Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дославянские и праславянские племенаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Что происходило на украинских землях после исчезновения трипольской цивилизации? Начиная со второй половины III тысячелетия до н.э. на местах трипольских городов возникли поселения племён "ямной культуры". Это был сплав агрессивных полукочевых общин, продержавшихся около тысячи лет. Населённые пункты "ямников" существовали в виде как небольших, состоящих из землянок, сёл, так и в виде укреплённых городищ. Следующие 1000 лет, всё второе тысячелетие до Р.Х. (бронзовый век), на территории нынешней Украины жили племена разных культур. Их специалисты насчитали около двадцати: шнуровой керамики, катакомбной, срубной культур и т.д. Хотя эти племена существовали сами по себе, вели собственные хозяйства, находились на разных уровнях развития, верили, наверное, каждый в своих богов, тем не менее археологи находят между ними немало общего, что говорит о преемственности характерных для этой территории ценностей. В это же время, как считают некоторые историки, появились и дальние предки славян – группа народностей, связанных родственным происхождением, общностью территории и близостью языков. Когда возникли славяне? Где? Как расселились по миру? С какого века живут на территории Украины? На эти вопросы однозначных ответов нет. Вряд ли они найдутся и в будущем. Существует множество версий, гипотез, теорий, однако ни одну из них нельзя признать целиком достоверной. По большому счёту всё, что говорится о праславянах, это гадание на кофейной гуще. Даже не исключено, что все так называемые праславянские племена к нынешним славянам ни малейшего отношения не имеют. Не станем углубляться в полемику. Нас интересует не хронологическая безупречность и не генеалогическая чистота, а менталитет древних жителей восточнославянских земель, к какой бы народности они не принадлежали. Коль скоро эти племена тысячи лет жили на наших территориях, значит их души – это и наши души, а их архетипы незримо нами руководят. Хронологическую глубину праславян принято определять первым тысячелетием до н.э. В то время Евразия представляла собой обширные территории, кое-где заселённые индоевропейскими племенами. Что это за племена? И вообще, кто такие индоевропейцы? Библия "ведёт отсчёт" индоевропейцев от всемирного потопа, в результате которого выжило восемь человек – Ной и его семья. У Ноя было три сына – Сим, Хам и Иафет. От Сима произошли семиты (евреи и арабы), от Хама – африканцы, а Иафет стал прародителем тех, кто поселился в Индии и в Европе. Поэтому их так и называют – индоевропейцами. В общем, жили-были индоевропейские племена. И зачем-то какой-то их части, обитавшей то ли к северу, то ли к югу от Карпат понадобилось сняться с насиженных мест и отправиться искать счастья. Зачем? Чем их не устраивала Европа? Может, для скота нужны были новые пастбища? Или соседи достали? Во всяком случае, Нестор-летописец записал предание о том, как теснимые волохами славяне покинули Паннонию (нынешнюю Юго-Западную Венгрию), разошлись по разным весям и обосновались на новых местах. Когда это было, летописец не знал. Не пояснил он и того, кто такие волохи, поскольку его современники о ком идет речь и так догадывались. Как бы то ни было, "давным-давно", может быть в конце II тысячелетия до н.э., какая-то часть индоевропейских, будущих праславянских, племён отправилась осваивать новые земли. В Западную Европу романтиков-путешественников не пустили. Наверное, не дали шенгенскую визу. А тех немногих, кому всё же удалось туда проникнуть, ассимилировали более сплочённые предки кельтов и италиков, так и не позволив им стать славянами. На севере "беженцам" повезло больше – там были обширные пространства, слабо заселённые иллиро-венетами и балтами. Относительно свободно было и в восточных степях, на территории местности, нынче известной как Украина, где переселенцы ассимилировались с потомками Трипольской цивилизации, приютившими у себя "эмигрантов". Выходит, что трипольцы, не являвшиеся ни индоевропейцами ни прямыми предками славян, всё же активно поучаствовали в создании праславянской общности и праславянской ментальности. В общем, началась новая оседлая жизнь. Из самых разных племён постепенно сформировались праславянские, несмотря на разрозненность, составляющие собой некую зыбкую систему. Что же собой представляли племена, жившие в I тысячелетии до н.