Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные этапы проектирования выборки↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Маркетологи выделяют следующие этапы разработки выборки: · определение соответствующей совокупности; · получение «списка» совокупности; · проектирование выборочного плана; · определение методов доступа к совокупности; · достижение нужной численности выборки; · проверка выборки на соответствие требованиям; · если необходимо формируется новая выборка. На первом этапе определяется целевая совокупность, зависящая от целей исследования, здесь важно установить характеристики, которым должны удовлетворять единицы совокупности и которые позволяет ее отличать от других совокупностей. На втором этапе устанавливается, откуда может быть получен перечень единиц совокупности (это важно для определения контура выборки). На этом этапе необходимо использовать соответствующие справочники, данные переписи населения и местных органов власти, материалы различных консультационных организаций. На втором этапе также оценивается ошибка контура выборки, для чего важно и в этих целях необходимо: · определить насколько список людей (юридических лиц), включенных в контур выборки отличается от совокупности в целом; · установить, какой континент людей не вошел в состав контура выборки. На третьем этапе с учетом ранее выполненных работ осуществляется проектирование самой выборки. В этом случае важно найти баланс между: · структурой выборки; · затратами на сбор данных; · и объемом выборки. Достижение нужной численности выборки требует выполнения двух шагов операций: установления единицы выборки и от одной единицы должна быть получена требуемая информация. На ряд выбранных респондентов невозможно выйти и что не каждый выбранный респондент выразит желание отвечать на вопросы. Таких респондентов необходимо заменить. И это обычно решается: во-первых, выбором следующего по списку респондента; либо, во-вторых, использованием выборки больших размеров; либо, в-третьих, формированием повторной выборки. Первый метод наиболее часто применяется в случае систематической выборки, Например, в качестве контура выборки используется телефонный справочник и необходимо опросить каждого сотого абонента. Если не удается получить ответ от первого респондента, то звонят абоненту, следующему по справочнику, и так делают, пока не удастся получить ответы на задаваемые вопросы. Только после этого осуществляется скачок в 100 номеров. Второй метод это использование выборки больших размеров и осуществляется он в случае, когда заранее известен процент респондентов, не принимавших участие в опросе. К примеру известно, что на письма при почтовом опросе отвечает только 20 % респондентов (во многих случаях этот процент и того меньше). Поэтому, чтобы получить окончательную выборку численностью в 200 человек, письма необходимо отправить тысяче потенциальных респондентов. Суть третьего метода – метода формирования повторной выборки заключается в том, что если процент ответов намного ниже, чем ожидалось, то контуры исходной выборки расширяются за счет дополнительных имен, найденных, например, случайным образом. Определение объема выборки На практике решение вопроса об объеме выборки является компромиссным между предположением о точности результатов обследования и возможностями их практической реализации (т.е. исходя из затрат на проведение опроса). На практике используется несколько подходов к определению объема выборки. Обратим внимание на самые простые из них. Первый из них называется произвольным подходом и основан он на применении «правила большого пальца». Например, бездоказательно принимается, что для получения точных результатов выборка должна составлять 5 % от совокупности. Данный подход простой и доступный в исполнении, не позволяет получать точные результаты. Его достоинством является относительная дешевизна затрат. В соответствии со вторым подходом объем выборки может быть установлен исходя из заранее оговоренных условий. Заказчик маркетингового исследования, например, знает, что при изучении общественного мнения выборка обычно составляет 1000 – 1200 человек, поэтому он рекомендует исследователю придерживаться данной цифры. Третий подход означает, что в некоторых случаях главным аргументом при определении объема выборки может быть стоимость проведения опроса. Хотя при этом ценность и достоверность получаемой информации не принимается в расчет. В случае четвертого