Происхождение костюма. Костюм в первобытном обществе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Происхождение костюма. Костюм в первобытном обществе.



Археологические раскопки показывают, что одежда появилась на самых ранних этапах развития человечества. Уже в эпоху палеолита человек умел, пользуясь костяными иглами, сшивать, сплетать и связывать различные естественные материалы - листья, солому, тростник, шкуры животных, чтобы придать им желаемую форму. В качестве головных уборов также использовались природные материалы, например, выдолбленная тыква, скорлупа кокосового ореха, страусового яйца или панцирь черепахи.

Обувь возникла гораздо позже и была распространена в меньшей степени, чем другие элементы костюма.

Одежда, как и всякий предмет декоративно-прикладного искусства, сочетает в себе красоту и целесообразность, защищая тело человека от холода и жары, атмосферных осадков и ветра, она выплняет практическую функцию, а украшая его, - эстетическую.

Трудно точно сказать, какая из функций одежды более древняя... Несмотря на холод, дожди и снег, аборигены Огненной Земли ходили обнаженными, а восточно - африканские племена близ экватора во время праздников облачались в длинные шубы из козлиных шкур. Древние фрески 4-го тысячелетия до н. э. показывают, что одежду носили лишь люди знатных сословий, все же остальные ходили обнаженными.

Итак, предполагается, что одежда вначале возникла как средство украшения и сословного отличия человека...

Прямыми предшественниками одежды являются татуировка, окраска тела и нанесение на него магических знаков, которыми люди стремились предохранить себя от злых духов и непонятных сил природы, устрашить врагов и расположить к себе друзей.

Впоследствии узоры татуировки стали переносить на ткань. Например, разноцветный клетчатый узор древних кельтов остался национальным узором шотландской ткани.

Форма тела и образ жизни человека определили первые примитивные формы одежды. Звериные шкуры или растительные материалы переплетали, образуя прямоугольные куски, и набрасывали на плечи или бедра, завязывали или обматывали вокруг тела горизонтально, по диагонали или спирали.

Так появился один из основных типов одежды человека первобытного общества: драпирующаяся одежда. Со временем возникла более сложная одежда: накладная, которая могла быть глухой и распашной. Полотнища ткани стали перегибать вдоль основы или утка и сшивать по бокам, оставляя в верхней части сгиба прорези для рук и в центре сгиба - отверстие для головы.

Накладную глухую одежду надевали через голову, распашная имела передний разрез сверху донизу.

 

Одежда появилась в далекой древности как средство защиты от неблагоприятного климата, от укусов насекомых, диких зверей на охоте, от ударов врагов в бою и, что не менее важно, как средство защиты от злых сил.

Внешность человека всегда являлась в некотором смысле «произведением искусства», одним из способов самовыражения и самосознания, определяющим место индивида в окружающем мире, объектом творчества, формой выражения представлений о прекрасном. Самыми древними видами «одежды» являются раскраска и татуировка, которые выполняли те же защитные функции, что и одежда, покрывающая тело. Об этом свидетельствует тот факт, что раскраска и татуировка распространены у тех племен, которые и в наше время обходятся без любых других видов одежды.

Раскраска несла магическую и информационную функцию — сообщала о принадлежности к определенному роду и племени, общественном положении, о личных качествах и заслугах своего обладателя.

Особое значение имели прическа и головной убор, так как считалось, что волосы обладают магической силой, главным образом длинные волосы женщины (поэтому у многих народов существовал запрет для женщин показываться на людях с непокрытой головой). Все манипуляции с волосами имели магический смысл, так как в волосах сосредоточена жизненная сила. Изменение прически всегда означало изменение общественного положения, возраста и социально-половой роли. Головной убор, возможно, появился как часть церемониального костюма при проведении ритуалов у правителей и жрецов. У всех народов головной убор был знаком священного достоинства и высокого положения.

Таким же древнейшим видом одежды, как и грим, являются украшения, которые первоначально выполняли магическую функцию в виде амулетов и оберегов. Одновременно древние украшения выполняли функцию обозначения социального положения человека и эстетическую функцию. Первобытные украшения изготавливались из самых разнообразных материалов: костей животных и птиц, костей человека (у тех племен, где существовал каннибализм), клыков и бивней животных, зубов летучих мышей, птичьих клювов, раковин, сушеных плодов и ягод, перьев, кораллов, жемчуга, металлов.

Украшения в комплексе русского народного костюма

Украшения среди русского населения рассматриваемой территории можно подразделить на головные, шейные, нагрудные, носимые на руках и украшающие одежду.

Кольца, в ряду других украшений, были непременным атрибутом молодежного возраста и несли на себе отпечаток свадебной символики. Повсеместно молодые крестьяне щеголяли кольцами из меди, олова или серебра. Носили свадебные кольца (серебряные, медные, оловянные), кольца с "печатями". Девушки носили кольца с цветными стеклами, мужчины и женщины - гладкие обручальные.

К числу других украшений относились медные и серебряные кресты. Некоторые мужчины носили серьгу в ухе от сглаза. Особым украшением на рубеже веков становится выпущенные по жилетке металлические, в том числе серебряные цепочки от карманных часов, уложенных в карман жилетки. Такие часы брали на гулянье наиболее богатые парни.