э. на территории Украины? Какие у них были нравы? Какой, собственно, менталитет? Какие архетипы достались от них украинцам? И достались ли вообще какие-то? Рассмотрим VI – V века до Рождества Христова. Почему именно это время? Потому что нашёлся человек, который о нём подробно рассказал. Зовут его – Геродот из Галикарнаса. Мы можем ему верить, или не верить, но других источников нет. На основании его книги "История. Книга 4. Мельпомена", не изменив ни единого слова почтенного автора, мы и возьмём у него интервью. Интервью с Геродотом – Уважаемый Геродот, скажите, какова была в ваше время жизнь людей по обеим сторонам Днепра? – Борисфен – самая прибыльная река: по берегам ее простираются прекрасные тучные пастбища для скота; в ней водится в больших количествах наилучшая рыба; вода приятна на вкус для питья и прозрачна (по сравнению с водой других мутных рек Скифии). Посевы вдоль берегов Борисфена превосходны, а там, где земля не засеяна, расстилается высокая трава. В устье Борисфена само собой оседает несметное количество соли. В реке водятся огромные бескостные рыбы под названием «антакеи» и есть много других диковин. – В устье Днепра, так сказать, в Николаевской области, кто жил кроме греков? – За Борисфеном же со стороны моря сначала простирается Гилея, а на север от нее живут скифы-земледельцы. – Как далеко к северу находились их земли? – Эти земледельцы-скифы занимают область на три дня пути к востоку.., а к северу – на одиннадцать дней плавания вверх по Борисфену. – Одиннадцать дней плаванья вверх по Днепру – это до больших порогов, то есть чуть ниже современного Днепропетровска. А севернее скифов кто жил? – Выше их далеко тянется пустыня. За пустыней живут андрофаги – особое, но отнюдь не скифское племя. А к северу простирается настоящая пустыня, и никаких людей там, насколько мне известно, больше нет. – Ну, что Вы. Наши археологи располагают неопровержимыми доказательствами, что в то время и там кто-то жил. – Я не видел ни одного человека, который сказал бы, что земли эти он знает как очевидец.... Впрочем, я расскажу в точности и как можно обстоятельнее все, что мне, хотя и понаслышке, довелось узнать об этих северных странах. – Будьте любезны. – Ближе всего от торговой гавани борисфенитов... обитают каллипиды – эллинские скифы; за ними идет другое племя под названием ализоны. Они наряду с каллипидами ведут одинаковый образ жизни с остальными скифами, однако, сеют и питаются хлебом, луком, чесноком, чечевицей и просом. Севернее ализонов живут скифы-земледельцы. Они сеют зерно не для собственного пропитания, а на продажу. Наконец, еще выше их живут невры, а севернее невров, насколько я знаю, идет уже безлюдная пустыня. Это – племена по реке Гипанису к западу от Борисфена. – Столько всего намешано... Все в одном месте – греки, скифы, какие-то ализоны... Ещё кто? – Тавры. Они приносят в жертву Деве потерпевших крушение мореходов и всех эллинов, кого захватят в открытом море.... С захваченными в плен врагами тавры поступают так: отрубленные головы пленников относят в дом, а затем, воткнув их на длинный шест, выставляют высоко над домом, обычно над дымоходом. Эти висящие над крышей головы являются, по их словам, стражами всего дома. Живут тавры разбоем и войной. – Жестокие ребята. Головы отрезают... – Все эти народы, кроме гипербореев, постоянно воюют с соседями. – Гипербореи – это уже ближе. Существует гипотеза, что