подхода объем выборки определяется на основе статистического анализа. Данный подход предполагает определение минимального объема выборки с учетом требований к надежности и достоверности получаемых результатов. Пятый подход считается наиболее теоретически обоснованным и правильным подходом в определении объема выборки. Он основан на расчете доверительного интервала. Доверительный интервал – это диапазон, крайние точки которого характеризуют процент определенных ответов на какой-то вопрос. Данное понятие тесто связано с понятием «среднее квадратичное отклонение получаемого признака в генеральной совокупности». Чем оно больше, тем шире должен быть доверительный интервал, чтобы включить в свой состав, например 9,5 % ответов. Из свойств нормальной кривой распределения вытекает, что конечные точки доверительного интервала, равного к примеру 9,5 % определяются как произведение: 1,96 (нормированное отклонение) и среднего квадратичного отклонения. Числа 1,96 и 2,58 (для 99 % доверительного интервала) обозначаются как z. Существуют таблицы «Значение интеграла вероятности», которые дают возможность определить величины z для различных доверительных интервалов. Доверительный интервал равный 95% или 99% является стандартным при проведении маркетинговых исследований. Например, проведено исследование числа визитов автовладельцев в сервисные мастерские за год. Доверительный интервал для среднего числа визитов был рассчитан равным 5 – 7 визитам при 99 % уровне доверительности. Это означает, что если появится возможность, провести независимо 100 раз выборочные исследования, то для 99 выборочных исследований среднее значение числа визитов попадут в диапазон от 5 до 7 визитов, Если сказать иначе, то 99 % автовладельцев попадут в доверительный интервал. Допустим, было проведено исследование до 50 независимых выборок. Средние оценки для этих выборок образовали нормальную кривую распределения, которое называется выборочным распределением. Средняя оценка для совокупности в целом равна средней оценке кривой распределения. Понятие «выборочное распределение» рассматривается также в качестве одного из базовых понятий теоретической концепции, лежащее в основе определения V выборки. Естественно ни одна компания не в состоянии сформировать 10, 20, 50 независимых выборок. Обычно используется только одна выборка. Математическая статистика позволяет получить некую информацию о выборочном распределении, владея точными данными о вариации единственной выборки. Индикатором степени отличия оценки, истинной для совокупности в целом, которая ожидается для типичной выборки, является средне квадратическая ошибка. К примеру, исследуется мнение потребителей о новом товаре и заказчик данного исследования указал, что его устроит точность полученных результатов, равная плюс минус 5%. Предположим, что 30 % членов выборки высказались за новый продукт. Это означает, что диапазон возможных оценок для всей совокупности составляет 25 – 35 %. Причем, чем больше объем выборки, тем меньше ошибка. Высокое значение вариации обусловливает высокое значение ошибки и наоборот. Определим объем выборки на основе расчета доверительного интервала. Исходной информацией, необходимой для реализации данного подхода, является: · величина вариации, которой, как считается, обладает совокупность; · желаемая точность; · уровень достоверности, которому должны удовлетворять результаты проводимого обследования. Когда на заданный вопрос существует только два варианта ответов, выраженных в процентах (используется процентная мера), объем выборки определяется по следующей формуле: , где n – объем выборки; z – нормированное отклонение, определяемое исходя из выбранного уровня доверительности (табл. 7); р – найденная вариация для выборки; q = (100 – p); е – допустимая ошибка.
Таблица 7 Значение нормированного отклонения оценки z от среднего значения в зависимости от доверительной вероятности (а) полученного результата
