Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эстетическое воспитание средствами искусства↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА КОМАРОВА Н.М. Москва, 2003 Оглавление
Введение Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека. Эстетическое отношение к действительности - специфический вид общественно зна-чимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у по-следнего системы ориентации в мире эстетических и художествен-ных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкрет-ном обществе представлениями о их характере и назначении. В про-цессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность челове-ка к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красо-ту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личнос-ти, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетичес-ких ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве. Прекрасное в жизни -- и средство и результат эстетического воспитания. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Система эстетического воспитания в целом использует все эстетические явления действительности. Особое значение при этом придается восприятию и пониманию прекрасного в трудовой деятельности, развитию у человека способности вносить красоту в процесс и результаты труда. Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующее специальные способности и развивающее дарования в определенных его видах -- изобразительном, музыкальном, вокальном, хореографическом, театральном, декоративно-прикладном и др. I Эстетическое воспитание в системе образования В общеобразовательных дошкольных учреждениях, школах, профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях эстетическое воспитание является частью учебно-воспитательного процесса, ведется в связи с изучением всех учебных предметов, в течение всего времени обучения. Все программы, по которым в настоящее время осуществляется учебно-воспитательная деятельность в дошкольных учреждениях большую роль отводят эстетическому развитию своих воспитанников. В процессе занятий, во время экскурсий, подготовки и проведения праздников учитывается эстетических компонент воспитательного процесса, формируются у детей художественные чувства и вкус. Важную роль в эстетическом воспитании детей в школе играет литература, в общеобразовательных школах также эстетическое воспитание проводится на уроках изобразительного искусства (1-й -- 6-й классы), пения и музыки (1-й -- 7-й классы), во внеучебное время. Углубленному изучению художественной литературы и искусства содействуют факультативные курсы. Большую работу по развитию творческих способностей и дарований в области литературы, музыки, пения, хореографии, театра, изобразительного, декоративно-прикладного искусства и другие ведут детские внешкольные учреждения. Проблемы эстетического воспитания детей разрабатываются научно-исследовательскими педагогическими институтами. Формирование эсте-тической культуры -- это процесс целенаправленного развития спо-собности личности к полноценному восприятию и правильному пони-манию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусмат-ривает выработку системы художественных представлений, взгля-дов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бо-роться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве. Особую роль в воспитательном процессе имеет обоснованный Б.Т.Лихачевым принцип эстетизации детской жизни. Формирова-ние у воспитанников эстетического отношения к действительно-сти позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту обществен-ных эстетических идеалов. Предметы естественно-математического цикла помогают раскрыть перед детьми красоту природы, воспи-тать стремление охранять и сохранять ее. Предметы гуманитарного цикла показывают эстетическую картину человеческих отношений. Художественно-эстетический цикл вводит детей в волшебный мир искусства. Предметы утилитарно-практического цикла позволяют проникнуть в тайны красоты труда, человеческого тела, обучают навыкам создания, сохранения и развития этой красоты. Педагогу на уроках важно утвердить красоту умственного труда, деловых отношений, познания, взаимопомощи, совместной деятельности. Большие возможности эстетизации жизни открываются перед школьниками в работе общественных организаций, в художествен-ной самодеятельности; в организации производительного и об-щественно полезного труда, в формировании повседневных от-ношений и поведения. Немало эстетических впечатлений может дать и дает деятель-ность учения. В математике, например, нередко говорят: «Краси-вое, изящное решение или доказательство», понимая под этим их простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гар-мония. Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаи-моотношениях между учащимися и учителями, между воспитан-никами, между старшими и младшими школьниками. Примитив-ные, черствые, неискренние отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят личность ребенка, оставляют след на всю жизнь. И наоборот, тонкие, дифференцированные отношения педа-гогов к учащимся, справедливая требовательность делают уклад дет-ской жизни школой воспитания в духе высокой эстетики и морали. В обиход детской жизни важно вводить элементы эстетическо-го оформления ближайшего окружения и быта. Важно пробудить у школьников стремление утверждать красо-ту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, занима-ются делом или отдыхают. Детей следует шире привлекать к тому, чтобы они создавали эстетическую обстановку в школе, в классе в квартире. Ребенок небезразлично относится к окружающей обстанов-ке, к своему внешнему виду. Он предпочитает яркие, краси-вые игрушки, посуду, картинки, начинает ориентироваться во многих словах, которые помогают ему в его практической деятельности. Такие слова, как «музыка», «пляска», «картин-ка», вызывают уже соответствующий настрой, желание, готовность соответственно действовать. Все эти ранние художественные проявления могли бы и не развиваться, если бы не было систематического и активного руководства со стороны взрослого. В первые же годы своей жизни ребенок осваивает очень многое. Так, начав рисовать примерно с 1,5--2 лет, ребенок к 3 годам проходит как бы подготовительный к изображению период. Он в состоянии узнавать в рисунке предмет, называть его. В движениях у него появляется намеренность. Особенно это видно, когда ребенок произвольно пытается повторить движение при лепке и рисунке, следуя показу взрослого. Появляется и активный интерес к музыке, стихам, сказкам, выражающийся в просьбах их исполнить, в желании прогова-ривать и подпевать последующие строчки стихов и песен. Ребенок в состоянии подражать выразительным интонациям в стихах и певческим интонациям в песнях. Ярко выражено чувство ритма: ребенок склонен ритмично проговаривать про-стейшие прибаутки и стишки, но особенно это ярко проявля-ется в плясках, играх. Итак, к трехлетнему возрасту ребенок уже накапливает небольшой запас художественных впечатлений. На четвертом году жизни развитие речи, обогащение конкретными представлениями позволяют ребенку отчетли-вее различать некоторые признаки предметов, явлений. В его речи появляются попытки и самых простейших обобщений. Это создает возможность начинать обучение, требующее произвольного внимания и действий. В художественной деятельности это преимущественно этап накопления простейших впечатлений. Дети жадно впитывают в себя то, что несут им звуки, краски. Дети уже способны более целенаправленно всматриваться в картину, вслушиваться в стихи, сказку, музыку. Они привы-кают к выразительному чтению, пению, движению. Часто высказывают желание прочесть стихи, спеть, сплясать. Благо-даря этому, а также благодаря формированию голосового и, в частности, певческого аппарата и развитию слуха дети заинте-ресовываются процессом пения и выразительного чтения. Они постепенно привыкают прислушиваться к правильному, чистому пению, выразительным интонациям речи. В этих условиях мелодический и поэтический слух детей лучше раз-вивается. Дети осваивают незначительный объем музы-кально-ритмических навыков, но благодаря систематичности воспитания они уже привыкают прислушиваться к музыке, когда двигаются. Это способствует развитию чувства ритма. Это чувство проявляется также в декоративном рисовании -- в подборе последовательности узора. Возникают также попытки проявлять самостоятельность в музыкально-игровой деятельности, в лепке и рисовании. Вместе с тем имеющиеся навыки носят еще неустойчивый характер и художественные переживания поверхностны. Следующий период охватывает детей в возрасте 5--6 лет. Ребенок уже начинает понимать причины связей между явле-ниями. Он охотно пользуется словом для выражения своих мыслей, обобщает многие явления, в том числе и художе-ственные. Художественные навыки в области рисования, лепки, пения, выразительного чтения становятся устойчивее. Благо-даря практическим упражнениям становится тоньше и диффе-ренцированнее художественное восприятие. То, что