гипербореи, то есть "те, кто живёт на севере", являются одними из предков славян. Что вы о них можете рассказать? – О гипербореях ничего не известно ни скифам, ни другим народам этой части света, кроме исседонов. Впрочем, как я думаю, исседоны также ничего о них не знают.... Но все же у Гесиода есть известие о гипербореях; упоминает о них и Гомер в «Эпигонах». – Выходит, кто-то там жил, но кто – Гомер его знает. – Северные части Скифии, простирающиеся внутрь материка, вверх по Истру граничат сначала с агафирсами, затем с неврами, потом с андрофагами и, наконец, с меланхленами. – Постойте-постойте... Агафирсы, вы говорите, жили вверх по Истру, то есть Дунаю. Это на юго-западе Венгрии, в Паннонии. А Паннония, как считает Нестор-летописец, прародина славян. Значит агафирсы, уж точно праславяне. Так-так... И какими же они были по характеру? Наверное, невоспитанными, грубыми, жестокими? Что вы можете о них рассказать? – Агафирсы – самое изнеженное племя. Они обычно носят золотые украшения и сообща сходятся с женщинами, чтобы всем быть братьями и как родные не завидовать и не враждовать между собой. В остальном их обычаи схожи с фракийскими. – Сразу видно – цивилизованные люди. Уважаемый Геродот, вы упомянули невров, которые жили, как считают наши специалисты, на северной границе Скифии по всей правобережной Украине от Львова до Киева. Невров тоже называют предками славян. Что вы можете рассказать о них? – У невров обычаи скифские. За одно поколение до похода Дария им пришлось покинуть всю свою страну из-за змей. Ибо не только их собственная земля произвела множество змей, но еще больше напало их из пустыни внутри страны. Поэтому-то невры были вынуждены покинуть свою землю и поселиться среди будинов. – Да... не повезло. Хотя, не всё так печально. Нашествие змей – это не более чем скифская легенда. Не было за одно поколение до похода Дария ни в Львовской, ни в Хмельницкой, ни в Житомирской областях змеиных пустынь. Змеи в народной мифологии – воплощение злого начала, символизирующие враждебных пришельцев, которые изгнали невров к будинам, так сказать, в Донецкую область. Ну и, эти невры, какие они по характеру? Какой у них, прямо скажем, менталитет? – Эти люди, по-видимому, колдуны. По крайней мере, Скифы и живущие среди них эллины, утверждают, что каждый невр ежегодно на несколько дней обращается в волка, а затем снова принимает человеческий облик. – Неужели вы этому верите? – Меня эти россказни, конечно, не могут убедить; тем не менее, так говорят и даже клятвенно утверждают это. – Извините, что я Вас перебиваю. Просто хочу уточнить, как эти "волчьи повадки" трактуют наши современные исследователи. Волк, по их мнению, тотемное животное, с которым невры считали себя в родстве. Их "оборотничество" – культовый праздник, участники которого носили волчьи шкуры и маски. Кстати, его до сих пор отмечают на юге Венгрии, в Паннонии, исконно славянской земле. Ладно, пойдём дальше. Позвольте спросить Вас об андрофагах, по-гречески – людоедах. Они, с Ваших слов, жили между неврами и будинами, то есть в Полтавской и Днепропетровской областях. Они что же, в самом деле питались людьми? – Среди всех племен самые дикие нравы у андрофагов. Они не знают ни судов, ни законов и являются кочевниками. Одежду носят подобную скифской, но язык у них особый. Это единственное племя людоедов в той стране. – То, что они не знали ни судов ни законов, верю. Но чтобы людоеды... Съешь врага и обретёшь его силу? Может людоедство – это тоже преувеличение? Так сказать, метафора, как змеи с волками? Что ж, у нас остались другие дружественные праславянским племенам общности. Что вы можете сказать о меланхленах, живших, по мнению наших исследователей, в Черниговской и Сумской областях? – Все меланхлены носят черные одежды, отчего и происходит их название. Нравы у них скифские. – М-да, информации не много. Ну а будины, так сказать, "донетччане", приютившие братьев "львовян"? – Будины – большое и многочисленное племя; у всех их светло-голубые глаза и рыжие волосы.... [Они] коренные жители страны – кочевники.... Вся земля их покрыта густыми лесами разной породы. Среди лесной чащи находится огромное озеро, окруженное болотами и зарослями тростника. В этом озере ловят выдру, бобров и других зверей с четырехугольной мордой. Мехом этих зверей будины оторачивают свои шубы, а яички бобров применяют как лечебное средство против болезней матки. – Слава богу, люди положительные. Ну а дальше, в дружественной России, там-то кто жил? – В области, лежащей еще дальше к северу от земли скифов, как передают, нельзя ничего видеть и туда невозможно проникнуть из-за летающих перьев. И действительно, земля и воздух там полны перьев, а это-то и мешает зрению. – Какие ещё перья? – Об упомянутых перьях, которыми, по словам скифов, наполнен воздух и оттого, дескать, нельзя ни видеть вдаль, ни пройти, я держусь такого мнения. К северу от Скифской земли постоянные снегопады, летом, конечно, меньше, чем зимой. Таким образом, всякий, кто видел подобные хлопья снега, поймет меня; ведь снежные хлопья похожи на перья, и из-за столь суровой зимы северные области этой части света необитаемы. Итак, я полагаю, что скифы и их соседи, образно говоря, называют снежные хлопья перьями. Вот сведения, которые у нас есть о самых отдаленных странах. – Понятно. Достопочтенный Геродот, в Ваше время все друг с другом воевали. Вы, например, упомянули поход Дария. Как в той войне проявили себя другие племена? Нам это важно знать, чтобы сделать выводы об их менталитете. – После совещания скифы убедились, что они одни не в состоянии отразить полчища Дария в открытом бою и отправили послов к соседним племенам. Цари последних уже собрались на совет, чтобы обдумать, как им поступить ввиду вторжения такого огромного войска. – Цари каких племён? – На совещании присутствовали цари тавров, агафирсов, невров, андрофагов, меланхленов, гелонов, будинов и савроматов. – Что предлагали скифы? – Итак, скифские посланцы прибыли в собрание царей упомянутых племен.... "Вам никоим образом не следует держаться в стороне,– говорили послы, – и допустить нашу гибель. Давайте выступим единодушно навстречу врагу.... Ведь персидский царь выступил в поход против нас, так же как и против вас. Покорив нас, он не успокоится и не пощадит и вас". – И что ответили цари? – Мнения участников разделились: цари гелонов, будинов и савроматов пришли к согласию и обещали помочь скифам. Цари же агафирсов, невров, андрофагов, а также меланхленов и тавров дали скифам такой ответ: «Если бы вы прежде не нанесли обиды персам и не начали войны с ними, тогда мы сочли бы вашу просьбу правильной и охотно помогли бы вам. Однако вы без нашей помощи вторглись в землю персов и владели ею, пока божество допускало это. Теперь это же божество на их стороне, и персы хотят отплатить вам тем же. Мы же и тогда ничем не обидели этих людей и теперь первыми вовсе не будем враждовать с ними. Если же персы вступят и в нашу страну и нападут на нас, то мы не допустим этого. Но пока мы этого не видим, то останемся в нашей стране. Нам кажется, что персы пришли не против нас, а против своих обидчиков». – Похоже, они решили "отсидеться в кустах". Получив такой ответ, что предприняли скифы? – Получив такой ответ, скифы решили не вступать в открытое сражение с персами (так как эти соседи не пожелали им помочь). Скифы стали медленно отступать, угоняя скот, засыпая колодцы и источники и уничтожая траву на земле.... Прежде всего, нужно было заманить персов в земли тех племен, которые отказались от союза со скифами, чтобы вовлечь и их в войну с персами. – Коварные, однако, скифы. Обиделись на соседей, да? – Если они не пожелали добровольно выступить против персов, то их надо было заставить воевать против воли. – Как события развивались дальше? – Дарий шел с войском весьма быстро и, прибыв в Скифию, встретил там оба