Текстильное искусство Франции 17- 18 века. Лассаль и жаккард 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Текстильное искусство Франции 17- 18 века. Лассаль и жаккард



Шелка Филиппа де Лассаля были востребованы и проникали в интерьеры загородных дворцов и усадеб Голицыных, Юсуповых, Шереметевых. В Его произведениях не присутствует золото, серебро, бархат - никаких банальных эффектов, - иногда, для ворсистости узора применялась синель. Но при этом в тканях особыми технологическими приемами созданы сложные и глубокие эффекты, создающие впечатление роскоши. Эти приемы не были защищены патентами, но повторить их было непросто.

Еще один знаменитый француз - ткач и конструктор Жозеф Мари Жаккард(1752 - 1834) совершил в 1804 году, подлинную революцию в текстильном мире. Он создал станок, сочетающий все лучшее, что было в изобретениях его талантливых предшественников: Понсона-Верзье, Фалькона и Вокансона. Ж.М. Жаккард изобрел программную машину, управляющую ткацким станком с помощью перфокарт, чтобы воспроизводить рисунки ткани с любой фактурой, сложностью переплетения и цветовой гаммой. Надо отдать и должное англичанину Бреттону, который усовершенствовал отдельные механизмы станка и заменил их на металлические, после чего появилась возможность с ювелирной точностью ткать портреты, пейзажи, гобелены, копировать живописные полотна и даже документы. Принцип, положенный в основу изобретения Жаккарда, действует в текстильном машиностроении уже более 200 лет, позволяя создавать все более совершенные жаккардовые ткани.

- XVII век открывает период блестящего развития прикладного искусства Франции. Во второй половине XVII века абсолютизм достигает наибольшего развития. Власть короля делается неограниченной, а королевский двор становится политическим и культурным центром Франции.

Так, в 1664 году в Париже создается самое значительное из учреждений - Мануфактура королевской меблировки, обычно известная под названием мануфактура Гобеленов. Кроме художников и ткачей, связанных с производством шпалер, тут были собраны лучшие литейщики, граверы, мраморщики, резчики, столяры, вышивальщицы, мозаичисты.

 

Шпалерное ткачество. Французское шпалерное ткачество, утратившее в середине и второй половине XVI века свое былое значение процветающей отрасли художественного ремесла, к началу 1600-х годов вступает в новую полосу своего развития.

Почти одновременно с мануфактурой Гобеленов, в 1664 году, также по инициативе Кольбера открылась королевская шпалерная мануфактура в Бове. Ее директором был торговец шпалерами Луи Гинар. За время его руководства (закончившегося в 1684 году отставкой, так как он до крайности запутал дела) выполнялись пейзажные шпалеры - вердюры (verdure - зелень), иногда оживленные фигурами животных и птиц. Тонкая стилизация в разработке деталей растений и стаффажа, некоторая условность цветовой гаммы сообщали вердюрам мануфактуры Бове необходимые для стенного ковра декоративные качества.

Значительным центром шпалерного ткачества в XVII веке были также Обюссон и Феллетен. Но хотя шпалеры Обюссона и Феллетена и уступали гобеленам по виртуозности исполнения и совершенству материалов, они в большей степени сохранили декоративную сущность стенного ковра, связь со средневековыми традициями шпалерного ткачества.

Ворсовые ковры. Существенным компонентом убранства интерьеров были ворсовые ковры. Производство их во Франции начинается лишь в 1605 году. Их отличают огромные размеры, яркий колорит сложного узора, расположенного на темном фоне. Полихромные трофеи оружия среди извивающихся листьев аканта, рога изобилия, львиные маски сочетаются с выполненными гризайлью аллегорическими композициями, пейзажами и гербами. На мануфактуре Савонери ткались также многочисленные ковры и для других залов Версаля.

Ткань в интерьере. Не меньшее место, чем шпалеры и ворсовые ковры, в убранстве парадных и жилых комнат занимали всевозможные ткани и вышивки. В первой половине XVII века мебель покрывалась чехлами из шелковых и шерстяных тканей, на сиденья складных стульев натягивался кусок плотной ткани, кровати убирались балдахинами с длинными занавесками, к ним подбирались подходящие покрывала и чехлы на подушки и валики, а на столы клались скатерти.
Знатные дворяне и зажиточные горожане имели несколько комплектов чехлов и мебельных обивок, употреблявшихся в зависимости от сезона - летнего и зимнего. Чехлы и обивки, большей частью одноцветные, украшались аппликациями из тканей другого цвета и фактуры, галунами, позументами и кружевами из золоченых или серебряных нитей. Шелкоткачество. В первой половине XVII века во Франции, в связи с развитием шелководства, налаживается собственное шелковое ткачество. во второй половине XVII века французские художники создают рисунки, в которых преобладают крупные растительные формы - собранные в букеты и декоративные группы цветы, плоды и листья, со светотеневой разработкой, отличающиеся богатой и интенсивной красочной гаммой. К концу XVII века пышный и несколько тяжеловатый барочный орнамент тканей упорядочивается и облегчается. Появляются так называемые кружевные узоры с тонкой графической разработкой, но с большим рапортом и симметричные.
Кроме Лиона крупным центром шелкового ткачества были мастерские Тура.

