Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Проект «Толковый словарь по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Похожие статьи вашей тематики
7 класс, 3 человека
Цель: создать толковый словарь, в котором разъяснялось бы значение неизвестных и малоупотребительных слов.
На уроках литературы ученики изучают творчество Гоголя. При чтении повести «Тарас Бульба» ребятам встретилось много украинизмов, диалектных, просторечных слов, специальных терминов (в том числе военных), новых понятий, связанных с одеждой, бытом украинцев. У учеников возникало много вопросов. Вместо того чтобы сразу же разъяснить ученикам значение незнакомых слов, учитель предложил им воспользоваться словарями. Оказалось, что придется пользоваться сразу несколькими словарями. Такая работа показалась интересной 3 ученикам в классе, которым учитель предложил собрать слова, значение которых неизвестно, и создать словарь.
|
В этом случае учитель не организовывал специально ситуацию, в которой возник и оформился замысел проекта, а использовал те затруднениями, с которыми столкнулись учащиеся в ходе работы на уроке.
Учитывая возраст учеников, прямая постановка перед ними цели вполне допустима.
| Ученики, которые вошли в группу, работающую над созданием словаря, дружны между собой, поэтому не возникло сложностей с разделением обязанностей в группе, хотя это была их первая совместная работа.
Они сразу определили, какие у каждого из них есть возможности: у одного дома есть собственный компьютер, у другого - богатая домашняя библиотека, в которой есть различные словари.
| Пример интересен тем, что ученики распределяли обязанности в группе в зависимости от наличия ресурсов.
| Во время групповой работы учителю не приходилось направлять ход обсуждения, при этом необходимо было следить за временными рамками. По мнению педагога, постоянного лидера в группе не было, всегда «солировал» тот, кто был компетентней в конкретном вопросе.
|
| Ученики обсуждали 2 варианта составления словаря. Первый вариант – расположить слова в алфавитном порядке и дать им толкование. Ученики сразу предполагали, что их словарь будет иметь практическую значимость – им смогут пользоваться все семиклассники, читающие повесть, поэтому остановились на втором варианте, который отличался тем, что незнакомые слова были сгруппированы в алфавитном порядке по главам повести.
| Этот пример показателен тем, как учениками определялись наиболее важные с точки зрения практического использования характеристики планируемого продукта.
| В работе ученики использовали различные словари: толковый словарь, словарь диалектных слов и т.п., а также энциклопедии для учащихся и ресурсы Интернета. Консультации касались в основном оформления словаря и списка источников. Учитель – руководитель проекта выступил также в роли эксперта-филолога.
|
| Работа над проектом длилась около месяца, ее окончание было приурочено к моменту завершения изучения творчества Н.В. Гоголя на уроке литературы.
| В данном случае предпринята попытка «встроить» работу над проектом в систему уроков.
| Презентация проходила для всей параллели 7 классов. В ходе презентации ученики предлагали сверстникам воспользоваться словарем, те, в свою очередь, оценивали удобство работы со словарем. При этом в ряде случаев выяснилось, что некоторые их тех слов, которые вошли в словарь, знакомы. Вопросы касались источников сведений, которыми пользовались авторы проекта.
| Время проведения презентации было выбрано очень удачно. Еще не угас интерес учащихся к изучаемому произведению, после серии уроков каждый ученик смог почувствовать себя экспертом – при оценке работы одноклассников по знакомой теме.
Способ проведения презентации полностью соответствует практическому назначению словаря. Учителем была организована специальная работа по оценке полученного продукта потенциальными потребителями - учениками, изучавшими повесть Н.В. Гоголя.
| В ходе презентации в одном из классов ученикам было сделано замечания, что значение некоторых слов из словаря можно найти в сносках на страницах учебника. Авторы проекта расценили подобный вопрос как сомнение в ценности выполненной ими работы и предложили сравнить краткое толкование понятия в сноске с толкованием в своем словаре.
| Примечательно, что учащиеся 7 класса способны работать с вопросами самого сложного уровня – вопросами на дискредитацию.
|
Проект «Справочные материалы при подготовке к изложению
С элементами сочинения»
9 класс, 14 человек
Цель: написать экзаменационную работу в соответствии со своими притязаниями на оценку.