отряда скифского войска. Столкнувшись с врагами, царь начал преследование, причем скифы опережали его на один день пути. И так как Дарий не прекращал преследования, то скифы, согласно своему военному плану, стали отступать во владения тех племен, которые отказали им в помощи, и, прежде всего – в страну меланхленов. Вторжение персов и скифов устрашило меланхленов. Затем скифы начали завлекать врага в область андрофагов. Устрашив и этих, они стали отступать в землю невров. После этого, наведя страх и на невров, скифы отступили к агафирсам. – Ну, изнеженные агафирсы, конечно же, испугались? – Агафирсы увидели, как их соседи бежали в страхе перед скифами и послали глашатая... с запрещением вступать в их пределы. – Даже так? Осмелились перечить самим скифам?! – Агафирсы заявили скифам, что если те все же посмеют вторгнуться в их страну, то им придется сначала выдержать смертельный бой с ними – агафирсами. – Как?! Они ведь, по сути, объявили скифам войну! – После этого агафирсы выступили с войском к своим границам, чтобы отразить нападение. – И как скифы отреагировали на их ультиматум? – Скифы же не пошли в страну агафирсов, так как те не желали их пропускать, а стали заманивать персов из страны невров в свою землю. – А меланхлены, андрофаги и невры? – Меланхлены же, андрофаги и невры не осмелились оказать сопротивление персам и скифам. Забыв о своих угрозах, они в страхе бежали все дальше на север в пустыню. – Ну, ладно. О войне больше ни слова. Скажите, как у всех тех племён обстояло дело с образованием, культурой? – Из всех стран, куда Дарий выступил походом, помимо скифских народностей, на Эвксинском Понте обитают самые невежественные племена. Ведь по эту сторону Понта нельзя назвать ни одного просвещенного племени, и мы не встречаем у них ни одного знаменитого человека... Кроме множества огромных рек, нет в этой стране больше ничего достопримечательного. – Какие у них были религиозные культы? К примеру, у гипербореев? – Гораздо больше о гипербореях рассказывают делосцы. По их словам, гипербореи посылают скифам жертвенные дары, завернутые в пшеничную солому. От скифов дары принимают ближайшие соседи, и каждый народ всегда передает их все дальше и дальше вплоть до Адриатического моря на крайнем западе. Оттуда дары отправляют на юг: сначала они попадают к додонским эллинам, а дальше их везут к Малийскому заливу и переправляют на Евбею. Здесь их перевозят из одного города в другой вплоть до Кариста. Однако минуют Андрос, так как каристийцы перевозят святыню прямо на Тенос, а теносцы – на Делос. Так-то, по рассказам делосцев, эти священные дары, наконец, прибывают на Делос. – Что это за священные дары? Почему гипербореи передавали их скифам, а те дальше – в Грецию, в Делос? – В первый раз, говорят делосцы, гипербореи послали с дарами двоих девушек, по имени Гипероха и Лаодика. Вместе с ними были отправлены провожатыми для безопасности девушек пять гиперборейских горожан. Это те, кого теперь называют перфереями и весьма почитают на Делосе. Однако, когда посланцы не вернулись на родину, гипербореи испугались, что посланцев всякий раз может постигнуть несчастье и они не возвратятся домой. Поэтому они стали приносить священные дары, завернутые в пшеничную солому, на границу своих владений и передавать соседям с просьбой отослать их другим народам. И вот таким образом, как передают, дары отправлялись и, наконец, прибывали на Делос. Мне самому известно, что и в других местах происходит нечто подобное со священными дарами. Так, фракийские и пеонийские женщины при жертвоприношениях Артемиде-Царице всегда приносят священные дары завернутыми в пшеничную солому. – Ах вот оно что... Оказывается, это дары Артемиде. – По рассказам делосцев, еще раньше Лаодики и Гиперохи из страны гипербореев мимо тех же народов прибыли на Делос две молодые женщины – Арга и Опис. Они несли Илифии священные дары, обещанные за быстрые и легкие роды. Как передают, Арга