Остромирово Евангелие (XI в.),



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Остромирово Евангелие (XI в.),



"Изборник Святослава" (1073 г.),

Бучацкое Евангелие,

Юрьевское Евангелие (относятся к XII в.).

 

 

ТЕМА 5. Традиции в обустройстве дома

Интерьер традиционного жилища

 

Издавна дом выполняет назначение родового очага, где рождаются, оберегаются лучшие семейные традиции, которые потом переходят в наследство детям: любовь к родителям, природе, песне, к работе.

Дом и весь замкнутый цикл хозяйственных зданий – клуня, сарай, ветряная мельница, кузница, амбар, колодец – являются не только местом поселения, но и носителями символических знаков, которые свидетельствуют о социальном положении, зажиточности, вкусе хозяина, его мировоззренческих позициях.

Славянский дом – завершенное произведение искусства, построенное по законам красоты и совершенства. Внутренняя площадь дома делилась на рабочую, обрядовую и бытовую. Рабочая площадь – это печь, полка для посуды, ложник; обрядовая – стол, красный угол; бытовая – кровать, сундук, колыбель, скамейки. Стены, окна, дверь, карниз печи, порог были орнаментированы с использованием красного, синего и жёлтого цветов, которые содержали в себе магическую и символическую информацию.

Внутренний угол дома занимала печь, по диагонали от неё – красный угол (его ещё называют покутьем), в котором размещали иконы, украшенные рушниками, цветами и зельем; за боковой стеной печи устраивали деревянный настил ("пол"), близ него – сундук, дальше – колыбель; вдоль стен устанавливали скамейки, украшенные коврами, возле двери – полки для посуды. Перед столом ставили скамейку. От печи до стены на жерди хранили бытовые ткани и будничную одежду. Стол всегда стоял в углу, напротив печи. Святейшее место в доме – покутье.

Наружным оберегом дома была завалинка. Ее обводили рыжей глиной, застилали домоткаными дорожками. Завалинка выполняла не только хозяйственные функции (утепляла дом, была местом, где сушили мак, проветривали чеснок, лук), но и играла роль объединяющего начала, где собиралась семья вместе (по материалам сайта http://mirladi.ucoz.ru/).

Украинский дом, в отличие от русской и белорусской избы, обмазывали глиной и белили. В украинских домах делали четырёхсклонные крыши. Это роднит их со словацкими, венгерскими и румынскими домами, то есть домами народов, которые тоже населяют бывшие трипольские земли. Польские дома, белорусские и русские избы имеют двухсклонные крыши. В Украине двухсклонные дома тоже встречаются, но только там, где украинцы граничат с поляками, белорусами или русскими.

Древнерусская изба. Ссылка:http://ok.ru/video/63311172903047-1

Интерьер традиционного жилища славян

Русская изба

Слово "изба" (а также его синонимы "ызба", "истьба", "изъба", "истобка", "истопка") употребляется в русских летописях, начиная с самых древних времён. Очевидна связь этого термина с глаголами "топить", "истопить". В самом деле, он всегда обозначает отапливаемое строение.

Всё в русской избе, кроме печи, деревянное: потолок, гладко обтесанные стены, пристроенные к ним лавки, полати, домашняя утварь.

Некрашеное дерево излучает приглушенно-золотистый цвет. Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, еловой хвои, печеного хлеба.

Печь была основой всей жизни людей, главным оберегом всей семьи, семейным очагом. Печь кормила, спасала от холодов, избавляла от хвори. А сколько сказок было рассказано детям на печи. Недаром говорится: "Печь-краса – в доме чудеса!"

Печь ставили в противоположной от входа стороне. Печь ставили в северном углу в качестве неодолимой преграды на пути сил смерти и зла, стремящихся ворваться в жилье. Печь была вторым по значению "центром святости" в доме – после красного, Божьего угла, а может быть, даже и первым; не случайно же родилось в народе выражение "начать от печки", то есть с самого начала.

Перед устьем печи ладно устраивали шесток – это широкая толстая доска, на которой размещали горшки, чугунки. Рядом с устьем ставили железные ухваты, кочерги.

С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живёт домовой – хранитель домашнего очага.

Красный угол располагался в южной и юго-восточной части помещения, в переднем углу избы. Это было непреложное правило. "Краше ясного солнца, яснее ясного месяца – красный угол". Его ещё называли большой, святой. Это было самое почётное место – духовный центр дома. В углу на особой полочке стояли иконы в начищенных до блеска окладах, украшенные вышитыми полотенцами.

Красный угол был обращён к юго-востоку. Он принимал первые лучи утреннего солнца.

Самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол, убранный нарядной скатертью – столешником.

Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки, скамьи, посудные полки, полати.