На экзамене в 9 классе изложение пишут по открытым текстам, и в каждом есть задание, включающее элементы сочинения. Разумеется, учащиеся в ходе уроков готовились к экзаменам, но когда классный руководитель спросил их об успехах, высказали беспокойство по поводу «большой творческой части». Учитель указал, что учащиеся столкнулись с проблемой и организовал ее обсуждение: «Есть проблема: экзамен надо кому-то просто сдать, кое-как, а кому-то – сдать хорошо, самые большие затруднения вызывают элементы сочинения, а подготовиться к этому заданию не получается, не по чему готовиться».
|
| В ходе обсуждения был спланирован продукт. Сначала учитель предложил составить инструкцию: как писать сочинение. Но учащиеся возразили, что они работали с такими инструкциями, и им это мало помогло. Они предложили составить справочник, который включал бы в себя сами тексты творческих работ: «как решебник по математике, по русскому таких решебников нет». В качестве критериев для оценки качества продукта учителем были предложены критерии для оценки экзаменационной работы. Критериев к оформлению предъявлено не было.
|
| При обсуждении плана работ учащиеся остановились на том, что сначала надо определить для себя основные типы источников дополнительной информации, затем каждый должен был подготовить тексты (рассчитав время, оставшееся до экзамена, они решили, что в неделю следует готовить по 5 текстов). Один раз в неделю учащиеся собирались и защищали свои тексты. В рамках защиты было предложено рассказывать об источниках дополнительной информации, использованных при работе над текстом, использованных синтаксических конструкциях и т.п. По итогам защиты учащиеся выбирали лучший текст для своего «справочника».
| Такой формат работы неэффективен в отношении продукта, но весьма эффективен в отношении цели проекта. При обсуждении способов достижения цели это важно обсудить с учащимися.
| В ходе защиты возникали достаточно бурные споры. На первых порах учителю приходилось проводить обсуждения самому. Затем учащиеся стали это делать самостоятельно, обращаясь к учителю за экспертной помощью при оценке текстов. Для таких обсуждений было выделено время на уроках русского языка.
| Таким образом, группа получила опыт установления процедуры групповой работы.
| Источники информации у каждого участника проекта были различными. Они обращались в школьную и сельскую библиотеку, определив на первой консультации, что им могут оказаться полезны публицистические издания по истории, литературная критика (в том числе вступительные статьи), пособия по стилистике.
|
| Презентация продукта была проведена в урочное время для учащихся 8 классов.
|
|
Проект «Стресс»
10 класс, индивидуальный проект
Цель: изучить влияние стресса на организм человека и определить пути его предотвращения и преодоления.
У одной ученицы 10 класса всегда были проблемы с написанием тестов, хотя училась она хорошо. Она решила, что виноват в этом стресс, поэтому решила изучить это явление.
| Не вызывает сомнений значимость проблемы для ученицы. Однако следует обратить внимание на то, что четкой формулировки проблемы не было приведено ни в рассказе учителя, ни в реферате учащейся. То есть не был проведен анализ проблемы, о которой пыталась рассказать ученица ("не могу написать тест"). Следует отметить, что учащиеся нередко обсуждают с руководителями проектов свои реальные учебные проблемы, решению которых могут быть посвящены проекты.
| Прежде всего, ей было необходимо убедиться, что не ей одной трудно справиться со стрессом при тестировании. Она провела опрос около 100 человек, выясняя, насколько они склонны к стрессам и как к стрессу относятся. Выяснилось, что 60% опрошенных подвержены стрессу, причем у 25% подверженность высокая, а 5% нужно обращаться к психологу.
При этом анкета была составлена ею самостоятельно.
| Безусловно, особенностью работы над данным проектом является использование социологических и психодиагностических методов исследования.
Но при этом из сферы внимания педагога не должно уходить то обстоятельство, что их применение необходимо было ученице для определения других лиц, заинтересованных в решении проблемы.
| Цель проекта ученица сформулировала так: «Изучить влияние стресса на организм человека и определить пути его предотвращения и преодоления». Результаты своей работы она решила представить в форме реферата. План работы над проектом был в целом составлен ученицей самостоятельно.
|
| Информация была получена преимущественно из специальной научной литературы по психологии, физиологии, медицине. При выборе литературы ученица ориентировалась на план работы над проектом.
Инициатором консультаций была, как правило, сама ученица. В частности, она запрашивала у учителя информацию о физиологических механизмах стресса.
На специальной консультации обсуждались структура и оформление реферата.
| Ученица продемонстрировала высокий уровень сформированности информационной компетентности, так как ученица спланировала и провела поиск информации в соответствии с планом работ по проекту.
| Педагог отметил, что "девочке нужна была поддержка в проведении анкетирования". Учитель оказал помощь в организации тестирования.
|
| Презентация проходила на школьном Дне проектов. Ученица во время презентации использовала специально подготовленные плакаты с диаграммами, отражающими полученные ею статистические данные по проблеме.
| О сформированности информационной компетентности можно судить по тому, как ученица самостоятельно подготовила и использовала наглядные материалы при защите проекта.
|
|