и Опис прибыли из гиперборейской страны вместе с самими божествами [Аполлоном и Артемидой].... В их честь делосские женщины собирают дары. В гимне, сочиненном ликийцем Оленом, женщины призывают их поименно. От делосцев переняли этот обычай жители других островов и ионяне: они также поют гимн, призывая Опис и Аргу, и собирают им священные дары.... Пепел от бедер жертвенных животных, сожженных на алтаре, они рассыпают на могиле Опис и Арги. Могила же их находится за святилищем Артемиды на восточной стороне в непосредственной близости от зала для пиров кеосцев. – А, кроме Артемиды, кому ещё поклонялись гипербореи? – Я не хочу ведь упоминать сказание об Абарисе, который, как говорят, также был гипербореем: он странствовал по всей земле со стрелой в руке и при этом ничем не питался. – Стрела – символ Аполлона. Согласно мифам, Аполлон даже родился в стране гипербореев. Ну а, скажем, будины? Они эллинским богам поклонялись? – Да.... Ибо [у них] есть святилища эллинских богов со статуями, алтарями и храмовыми зданиями из дерева, сооруженными по эллинскому образцу. Каждые три года будины справляют празднество в честь Диониса и приходят в вакхическое исступление. – Каждые три года? Мы чаще – Новый год, Рождество, Старый Новый год, Крещение, 8 Марта... Да и вообще, друга встретил – и в Храм Диониса. Большое спасибо, уважаемый Геродот, за Ваш замечательный рассказ. Он нам ещё пригодится. Итак, из рассказа "отца истории" мы кое-что узнали о жизни и нравах праславянских племён, живших на территории от Карпат до Дона в VI – IV веках до нашей эры. А что относительно праславян говорит академическая наука? Учёные не придерживаются названий племён "по Геродоту". У них другая терминология. Археологи как праславян выделяют жителей Правобережной Лесостепи, потомков Чернолиской культуры – киевскую, восточноподольскую, западноподольскую, волынскую группы, а так же ворсклинскую группу Левобережной Украины. Особо среди предков славян они отмечают племена Зарубинецкой культуры, обитавшие в Среднем Поднепровье, по берегам Припяти и Десны с III века до нашей эры по I век нашей. В процессах славянского этногенеза, как считается, принимали участие так же носители "западно-украинской" Пшеворской культуры. Непосредственное отношение к формированию славянства имели племена Черняховской культуры. Можно ли в какой-то степени отождествлять нынешних украинцев с потомками "геродотовских" гипербореев, невров, агафирсов, будинов, меланхленов? Напрямую – конечно нет. Однако то, что эти племена жили на территории Украины и оставили её жителям свои архетипы – несомненно. Этносы складываются и распадаются, тем не менее никуда не исчезают. Итак, на основании археологических данных и рассказов Геродота давайте выделим те особенности, из которых можно сделать вывод о ментальности праславянских племён. "Национальность" По мнению академика Б.А.Рыбакова, создало славянский народ не размножение какого-то одного племени, а стихийная интеграция родственных индоевропейских племен – германских, балтийских, романских, греческих, индоарийских и других. Если это соответствует действительности, то славянская нация изначально в расовом отношении смешанная. Язык На каком языке разговаривали предки славян? На каких языках общались представители племён, описанных Геродотом? Честный ответ один – этого никто не знает. У праславян не было письменности, а археологические раскопки никаких сведений об их языке не дают. Несомненно лишь то, что их языки относились к языковой семье индоевропейских народов. А потому говорили праславяне, скорее всего, на близких индоевропейских диалектах, и, по-видимому, хорошо понимали речь родственных племён. Но в том-то и проблема – их язык тоже все понимали! И будущие славяне ввели в свой говор нечто, что усложнило его восприятие чрезмерно любопытными соседями. Они стали употреблять то, чего нет в родственных языках – сочетание нескольких согласных. Например: брз о (очень), крк (остров), свр ака (сорока), хрв ат (хорват), срб (серб). Таким образом их диалект стал обретать черты языка, довольно сложного по структуре и "дикого" по произношению. Неблагозвучность языка "варваров", отмечали древние греки. Да и сейчас, жалко смотреть на французов или англичан, пытающихся выговорить что-то типа: Хрщ ов, Слжн ицын, Бжз инский – славянские языки не завоевали популярности в мире из-за своей фонетической неблагозвучности. Украинский язык, увы, не избежал влияния на него "диких" славянских оборотов: вкр ав, збр оя, стр аждати, др угий, Стр ий, Во рскл а и т.п. Однако ему повезло больше – трипольцы "заякорили" в нём средиземноморскую мелодичность и эгейское очарование. К примеру, украинское "серце", хоть и содержит "неприятное" сочетание согласных " рц ", всё же благозвучнее российского "сердца" (рдц) и сербско-хорватского "срце". А балканское слово "срка" (раздор), по-украински можно трактовать как "сварка", а можно как что-то совсем другое. И, тем не менее, любой балканец – серб, хорват, македонец, босниец, поймёт украинца гораздо скорее, чем, скажем, поляка или русского. Под влиянием резких языков восточных гостей – киммерийцев, скифов, сарматов, гуннов, хазар и т.д., язык праславянских (если угодно праукраинских) племён подвергся дальнейшему "надругательству", и тем не менее выжил, сохранил свою самобытность и мелодичность. Быт Предки славян, отправившись на освоение новых земель, вынуждены были вести кочевой образ жизни, который проходил, так сказать, на колёсах. Осев, они вначале жили в землянках. Но со временем, в отличие от лесного севера, с характерными для него маленьким городищами, у степных праславян возникли ничем не огражденные большие и малые села. Они размещались гнёздами на разном расстоянии друг от друга, или тянулись по берегам рек на 1-1,5 км, напоминая украинские села с их "трипольскими" мазанками и вольной планировкой усадеб. Наряду с обычными жилищами (10-20 кв.м.) строились большие дома площадью 100-120 кв.м., вероятно, хозяйственного назначения. В повседневном быту праславяне-земледельцы использовали ритуальный календарь, который был связан с аграрной магией. Особо в этом календаре выделялись дни языческих молений о дожде, сроки которого считались оптимальными для Киевщины и сохранились до наших дней – их можно найти в малороссийских агрономических руководствах. Перед ужином хлеборобы пропускали чарочку-другую суры, рецепт которой описан в "Велесовой книге". Покойников сжигали, их прах в особых глиняных урнах хоронили на кладбищах. Экономика Праславянские племена жили общинно-родовым строем, занимались земледелием и скотоводством – возделывали пшеницу, ячмень, рожь, просо, горох, разводили коров, свиней, овец, ходили на охоту, собирали дикий мед, грибы, ягоды. Выдалбливая стволы деревьев, они мастерили лодки и отправлялись на них на рыбалку. В общем, экономическая и общественная жизнь праславянских племён была незатейлива. Они не перетруждались. Ни между самими племенами, ни с другими народностями прочных торговых связей у них не было – всё, что они выращивали или собирали, что смогли спрятать от набегов кочевников, сами же и съедали. Хотя были периоды, когда они экспортировали в Римскую империю зерно – на территории Украины часто находили клады римских монет. О торговле с Римской империей свидетельствует и заимствованная у римлян мера учёта зерна – квадрантал, ставший у славян четвериком (26,26 л), сохранившийся в нашей метрологии до 1924 года. Что ещё из экономики? Возник новый способ размола зерна – на мукомольнях с жерновами. Появились специальные хлебные печи. Было развито кузнечно-литейное дело. Разумеется, лепилась керамика. Вот, пожалуй, и всё. Честно говоря – не густо. Что поделать, всего было вволю, однако приходилось существовать в условиях рэкета. Культура Привожу (без комментариев) по вопросу протославянской культуры, существовавшей условно говоря с 500 г. до н.