Особое место в каждом доме занимал ещё один предмет, который сопровождал девушек и женщин на протяжении всей их жизни – прялка. Прялка состоит из лопасти, ножки и донца. Она была не только орудием труда, но и произведением искусства. Её украшали резьбой, росписью. Здесь творческая фантазия не знала границ. И среди прялок, сохранившихся до наших дней, нет ни одной одинаковой.

Украинская хата-мазанка

Цветовая гамма хаты-мазанки – традиционная, стены украшались внутри и снаружи росписью. Большое внимание в отделке дома уделялось росписи внутренних стен, очень часто это был растительный орнамент, реже изображались фигурки птиц и животных, иногда импровизированные бытовые сюжеты, использовались мотивы народных календарных обрядов. Роспись стен применялась и снаружи.

Растительное рисование и геометрические орнаменты, а также фигурки птиц и животных, которые бытовали везде в Украине (за исключением северных районов Полесья и некоторых районов Харьковщины), размещаются в разных частях фасадной стены, а особенно около крыши и возле окон.

Всё рисование разделялось на три уровня: главный начинался от завалины и доходил до окон, второй уровень определялся высотой окон, а третий – от окон к крыше.

Магия числа три наблюдалась не только в росписи дома, но и в планировке окон. Использовалось трёхдольное планирование: окна состояли из трёх оконных стёкол, горница имела три окна, а само жилище состояло из трёх частей – завалины, стен и крыши. Также в хате было три комнаты.

Украшали хату связками лука, чеснока, красного перца и колосьями хлеба. Считалось, что чеснок и перец оберегает жителей дома от нечистой силы, а колосья пшеницы сулят семье плодородие и богатство.

Крыша, укрытая соломой или камышом, способствовала сохранению прохлады в знойный день лета.

Обмазанные глиной и побеленные стены дома часто украшались декоративной росписью.

Глиной подводились также завалина и стены хозяйственных построек двора. В рисованных орнаментах преобладали мотивы пышного цветка с центральной вертикальной осью, по сторонам которой рисовали ростки с листьями и цветами.

Традиционно украшались росписью или цветной полосой окна и двери дома.

Тканые дерюги на кровати, длинные, украшенные цветными полосками коврики ("налавники"), двухцветная красно-черная вышивка рубашки и чёрная в цветную полоску тканая "горбатка" дополняли многоцветие интерьера дома.

Вышитые полотенца – рушники – гордость любой семьи, свидетельство умений и талантов хозяйки. Символика рушников разнообразна, в вышивке могут быть зашифрованы целые послания. Так, извилистая линия означает пожелание долголетия, ягоды калины – девичью красу, виноград – обещание благополучия, а бутоны цветов – пожелание иметь детей. Вышитыми рушниками украшали красный угол, оформляли оконные проёмы, с ними встречали дорогих гостей.

Белорусская хата

Традиционное жилище белорусов – срубная изба из сосновых, реже еловых брёвен. Раньше она состояла из трёх помещений: собственно хаты (жилой комнаты), сеней и кладовой. В хате находилась печь, от неё по диагонали – красный угол, который считался самым почётным. Там стоял стол, висели иконы, вдоль стен укреплялись неподвижные лавки.

Белорусская хата сохранилась до наших дней, хотя её планировка стала более разнообразной. Теперь этническое своеобразие жилища проявляется в использовании традиционных строительных материалов, как в сельском, так и в городском интерьере.

Интерьер украшают всевозможные изделия местных мастеров – деревянные, часто с резьбой и росписью, керамические, рогожи и циновки, плетённые из соломки и лозы. Славится белорусская вышивка, которой орнаментируют как предметы быта, так и одежду.

Печь – неотъемлемый элемент любого жилого дома Беларуси. На протяжении столетий интерьер народного жилья достаточно устойчиво сохранял традиционные черты. Его организация была предельно простой и отвечала бытовым потребностям.

Дверной проём – низкий, что помогало сохранить тепло и, когда открывали дверь, защищало от холода детишек, игравших на полу. Порог обычно делали высоким, что также способствовало сохранению тепла.

Обычно между "красным" и "бабьим" углами выполнялись всевозможные хозяйственные работы и здесь находился лучник, чаще в виде переносной стойки с зажимом, в который втыкали лучину.

Для украинцев, белорусов и россиян интерьер жилья со времен древнерусского периода наделен общими типологическими чертами. Во-первых, это традиционная печь, во-вторых – возле боковой стены печи устраивался деревянный настил ("полати"), возле него находился ларь (сундук для одежды), а дальше – колыбель, а в-третьих – вдоль главной стены устанавливали лавы, которые украшались веретами, коцами или коврами, возле дверей и над ними – полки для посуды, а над окнами главной стены располагалась хлебная полка.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.220.231.235 (0.008 с.)