оценку», «кто-то просто примкнул к группе симпатичных ему людей», «кого-то заинтересовала тема».
| Можно спорить о том, с чем мы имеем дело в этом случае: оригинально спланированным и реализованным
уроком-конференцией, заданием для самостоятельной работы, индивидуальными проектами или групповым проектом. Учитель рассмотрел эту работу как проект, поскольку «все этапы были соблюдены и она смогла «серьезно поработать над техниками групповой работы».
| «Вся правда о снежинках» (3 человека)
Цель: представить легкую и увлекательную информацию о снежинках.
В соответствии с целью учащиеся определили форму продукта – газета - и критерии: соответствие жанра информации жанру газетной статьи, отбор той информации, которая «могла бы удивить», наглядность оформления.
Информационный поиск учащиеся провели самостоятельно, воспользовавшись в основном Интернетом.
Потребность в консультации у учащихся возникла только в тот момент, когда они обсуждали форму презентации. Учитель прямо раскритиковал предложенную ими форму «научного доклада» и обсудил особенности продукта их работы. После чего учащиеся решили, что главной целью их презентации станет анонс материалов газеты, подготовили сопроводительные материалы: видеофильм и модель снежинки.
|
| Работа в группе была построена на жестком лидерстве одной из учениц
|
| При оценке продукта мнения учителя и учащихся резко разошлись. Учитель считал эту презентацию «одной из самых интересных», а продукт – полностью отвечающим цели. Учащиеся критиковали авторов за то, что «работа выполнена не по уровню – для пятого класса, а не для десятого». Кроме того, учащиеся критиковали группу за то, что они «плохо отвечали на вопросы». Поскольку оценка происходила в форме открытого обсуждения, учитель также высказал свои впечатления. Реакция девочек на высказывания одноклассников была крайне негативной, они «перешли на личности». Учитель не стал гасить этот конфликт, а предложил учащимся в своей проектной группе обсудить возможные причины такой оценки и линию их поведения, заметив, что при необходимости учащиеся могут свои выводы обсудить с ним. Учащиеся не воспользовались вторым предложением, однако их следующий проект (группа сохранилась в прежнем составе), по мнению учителя, свидетельствует о том, что обсуждение в группе, которое он рекомендовал провести, состоялось.
| В такой ситуации представляется целесообразным провести обсуждение результатов работы и данной им оценки в тесном кругу участников проектной группы.
| Выращивание кристаллов из соли (2 человека)
Цель: продемонстрировать одноклассникам настоящий кристалл.
|
| Учащиеся усмотрели проблему в том, что они изучают тему умозрительно, пользуясь только наглядным пособием, которое есть в кабинете физики, – деревянным угольником.
|
| С помощью поисковых систем они нашли в Интернете указания, как вырастить кристалл из перенасыщенного раствора соли. Следуя этим указаниям, учащиеся вырастили не очень крупный кристалл и продемонстрировали его в ходе презентации, показав и параллельные грани, и цвет. Учащимся было задано множество вопросов в развитие темы, например, не пробовали ли они выяснить, от чего зависит скорость роста кристалла. Но они не смогли на них ответить, что стало предметом анализа во время оценки.
|
| Огранка камней (4 человека)
Цель: продемонстрировать, какая огранка камня позволяет ему отражать максимальное количество света.
|
| Проектный замысел возник на том же уроке, когда сформировался коллективный проект урока-конференции. Учитель продемонстрировал привезенный с Урала камешек, совершенно гладкий с одной стороны и имеющий красивый отполированный скол с другой стороны.
|
| В процессе работы учащиеся изменили жанр продукта. Сначала они замыслили подборку чертежей, но затем пришли к выводу, что без иллюстраций, содержащих изображения камней до и после огранки, их продукт «будет лишен для одноклассников привлекательности». Тогда было предложено выполнить альбом, структуру которого определяли бы виды огранки, сопровождаемые текстом, фотографиями ограненных и не ограненных камней. Учащиеся планировали сканировать все графические объекты и распечатать их уже в составе других материалов альбома. Однако им не удалось обнаружить чертеж для одного из упомянутых в источниках типах огранки: было только упоминание о том, что плоскости сечения должны быть расположены под определенным углом. Тогда учащиеся пришли к выводу, что этот чертеж придется выполнять самостоятельно, а чтобы потренироваться, надо выполнить и остальные чертежи. Учащиеся обратились с вопросами к учителю черчения, но «она не поняла, что им от нее надо, и стала предлагать организовать факультатив по элементам начертательной геометрии». Учащимся пришлось воспользоваться помощью руководителя проекта в переговорах.
| Как и все проекты, организованные в данном случае, этот направлен на формирование элементов информационной и коммуникативной компетентности, поэтому изменение жанра продукта в связи с переосмыслением целей воздействия на аудиторию представляется важным.
Следует заметить, что если в школе проектная деятельность не является нормой, учащиеся часто сталкиваются с подобным непониманием.
.
| Группа, по мнению учителя, представляла собой «уже сложившийся коллектив: все меланхолики, все друг друга очень любят, привыкли работать вместе». Поэтому единственным вопросом для обсуждения с учителем стало рациональное распределение обязанностей. Учитель порекомендовал исходить из анализа ресурсов, в том числе собственных возможностей. В результате информационный поиск учащиеся проводили совместно, ученица, у которой дома был компьютер, взяла на себя техническое оформление, двое – начертание, одна – подготовку и редактирование текстов.
|
| Презентация был подготовлена в формате презентации вышедшей из печати книги. По итогам обсуждения выяснилось, что учащиеся, выполняя проект, «столкнулись с большим разочарованием: рубины в сережках оказались вовсе не рубины, а искусственно выращенные минералы, причем растятся они легко и просто, дешевка».
