ТОП 10:

Головные уборы, прически, обувь, ювелирн. Изделия Древней Греции



В особо торжественных случаях прически осыпались золотым порошком. С развитием греческого общества прическа стала определять социальное положение человека.

В архаичный период мужские прически отличались простотой линий и силуэтами походили на женские.
Это были длинные пряди, завитые в спиральные локоны, или волосы, заплетенные в косы и уложенные в красивые пучки. Часто волосы подбирались под ленту, которая охватывала всю голову.

Мужские прически делались из длинных, тщательно завитых волос, которые спадали на плечи и спину. Самой распространенной была прическа из кос, заплетенных за ушами. Такие косы кольцом, в два ряда, обвивали голову, при этом на лбу волосы укладывались в густую челку из мелких кольцеобразных локонов.
Другой распространенной мужской прической была густая грива из завитых волос. Локоны располагались красивыми вертикальными рядами.

В V — IV веках до нашей эры эти прически постепенно исчезли. Их место заняли аккуратные маленькие прически из подстриженных, крупно завитых кудрей, четко обрисовывающих силуэт головы.
Во все времена в дополнение к прическе мужчины носили большие бороды, обрамлявшие нижнюю челюсть. Бороды аккуратно подстригали и подвивали щипцами, придавая им разнообразную форму.

Самой распространенной была коническая, при этом волосы бороды завивались крупными спиралями или мелкими кольцеобразными локонами на самых концах.
Часто бороды пропитывали ароматическими маслами.

Женские прически с самого своего появления были просты. Скромные и четкие очертания преобладали в прическах всех слоев женского населения. Прически периода архаики, с туго уложенными прядями на затылке, получили большое распространение. Они покрывались тканью, а иногда на волосы просто надевали мешочек.

Пучок имел конусообразную форму.

В женских прическах, так же как и в мужских, обязательным считалось сокрытие природной линии лба. Поэтому волосы всегда низко прикрывают лоб.

В конце IV и в I веке до нашей эры, в Греции распространяется ношение париков.

Самыми популярными были светлые парики, изготовляемые из натуральных женских волос, затем — парики с пепельным отливом.

- Греческие головные уборы, так же как и прически, были просты и одинаковы как для мужчин, так и для женщин. Имея от природы густые волосы, свободные греки редко носили головные уборы.

Носили конусообразный войлочный пилеус, фригийский колпак, каусию.

Каусия имела округлую форму, изготовлялась из материалов разного цвета — часто по цветам можно было определить профессию. Кроме перечисленных носили еще петас и пилос, но эти головные уборы надевали только люди низшего сословия. Их изготовляли из соломы, грубо выделанных войлока и кожи.
Солдаты в походах надевали шлемы разных форм с гребнями и хвостами. Хвосты были из волос лошадей, яков или овец.

Кроме того, головы украшали венками.

В жару надевали соломенные шляпы — долии, узорчатые мешки, чехлы, тканые платки. В торжественных случаях прическу покрывали вуалью, при этом закрывалась не только прическа, но и часть лица.

- У Греков было весьма своеобразное отношение к украшениям и изыскам. С одной стороны, они очень любили изящно сделанные драгоценности, с другой - общество порицало излишнее злоупотребление украшениями и требовало соблюдения чувства меры.

В отделке ювелирных изделий — колец, серег, аграфов, перстней, шпилек, булавок, застежек — преобладал орнамент с растительным мотивом. Мастера искусно передавали тонкость цветочных лепестков, распускавшихся бутонов. Любили вырезать крохотных птичек, бабочек, цикад, жуков.

К головным украшениям можно причислить обручи, сплетенные из золотых и серебряных нитей, сетки для волос, всевозможные ленты, а также сфендоны или стефаны — изящные украшения в виде серпа из драгоценных металлов.
Они не только украшали изящные прически, но и служили им опорой. Более строгие в своем жизненном укладе спартанцы дольше всех избегали носить украшения, а если надевали, то только из простых металлов.

