Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Традиции воспитания в славянских семьях

Поиск

Семья – это группа людей, основанная на кровном родстве или заключении брака.

Возглавлял любую семью, большую или малую, отец. Его слово было неписанным законом, воля отца не подлежала обсуждению – так было заведено, и все члены семьи об этом знали. О чрезвычайном уважении к отцу свидетельствует много пословиц, в которых отца приравнивают к Богу: "Уважай отца и Бога – будет тебе всюду дорога" или "Отец – как Бог".

Существовала такая традиция: каждый вечер вся семья, большая или малая, собиралась за ужином. Прежде всего отец читал молитву. Так начиналась вечерняя трапеза. За ней по обыкновению обсуждались важные дела. Каждый из членов семьи рассказывал, как прошёл день, что было сделано. Это был обязательный, но непринуждённый "отчёт" главе семьи, ведь именно он распределял работу. Это позволяло легче вести хозяйство.

В крестьянских семьях издавна существовал обычай делить работу на "мужскую" и "женскую". Мужчина выполнял трудную работу в поле: вспахивал землю, сеял, косил, молотил зерно. Кроме того, мужчина отвечал за домашний инструмент, оборудование, изготовлял простые орудия труда, домашние принадлежности. Он следил за состоянием дома, усадьбы и всех зданий, ремонтировал изгородь. Хозяин присматривал за конями, ездил в лес по дрова, занимался пчёлами (если они были). Охота и рыбная ловля, которые имели важное значение для семьи, тоже были в ведении мужчин.

По обычаю, сугубо мужскими делами были: распоряжение деньгами, уплата налогов, посещение сельского совета. Женщины в эти дела не вмешивались.

У хозяек работы было, наверное, больше чем у мужчин, но эта работа была физически более лёгкой. Кроме того, женская работа была в основном привязана к дому. Женщина работала по хозяйству – готовила пищу, мыла, убирала, пряла и ткала, шила и вышивала, готовила запасы на зиму. В народе говорили: "Мужчина дом за один угол держит, а женщина за три".

Положение женщины и мужчины в семье было равноправным. Например, дочери имели такое же право на родительское имущество, как и сыновья, их интересы всегда учитывались. Только дочь могла претендовать на материзну – ту землю, которую в своё время получила как приданое её мать.

Когда умирал кормилец, главенство в семье переходило к старшему сыну (если его возраст позволял), зятю или матери. Если женщина становилась во главе семьи, она умело руководила ею, проявляя удивительное мужество, твёрдость характера и стойкость.

Негласный обычай предоставлял право тому, кто оставался присматривать родителей, большие экономические преимущества: ему доставались в наследство родительский дом и усадьба, а также большая часть земли.

Стремление детей жить отдельно от родителей объяснялось не так сложностями совместного проживания, как особенностями славянского менталитета: очень важным было ощущение свободы, желание вести собственное, пусть и небольшое, хозяйство. Вместе с тем молодые хозяева понимали, что старым родителям нужно помогать, даже живя отдельно от них. Народный обычай требовал, чтобы один из сыновей оставался с отцом и матерью, чтобы помочь им встретить старость и пережить все трудности преклонного возраста. Если сына в семье не было, с родителями оставалась одна из дочерей.

Воспитанием детей в семье занималась в основном мать. Роль матери в семейном воспитании является непревзойденной. Она хранила в доме хорошую, мягкую, светлую атмосферу. Поэтому идеал человека, характер морали, образ жизни людей подчинены нормам, которые являются типичными для женщины. Отсюда и генетические черты национального характера: сердечность, доброта, искренность, гостеприимство, трудолюбие.

Воспитание детей в семье было всесторонним. Так, физическое и эстетичное воспитание основывалось на христианском мировоззрении: не делать греха. Моральное воспитание предусматривало наказание девушке, которая до брака потеряла невинность; такой девушке обрезали косу и водили вместе с парнем по селу; ворота обмазывали дёгтем. Парень мог откупиться землёй или домом.

Основной задачей этнического воспитания было передать национально-культурные ценности потомкам. Оно предусматривало ежедневную общую молитву, рассказы о своём роде, героях, празднование национальных и христианских праздников.

