Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Проект «Альманах «Наши стихи»
Похожие статьи вашей тематики
2 и 7 классы, 9 человек
Цель проекта: сделать известными стихотворения, написанные учащимися школы.
Идея данного проекта принадлежала ученицам 7 класса, которые периодически показывали написанные ими стихи учителю литературы и однажды высказали предложение самим издать и распространить их в школе среди учащихся.
| Многие дети пишут стихи, но не все настолько доверяют учителю, чтобы показать ему первые пробы своего пера. Еще меньше тех, кого заботит, что никто в школе не знаком с их поэтическим творчеством. Приведенная ситуации, на наш взгляд, возможна только в такой школе, где психологический комфорт для учеников, атмосфера доверия и сотрудничества не лозунг, а реальность.
| В проекте принимало участие 9 человек, из них семеро являлись авторами стихотворений, а двое стали составителями сборника и редакторами.
При этом в число авторов стихов вошла даже ученица 2 класса.
| Интересная деталь – оказалось, что работать над сборником стихов не менее увлекательно, чем писать стихи самому.
| Постепенно информация о том, что готовится сборник, стала распространяться по школе. Ребята приносили свои стихи, но группа, готовившая сборник, оставалась постоянной.
|
| Учащиеся долго обсуждали, как будет выглядеть альманах. К тому, что это будет именно альманах, а не один единственный сборник, побудило то, как учащиеся других классов откликнулись на предложение напечатать стихи.
У ребят возникла идея напечатать стихи со своими фотографиями и небольшой информацией об авторах.
Страницы альманаха решили сделать из цветной бумаги.
|
| Решение о том, включать ли стихотворение в альманах или нет, принимали в результате группового обсуждения. Требование было только одно – наличие фотографии и информации о себе. Не оказалось стихотворений, которые не вошли в альманах.
|
| Презентация сборника готовилась долго и серьезно. Она проходила в форме литературного вечера.
Ученики заранее распространили рекламные листовки с анонсом.
На презентацию пришли учащиеся 7-11 классов, всего более 30 человек. Все пришедшие на вечер получили альманах. Все желающие выступили и прочитали свои стихи. 50 экземпляров альманаха поступило в школьную библиотеку.
| В данном случае форма проведения презентации адекватна полученному продукту и целевой аудитории – альманах представлен будущим читателям, интересующимся поэзией.
| Неожиданно для всех сборник привлек внимание самарской поэтессы - Эмилии Багрянцевой, которая оказалась родственницей одного из семиклассников - авторов проекта.
На встрече с ребятами поэтесса высоко оценила работу ребят и подарила свой сборник.
| Конечно, такой поворот событий – большая удача для учащихся, которые получили высокую оценку своего труда от профессионала. По нашему мнению, привлечение родителей к оценке результатов проектной деятельности учащих существенно повысит мотивацию детей и значимость этой работы в их глазах.
|
Нередко педагоги испытывают серьезные затруднения при работе с так называемыми «творческими проектами», обычно связанными с оформлением какой-либо творческой работы учащегося.
Стоит обратить внимание на то, что такое определение проекта, как «творческий», не совсем корректно: проектная деятельность по своему формату достаточно жестко направлена на достижение планируемого результата, решение возникшей (поставленной) проблемы, в то время как при выполнении творческой работы важен сам процесс деятельности, жесткой заданности продукта быть не может. Таким образом, как в описанном выше случае, объектом проектной деятельности нередко становятся уже готовые творческие работы учащихся, которые они желают представить какой-либо аудитории. В таких проектах следует наиболее внимательно относиться к процессу целеполагания и планированию продукта, поскольку этот продукт по определению предназначен для использования другими. Поэтому при работе над такими проектами формируется, в первую очередь, компетентность в области письменной коммуникации. Кроме того, учащиеся могут освоить различные техники оформительской работы.
Большую ценность для формирования коммуникативной компетентности учащихся (продуктивный диалог, работа в группе) и получения опыта планирования, организации взаимодействия, текущего контроля (компетентность решение проблем) имеют подобные проекты, если они связаны с представлением потребителю творческих работ нескольких учащихся.
Проект «Дело Дубровского»
10 класс, индивидуальный проект
Цель: рассмотреть дело Дубровского с позиций современного судопроизводства.
Когда в порядке эксперимента в школе началась работа над проектами, учащимся было рассказано об основных принципах проектной деятельности и предложено определить для себя тему проекта. Учитель прямо предложил учащемуся поработать в тематическом поле повести А.С. Пушкина «Дубровский», поскольку «мальчик растерялся, и ему было трудно выбрать, при этом речь у него очень хорошо развита, и он тяготел к литературе.
|
В данном случае учитель явно исходил из своих представлений о возможностях учащегося. При этом тот факт, что ученика волнует скорее проблема профессионального самоопределения, не прошел мимо внимания педагога. Однако педагог видел свою задачу в большей степени в расширении кругозора учащегося, приобщении его к чтению классической литературы.
Это привело к тому, что проект учащегося развивался в двух почти не соприкасающихся плоскостях.
| В ходе обсуждения темы выяснилось, что мама этого учащегося – юрист, а отец – прокурор, в семье часто обсуждается вопрос о продолжении сыном их профессионального пути. Именно поэтому в разговоре с педагогом учащийся перешел от обсуждения литературного аспекта темы к философскому (понятие справедливости) и юридическому (сравнительный анализ судопроизводства в России начала 19 и начала 21 века).