 

Русское кружево

Нитки для кружев могли быть бумажными, льняными, шерстяными, шелковыми, серебряными, золотыми. Кружево было плетеное или шитое. Плетеное кружево делали на круглой подушке при помощи коклюшек. Узор, или сколок, клали на подушку, а плетея (кружевница), укрепив концы нитей булавками, втыкала булавки в ближайшие линии пересечения узора и перекидывала коклюшки друг через друга, достигая скрещивания нитей, оплетающих булавки, затем вынимала прежде воткнутые и втыкала их в новые места, следуя узору.

Шитое кружево выполняли иголкой с ниткой. Рисунок наносили на пергамент, кружевница наметывала по линиям рисунка толстую нитку, затем шила орнаменты, заполняла середины, вшивала связки тюля и нашивала рельефные контуры. Ножницами разрезала наметку, соединяющую кружево и пергамент, и работа была готова.

Возникновение кружева относится к очень древним временам. Кружево с незапамятных времен являлось любимым украшением, но его расцвет связан с костюмом XVI века.

С конца XV века стало известным венецианское кружево «стежок в воздух», представлявшее собой узенький зубчатый бортик редкого геометрического узора. Постепенно геометрический узор усложнялся фигурами людей и животных. Иглой с помощью льняных нитей плели пышные и сложные шитые гипюры, а на коклюшках создавали пестрые, цветные, золотые и серебряные кружева.

Слово «кружево» на Руси появилось в летописи XIII века. Князь Даниил Галицкий при встрече с венгерским королем (1252) имел на себе «кожух оловира грецкаго и круживы златыми плоскими ошит» (Ипатьевская летопись). В духовной грамоте XV века говорилось о ларце «с костьми, а в нем каймы и круживо...», а в духовной грамоте княгини Юлианы, супруги князя Василия Борисовича Волоцкого (1503) упоминается «сорочка шита червчата, рукава сожены... да круживо на портищо шито золотом да серебром...».

Кружево становится непременной частью приданого. Характер русского кружева менялся со временем. Если в описаниях XIII века кружево характеризуется как «плоское», в XV веке – «кожушное», то в XVI веке встречаются самые разнообразные названия: «в кружки», «колесчатое», «немецкое зубчатое», «немецкое золотое с полосами кованными», «низано жемчугом в шахматы», «сожено рясою», «сожено жемчугом» и т. д. Еще позже, в XVII веке, появились описания различных узоров, среди них узор «мелкотравный», «кубы», «кустики», «деревца», «гребешки», «корабль», «бантики», «кулишки». Иногда узор (сколок) кружева придумывался заранее – и это кружево называлось «русское сколочное кружево»; иногда узор повторялся, как в тесьме, а фигуры соединялись сеткой («сцепом») – такое кружево называлось «сцепным»; иногда узор срисовывали с вышивки и повторяли его посредством счета ниток – такую работу называли «численным кружевом».

в 30-х годах XIX века появились кружевные машины.

Впервые о русских кружевах из золотой и серебряной нити упоминается в летописи второй половины XVI столетия. Кружево выплеталось с золотым шитьем, парчой, с драгоценными камнями и ценили не столько искусную работу, сколько сам материал. Второе рождение «русского кружева» произошло, когда Петр 1 выписал в Россию фламандских мастериц для обучения прядению "голландской" нити и плетению кружев крепостных девушек. В то время итальянские, фламандские, французские мастера соперничали тонкостью и изяществом своего кружева. Разнообразие техник плетения узоров из тонких нитей и красота кружев покорили всю Европу. Русские мастерицы, перенимая пришедшее из Европы коклюшечное кружево, оказались неимоверно талантливы и самобытны. Русские кружева вобрали в себя сюжеты и орнаменты, свойственные русскому народному искусству. Уже в 19 веке в России коклюшечное кружевоплетение становится народным промыслом во многих губерниях России. В каждом регионе свои приёмы плетения, оригинальные и разнообразные узоры, связанные с местными обычаями, обрядами. Русское кружево отличалось нежностью и изяществом. Плели его как из суровой льняной нити, так и из шелка, вплетая в кружево золотые и серебряные нити, нанизывая жемчугом, украшая блестками пухом и горностаем. Прославили русское ручное кружевоплетение и дали имена кружевам города - Вологда, Рязань, Елец, Вятка, Кириши.

 

БИЛЕТ 19







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.38.146 (0.005 с.)