Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Славянские символы на рушникахСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Одним из наиболее распространенных символов на писанках, полотенцах, стенных росписях, коврах, посуде является дерево жизни ("вазон"). Древнейшие колядки сохранили представления людей о тех временах, когда еще не было ни неба, ни земли, а было лишь широкое море, и на нем – явор зеленый. В виде дерева – явора, вербы, дуба, березы, яблони, груши – представлялся стрежень мироздания. Дерево жизни всегда изображается не натурально, а стилизовано, то есть упрощенно, обобщенно. Нижняя часть – корни, которые входят под землю, часто изображаются в виде треугольника, воплощая представления о потустороннем мире. Средний ярус олицетворяет землю, реальный мир, мир настоящего. Верхняя часть поднимается вверх – к Богу. Дерево жизни изображается и как Берегиня с поднятыми к небу руками. Кстати, в мифах некоторых народов мира женщина образовалась именно из дерева. Берегиня с птицами (Мокошь с конями и с оленями) – один из главных славянских оберегов Хозяйки дома. Вода – волнистая линия. В славянской вышивке символизирует начало жизни, умение адаптироваться к обстоятельствам. Солнце – часто повторяющийся славянский символ, изображается в виде цветка с восемью лепестками или круглых розеток, а также квадрата, ромба, крестиков или свастики. Звезды – славянский символ небесного огня, разума и просвещения. Ромб – славянский символ богини Земли, солнца, охранный знак, приносит счастье, олицетворяет плодородие. Изображение ромба, расчерченного на четыре части, есть на трипольских женских глиняных фигурках богини плодородия. Дуб – символ силы, защиты, долголетия, мужества, верности. Дуб – славянский символ бога солнца Перуна, знак мужской силы и энергии. В христианстве дуб – символ Христа как силы, которая проявляется в беде, твердости в вере. Виноград – славянский символ богатства, изобилия и плодородия, которое должно сопровождать мужчину и его семью на протяжении жизни. Согласно славянской символике виноград вышивали на рушниках со стороны жениха. Роза – славянский символ красоты и любви, вышивают для невесты. Калина – славянский символ бессмертия рода, долголетия семьи. Верба является воплощением силы, ведь ветви вербы, наклоняясь, возвращаются потом в предыдущее положение и остаются целыми. В христианстве вербовые ветви освящают как символ пальмовых ветвей на Вербное воскресенье. Цветы являются одним из наиболее распространенных мотивов. По обычаю, женщины, которые хотели иметь детей, расписывали писанки цветами и дарили их детям. Птицы – существа священные. Они являются символом вечности, бессмертия души, божественного проявления, духов умерших. Именно птицы – посланцы Бога на Земле. После смерти человека душа в виде птицы, по поверьям, оставляет землю. Аист дарит детей, сова и ласточка – символы добра и зла. При этом с адом связывали хищных птиц, таких как орел, ястреб, коршун. Ласточка – славянский символ успеха и изобилия, приносит на своих крыльях радость, весну, счастье. Лебедь –согласно славянской символике – знак верности и чистоты, красоты и изящества. Петух – символизирует солнце, является вестником света, утренней зари; хозяин дома, символ очага, достатка, олицетворяет мужское начало. Соловей и кукушка – вышивались на рушнике невесты, символ рождения новой семьи и продолжения рода. Символика цветов Белый – цвет верности, целомудрия. Красный – цвет власти, красоты, любви. Чёрный – цвет потустороннего мира, символ рода; символ земли, урожая. Зелёный – цвет растительности, молодости, возрождения жизни. Жёлтый – цвет солярный, символизирует щедрый урожай, благосостояние. Голубой – цвет неба, символизирует здоровье. Символы, знаки, орнаменты – удивительная книга о жизни и верованиях наших далеких предков. Наш материальный мир в настоящее время украшают растительные и сюжетные орнаменты, но самый древний орнамент – геометрический.
