Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обсуждение сложных случаев расположения слов в словареСодержание книги
Поиск на нашем сайте
После того как все дети в целом научились искать слова в словаре, есть смысл обсудить с ними (фронтально или индивидуально) сложные случаи расположения слов в словаре. Внимательные и сообразительные дети наверняка обратили на них внимание сами, поэтому такой разговор будет для них как бы подведением итогов собственного опыта. Это хороший повод обратить внимание слабых ребят на случаи, которые они могли не заметить. Обратите особое внимание на короткие слова. Мы пока не обсуждали, как узнать, какое слово стоит раньше — СТО или СТОЛ. Дайте сначала несколько коротких слов сильным ученикам, затем обсудите это с ними и со всем классом, а уже потом дайте по одному короткому слову более слабым детям. В конце этого обсуждения должен прозвучать вывод, что если одно слово является частью другого, то более короткое слово идёт в словаре раньше. Обратите внимание на букву Ё. Как вы, наверняка, знаете, в большинстве «взрослых» словарей буквы Е и Ё не различаются — в том смысле, что в словарном порядке буквы Е и Ё считаются одной и той же буквой. Вот, например, как упорядочены слова в орфографическом словаре (Орфографический словарь русского языка. — М.: Рус. яз., 1988):
Как видите, в этом словаре в основном при упорядочивании слов, буквы Е и Ё не различаются. Исключение составляют только те случаи, когда нужно упорядочить два совсем похожих слова, отличающихся только буквами Е и Ё (например, ЕКАНЬЕ и ЁКАНЬЕ, ЕКАТЬ и ЁКАТЬ, ВСЕ и ВСЁ). В этих случаях слово с буквой Е идёт раньше слова с буквой Ё. В большинстве учебных словарей (включая и словари в нашем курсе), напротив, буквы Е и Ё различаются, т. е. сначала идут все слова на Е, а за ними — все слова на Ё. Поэтому, чтобы при работе с «настоящим» словарём факт неразличения Е и Ё не был неожиданным для детей, необходимо обсудить это отдельно. Впрочем, тут нужно быть внимательным — не все «взрослые» словари так относятся к букве Ё. Например, в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой (М.: «Азъ», 1994) буквы Е и Ё различаются, и в нём слово ЁЛКАидётпозже слова ЕХАТЬ. А поскольку словари у детей могут оказаться разными, то и ситуации с буквой Ё в этих словарях будут тоже неодинаковыми. Имейте это обстоятельство в виду и обратите на него внимание детей. Попросите детей найти в словаре какое-нибудь слово на Е, а затем какое-нибудь слово на Ё. Пусть дети столкнутся с неразличением букв Е и Ё сами. Может быть, кто-то из учеников попробует самостоятельно объяснить этот феномен. Выслушайте его и помогите объяснить всем остальным. Если никто не будет готов выступить, то объясните детям, в чём тут дело. Предложите каждому ребёнку проверить, как обстоят дела в его словаре — есть ли там отдельная глава со словами на букву Ё или нет. Пожалуй, не стоит в этом проекте обращать внимание детей на пары типа ЕКАНЬЕ и ЁКАНЬЕ — наш комментарий предназначался только для вас. Иначе дети получат слишком много новой информации одновременно и могут запутаться. Если кто-то из детей сам заметит этот факт (сейчас или потом, в ходе работы над проектом), то похвалите его и обсудите этот факт с ним отдельно. Обратите внимание на учёт дефиса и пробела. Существует ещё одна проблема, с которой вашим ученикам, возможно, придётся столкнуться уже сейчас, в процессе работы над данным проектом. Это учёт дефиса и пробела при распределении статей (слов и словосочетаний) по алфавиту. В отношении дефиса почти все словари единодушны: соответствующие статьи занимают то место, на котором бы они оказались, если бы написание было слитным. С пробелом дело обстоит сложнее. Энциклопедические издания обращаются с ним как с самым первым символом алфавита. Например, такие фрагменты цепочки из БСЭ–3: бур бур почвенный бура… Иван Иван Подкова Иванайнен Иван-да-Марья Иваненко Иван-Купала Иванов Иванов день Иванова Орфографические словари, напротив, поступают с пробелом как с дефисом, например: навек на века навеки на веки вечные повзводно по-военному по возвращении по-волчьи по временам повсюду В тех редких случаях, когда две словарные статьи отличаются лишь наличием/отсутствием пробела, возможны различные решения: тоже то же
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.54.188 (0.008 с.) |