У учащихся в середине временного промежутка, запланированного для работы над проектом, возникло искушение изменить тему проекта и связать его с искусственным выращиванием драгоценных камней, но по этому пути они не пошли.
|
| Жидкий кристалл (2 человека)
|
| Цель: подготовить информацию о жидких кристаллах для одноклассников.
|
| Один из учащихся случайно разбил телефон, в ремонтной мастерской поставили диагноз: «кристалл потек». Учеников заинтересовала сама постановка вопроса: как кристалл может «течь». Продуктом работы должна была стать Power Point-презентация. В ходе обсуждения было предложено включить в презентацию рекомендации по обращению с приборами, имеющими в своем составе жидкие кристаллы.
|
| Информационный поиск осуществлялся в сети Интернет. Учащиеся объяснили свой выбор тем, что они хотят понять «что-то полезное о жидких кристаллах, а это современные технологии, значит, в книгах будет теория, а в Интернете – практика». По необходимым для понимания обнаруженной информации теоретическим основаниям учащийся задавал вопросы на консультации (например, про плоскость поляризации, - материал, который на уроках еще на разбирался).
|
| В ходе работы группа распалась. По мнению учителя, это было вызвано тем, что «скорость работы у ребят была разная». Сначала учитель предложил разделить сферы труда, но учащиеся «опять не сработались». Тогда он не стал препятствовать распаду группы: «слишком разные ребята, разный уровень, им вместе было бы некомфортно».
| Можно спорить о том, следовало ли учителю стремиться сохранить группу до конца работы (это могло бы быть полезным опытом успешного взаимодействия с людьми, сильно отличающимися от учащегося по тем или иным показателям) или принять решение учеников, предложенное на основании анализа эффективности деятельности.
| Учитель не был удовлетворен качеством продукта: «слишком много текста». Учащиеся, по мнению учителя, скорее заинтересованные содержанием, чем привлеченные формой, высоко оценили презентацию. Обсуждение этого вопроса учитель инициировал во время проведения оценки.
|
| Ответ на вопрос, в чем отличие графита от алмаза, был дан двумя ученицами, которые взялись получить сведения об этом из литературы, рекомендованной учителем. Заодно они «с удовольствием почитали материалы по истории и по химии», но учитель признал, что «проекта девушки не стали делать».
|
|
ЛИТЕРАТУРА
1. Горячев А.В. Работа над темой. Методические рекомендации. – М.: ТОО «Гендальф», 1999.
2. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описании их авторов и последователей)/ Под ред. Н.Д.Селивановой. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
3. Казакова Е.И. Познавательные проблемы в учебниках // На путях к новой школе. СПб., 2000/2001, №4. С. 4-6.
4. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. – М.: Знание, 1989.
5. Крылова О. Освоение Амазонии, или Использование метода проектов в преподавании //Директор школы. 1999, № 2. С.71-76.
6. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
7. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: Знание, 1974.
8. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972.
9. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М.: Педагогика, 1981.
10. Моделирование обучения и поведения. – М.: «Наука»,1975.
11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 1999.
12. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат. – М.: Аcademia, 2000.
13. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Материалы семинара/ Под ред. А.В.Великановой. – Самара: Изд-во «Профи», 2001.
14. Чеглакова Л.М. Консультирование в практике работы учителя// Компетентностно-ориентированный подход к образованию. Образовательные технологии. Вып. №3. - Самара: Изд-во "Профи", 2003.
15. Чечель И.Д. Метод проектов или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула//Директор школы. 1998, № 3. С.11-16.
16. Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов// Директор школы. 1998, № 4. С. 3-16.
17. Чуракова О.В. Ключевые компетенции как результат общего образования. Метод проектов в образовательном процессе. Дидактические материалы для обучения педагогов/ Серия «Компетентностно-ориентированныйый подход к образованию: образовательные технологии». Вып. 1. – Самара: Изд-во «Профи», 2002.
18. Шишов С.В., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
[1] Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. – М.: Сентябрь, 2001. С.121.
[2] Nemeslaki A. Project Managment and Evaluation. – Budapest: IMC-Graduate of Business, 1998. Р.28.
[3] Этимологический словарь. - М.: "Планета", 1996.
[4] Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. Т.1. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. С.566.
[5] Об оценке уровня сформированности ключевых компетентностей при оценке проектной деятельности учащихся см. www.mega.educat.samara.ru.
[6] Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, под ред. Е.С. Полат. – М.: Аcademia, 2000. С. 171.
[7] Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. Т.1. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.
[8] Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, под ред. Е.С. Полат. – М.: Аcademia, 2000. С.113.
[9] Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. С.75
[10] Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, под ред. Е.С. Полат. – М.: Аcademia, 2000. С. 115.
[11] См. инструктивное письмо департамента образования и науки Администрации Самарской области № 889 от 07.04.2003 г.
[12] Горячев А.В. Работа над темой. Методические рекомендации. - М.: "Гендальф", 1999. С 14.
[13] Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. 1998, № 4. С.15.
[14] Горячев А.В. Работа над темой. Методические рекомендации. - М.: "Гендальф", 1999. С.9.
[15] Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972. С.35.
[16] Махмутов М И. Организация проблемного обучения в школе. — М.: Педагогика, 1981. С.74.
[17] Казакова Е.И. Познавательные проблемы в учебниках // На путях к новой школе. СПб., 2000/2001, №4. С. 4-6.
[18] Чеглакова Л.М. Консультирование в практике работы учителя// Компетентностно-ориентированный подход к образованию. Образовательные технологии. Вып. №3. - Самара: Изд-во "Профи", 2003.
[19] Подробнее о критериях и процедуре оценки можно узнать на сайте: www.mega.educat.samara.ru.
|