Например, предприятием, выпускающим покрышки, проводится опрос автолюбителей, использующих радиальные покрышки. Поэтому на вопрос: «Используете ли Вы радиальные покрышки?» возможны только 2 ответа: «Да» или «Нет». Если предположить, что совокупность автолюбителей обладает низким показателем вариации, то это означает, что почти каждый опрошенный использует радиальные покрышки. В данном случае может быть сформирована выборка достаточно малых размеров. В формуле (1) произведение pg выражает вариацию, свойственную совокупности. Например, пусть 90 % единиц совокупности используют радиальные покрышки. Это означает, что pg = 900. Если принять, что показатель вариации выше (р = 70 %), то pg = 2100. Наибольшая вариация достигается в случае, когда одна половина совокупности (50 %) использует радиальные покрышки, а другие не используют. В этом случае произведение достигает значения равного 2500. При проведении опроса важно указывать точность полученных оценок. Например, было установлено, что 44 % респондентов используют радиальные покрышки. Результаты измерения необходимо представить в виде: процент автолюбителей, использующих радиальные покрышки, составляет 44 плюс – минус е %. Величина допустимой ошибки заранее совместно определяется заказчиком исследования и исполнителем. Уровень достоверности при проведении маркетинговых исследований обычно оценивается с учетом двух его значений: 95% или 99%. Первому значению соответствует значение z = 1,96; второму – z = 2,58. Если выбирается уровень доверительности равный 99 %, то это говорит о следующем: мы уверены на 99 % (иными словами доверительная вероятность равна 0,99) в том, что процент членов совокупности, попавший в диапазон плюс – минус е %, равен проценту членов выборки, попавших в тот же диапазон ошибки. Принимая вариацию равной 50 %, точность равной 10 % при 95 %-м уровне доверительности рассчитаем размер выборки: n = 1,962 (50 х 50) / 102 = 96. При уровне доверительности равном 99 %, и е = ±3 %, n = 1067. При определении показателя вариации для конкретной совокупности целесообразно проводить предварительно качественный анализ исследуемой совокупности и установить схожесть единиц совокупности в демографическом, социальном и других отношениях, представляющих интерес для исследователя. Возможно определение объема выборки на основе использования средних значений, а не процентных величин. Предположим, что выбран уровень достоверности равный 95 % (z = 1.96,), среднеквадратическое отклонение (S) рассчитано и равно 100, и желаемая точность (погрешность) составляет ±10. Тогда объем выборки составит
Реально на практике, если выборка формируется заново и схожие опросы не проводились, S неизвестно. В этом случае целесообразно задавать погрешность е в долях от среднеквадратического отклонения. Расчетная формула преобразуется и приобретает следующий вид: Мы в основном говорили о совокупности очень больших размеров, характерных для рынков потребительских товаров. Но в отдельных случаях совокупности не являются столь большим, и например на рынках отдельных видов продукции производственного назначения. Обычно, если выборка составляет менее 5 % совокупности, то совокупность считается большой, и расчеты проводятся по вышеприведенным правилам. Если же V выборки превышает 5 % совокупности, то последняя считается малой, и в вышеприведенные формулы вводится поправочный коэффициент. Объем выборки в данном случае определяется следующим образом: , где n1 – объем выборки для малой совокупности, n – объем выборки (или для процентных мер или для средних), рассчитанный по приведенным выше формулам, N – объем генеральной совокупности. Например, изучается мнение членов совокупности, состоящей из 1000 компаний, относительно строительства химического комбината в границах города Томска. Вследствие отсутствия информации о вариации принимается наихудший случай: 50:50. Исследователь вынес решение использовать уровень доверительности равный 95 %. Заказчик исследования указал, что его устроит точность результатов плюс минус 5 %. В этом случае используется следующая формула для процентной меры:
Данный подход к формированию V выборки с определенными оговорками может быть использован и при расчете численности панели и экспертной группы. Приведенные формулы расчета выборки основаны на предположении, что все правила формирования выборки были соблюдены, и единственной ошибкой является ошибка, обусловленная ее объемом. Контрольные вопросы и задания 1. Дайте определение понятия «генеральная совокупность». 2. Определите понятия: «выборка», «ошибка выборки», «контур выборки». 3. Чем отличается вероятностная выборка от невероятностной? 4. Что является единицей выборки? 5. Раскройте содержание метода простого случайного отбора. 6. В чем особенности метода систематического отбора в выборку? 7. Дайте характеристику метода кластерного отбора. 8. Раскройте специфику метода стратифицированного отбора. 9. Перечислите невероятностные методы отбора выборки? 