Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Проект «География религий в Кинель-Черкасском районе»
10 класс, индивидуальный проект
Цель: познакомить одноклассников с распространением среди жителей района различных вероисповеданий.
Учитель сообщил, что к нему как к классному руководителю обратилась ученица, которой было поручено подготовить к уроку географии сообщение по теме «География и религия Кинель-Черкасского района» с вопросом: «Как написать реферат?» В ходе беседы выяснилось, что девочка воспитывается в религиозной православной семье, и задание было воспринято ею не столько с позиций изучения географии, сколько с позиций возможности «просветить одноклассников в том, какие вероисповедания есть в нашем селе».
Было решено работать над проектом в этом тематическом поле. В рамках имеющегося учебного задания – собрать материал для сообщения – учитель предложил «нарисовать карту района с условными значками, которыми обозначить, какую религию где исповедуют». Во время работы над проблемой учитель предложил «исходить из представления, что религия – часть культуры и выпускники как взрослые люди должны знать культуру своего села». Поэтому ученице было предложено в дополнение к карте подготовить реферат.
Цель проекта – познакомить одноклассников с распространением среди жителей района различных вероисповеданий - была поставлена на первом этапе, когда ученица обсуждала с руководителем вопрос о том, «зачем она это делает».
| Достаточно частая ситуация, когда содержание предложенного для изучения вопроса оказывается по тем или иным причинам значимым (не интересным!) для учащегося. Тогда познавательная проблема (не знаю – хочу \ должен узнать) может стать отправной точкой для работы с проблемой в рамках проекта.
Представляется, что в данном случае учитель предложил достаточно формальное «социально значимое» обоснование проблемы. Вместе с тем в описанной ситуации оставалась открытой возможность выяснить, зачем (почему) ученик считает, что должен нечто узнать.
Предложение написать реферат можно объяснить как тем, что учитель привык работать с такой формой продукта, так и тем, что «вся или большинство» информации, собранной учащимся, представляет ценность как результат его работы и должна быть сохранена. По нашему мнению, это можно было организовать, предложив ученице разместить интересные ей материалы в коллекторе портфолио.
| Планирование работы происходило по следующему алгоритму: учитель предлагал необходимые шаги, а ученица – те источники информации, которыми она хотела бы воспользоваться, реализуя их. В хронологической последовательности действия были расставлены совместно. Планирования деятельности по времени учитель не потребовал.
| Вероятно, ученица смогла бы проявить свою способность к планированию на значительно более высоком уровне, если бы руководитель предоставил ей большую самостоятельность на этом этапе, поскольку она была готова делать предложения, касающиеся необходимых ресурсов.
| Согласно своему предложению, ученица получила общую (энциклопедическую) информацию о существующих религиях, воспользовавшись энциклопедией по истории религий, и обратилась к известному в селе краеведу за материалами, касающимися истории сел района в целом. После работы с предложенными ей источниками (издания, рукописи) ученица пришла к выводу, что базы для работы ей хватает (представление об этническом составе и истории появления того или иного селения), но данных о том, какую религию исповедовали жители, в этих материалах нет.
Пришлось вносить изменения в план работы. Ученица обратилась в краеведческий музей, где она получила не только материалы, но и контактную информацию о краеведах-любителях, за счет опроса которых ей удалось «закрыть» некоторые белые пятна.
По замыслу ученицы, карта должна была содержать не только информацию об ареале распространения вероисповеданий на территории района, но и названия культовых сооружений с нанесением их местоположения.
На консультации стало ясно, что таких условных знаков на карте неправдоподобно мало. Тогда учитель предложил обратиться к местным священнослужителям. Ученица решилась на беседу только с представителем православного культа. Так на карте появились названия всех церквей, в том числе и тех, которые были даже уничтожены.
В рамках подготовки реферата ученица сопоставляла карту религий мира и карту религий района.
|
Следует обратить внимание на то разнообразие источников информации, использование которых было организовано учителем. При выполнении подобного рода проектов важно, чтобы во время консультаций обсуждались, с одной стороны, особенности коммуникации с людьми, которые могут выступать консультантами или непосредственно источником информации. С другой стороны, трудности с получением информации, эксклюзивность информации заставляют руководителя проекта обращать внимание учащегося на приемы проверки и критерии отбора информации.
| Презентация продукта состоялась на научно-практической конференции учащихся в форме доклада.