ребенок проверяет в своей практике правильность нарисованной линии, оттенок цвета в декоративном изображении, точность певческой интонации, выразительность интонаций, переда-ющих вопрос, удивление, радость, испуг, -- все это заставляет его пристальнее вслушиваться и всматриваться. Обо-гащенное новыми впечатлениями восприятие толкает, в свою очередь, ребенка и на более уверенное и произвольное дей-ствие. Более отчетливо проявляются у отдельных детей и художе-ственные способности: наблюдательность (чувство цвета и формы в рисовании), мелодический слух (точное самосто-ятельное пение несложных песен), чувство ритма (компо-новка узоров декоративного рисунка, точное, ритмичное дви-жение). Естественно, что это осуществляется лишь при условии, если последовательно подводить детей к выполнению различных заданий: различать звуковысотные отношения, сопоставлять формы, цвета, линии и т. д. В 5--6 лет можно уже отметить попытки детей действовать самостоятельно в музыкальных играх и плясках, не подражая 4 друг другу. Появляется стремление по-своему исполнить роль в сюжетной игре. Некоторые дети иногда предпочитают какой-либо один вид деятельности -- пение, игру, пляску, слушание музыки. Систематические занятия позволяют отчетливее судить о наличии различных художественных способностей у детей, об их индивидуальных особенностях, в том числе и в области музыкальной восприимчивости, мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной памяти. Это дает возможность соответ-ственно направить музыкальное развитие детей. Ребенок может самостоятельно, без помощи взрослого петь вместе со сверстниками и один, если песни ему доступны. Он склонен вносить выдумку в исполнение ролей в музыкальной игре, в хороводах, придумывать движения в плясках, высказываться о музыкальных произведениях и об исполнении своих товари-щей. Уровень художественного развития позволяет детям самим вносить красивое в свой быт (например, украшать свой дет-ский уголок), реагировать на прекрасные и безобразные поступки (связь эстетики и этики!). Для воспитания художественных восприятий у младших школьников существенное значение имеет использование приема сравнения при изучении литературных про-изведений, прослушивания музыки и рассматривании картин и побуждение их к оценке этих произведений, выражение собственного отношения к их достоинствам и недостаткам. Постановка простейших вопросов, на-правленных на выяснение того, что детям нравится в том или ином произведении, какая картина или музыкальная мелодия лучше, обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям. Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов -весьма сложная педагогическая задача. Простейшие эстетические представления и суждения формируются уже в начальных классах. Однако основная работа в этом направлении осуществляется с учащимися-подростками и старшими школьниками, обладающими для этого необходимыми способностями к более глубокому пониманию искусства и более разви-тым чувством переживания прекрасного. В познании художественных средств изображения действительности в искусстве большое значение имеет осмысление и усвоение учащимися таких понятий, как композиция произведения, его сюжет, фабула, художест-венный образ, эпитет, метафора, сравнение, минор и ма-жор в музыке и др. В последние годы в школьной практике с целью раз-вития эстетических суждений и углубления эстетических взглядов широко используют такой методический прием, как побуждение учащихся к выражению своего отноше-ния к изучаемому художественному произведению. В старших классах практикуется написа-ние сочинений, устное и письменное рецензирование про-изведений литературы, музыки, театральных постановок, кинофильмов и художественных выставок. В связи с важностью эстетического воспитания и раз-вития у учащихся художественных представлений, поня-тий и суждений большое значение имеет работа по осмы-слению ими той связи, которая существует между раз-личными видами искусства в отображении жизненных явлений. Вот почему на занятиях по литературе необхо-димо использовать произведения музыки и изобрази-тельного искусства. Исключительно острой и слаборешаемой в школьной практике является проблема формирования у учащихся полноценных художественных вкусов, умения отличать художественные поделки, примитивное ремесленничество от подлинного искусства. Это особенно относится к музы-ке и изобразительному искусству, когда зачастую уча-щиеся увлекаются какофонией, отсутствием гармонии и бездумным модернизмом и недооценивают классику. Заключение Эстетическое воспитание - важная часть становления личности, развития ребенка. Понимание прекрасного, наслаждение искусством (как предметами, так и процессом творения) - без этого невозможно представить себе всесторонне развитую личность, воспитание которой - цель педагогического процесса. Литература 1. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. - М.: А.П.О., 1995. - 72 с. 2. Кульчинская Н.Л., Кульчинская А.А. Игры в музее// Человечек, 2003 №1. 3. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. В. В. Давыдов. -- М.: Педагогика, 1981. - 400 с. 4. Мир детства. Дошкольник / Под ред. А. Г. Хрипковой; отв. ред. А. В. Запорожец. -- М.: Педагогика. 1979. - 416 с. 5. Педагогиа. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с. 6. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заве-дений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с. 7. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: Высш. шк., 1990. - 576 с. 8. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: ВЛАДОС. 2002. - 176 с. 9. Мацкевич М. Прогулки по Третьяковке// Дошкольное воспитание. - 1998 № 3 - с. 94-99 10. Алексахин Н. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству// Дошкольное воспитание. - 1998 № 3 - с. 23-27 11. Мацкевич М. Войди в мир искусства: программа эстетического воспитания. // Дошкольное воспитание. - 1998 № 4 - с. 16-22 12. Советский энциклопедический словарь/ главный редактор А.М. Прохоров. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 1630 с. Приложение 1. Эстетическое воспитание в игровой форме (По материалам Н.Л. Кульчинской, А.А. Кульчинской) Виноград Развитию восприятия природы, внимательному вглядыванию в нее служит занятие по рисованию "Виноград". Дети его очень любят. Прикрепим гроздь винограда так, чтобы она висела перед ребенком. Затем разделим тонкой линией лист бумаги на две вертикальные части. В левой части листа ребенок рисует гроздь, стараясь верно передать форму и цвет ягод. После того, как гроздь нарисована, ребенок съедает ягоды и в правой части листа рисует то, что осталось - ветку. Теперь можно видеть, как прикрепляется каждая ягодка и почему вверху их больше, а внизу меньше. Оказывается, ветка тоже красивая и от нее зависит, какой формы гроздь. Хорошо, если родители выполнят задание параллельно с ребенком и затем сравнят результаты. На что похоже? Детям раздают заранее подобранные корни, спилы и срезы древесного ствола, овощи - картофель или морковь необычной формы. Дети по очереди рассказывают, что увидел каждый: один сумел увидеть в форме корня фантастическое животное, другой в рисунке среза дерева - лицо человека, в морковке - зайчика, в картошке - ладонь с растопыренными пальцами. Дети могут предлагать смешные, порой неожиданные или, на взгляд взрослого, нелепые ответы. Задача взрослого - в каждом ответе увидеть его оригинальность, похвалить ребенка, а в том случае, если его сравнение не исчерпало тех возможностей, которые заложены в натуре, а ухватило лишь одну его черту, попросить дополнить. Обычно ребята сами с удовольствием предлагают свои варианты. Проводить интересные игры-наблюдения можно дома - в тот момент, когда на кухне моются овощи, интересно рассматривать их срезы, цвет, форму. Вглядись и расскажи Можно придумать много игровых заданий с целью научить видеть выразительность и красоту форм и линий в окружающей природе. Вот одно из игровых заданий, оно называется "Волшебный лес" и проводится на ступенях мраморной лестницы. Детям предлагают путешествие в волшебный, заколдованный лес. Лес - это прожилки мрамора, рассматривая их, ребята, каждый самостоятельно и одновременно делясь своим "открытием" с другими, отыскивают сказочных персонажей, силуэты зверей, чудовищ и т.д. Дети получают полную свободу двигаться и фантазировать, каждый может проявить свои способности. Способность видеть в незнакомых очертаниях или рисунке трещин знакомые или фантастические образы подготавливает детей к восприятию произведений прикладного искусства - изделий из керамики, вышивки, узоров на ткани, с которыми они познакомятся позже в музее. Вещи, природа и люди Игровое занятие на тему "Вещи, природа и люди - единый мир" начинается с беседы. Детям предлагается вопрос: "Как вы думаете, есть ли что-нибудь общее между цветком и человеком?" Дети отвечают, называя различия, и приходят к мнению, что "ничего общего нет, они совсем разные". Их ответы строятся на наглядном сравнении, внешнем сличении, и