10. Перечислите основные этапы проектирования выборки и охарактеризуйте их. 11. Раскройте сущность основных методов формирования повторной выборки. 12. Охарактеризуйте основные подходы к определению объема выборки. 13. Дайте определение доверительного интервала. 14. По каким формулам определяется объем выборки? ГЛОССАРИЙ Анализ протокола – это метод опроса, основанный на применении специфической методики, когда респондент, поставленный в ситуацию выбора определенного товара, должен принять решение о покупке, в ходе которого он описывает факты, приводит аргументы, повлиявшие на его выбор. Все рассуждения и предполагаемые действия фиксируются в хронологическом порядке. Анкета – орудие исследования при сборе первичных данных методом опроса, представляющее собой оформленную композицию вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Архитектура вопроса – это композиция вопроса, подразумевающая создание варианта формулировки собственно вопроса (в личной или безличной форме), варианта ответа (структурированного или неструктурированного) и способ их представления (изображения). Аудиметр – это электронное устройство, подключаемое к телевизору в домах респондентов, которое фиксирует сведения обо всех включениях и каналах, на которые настроен ТВ-приемник. Банк методов – это составляющая подсистемы анализа маркетинговой информации, представляющая собой совокупность современных методик обработки информации, позволяющих производить арифметические операции, графическую обработку, статистическую обработку в рамках подборки данных и устанавливать степень их статистической надежности. Банк моделей – это составляющая подсистемы анализа маркетинговой информации, представляющая собой набор экономико-математических моделей, способствующих принятию оптимальных решений, каждая из которых представляет некоторую реально существующую систему совокупности взаимосвязанных переменных, некий реально существующий процесс или результат. Выборка – это группа объектов исследования, которая является носителем характеристик всех единиц генеральной совокупности, например группа потребителей, представляющих интересы и вкусы всего целевого рынка. Гальванометр – прибор, который фиксирует малейшие изменения эмоционального состояния исследуемого, сопровождающиеся усилением работы потовых желез. Служит для замеров интенсивности интереса при контакте с конкретными рекламными объявлениями. Генеральная совокупность – это множество всех единиц, являющихся объектами исследования. Глубинное интервью – это метод опроса респондента, реализуемый в процессе личного взаимодействия интервьюера и респондента в виде тематической беседы при свободной формулировке вопросов. Единица контент-анализа – это элемент содержания, некоторая его смысловая часть, которая раскрывает определенную категорию. Единица наблюдения – это некоторый «блок» действий или набор простейших операций (движений, действий), или их признаки, с помощью которых будет описываться исследуемое поведение, по которым можно судить о произошедшем событии. Информативность текста второго рода, или вторичная информативность – это потенциальная способность конкретного текста служить источником некоторых сведений. Информативность текста первого рода, или первичная информативность – это способность конкретного текста передать замысел автора. Информативно-целевой анализ – это формализованный метод сбора данных из вторичных источников, который выявляет содержательно-смысловую структуру текста и соотносит ее с замыслом общения, что позволяет обнаружить возможные отклонения в интерпретации текста со стороны других участников общения, т. е. оценить успешность коммуникации. Информационные потребности пользователя – это характер и состав показателей, степень детализации, форма представления, а также периодичность обновления информации, необходимые для решения текущих задач, для наиболее раннего обнаружения препятствий их выполнению или для поиска благоприятных возможностей. Информационный поток – это коммуникация, направленная на перемещение сведений о состоянии процессов в изучаемом объекте в устойчивом направлении от источника к пользователю для удовлетворения его информационных потребностей. Источники вторичной информации – это носители или субъекты маркетинговой среды, предоставляющие информацию об объекте исследования в обработанном виде, предназначенном для других целей изучения объекта. Источники первичной информации – это непосредственно