Проект «Пора учить немецкий язык» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проект «Пора учить немецкий язык»



10 класс, 2 человека

Цель: убедить родителей 4-классников в преимуществах изучения их детьми немецкого языка в школе.

 

Учитель рассказал, что «сейчас не только в городе, но и на селе предпочитают учить английский язык, несмотря на то, что у людей нет ни склонности к нему, ни возможностей». Учащиеся это также замечают, например, в 10-х классах только 6 человек изучают немецкий. Они постоянно «страдают из-за расписания», к тому же одна их учениц – этническая немка, ее «обижало падение интереса к ее родному языку». Поэтому учащиеся обратились с предложением: они сами, а не учителя выступят на собрании родителей 4-классников и попытаются их убедить отдать детей в группы, изучающие немецкий язык. В этом возрасте такая инициатива свидетельствует о стремлении учащихся к самоутверждению, поддержать которое, по нашему мнению, не будет излишним.
Учитель не обсуждал с учащимися, каким будет продукт, полученный в результате проекта в начале работы. В конце работы они пришли к выводу, что это диаграммы, иллюстрирующие выступление учащихся. Успешность проекта учащиеся предложили оценить на основании наполняемости немецких групп, но сделать это до сентября не смогли. Таким образом, учитель, с одной стороны, нарушил технологию, с другой – упустил возможность для формирования компетентности письменной коммуникации. Вместе с тем вопрос об оценке результативности проекта был решен.
Для учащихся это был первый проект, к тому же они впервые пробовали выступать перед столь многочисленной (90 человек) и к тому же взрослой аудиторией. Поэтому, проведя на консультации анализ своих шансов «убедить в чем-то родителей», они решили в равной степени глубоко изучить те вопросы, которые касаются особенностей изучения немецкого языка, и вопросов, связанных с технологией презентации, лекции, публичного выступления. Поэтому источники информации касались и того и другого вопроса. По первому учащиеся решили не ограничиваться литературой (учитель предложил подборку журналов «Иностранные языки в школе»). Они провели сравнительный анализ успеваемости учащихся 5-х классов, выбравших английский и выбравших немецкий язык (впрочем, по мнению учителя, анализ не дал четкого представления о том, что «немцы» учатся лучше «англичан»). Составили диаграмму, иллюстрирующую падение интереса к немецкому языку на основании материалов классных журналов. Сделали вывод о том, что причиной существования проблемы является не позиция учащихся, а позиция родителей (на основе бесед с учителями иностранного языка, завучами). Этот пример, по нашему мнению, может быть хорошей иллюстрацией планирования учащимися информационного поиска в зависимости от цели и задач проекта.
В ходе опросов учащиеся выяснили, что в школе раньше был факультатив «Английский за два года» для учащихся, изучавших немецкий язык, и обратились к администрации школы с предложением возобновить его работу, аргументируя его информацией об успешной практике изучения двух языков в самарских школах. Следует отметить, что это предложение также не было оформлено в какой-либо письменный документ.
На консультациях учащиеся задавали вопросы, касающиеся разработки вопросника для учителей, двуязычия в школе, методические вопросы. По мнению учителя, такая работа может заставить их задуматься о профессии учителя в будущем. Ход публичного выступления обсуждался по инициативе учителя, правила проведения публичного выступления – по инициативе учащихся.  
Выступление учащихся вызвало много вопросов, на которые они отвечали самостоятельно. Учителю родители задавали вопросы только в конце собрания, после ухода девушек. По его признанию, это были «частные и технические вопросы».  

 

 

Проекты такого типа, имеющие своей целью обоснование некоторой позиции для определенной аудитории, могут быть широко использованы для формирования информационной компетентности в части критической интерпретации информации, аргументации и коммуникативной компетентности (публичное выступление). Наиболее важными моментами в обработке информации здесь являются сопоставление противоречивых сведений, в том числе полученных из источников различных видов и жанров, интерпретация фактов, данных, мнений в жестком соответствии с целью учащегося, опыт рассмотрения информации с различных позиций и точек зрения. С точки зрения информационного поиска, такие проекты нередко заставляют учащихся пользоваться нестандартными источниками информации, косвенной информацией и т.п.

Проекты такого типа могут успешно работать на формирование коммуникативной компетентности (публичное выступление, письменная коммуникация), причем как в плане оснащения учащихся техниками, так и в плане опыта соотнесения цели, аудитории и средств коммуникации, а также способности к аргументации (информационная компетентность). Следует заметить, что нередко именно при работе над такими проектами учащиеся осваивают различные техники публичного выступления, при этом руководителю проекта придется уделять внимание обсуждению с учащимися способов деятельности и техник.