поэтому они правы - взрослый подтверждает их правоту, продолжая выделять признаки "непохожести": "Люди носят одежду, говорят, двигаются, а цветок ничего этого не может". Но вот он обращает внимание ребенка на строение цветка. Стебель, корень, листья, головка - нельзя ли их сравнить с нашим телом; стебель похож на туловище, корни - ноги, листья - руки, голова - сам цветок. Кроме того, внутри стебля течет сок, как кровь у человека, цветку нужно солнце, вода - его питание; маленькие бутоны вокруг большого цветка - как дети вокруг мамы, если не будет воды и солнца, цветок погибнет, засохнет, если сломать стебель, ему будет, наверное, больно, как и человеку. Это занятие дает ребенку возможность впервые задуматься о строении своего тела, почувствовать общность всего живого, возбуждает интерес и сочувствие к живому, но более слабому, чем он сам. Для некоторых это занятие станет началом нового увлечения - наблюдения и ухода за растениями, желания вырастить самому из семечка что-нибудь особенное: финиковую пальму, лимон, перец. Общность живого и неживого Игру-наблюдение "Общность живого и неживого" можно продолжить во время прогулок. Если вы живете в деревне или поселке, то, наверное, замечали, что есть очень выразительные дома. Вглядевшись повнимательнее, можно заметить, что в некоторых угадывается сходство с человеком: стена - это лицо, окна - глаза, дверь - рот. Кажется, что он улыбается: это веселый, добрый, приветливый дом. А вот дом с покосившейся крышей и окнами, он кажется нахмуренным - у каждого свой "характер". Если вы живете в городе с современной застройкой многоэтажных домов, то вечером, во время прогулки с ребенком, обратите его внимание на фасад дома, в котором начинают зажигаться окна. С далекого расстояния, даже сидя в автобусе, можно видеть, что сочетания зажженных окон образуют различные узнаваемые фигуры - гигантские цифры, буквы, лошадку и т. д. Все изображения имеют обобщенные геометризованные формы - ведь они складываются из прямоугольников окон. Лоскутки и колокольчики На лужайке полукругом сидят дети и родители. На земле разложены свистульки из глины, колокольчики, дудочки, флейта, гранат с сухими зернами, бубен и другие простые инструменты. В руках мешочек с различными лоскутками. Они однотонно окрашены, но разной фактуры: бархатные, хлопковые, шелковые, фланелевые.... Условия игры: каждый ребенок по очереди с закрытыми глазами вынимает из мешочка один лоскуток. Он пробует его на ощупь, трет тыльной стороной ладони, и говорит нам о своих ощущениях, определяет цвет: ткань теплая, шершавая, короткая, приятная, похожа на морской песок, желтая и т. д. Затем открывает глаза, подбирает звук. Перебирает звучание всех инструментов и останавливается на том, который ему кажется наиболее близким, подходящим. Естественно, что эта игра ориентирована на индивидуальное восприятие каждого. Не важно, если названный ребенком цвет не совпал с реальным, ведь он основывался только на своих ощущениях. Главное, что впервые в его сознании цвет и звук соединились. Именно это ему пригодится в понимании живописи и в его собственном художественном творчестве. Ожившая скульптура Вначале вспоминаем миф о подвиге Геракла, затем ребенку дается задание вообразить себя Гераклом, стреляющим из лука. Он пробует принять позу статуи, и здесь выясняется, что он не так хорошо рассмотрел и запомнил все детали: на какую ногу нужно опираться, а какая согнута в колене, как поставлены руки. Оказывается, что в такой позе трудно удержать равновесие и, подняв голову, смотреть вперед,"прицеливаться". Неудачная попытка заставляет внимательней вглядываться, детально рассматривать, запоминать и"проигрывать" на себе позу статуи. Для детей 4-6 лет это непростая задача, тем более, что многие еще путают "право" и "лево": не умея удержать в памяти "изображение", они ищут зрительной опоры, повернувшись лицом к статуе, - получается "зеркальное" отображение. Но постепенно ребенок начнет быстрее и легче справляться с такими заданиями. Скульптор и глина Для игры выбирается статуя "Мальчик, вынимающий занозу" V в. до н. э. Взрослый рассказывает о том, что в Древней Греции детей воспитывали так, чтобы они были сильными, ловкими, выносливыми, для этого устраивали специальные соревнования по бегу, метанию копья и другим видам спорта. Победитель соревнований считался героем, в честь него устанавливали статую. Однажды во время соревнований по бегу мальчик, бежавший среди других, почувствовал, что в ногу вонзилась заноза, но