ТЕМА 6. Народные промыслы и ремёсла Народные промыслы и ремёсла Издавна мужчины обрабатывали землю, выращивали на ней пшеницу, просо, ячмень, горох, лён, отчасти занимались скотоводством и рыболовством. Женщины поддерживали домашний очаг, пряли лён, ткали из растительных волокон и шерсти ткани, шили одежду и обувь, а также лепили из глины. Именно женщины обратили внимание на свойство глины приобретать любую форму и сохранять её и начали пользоваться этим. Они обмазывали глиной пол, а позднее начали изготавливать посуду из глины. Остродонная чаша – древнейший вид керамической посуды. Гончары изготавливали её в технике жгутовой лепки. Спирально-жгутовая техника лепки – одна из древнейших, ею овладели практически все народы. Она и до сих пор сохранилась там, где уровень домашнего ремесла низкий (у некоторых племен Африки, Океании, Средней Азии и т.п.). Этот очень удобный способ формирования не нуждается в специальных сложных инструментах, что и обуславливает долголетие жгутовой техники. И вдобавок он даёт возможность изготавливать сосуды любой формы и величины. Остродонные сосуды ставили в отверстие в земляном или глиняном полу. Для приготовления в них пищи сосуды закрепляли между тремя камнями на костре. Существует также сугубо техническое объяснение первенства возникновения именно остродонной посуды. Обтекаемая его форма не имеет углов, поэтому поверхность обветривается и высыхает равномерно. Так же равномерно прогревается она в огне. Это предотвращает растрескивание – и когда посуда сохнет, и когда обжигается. Технология изготовления плоскодонной посуды была более совершенна и возникла позднее. Со временем женщины изобрели шарообразную и биконичную (с изломом посредине) форму посуды, начали изготавливать зооморфные и антропоморфные сосуды, разные горшки, миски, кубки, зерновики. С развитием хозяйства все более возрастала потребность в разнообразной посуде, постепенно гончарство стало делом мужчин. Женщины теперь уже только декорировали керамику – наносили врезанный орнамент (двумя техниками – штампованием и гравированием). Земледельцы в ІV–ІІІ тысячелетиях до н.э. изобрели мотыгу и серп. Создали знаковую систему письма и счёта. Приручили коня и собаку. Начали вытапливать металл. Солнцепоклонники, они основали языческую религию, связанную с культом плодородия. Самостоятельно открыли ткачество из растительных нитей и впервые использовали для одежды ткань. Обо всех этих достижениях рассказала нам керамика. Она свидетельствует о том, что давние гончары сформировали основные типы гончарной посуды, выработали способы декорирования её, самостоятельно изобрели печь и горн. Их изобретениями люди пользуются и сегодня. Высокая культура земледельцев-гончаров просуществовала пятнадцать столетий. В 1893 г. археолог Викентий Хвойко открыл её остатки. Поражённый высоким уровнем керамического производства, учёный назвал культуру этих давних племен "культурой рисованной керамики". И только со временем, когда в посёлке Триполье на Киевщине он открыл наибольшее поселение этой культуры, изменил её название на "трипольская культура". Виды народных промыслов и ремёсел: Гончарство – обработка глины и изготовление разной кухонной посуды, а также кирпича, плитки и другой керамики. Кузнечество – обработка металлов способом горячей ковки. Центр – на Донетчине. Писанкарство – художественная роспись яйца кПасхальным праздникам. Золотарство – обработка благородных металлов – золота, серебра и др. Гутничество – изготовление стекла и изделий из него. Ткачество – изготовление ткани для пошива одежды.Лён, коноплю и шерсть издавна использовали как ткацкое сырьё. Плетение – кустарный промысел по изготовлению хозяйственно-бытовых и художественных изделий из разного эластичного сырья. В качестве сырья для плетения использовали лозу, кору некоторых деревьев, прежде всего молодой липы (лыко) и березы (береста, луб), ивняк, хвойную и дубовую щепку, корни ели, сосны и т.п. Способом плетения выполняли стены хлевов и загонов для скота, живые изгороди и т.п. Из лозы и других материалов плели рыболовецкое орудие. Обработка кожи Выделка кожи волов и коней, из которой шили обувь, известна под названием кожевничество. В кожевничестве различалось ещё шорничество – выделка кожи-полуфабриката, которая шла на изготовление доспехов и других хозяйственных изделий. Выделка кожи овец для получения овчины называлась кушнирством. Обработка дерева Резьба – это одна из древнейших техник художественного декорирования деревянных изделий. Плотничество – возведение жилых и других сооружений, хозяйственных зданий и т.п. Столярничество – изготовление предметов домашнего обихода – скамеек, сундуков, столов, стульев, полок для посуды, кроватей, а также оконных рам и рамок для ульев и т.п. Бондарное производство – изготовление ёмкостей – бочек, вёдер и т.п. Стельмашество – изготовление транспортных средств – телег и саней, а также колес, дуг и т.п. Славянская целебная посуда На Руси говорили, что берёза забирает боль и даёт здоровье. Крестьяне носили босяки и лапти из бересты вовсе не от бедности, а чтобы быть здоровыми и предохранить суставы от боли. Берёзу называют тёплым деревом. Даже в холодной комнате изделия из берёзы тёплые, потому что берёза обладает большой положительной энергетикой. Из бересты издавна делали посуду благодаря прочности, гибкости, устойчивости к гниению. Береста не пропускает воду, в ведёрках из бересты молоко не киснет и сохраняется холодным в жаркое время года. Туес иначе называют бурак. Это изделие из бересты поражает простотой и мудростью конструкции. Издавна на Руси знали, что соль, хранимая в туесе, не впитывает влагу, а солёные грибы и огурцы не только долго хранятся, но и приобретают приятный аромат. В туесе хранят травы, сушёные ягоды, муку, крупы, специи, лавровый лист, хлеб. В берестяном туесе удобно носить и хранить продукты, собирать в него грибы и ягоды. При этом он не даёт продукту впитывать посторонние запахи. С давних времен крестьяне старались хранить запасы муки в берестяных туесах, чтобы мука не портилась. В туеса наливали мёд, подсолнечное, конопляное, льняное масло. Всю зиму в погребе в берестяном туесе хранили без сахара ягоду-морошку. Туес ценится ещё и потому, что вода, молоко или квас долго остаются в нём холодными, а горячая вода долго не стынет.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.43 (0.01 с.) |