Поэтому учитель предложил «написать «Дело Дубровского», так как Дубровский пострадал от несправеливого суда». Учащийся «предложил восстановить справедливость», и было решено «попытаться оправдать Дубровского» с позиций современного суда.
|
| Продуктом работы учащегося, по замыслу учителя, должен был стать реферат. Учащийся настаивал на том, чтобы подготовить папку, которые содержала бы документы, необходимые с точки зрения современного суда: исковое заявление, купчая, доверенность, протокол судебного заседания…
Учитель рассказал, что в работе с учащимся «планировали изначально продукт, который включал бы в себя 2 материала, а потом их разделили».
Критерии оценки продукта не были ни согласованы, ни заданы в начале работы: «Хотели создать продукт, а какой он будет – на защите должно было выясниться... Учащийся понял это, когда представлял свою работу».
| Работа учащегося над проектом завершается созданием продукта (одного продукта!). Вместе с тем, двигаясь к цели своей работы, учащийся вполне может создавать промежуточные продукты. В данном случае, представляется, что педагог и учащийся по-разному определили промежуточный продукт и продукт работы над проектом.
С точки зрения использования МП для формирования компетентностей, по нашему мнению, следовало бы больше внимания уделить работе по планированию продукта. Отсутствие общего с руководителем представления о том, что должен представлять из себя продукт и с каких позиций его будут оценивать, препятствовало формированию у учащегося опыта самоконтроля и оценки своих действий и их результата.
| Учитель выделил в работе учащегося с информацией следующие блоки: работа с художественной литературой, работа со специальной литературой по истории судопроизводства и судебному процессу.
|
| Совместно с учителем литературы учащийся составил план. В ходе консультации обсуждалось, что из себя представляет повесть, каков был ее замысел. Учитель порекомендовал расширить круг художественной литературы «на уровне обзора», обосновав это тем, что «произведение изучалось в 8 классе, а он учиться в 10-м». Учитель отметил, что «эта работа подтолкнула учащегося к чтению совсем другой литературы», были прочитаны произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и Л.Н. Толстого «Воскресение».
| Нам сложно понять, зачем учащемуся были порекомендованы перечисленные произведения в качестве источников информации, поскольку они не были использованы в работе над проектом ни для описания системы судопроизводства, ни для подготовки конечного продукта.
| После прочтения перечисленных романов учащийся приступил к изучению специальной литературы по истории судопроизводства и современному судебному процессу, опираясь на домашнюю библиотеку и консультации родителей
Следующим источником информации стали образцы документов, создающихся в процессе подготовки дела и судопроизводства, и рассказ судьи.
По наблюдению учителя, «мальчик работал, как судья высшей инстанции, к которому обратились с апелляцией, но ему приходилось кое-что домысливать, готовя решение с точки зрения современного суда».
| Сложилось впечатление, что педагог ни разу не выступил с инициативой проанализировать информацию, полученную учащимся по этому вопросу. Мы нередко сталкивались с убежденностью педагога в том, что он должен изучить все источники, с которыми работает учащийся, или обсуждать с ним только те вопросы, в которых сам педагог чувствует себя компетентным. Представляется, что обе позиции являются непродуктивными: роль учителя на этом этапе побудить своими вопросами ученика к критическому анализу полученной информации, что вполне может быть сделано в рамках того информационного поля, которое создает ученик, рассказывая о полученных сведениях.
Следует также отметить, что именно здесь были бы крайне уместны критерии оценки продукта, руководствуясь которыми, учащийся смог бы освоить новые формы письменной коммуникации.
| Рассказывая о процессе планирования, учитель отметил, что после того, как произведение было по его рекомендации перечитано, они трижды встречались по поводу планирования, и всякий раз педагог предлагал следующие шаги, которые учащийся должен был бы выполнить. Общего плана работы над проектом составлено не было, поскольку «ученик знал, как работать над рефератом».
| Таким образом, педагог не предпринял шагов к формированию компетентности решения проблем (целеполагание, планирование). По-видимому, это произошло потому, что он не разделил два разных вида самостоятельной работы учащегося: работу над рефератом (в которой важны приобретенные учащимся знания) и работу над проектом (в которой важны освоенные способы деятельности).
| Учитель не решился проводить работу по формулировке проблемы, поскольку «сформулировать ее было трудно даже для взрослого, ведь нужен какой-то общественный характер проблемы…».
| Представляется, что наиболее эффективным, с точки зрения формирования компетентностей, становится такой проект, в рамках которого учащийся решает свою проблему. Вероятно, в данном случае это была проблема профессионального самоопределения.
| Учитель рассказал, что учащийся обращался в ходе консультаций с вопросами о том, что от него требуется в целом, вопросами по оформлению реферата.
|
| Презентация проходила в форме защиты проекта на научно-практической конференции, где учащийся «рассказывал о судопроизводстве в России вообще и остановился на конкретном примере».
По окончании работы учащийся так охарактеризовал свои достижения: «Я научился писать реферат - оказалось, освещать какую-то тему сложно; пришлось освоить компьютер. Я понял, что мне интересно составлять официальные бумаги».
| Следует обратить внимание, что защиту проекта, если это необходимо, логичнее проводить по завершении этапа планирования, когда учащийся подготовил проектный замысел и готов приступить к его исполнению. По завершении проекта логичнее выглядела бы презентация продукта (формы которых могут быть весьма разнообразны, что дает учащемуся необходимый опыт коммуникации в разных формах и жанрах). В данном случае основная часть информации осталась за рамками презентации.
|
|