он, превозмогая боль, продолжал соревнование и одержал победу - первым пришел к финишу. Скульптор изобразил его после соревнований, когда он сел, чтобы вынуть занозу. После рассказа объясняем ход игры. Желательно участие двоих детей: один будет скульптором, другой - глиной. Ребенок-скульптор должен так посадить партнера, чтобы его поза точно совпадала с позой статуи. Давая задание, нужно объяснить, что для ее выполнения недостаточно рассмотреть статую спереди, необходимо обойти ее, обратить внимание на то, как изогнута спина, наклонена голова, расположены руки. Найди знакомых героев Это игра-поиск. Взрослый заранее предупреждает ребенка, нацеливая на поэтапную работу: найти, вспомнить, рассказать, дополнить. Затем они вместе отыскивают в зале статую знакомого героя, останавливаются около нее и вспоминают связанный с героем миф. Эта игра может проводиться и в залах картинной галереи, на материале живописи. В этом случае гораздо большие возможности открываются для занятий по библейским сюжетам (например, "История Христа"). Особенно актуальным подобное занятие становится накануне больших праздников - Рождества, Пасхи. Найди картину по деталям Игра-поиск. Заранее, дома приготовьте 2-3 детали известного вам натюрморта - морскую раковину, фрукт, цветок, очки и т. д. В зале покажите их ребенку и вместе с ним начните поиск картины с этой деталью. Потом внимательно рассмотрите вместе найденный натюрморт, называя каждый предмет, его цвет и форму. Обратите внимание на особенно красивую деталь. Рамка с натюрмортом Дома можно поиграть так. Возьмите небольшую рамку. Вместе с вами или самостоятельно ребенок может обследовать окружающее с целью найти натюрморт. Предметы, попадающие в рамку, наставленную на них, как объектив фотоаппарата, образуют неожиданно красивые, гармоничные композиции - законченные "натюрморты", созданные самой жизнью. В рамку может "случайно" попасть пейзаж (вид из окна) или портрет... Такие незамысловатые этюды с рамкой открывают юному взору новый взгляд на мир, помогая увидеть красивое в обыденном, учат внимательно вглядываться в окружающее. После таких занятий дети с удовольствием рисуют натюрморты - "то, что лежит на столе", правда, не такие, как они только что видели, а свои, с любимыми фруктами и овощами. Девочки чаще рисуют цветы в вазе. Вспомнить все Выберите знакомую картину. Еще раз вместе внимательно изучите ее, вплоть до деталей. Во время предварительного рассматривания и описания взрослый учит детей правильно подбирать слова, подыскивая те, что наиболее точно передают увиденное, а также правильно обозначать части картины - центр, середина, правый верхний угол, нижняя часть картины и т. д. Ребенок встает спиной к картине, а вы придумываете и задаете ему вопросы: "Что лежит на середине стола? Какого цвета инжир? Какие фрукты лежат в корзине, какого они цвета?" и т. п. В этой игре ребенок вспоминает все, о чем говорили вместе со взрослым. Это - "тренинговая игра". Она развивает художественную память ребенка, его способности цветоразличения, готовит к рисованию по памяти. Я - экскурсовод Взрослый предлагает ребенку 5-6 лет стать экскурсоводом. Ребенок ведет всех к произведению, которое ему нравится и которое он запомнил. Еще недостаточно свободно ориентируясь в музее с его обилием залов, он просит помощи у взрослого ("Как пройти к статуе Афины со змеей?") Оказавшись у памятника, дает задание изобразить Афину и змею. Затем "экскурсовод" ведет своих экскурсантов "наугад", останавливаясь перед теми произведениями, которые ему знакомы, предпочитая самостоятельно выполнять задания, задавать вопросы и отвечать на них.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА КОМАРОВА Н.М. Москва, 2003 Оглавление
Введение Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека. Эстетическое отношение к действительности - специфический вид общественно зна-чимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у по-следнего системы ориентации в мире эстетических и художествен-ных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкрет-ном обществе представлениями о их характере и назначении. В про-цессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность челове-ка к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красо-ту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личнос-ти, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетичес-ких ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве. Прекрасное в жизни -- и средство и результат эстетического воспитания. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Система эстетического воспитания в целом использует все эстетические явления действительности. Особое значение при этом придается восприятию и пониманию прекрасного в трудовой деятельности, развитию у человека способности вносить красоту в процесс и результаты труда. Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующее специальные способности и развивающее дарования в определенных его видах -- изобразительном, музыкальном, вокальном, хореографическом, театральном, декоративно-прикладном и др. I Эстетическое воспитание в системе образования В общеобразовательных дошкольных учреждениях, школах, профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях эстетическое воспитание является частью учебно-воспитательного процесса, ведется в связи с изучением всех учебных предметов, в течение всего времени обучения. Все программы, по которым в настоящее время осуществляется учебно-воспитательная деятельность в дошкольных учреждениях большую роль отводят эстетическому развитию своих воспитанников. В процессе занятий, во время экскурсий, подготовки и проведения праздников учитывается эстетических компонент воспитательного процесса, формируются у детей художественные чувства и вкус. Важную роль в эстетическом воспитании детей в школе играет литература, в общеобразовательных школах также эстетическое воспитание проводится на уроках изобразительного искусства (1-й -- 6-й классы), пения и музыки (1-й -- 7-й классы), во внеучебное время. Углубленному изучению художественной литературы и искусства содействуют факультативные курсы. Большую работу по развитию творческих способностей и дарований в области литературы, музыки, пения, хореографии, театра, изобразительного, декоративно-прикладного искусства и другие ведут детские внешкольные учреждения. Проблемы эстетического воспитания детей разрабатываются научно-исследовательскими педагогическими институтами. Формирование эсте-тической культуры -- это процесс целенаправленного развития спо-собности личности к полноценному восприятию и правильному пони-манию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусмат-ривает выработку системы художественных представлений, взгля-дов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бо-роться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве. Особую роль в воспитательном процессе имеет обоснованный Б.Т.Лихачевым принцип эстетизации детской жизни. Формирова-ние у воспитанников эстетического отношения к действительно-сти позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту обществен-ных эстетических идеалов. Предметы естественно-математического цикла помогают раскрыть перед детьми красоту природы, воспи-тать стремление охранять и сохранять ее. Предметы гуманитарного цикла показывают эстетическую картину человеческих отношений. Художественно-эстетический цикл вводит детей в волшебный мир искусства. Предметы утилитарно-практического цикла позволяют проникнуть в тайны красоты труда, человеческого тела, обучают навыкам создания, сохранения и развития этой красоты. Педагогу на уроках важно утвердить красоту умственного труда, деловых отношений, познания, взаимопомощи, совместной деятельности. Большие возможности эстетизации жизни открываются перед школьниками в работе общественных организаций, в художествен-ной самодеятельности; в организации производительного и об-щественно полезного труда, в формировании повседневных от-ношений и поведения. Немало эстетических впечатлений может дать и дает деятель-ность учения. В математике, например, нередко говорят: «Краси-вое, изящное решение или доказательство», понимая под этим их простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гар-мония. Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаи-моотношениях между учащимися и учителями, между воспитан-никами, между старшими и младшими школьниками. Примитив-ные, черствые, неискренние отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят личность ребенка, оставляют след на всю жизнь. И наоборот, тонкие, дифференцированные отношения педа-гогов к учащимся, справедливая требовательность делают уклад дет-ской жизни школой воспитания в духе высокой эстетики и морали. В обиход детской жизни важно вводить элементы эстетическо-го оформления ближайшего окружения и быта. Важно пробудить у школьников стремление утверждать красо-ту в школе, дома, всюду, где они проводят свое врем |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.163.23 (0.018 с.) |