сам объект (или субъект), который создает информацию в соответствии с поставленными целями ее сбора. Кабинетное исследование – это совокупность методов сбора и оценки существующей маркетинговой информации, сформированной в соответствии с другими целями. Категория контент-анализа – это наиболее общие, ключевые понятия, позволяющие группировать затрагиваемые темы в содержании сообщения в соответствии с выбранной классификацией (например по проблематике), что позволяет идентифицировать содержание материалов в общем виде. Категория анализа имеет то же назначение, что и вопросы в анкете, т. е. призвана указывать характер получаемых данных. Качественные исследования – это исследования, ориентированные на выявление качественных характеристик изучаемого объекта Квотированная выборка – это выборка, составленная в соответствии со следующей процедурой отбора единиц: структура выборки строится по аналогии с распределением определенных признаков в генеральной совокупности; от каждой группы генеральной совокупности отбираются участники исследования, количество которых пропорционально представительству группы в генеральной совокупности. Кластерная (серийная) выборка – это выборка, составленная в соответствии со следующей процедурой отбора единиц: генеральная совокупность делится на идентичные группы (гнезда, клумбы или кластеры), из которых случайным образом отбираются несколько для сплошного обследования (одноступенчатый подход). Возможен и двухступенчатый подход. Количественные исследования – это исследования, ориентированные на обоснование характеристик изучаемого объекта с позиции статистически значимых значений, на основании которых можно с определенной уверенностью судить о мнении целевого рынка. Контент-анализ – формализованный метод сбора данных из вторичных источников и качественно-количественного анализа их содержания, выявляющий и регистрирующий в содержании материалов определенные смысловые категории. Маркетинговая информационная система – это совокупность постоянно функционирующих приемов и ресурсов для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной информации с целью ее использования для принятия эффективных маркетинговых решений. Маркетинговая информация – это совокупность аккумулируемых с определенной целью сообщений, знаний, сведений о состоянии маркетинговой деятельности, об окружающей фирму маркетинговой среде и характерных для нее процессах. Маркетинговое исследование – это процесс систематической подготовки и проведения различных обследований, анализа полученной информации и представления результатов и выводов в виде, соответствующем конкретной маркетинговой задаче, стоящей перед фирмой. Методика исследования – это последовательность технических приемов, связанных общей задачей. Наблюдение – это метод сбора первичной информации путем пассивной регистрации исследователем определенных процессов, действий, поступков людей, событий, которые могут быть выявлены органами чувств (т. е. метод основывается на визуальном и слуховом восприятии явлений). Неформализованные методы работы с документами это методы обработки документов, которые не используют стандартизированных приемов выделения единиц информации из содержания документа, требуют кропотливого анализа каждого источника, поэтому чаще используются для исследования отдельных (уникальных) документов или небольшого массива документов. Объект исследования – это лицо (лица), процесс, результат этого процесса или явление, выступающие носителями или источниками проблемы. Операционализация понятий – это совокупность операций, с помощью которых понятия расчленяются на составляющие элементы, способные в совокупности описывать их содержание. Опрос – это метод сбора первичной информации путем выяснения субъективных мнений, предпочтений, установок людей в отношении какого-либо объекта. Панельные исследования (панель) – это форма опроса, предполагающая повторяющийся сбор данных в одной и той же группе людей, на одну и ту же тему через равные промежутки времени с целью контроля происходящих изменений в поведении потребителей под воздействием внешней среды. План (программа) исследования – это основной документ подготовительного этапа исследования, обобщающий решения предыдущих уровней (поставленные задачи и методы их решения) и определяющий последующие шаги: кто, когда и где будет осуществлять запланированные исследовательские действия. Подсистема анализа маркетинговой информации – это