Критерии для оценки продукта ни на этапе планирования, ни по завершении работы заданы не были. Учитель предположил, что работа должна быть оценена «так же, как и другие доклады, представленные на конференции».
Сам продукт, по договоренности с его сотрудниками, передан в краеведческий музей. Ученица выражает желание «продолжать эту работу и написать о священниках, которые служили в уничтоженных церквях».
| Вызывает сомнение соответствие формы презентации и «просветительских» замыслов ученицы.
Представляется, что пропущен очень важный момент в работе: не имея критериев оценки, ученица, во-первых, рисковала «выпасть» из культурной формы продукта (карту распространения чего-либо она составляла впервые), во-вторых, не могла получить опыт самооценки.
|
Представляется, что описанный выше проект является примером проекта, связанного с созданием учащимся нового информационного продукта, представляющего информацию по достаточно узкому вопросу, имеющему локальное значение.
Проект такого типа дает богатейшие возможности для работы над формированием информационной компетентности, начиная с обозначения потребности в конкретной информации, заканчивая представлением переработанной информации в форме, резко отличной от формы, в которой была представлена получаемая учеником информация. В работе над проектами такого типа может быть создана ситуация, заставляющая учащегося пользоваться разнообразными как по носителю, так и по жанру, форме представления и т.п. источниками информации и реализовывать разнообразные способы проверки достоверности информации. Кроме того, создание информационного продукта способствует формированию компетентности в сфере письменной коммуникации: учащийся осваивает ту или иную ее форму на более низких уровнях или анализирует и предлагает форму - на более высоких.
Нередко при реализации таких проектов может быть создана и использована ситуация, способствующая формированию коммуникативной компетентности в части публичной коммуникации, особенно в том случае, если у учащегося возникает потребность в приобретении сторонников среди одноклассников («География религий…») или в просветительской деятельности («Семь чудес света», «Осторожно: грипп!»).
В отличие от проектов, вызванных интересом учащихся к определенной информации, замысел подобных проектов обычно возникает на основе проблемной ситуации, заявленной самим учащимся, поэтому они являются наиболее удачными с позиций формирования компетентности решения проблем, в первую очередь, в части постановки проблемы и определения цели и задач. К сожалению, этот потенциал проекта может быть неиспользованным, если учитель не организовал тщательную работу на этапе планирования, тогда как в случае с проектами, основанными на познавательном интересе учащихся, ход проекта может подвергаться существенному влиянию наличия или отсутствия той или иной информации в непосредственном распоряжении учащегося («Лечение авитаминоза…»).
Работа в области планирования и текущего контроля в такого рода проектах обычно неэффективна, поскольку основные усилия учащегося направлены на преодоление объективных трудностей в поиске информации.
Несколько особняком в ряду описанных выше проектов стоит
Проект «Сборник сказок»
8 класс, индивидуальный проект
Цель: издать сборник авторских сказок по химии.
Учитель химии, начиная изучение предмета в 8 классе, попросил каждого ученика завести так называемые творческие тетради, чтобы выполнять по каждой теме творческие работы (сказка, рисунок и др.). Один ученик «хорошо писал сказки» и был заинтересован в том, чтобы его труд стал известен. Учитель не стал обсуждать с учащимся основания, по которому он пожелал взяться за подобную работу, а сразу же предложил цель проекта: издать сборник авторских сказок по химии и выступить с ними на конференции.
| Следует обратить внимание на такой способ работы по выявлению интересов и склонностей учащегося, который может стать основой для составления проектного замысла.
Таким образом, учитель работал с учащимся не в рамках технологии метода проектов, а, скорее, как консультант по оформлению творческой работы. Те возможности, которые представлял этот проектный замысел в области формирования компетентностей решения проблем и письменной коммуникации, использованы не были.
| Обсуждая продукт, учитель и учащийся договорились, что «сказки должны быть связаны с химией, оформлены на компьютере по образцу оформления в книге». Учащийся не смог назвать, для чего и кому может быть полезен продукт его работы, поэтому учитель предложил свою версию: «для использования в кабинете химии».
| Поскольку две сказки к тому моменту уже были написаны, а у ученика уже был готов замысел третьей, план работы касался, прежде всего, составления и изготовления сборника и подготовки иллюстраций. План работы был предложен учителем.
Презентация проходила на школьной конференции.
|
|
|