Обычно в таких проектах учащиеся мало внимания уделяют продукту. Учителю следует обратить внимание на это и попробовать проанализировать возможный продукт (чаще всего информационный) с точки зрения эмоционального или рационального воздействия на целевую аудиторию.

Обычно такие проекты строятся на стратегии рационального обоснования. В случае реализации проекта «Подвиг во имя любви» была выбрана стратегия эмоционального воздействия (что, вероятно, обусловлено возрастом учащихся и объектом спора). Но как в том, так и в другом случае проекты такого типа незаменимы при формировании компетентности решения проблем в части оценки, рефлексии и самооценки, поскольку предоставляют для анализа огромное количество вариантов причин как успеха, так и неудачи в привлечении сторонников своей позиции.

Также следует отметить, что проекты, продуктом работы над которыми является сценарий, незаменимы при формировании способности к планированию, в том числе и планированию ресурсов, а также компетентности продуктивной коммуникации в том случае, если учитель предоставляет достаточную самостоятельность учащимся.

 


Проект «Лечение авитаминоза

Лекарственными растениями»

 

6 класс, индивидуальный проект

Цель: выяснить, какие растения, полезные при авитаминозе, произрастают в окрестностях

села.

 

Учитель при планировании своей работы не предполагал выполнения проекта по данной теме. Одна из учениц, в семье которой принято лечить простудные заболевания травами, задала вопрос о том, можно ли лечить лекарственными растениями авитаминоз. При обсуждении выяснилось, что эта информация необходима ученице в связи с тем, что ей был поставлен такой диагноз. Учитель признал, что «некоторые растения содержат витамины и восполняют их недостаток в нашем организме, другие помогают от различных заболеваний», но не дал готового ответа на вопрос. Ученица предложила выяснить, какие растения, полезные при авитаминозе, произрастают в окрестностях села. Следует заметить, что учитель применил прием «сознательного неведения» - намеренно признал свою некомпетентность в ответ на интересующий ученика вопрос. Нередко такой прием позволяет обратить учащегося от общего интереса к конкретной цели проекта.
Учитель признал, что «начав с авитаминоза, она перешла на все болезни и лекарственные растения родного края, которые могли бы при них помочь». Нередко такое происходит в связи с затруднениями в поисках информации по конкретному вопросу или, напротив, неспособностью учащегося отобрать необходимую для выполнения проекта информацию. Если учитель работает над формированием информационной компетентности учащегося, он должен напоминать учащемуся о поставленных им цели и задачах, побуждать к анализу ситуации, требующей, по мнению учащегося, корректировки темы проекта. Заметим, что в данном случае ни цель, ни тема проекта изменению не подверглись, хотя содержание стало значительно шире.
О продукте учитель с учащейся договаривались по завершении этапа информационного поиска. Решили, что это должна быть инструкция по использованию лекарственных растений. Жанр инструкции не обсуждали. Возможно, именно такая последовательность этапов работы привела к тому, что учащийся находился «в свободном плавании» при поиске информации.
Ученица подготовила достаточно большую инструкцию, включающую в качестве приложений рецепты блюд из лекарственных растений и описание способов приготовления взваров и отваров, а также гербарий, включавший лекарственные растения, произрастающие вблизи села. Инструкция касалась использования лекарственных растений в целом. Приложения касались тех растений, которые произрастают недалеко от села. По мнению учителя, «для ученицы был более ценен сам материал, чем представление его для кого-то, поэтому она оставила свою инструкцию со всеми приложениями в кабинете биологии, подарила». Представляется, что в отношении планирования и получения продукта учитель не предпринимал никаких попыток организовать рефлексию учащегося, анализ хода работы и соотношения запланированного и полученного продукта. Другими словами, он не воспользовался теми возможностями, которые давал этот проект для формирования компетентности решения проблем. Представляется также, что по своему жанру полученный продукт оказался не слишком близок к инструкции. Отказавшись от обсуждения формата продукта, учитель, по нашему мнению, упустил возможность для формирования коммуникативной компетентности в части письменной коммуникации.
Учитель рассказал, что «сначала сам побывал в библиотеке, отобрав нужные книги», которые затем изучала ученица. Кроме того, он порекомендовал обратиться в аптеку, поскольку «там должны были быть материалы о лекарственных растениях». На низком уровне сформированности информационной компетентности учитель обычно рекомендует конкретный источник, но при этом ему следует предложить (или обсудить с учащимся) способ работы с ним.
Презентация происходила в классе. Гербарий был использован как сопровождающий иллюстративный материал. С помощью учителя ученица составила «план того, что она должна рассказать», и строго его придерживалась. Для работы с учащимся, который находится на начальном уровне формирования коммуникативной компетентности в части публичного выступления, такая форма может быть признана вполне адекватной.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.006 с.)