составляющая маркетинговой информационной системы, которая является совокупностью постоянно функционирующих приемов, методов и ресурсов, предоставляющих возможность обработки и анализа информации, необходимой для выработки и обоснования решения по проблеме. Подсистема внешней маркетинговой информации – это составляющая маркетинговой информационной системы, которая является совокупностью постоянно функционирующих приемов и ресурсов, предоставляющих текущую информацию о событиях, происходящих во внешней среде фирмы. Подсистема внутренней маркетинговой информации – это составляющая маркетинговой информационной системы, которая является совокупностью постоянно функционирующих приемов и ресурсов, предоставляющих текущую информацию о событиях, происходящих внутри фирмы. Подсистема маркетинговых исследований – это составляющая маркетинговой информационной системы, которая является совокупностью постоянно функционирующих приемов и ресурсов, предоставляющих эксклюзивную информацию для решения нестандартных проблем фирмы. Полевое исследование – это совокупность методов сбора и оценки информации непосредственно об объекте исследования в соответствии с поставленными целями его изучения, регистрируемой путем опроса, эксперимента и наблюдения в момент их возникновения. Пользователь маркетинговой информации – это субъект маркетинговой деятельности (индивид или подразделение), которому предоставляется информация для использования или интерпретации. Постановка задач маркетингового исследования – это выработка решений относительно сущности решаемой проблемы, выбор объекта и предмета исследования, целей и задач исследования, а также метода, лежащего в основе изучения выбранного объекта исследования. Предмет исследования – это та часть объекта или его свойства, которые задействованы в появлении проблемной ситуации. Проблема – это несоответствие текущего состояния желаемому, т. е. своеобразное расхождение между тем, что фирма хотела бы видеть к определенному моменту, и тем, что в действительности происходит. Проблема может быть расценена как препятствие на пути достижения маркетинговых целей. Произвольная выборка – это выборка, составленная в соответствии со следующей процедурой отбора единиц: элементы выбираются без плана, бессистемно; способ недорог и удобен, но порождает неточности и нерепрезентативности. Простая выборка – это выборка, составленная в соответствии со следующей процедурой отбора единиц: элементы выбираются с помощью генератора случайных чисел. Процедура маркетингового исследования – это совокупность последовательных этапов исследовательской деятельности, начиная с постановки задач маркетингового исследования, через составление и осуществление программы (плана, проекта) исследования, заканчивая обработкой и анализом его результатов. Рабочая гипотеза – это вероятностное предположение о сущности рассматриваемых явлений и путях решения проблемы; здесь излагается возможная связь исследуемого объекта с предполагаемыми действиями в целях решения проблемы. Рамки наблюдения – это количество уровней (степень детализации) наблюдаемого поведения, которые должны быть охвачены в процессе исследования, например поведение объекта в целом – первый уровень наблюдения, поведение объекта в отношении конкретного предмета или процесса, в конкретной ситуации второй, третий и т. д. уровни наблюдения. Респондент – это обследуемое лицо, субъект, отвечающий на вопросы. Сетевой график – это графическое отображение последовательности действий в рамках маркетингового исследования с целью упорядочения логики выполнения отдельных процедур и контроля сроков их выполнения. Систематическая (механическая) выборка – это выборка, составленная в соответствии со следующей процедурой отбора единиц: первый элемент выбирается с помощью случайных чисел, остальные элементы выборки отбираются через равные интервалы (интервал скачка), которые равны отношению объема генеральной совокупности к объему выборки. Систематические ошибки – это искажения результатов исследования, которые возникают при неправильно выбранной процедуре составления выборки. Систематическую ошибку невозможно оценить, но можно устранить, изменив процедуру выборки. Случайные ошибки – это искажения результатов исследования, которые возникают под влиянием сложно предсказуемых факторов. Влияние случайности полностью устранить невозможно, но величину случайной ошибки можно определить с помощью статистических методов. Стратифицированная (типическая или групповая) выборка – это выборка, составленная в соответствии со следующей процедурой отбора единиц: генеральная совокупность делится на группы с набором определенных признаков (сегменты или страты), в каждой из которых формируется своя простая выборка; весовой коэффициент каждой страты в общем объеме выборки соответствует ее удельному весу в генеральной совокупности. Тахистоскоп – это специальный прибор, который экспонирует респонденту рекламное объявление в интервале от одной сотой до нескольких секунд. Техника исследования – это совокупность специальных приемов, конкретных операций, используемых в рамках конкретного метода сбора, обработки или анализа информации. Типовая выборка – это выборка, составленная в соответствии со следующей процедурой отбора единиц: набор ограничивается лишь характерными (типичными) элементами генеральной совокупности, но должны быть в наличии сведения о типичности изучаемых объектов. Традиционный (классический) метод работы с документами – это неформализованный метод сбора данных из вторичных источников, включающий анализ и регистрацию сути материала с заданной точки зрения, основанные на обычном «понимающем» восприятии текста (изображения, звука), выделении смысловых блоков идей, утверждений в соответствии с целями анализа. Фокусирование (фокус-группа) – это форма опроса, в основе которого лежит всестороннее обсуждение проблемы с подобранной группой людей, проводимое модератором с целью установления качественных параметров поведения потребителей. Формализованные методы работы с документами – это методы анализа документов, использующие унифицированные (стандартные) методики регистрации элементов содержания документа, которые должны задать однозначные правила фиксирования изучаемых элементов и стремиться исчерпывающе раскрыть содержание каждого отдельного документа. Формулировка задач исследования – это определение структуры информации, необходимой для решения проблемы и требований к ней. На этой стадии мы формализуем потребность в дополнительной информации в виде конкретных параметров или показателей, которые должны быть измерены в ходе исследования. Шкала – это некоторое отображение системы чисел на совокупность характеристик элементов эмпирической системы. Различают следующие виды шкал: номинальная, порядковая, интервальная и шкала отношений. Шкалирование – это процесс построения шкалы, некоторый алгоритм, согласно которому каждый объект системы обозначается соответствующим числом. Эксперимент – это метод сбора первичной информации путем активного вмешательства исследователя в определенные процессы с целью установить взаимосвязи между событиями. Список литературы 1. Арман Дайн и др. Маркетинг –М., Экономика, 1993. 2. Багиев Г.Л. и др. Маркетинг: учебник для вузов, –М.: ОАО Изд-во экономики, 1999. 3. Черчиль Г.А. Маркетинговые исследования. –СПб.: Изд-во Питер, 2000. 4. Березин И.С. Маркетинговое исследование рынков. –М.: Русская деловая литература, 1999. 5. Березин И.С. Маркетинговый анализ. Принципы и практика. Российский опыт. –М.: Изд-во Эксмо, 2002. 6. Белявский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: учеб. пособие. –М.: Финансы и статистика, 2002. 7. Большой социологический словарь. Том 1 (А-О): Пер. с англ. –М.: Вече, АСТ, 2001. 8. Большой социологический словарь. Том 2 (П-Я): Пер. с англ. –М.: Вече, АСТ, 2001. 9. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология –М.: Изд-во Финпресс, 1998. 10. Голубков Е.П. Основы маркетинга: учебник. –М.: Изд-во Питер, 2000. 11. Голубков Е.П. Использование системного анализа в отраслевом планировании. –М., Экономика, 1977. 12. Голубков Е.П. Маркетинг: словарь-справочник. –М.: Дело, 2000. 13. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. –3-е изд. –М.: КДУ, 2003. 14. Дэвис, Джоэл Дж. Исследование в рекламной деятельности: Теория и практика Пер. с англ. –М.: Издат. дом Вильямс 2003. 15. Котлер Ф, Армстронг Г. и др. Основы маркетинга. Пер. с англ. –2-е Европ. изд. –М.: СПб; К.: Издат. дом Вильямс, 1999. 16. Маркетинговые исследования/ Божук С.Г., Ковалик М.Н. –СПб: Питер, 2003. 17. Светуньков С.Г. Методы маркетинговых исследований. учебное пособие. –СПб: Изд-во ДНК, 2003. [1] Ф. Котлер Маркетинг-менеджмент /Пер. с англ. – 9-е Международное изд-е. – СПб: Питер Ком., 1998. – С.174 [2] Ф. Котлер и другие. Основы маркетинга. –М;СПб., 1999. С – 370.
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.19.136 (0.011 с.) |