ТОП 10:

Особенности текстильного искусства эпохи готики



С 13 века становится особенно заметно классовое разделение в костюме, возникающая вследствие интенсивной классовой борьбы. Расслоение уже в среде самих феодалов, что отражается и в костюме знати. Еще более резко различается одежда феодалов, горожан и крестьян. Появляются законы, регламентирующие ношение одежд в зависимости от принадлежности к определенному сословию. В них предписываются строгие ограничения в выборе тканей и формы костюма для различных классов общества. Например, бюргеры в отличие от дворян не имели права носить шелковые одежды, длинные шлейфы и т.д. В это же время с развитием портновского искусства усложняется технология изготовления одежды. Начинается истинное «господство ножниц»: закладываются основы кроя, особенно повлиявшие на изменение форм женской одежды. Подчеркивание тех или иных форм тела путем изменения силуэта, противопоставление частичного обнажения окутыванию. В костюмах впервые появляются вшивные рукава, которые первоначально пришивают на один день, вечером отпарывают, так как одежда очень узка и снять ее иначе невозможно. Иногда рукава привязывают шнурками. Поскольку верхняя одежда, которую раньше надевали через голову, стала теперь настолько узкой, что ее пришлось разрезать спереди и снабдить застежками, последние впервые приобрели исключительно важное значение. С изобретением застежки и появлением распашной одежды, то есть разрезанной спереди сверху донизу, рукава начинают вшивать для постоянной носки. В костюме появляется воротник.

Пропорции в одежде, как и в архитектуре, тонкие и вытянутые, это также подчеркивается и сильно вытянутыми заостренными формами шляпы и башмаков. В готическом костюме преобладают яркие цвета, самой модной тканью становится бархат, появившийся в период позднего Средневековья. В моде поздней готики очень популярным был чёрный цвет, особенно, когда платье шилось из бархата. Ткани богато орнаментируются. В одежде знати используются также шелк, парча, лен, тафта, атлас, муар, газ. Излюбленный орнамент — растительный. Носили дорогие узорчатые материи, затканные золотом, меховые оторочки и богатые украшения, среди которых встречались даже бубенцы и колокольчики.

По сравнению с романским периодом швы становятся более разнообразными и заметно более умелое их распределение, расцветка становиться богаче, контуры рисунка мягче. Полихромная готическая вышивка с применением золотых нитей и жемчуга соединила в себе идущую от эмали яркость, стрельчатые обрамления отдельных фигур и сцен, сближающие вышивку с витражом, и распространённый в миниатюре приём объединения сцен в повествовательные циклы.

Наилучшие церковные вышивки были созданы в Европе в Англии между 1250 и 1350 годами. Этот период известен в истории вышивки под названием opus anglicanum («белым по белому»). Рукодельные работы того времени отличает насыщенность церковной символикой и условное изображение людей и животных.
Для работ, выполненных в период opus anglicanum, всегда употреблялись только лучшие материалы - прекрасного качества льняные холсты или бархат, золотая и серебряная нить, драгоценные камни. Вышивки этого периода характеризуются многофигурными композициями. «Белым по белому» достигла в 15—16 вв. высшего расцвета в венецианском кружеве (вид Вышивка крючком).

Именно в период готики появляется силуэтная вышивка (стебельчатым швом черными нитками по белому фону), которая впоследствии станет столь популярна в вышивке крестом и бисером.
Вышивка шелком. Наибольшей славой среди вышивок готической эпохи бесспорно пользовались английские изделия. Отдельно стоит упомянуть шпалеры, которые получили большую популярность в период готики. Шпалеры представляют собой стенные безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными композициями, вытканные ручным способом в технике так называемого репсового уточного переплетения. Рисунок создаётся цветными нитями утка (шерсть, шёлк, иногда металлические золотые и серебряные нити), плотно закрывающими неокрашенную основу (шерсть, лён) и образующими характерную рубчатую фактуру. Каждая уточная нить ведётся только в границах своего красочного пятна. Моделью же для шпалер служит картон — живописный эскиз в размере ковра.

 

БИЛЕТ 29

Русская народная вышивка

Русская народная вышивка воспроизводит все этапы народной художественно-изобразительной культуры, начиная от мотивов глубинной древности, вплоть до образов недавнего прошлого и современности. Являясь продуктом домашнего художественного промысла, рассчитанного не на продажу, а на личные нужды, вышивка более всего отвечала эстетическим запросам народной среды в далеком прошлом. Как и в прежние времена, современные мастерицы художественно решают ее орнамент, подбор цветов, расположение узора, чтобы эта вещь могла органично войти в комплекс домашней обстановки или одежды.

Чтобы сделать вещь еще более выразительной в художественном отношении, ее часто украшают орнаментом, который в вышивке может быть геометрическим, растительным, включать в себя изображения людей, животных, сказочных героев и даже фрагменты пейзажей. Но из каких бы мотивов не состоял орнамент, он всегда строится по определенным законам, присущим прикладному искусству. Повторяясь на плоскости ткани, элементы орнамента подчиняются определенному линейному и цветовому режиму; в соотношении отдельных частей должна соблюдаться гармония, строгие пропорции, соразмерность, точные масштабы. В хорошо построенном узоре ритмичен даже отдельно взятый мотив, что увеличивает общее ритмическое начало рисунка.

Для русских народных вышивок характерны богатство образного языка, тематики, орнаментальных мотивов, художественная выразительность, гармоничность ритма, радостный, яркий колорит.

Тверская область прославилась золотошвейными работами. Традиционные методы «золотого шитья» сохранились в современной вышивке района г. Торжка.