Самым любимым женским украшением были серьги - посеребренные, позолоченные, закругленной формы со вставкой из цветного стекла. Широко употреблялись разнообразные серьги: "голубцы" с жемчугом, эмалью; ажурные металлические со вставкой и шумящими подвесками, "двойчатки" и "тройчатки"- с бусинами, сердоликами, мелким жемчугом.

Вместе с серьгами нередко носили гусиные и утиные пушки - в виде круглых шариков, что было характерно именно для русского населения южных губерний России, они встречались и у местных народов Среднего Поволжья.

Из шейных украшений среди русских женщин были распространены стеклянные красные круглые бусы, "янтарь. В селах, где русские жили смешанно с мордвой, русские женщины носили ожерелья с раковинками, жгуты из разноцветных ракушек и бисера. В деревнях Буинского уезда русские девушки носили ожерелье из серебряных монет - характерное для тюрок, что является явным заимствованием у местного населения края.

Бисером украшали девичьи налобные повязки, видимо, заменяя им более старинные сетки из рубленного перламутра. Из бисера изготавливали девичьи украшения для кос "косники".

Традиционным элементом русской одежды были пуговицы, использовавшиеся не только для застежки, но и в декоративных целях. Девушки издавна носили на поясе орнаментированные вышивкой, аппликацией карманы - "лакомки". В качестве украшений одежды кроме пуговиц применялись в основном кружева, вышивка, обшивка бисером, стеклярусом, тесьмой.

 

БИЛЕТ 50

Функции костюма

Все многообразие предметного мира располагается в поле двух полюсов — материально-практического и художественного.

В функциональной плоскости система костюма образует спектр форм, по-разному сочетающих эти два начала: от чисто практических (комбинезон) до художественных (костюмы из коллекций кутюрье). Второе начало иногда называют знаковым или символическим, однако указанная функция костюма также полярна, ибо он может служить знаком практически (форменная одежда) и художественно (выражать идеи, настроения).

Универсальная функция костюма в культуре — приспосабливать, вписывать человека в тот или иной жизненный контекст для обеспечения продуктивной коммуникации, успешной деятельности. Костюм одновременно подстраивается под среду и трансформирует ее в необходимом направлении.

Исторически первая и основополагающая обобщенная функция костюма — инструментально-практическая.

Функция защиты тела от различных воздействий окружающей среды. Все факторы, от которых человек вынужден защищаться, можно разделить на три основные группы: природная среда, враги (люди и животные) и опасности, связанные с человеческой деятельностью. Признаком практичности костюма является его комфортность, прочность, удобство эксплуатации, свойства, обеспечивающие максимальную защиту от неблагоприятных для организма условий. Из практической функции непосредственно вырастает функция сокрытия тела. Помимо физической защиты тела человек нуждается также в психологической защите при помощи костюма, во многом это связано с чувством стыда, присущего человеку как социальному существу.

Социальные функции костюма образуют две основные ветви: функции информирования, функции формирования.

Информирование связано с тем, что костюм несет сведения о его носителе как индивиде, и как о представителе определенной социальной группы.

отметим основные функции информирования о носителе костюма как индивиде.

-Функция указания возраста. С давних пор существовали различия между детским и взрослым костюмами. Внутри этих групп имеются градации: маленькие дети, подростки, молодежь, старики.

-Функция, указания на половую принадлежность — одна из рано сложившихся. Ее выполняют все элементы костюма: есть мужская и женская одежда, обувь, аксессуары, украшения. Существуют также специальные мужские женские материалы и цвета. Признаки женственности и мужественности, разумеется, менялись у разных народов и в разные эпохи, но присутствовали всегда.

-Функция, выражения бытовых различий в сфере семейных отношений. Например, у славянских народов в национальном костюме всегда существовала масса различий костюма девушки и замужней женщины.

-Функция указания на вид занятий (костюм для занятий спортом, костюм для с/х работ, купальный костюм).

Однако сейчас существует сильная тенденция к универсализации костюма, что конечно до известной степени упрощает жизнь.

 

Вторая мощная ветвь социальных функций — формирование внешнего и внутреннего облика человека.

Функция формирования фигуры направлена на коррекцию внешности, нивелирование или подчеркивание определенных свойств тела в соответствии с общественными и личными идеалами. Наиболее ярким примером здесь, пожалуй, является применение каблука.

 

Одной из разновидностей обрядовой функции является праздничная функция костюма. Она направлена на создание соответствующей атмосферы, значимости какого-либо события. Праздничный костюм обладает отчетливо выраженным художественным потенциалом, практические же свойства часто совсем утрачиваются, остаются лишь те, которые связаны непосредственно со спецификой происходящего на празднике. Усиленный вариант — это торжественный костюм.

Костюм помогает человеку измениться, почувствовать себя тем или иным. Но идет и обратный процесс, когда костюм влияет на настроение, чувства и даже мысли человека.

- формирования художественного образа. Художественным костюмом в полной мере можно назвать коллекции «от кутюр». Художественная коммуникация — это осуществление интеллектуально-эмоциональной творческой связи автора и носителя костюма, передача окружающим художественной информации, содержащей определенное отношение к миру костюма и жизни общества, художественную концепцию, ценностные ориентации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1038; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.55.154 (0.027 с.)