Вышивка.. Шелковые ткани покрывались еще нередко вышивкой, исполнявшейся с необыкновенным искусством. Сложный узор вышивок, составленный из завитков аканта, цветочных гирлянд, трофеев и исполненный разноцветными шелками, дополнялся фигурами мифологических персонажей и архитектурными деталями, выполненными золочеными и серебряными нитями гладью с высоким рельефом.

- ХVIII век. Для шпалерного ткачества ХVIII век оказался малоблагоприятным периодом. Более интимный характер интерьера, появление новых форм декорировки стен, облицованных деревянными панно с тонкой орнаментальной резьбой, в корне меняло место и роль шпалер в убранстве помещений. Стенные ковры с монументально трактованными многофигурными изображениями, еще органически входившие в ансамбль парадных залов XVII века, выпадают из общего стиля убранства помещений. Стремлением найти новый тип шпалер, сочетающийся со стилем отделки помещения, можно объяснить появление серий, получивших общее название «алентуров» (alentour - обрамление, окрестности). На узорном фоне, напоминающем камчатую ткань, помещал ась сюжетная композиция в обрамлении, изображающем золоченую раму. Вокруг этого центрального сюжета находили место всевозможные орнаментальные детали - гирлянды цветов, резвящиеся амуры и птицы, связки трофеев. Шпалеры 18 в. являются по существу копией живописного произведения, тканой картиной, а не стенным ковром.

Ворсовые ковры. Сохраняют свое значение в убранстве интерьеров и ворсовые ковры.

Шелкоткачество. В XVIII веке продолжается развитие шелкового ткачества. Хотя продукция итальянских мануфактур играет значительную роль на международном рынке, именно теперь Франции принадлежит заслуга в создании стиля орнаментации тканей. Узоры их в первой половине XVIII века сохраняют еще некоторые черты барокко: преобладают крупные цветы, плоды и листья, скомпонованные в букеты и живописные группы. Часто изображались архитектурные и пейзажные мотивы. Полихромный цветочный орнамент располагается на фоне однотонных геометризированных растительных узоров, получающихся в результате эффектов переплетения. Красочная гамма, достаточно интенсивная, отличается гармоничностью, в ней преобладают светлые тона.
В 60-х годах в шелковом ткачестве появляются черты классицизма. Узоры эволюционируют в сторону большей строгости.

Большую роль в формировании стиля орнаментации тканей последней четверти XVIII века играл лионский ткач, рисовальщик и фабрикант Филипп де Лассаль. Его узоры с крупным рапортом лишены дробности, отличаются широтой композиционного замысла и подлинной декоративностью. Гирлянды, венки и букеты он сочетает с изображением разнообразных птиц, элементами пейзажей, атрибутами земледелия и антикизирующими мотивами - вазами, жемчужником. Его тканям свойственны смелые красочные сочетания голубых, малиновых, желтых тонов и использование черного и темно-коричневого цветов для акцентирования светотеневых эффектов.

Ткани с набивным рисунком. Интересной отраслью прикладного искусства XVIII века являются также ткани с набивным узором - набойки. Их производство начало успешно развиваться под влиянием привозных восточных изделий еще в середине предшествующего столетия.

Вышивка. Одним из наиболее развитых видов художественного ремесла в XVIII веке остается вышивка. Вышивались панно для украшения стен, обивки для мебели, балдахины, экраны и многое другое. Кроме того, женские платья, и особенно мужские камзолы и жилеты, отделываются каймой, превосходно скомпонованной из тонко стилизованных цветов, трав и листьев. В узорах вышивок можно проследить общие для всех видов орнаментальных искусств изменения. Крупные декоративные формы барокко сменяются более легкими ажурными орнаментами рококо, составленными из плавно извивающихся гирлянд, перевязанных бантами, букетов и завитков-рокайлей. В начале 1770-х годов появляются более мелкие растительные мотивы периода классицизма. В узорах отразилась и экзотическая тематика.
Техника вышивания отличалась разнообразием приемов. Использовались различные виды глади, тамбурный шов, крест и полукрест; кроме шелковых, шерстяных, золоченых и серебряных нитей применялась синель, канитель, металлические блестки, бисер, мелкие бляшки из разноцветного стекла.

БИЛЕТ 45



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1750; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.79.134 (0.007 с.)