Крестецко-валдайская вышивка характеризуется сложными сюжетными сценами, выполненными в ажурной технике белой «строчки» на белом полотне белыми нитками с разным распределением и оригинальной разработкой швов.Необычную нарядность придавала искусная вышивка женскому костюму.В основном вышивку выполняли на белом льняном домотканом холсте, встречается она и на шерстяных тканях, кумаче, шелке или бархате. Шелковые и бархатные ткани применяли чаще всего для изготовления женских и девичьих головных уборов, которые украшали золотой вышивкой с добавлением фольги, цветных стекол, перламутра и жемчуга.

В русской народной вышивке, отличающейся большим разнообразием как технических приемов исполнения узора, так и орнаментальных мотивов, можно выделить две большие группы.

К первой группе относятся вышивки, швы которых выполняются по счету нитей и поэтому тесно связаны со структурой ткани.

Ко второй группе относятся вышивки, швы которых не зависят от структуры ткани и свободно располагаются на гладком фоне.

Вышивки первой группы делятся на ажурные и верховые. Все разновидности ажурного (сквозного) шва носят общее название «строчка». Простейшей формой строчки являются мережки. Для мережек из ткани выдергивается три - пять и более нитей по основе или утку. Затем полученные свободные нити собираются в пучки, которые располагаются параллельно или по диагонали. Такие мережки называются столбиком и расколом. Часто мережка-столбик заполняется разделками в виде «пучков», «копеечек», «воздушных петель», плотных настилов и других швов. Иногда по столбикам широкой мережки прокладываются в нужном направлении нити — сновки, на которых затем переплетением рабочей нитки образуется сложный узор из кругов, звездочек, цветочных розеток. Сновочные мережки обычно применяются в крестецкой вышивке, но встречаются они и в изделиях других районов вышивального искусства.

Разновидностью белой строчки являются вырезы. Вырезы выполняются по крупной сетке с ячейкой до 0,5 см. Нити столбиков сетки при этом переплетаются плотным настилом. В прошлом во Владимирской и Рязанской губерниях в этой технике делали интересные образцы сюжетных вышивок. Но в основном вырезы применялись для создания геометрических узоров.

Разновидностью народной ажурной вышивки является сновочная строчка, которой владели только мастерицы Новгородской губернии. Сковочная строчка представляет собой вышивки по крупной сетке с мотивами, которые выполняются по сновкам. Сновками называются нити, которые прокладываются поверх сетки или в тех местах, где соответственно узору удаляется ткань в виде квадрата или прямоугольника. Сновки закрепляются по краям строчевых мотивов в нужном направлении по горизонтали, вертикали или диагонали. По сновкам переплетением рабочей нити образуется ажурный узор геометрического характера.

Ко второй группе относятся вышивки: «тамбур», «гладь по рисовке» (свободная гладь), «владимирская гладь» и швы, использующиеся в золотом шитье.

На владимирской глади длинные стежки идут только по лицевой стороне ткани, плотно заполняя мотивы узора яркими цветными нитями; с изнанки же мелкие стежки образуют лишь линии контура. Такой шов используется в основном для выполнения растительного орнамента и часто сочетается со стебельчатым швом и тамбуром. Узоры владимирской глади вышивают толстой красной нитью с добавлением синих, желтых и зеленых ниток. Наряду с техникой владимирской глади владеют искусством вышивки «белой гладью». Белую гладь выполняют на тонких тканях по рисовке. Сначала контур переведенного на ткань рисунка прометывают частыми стежками, затем на узор настилаются нитки крупными стежками, потом этот настил закрываю плотно уложенными параллельными стежками. В результате получается выпуклый узор, разнородный по фактуре. Узоры для белой глади составляются преимущественно из растительных мотивов.

По второй половине XIX в. в народной вышивке получил большое распространение «тамбур». Тамбуром вышивали по холсту или по фабричным гладкокрашеным тканям, особенно кумачу. Тамбурный шов имеет вид цепочки, звенья которой заходят одно и другое. Выполняли тамбурные вышивки иглой или крючком, такая вышивка часто встречается в Костромской, Ярославской и Тверской губерниях.

Кроме искусства вышивания цветными нитками, было распространено и шитье золотом и серебром. Золотое шитье применяли для украшения головных уборов и праздничных нарядов. Приемы закрепления золотых нитей на ткани отличаются большим разнообразием. На тонких тканях золотую нить пропускали сквозь ткань, т. е. шили на «проем». На плотных и тяжелых тканях золотые нити накладывали поверх ткани и укрепляли тонкой шелковой ниточкой, которую почти не видно. Узоры прикрепов имеют поэтические названия: «рядки», «городок», «денежки», «ягодка простая», «ягодка двойная» и т. д. Кроме того, существует рельефное шитье золотыми нитями, которое выполняется по карте, по настилу или по веревочке. При этом узор предварительно выкладывают кусочками картона, вырезанными по его форме, или застилают мягкими толстыми нитками, после чего по готовому настилу золотая нить плотно укладывается параллельными стежками и прикрепляется к ткани тонким цветным шелком. Часто весь контур шитья окаймляют небольшим золотым или серебряным шнурком, который придает всему узору большую выразительность и рельефность. Для золотого шитья использовали в основном дорогие покупные шелковые и бархатные ткани, изредка холст. Для украшения народных головных уборов применяли фольгу, перламутр, жемчуг, цветные стекла, которые органично сочетались с шитьем золотыми и серебряными нитями.

 

БИЛЕТ 30







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.251.81 (0.005 с.)