Целью эмоционально-психологического воспитания было создание положительного микроклимата в семье, что достигалось через доброту матери, любовь отца, взаимное прощение обид, семейные торжества, почтительное отношение к старшим, соблюдение Божьих Заповедей.

В семьях детей всегда учили, что человек неотделим от своего рода, нации. Главным оберегом мира в семьях и в общественных взаимоотношениях был обычай. Он обязывал каждого в совершенстве изучать и знать свою родословную до седьмого колена. Человека, который не знал историю своего рода, считали безродным. Детям прививали любовь и уважение к своему роду, родной земле, национальным обычаям и традициям. Их учили дорожить письменными памятками, устными пересказами, предметами быта, портретами, семейными реликвиями и другими материалами, которые рассказывали о жизни предков.

Соблюдая нормы народной педагогики, родители сами развивали в себе добродетель, собственными поступками формировали то, что хотели видеть в своих детях. Ведь в народе по родителям судили о детях: "Яблоко от яблоньки далеко не падает", "Какой дом – такой плетень, какой отец – такой сын".

Всё это свидетельствует о том, что за многовековую историю наш народ создал высокий статус семьи с ее нерушимым авторитетом, любовью к детям и преданностью обязанности их воспитания.

Воспитание девочек на Руси

Воспитание детей на Руси всегда было окружено разнообразными поверьями, обрядами и традициями. Много веков назад, как и сейчас, родители хотели защитить своих детей, воспитать их трудолюбивыми и вежливыми, честными и счастливыми. Детство считалось только истоком, из которого развиваются все качества взрослого человека. Об этом говорят и славянские пословицы: "Ученье в детстве – как резьба по камню", "Гни деревце пока гнется, учи дитятку, пока слушается".

Свой взгляд был у наших предков и на вопросы дисциплины. Детей учили подчиняться родительской воле и почитать старших. Воспитание девочек и мальчиков сильно различалось. Если мальчиков воспитывали как добытчиков, то девочек – как будущих матерей и хозяек. Их с детства учили прилежности, аккуратности, трудолюбию, почтению к старшим, целомудрию.

Родители стремились научить девочек "хранить чистоту свою для мужа своего". "Домострой", по которому тогда жили люди, требовал от главы семейства: "Если дочь у тебя, и на нее направь свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед".

Девочки с детства помогали по хозяйству. Они присматривали за младшими детьми, помогали в поле и дома. Мать была обязана передать навыки дочери, которыми должна владеть хорошая жена. С ранних лет девочек учили шить, рукодельничать, готовить, вести хозяйство, готовили к основной роли женщины, роли жены и матери.

Взросление девушек проходило согласно традициям и сопровождалось многими обрядами. Так, девочкам с раннего детства готовили приданное. А в некоторых деревнях девочка сама шила или вышивала часть своего приданного. Обряды касались и внешнего вида девушек. Например, девочкам волосы заплетали в одну трехлучевую косу — это символизировало объединение жизненных сил. Коса располагалась строго вдоль позвоночника и считалось, что все светлые силы через волосы переходят в позвоночник (хребет) и наполняют её жизненными силами, подготавливая к будущему материнству. Когда девушка выходила замуж, косу расплетали и заплетали уже две косы, ибо с этого времени она получала силы не только для себя, но и для будущего ребенка.

Во взрослении девочек важным этапом был обряд вскакивания в поневу (полотнище ткани, которое женщины Древней Руси использовали вместо юбки). До 15–16 лет девочки носили длинные рубахи и лишь затем приходил день, когда в присутствии всей родни и соседей проводился специальный ритуальный обряд. Девушка забиралась на лавку и начинала ходить по ней из стороны в сторону. Мать девушки следовала за ней с раскрытой поневой в руках и упрашивала дочь: "Вскочи, дитятко, вскочи, милое". Самой девице, по обычаю, следовало сердито отвечать: "Хочу – вскочу, не хочу – не вскочу!" Свершение этого обряда означало, что она объявляла себя девушкой на выданье и давала право женихам присылать сватов.

Все свое детство и юность девушка находилась под покровительством отца. После свадьбы обязанность заботиться о девушке переходила к мужу. На Руси говорили: "Отец бережет дочь до венца, а муж до конца". Девушка должна была почитать мужа, который был главой семейства. И то, чему ее научили родители, она передавала своим детям и внукам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.101.75 (0.009 с.)