э. до 500 г. н.э., две противоположные точки зрения. Вот что утверждает кандидат исторических наук Валентина Владимировна Крапивина. "Украинская культура – это все культуры, которые здесь когда-либо были. При этом между любой из них и украинцами знак равенства, конечно, поставить нельзя. Я всегда говорю своим оппонентам: почему вам так нравится земледельческое Триполье, действительно, с потрясающими космогоническими представлениями, и почему при этом вам не нравятся вскоре здесь появившиеся племена ямной, катакомбной, срубной культур – они ведь ничуть не менее интересны! Это индоевропейцы, которые тоже наша составная часть. Почему мы от них должны отказаться? У представителей ямной культуры уже были каменные надгробные стелы. Эта культура даёт интереснейшую керамику. Она не расписная, зато украшена рельефным шнуровым орнаментом, который иногда отображает их календарь. У представителей катакомбной и срубной культур были начатки письменности. То есть, все это ничуть не ниже Триполья. А мы сразу так себя обедняем, отказываясь от части своих предков!" А что по этому поводу заявлял Геродот? Помните? "Кроме множества огромных рек, нет в этой стране больше ничего достопримечательного". Какую из этих точек зрения принимать – решайте сами. Письменность Письменности (в непосредственом значении этого слова) у племён, которые принято называть праславянскими, не было. Религия Издревле предки славян обожествляли силы природы. Они занимали в их религии главное место. Священными почитались земля, рощи, озера, реки. Каждый род чтил "щура", мистического предка, основателя рода. Отсюда и "пращур". Это всё с одной стороны, хорошо известной. А с другой? Что "известно, но неизвестно"? Что исследователи почему-то упорно стараются не замечать? То, что праславяне, во всяком случае какая-то их часть, поклонялись богам древнегреческим. Геродот описывает, как гипербореи регулярно передавали в духовный центр античной Греции – Делос (так сказать, в древнегреческий Ватикан) некие священные дары. Это – ритуальные подношения Артемиде, одной из двенадцати верховных богов Олимпа. На Делосе, острове в Эгейском море, находилось её главное святилище. Артемида – богиня охоты, лесов и целомудрия. Она, также как и Деметра, считалась символом обновления природы, расцвета жизни, богатого урожая. Вот почему именно ей поклонялись земледельцы-праславяне и посылали священные дары. Хотя, странно – неужели никого не нашлось в пантеоне их собственных богов? А, может быть, Геродот, историк хоть и уважаемый, однако человек греческий, где-то предвзятый, толком не знавший "варваров", склонен преувеличивать влияние на них древних греков? Нет, "отец истории" признаёт и обратное – влияние на Элладу праславян. Не даром ведь, как он говорит, жители Делоса причислили к своим святым двух гиперборейских женщин – Аргу и Опис, собирали для них дары, слагали в их честь гимны, а после смерти похоронили возле святилища Артемиды. Из примеров поклонения предков славян древнегреческим богам можно привести и упоминание Геродота о некоем гиперборее Абарисе, который странствовал с символом Аполлона – стрелой, якобы, ничем не питался, то есть "жил святым духом", и проповедовал. Ну и, конечно же, поклонялись праславяне, в частности будины, богу вина и веселья Дионису. Без этого у нас никак! Менталитет Итак – каким же был праславянский, а, значит, и праукраинский менталитет? Начнём с великого переселения. Жили себе люди, жили, в земельке копались, ягоды собирали. И вдруг – раз! – воскликнули "Хорошо там, где нас нет!", всё бросили и побрели "світ за очi". А ведь для того, чтобы покинуть обжитую территорию, нужно обладать смелостью и, несомненно, авантюризмом. А вот агрессивности им не хватило – в Западную Европу переселенцев не пустили. Пришлось идти на восток, туда, где жили потомки миролюбивых трипольцев, с которыми и ассимилировались прошедшие "огонь, воду и медные трубы" будущие славянские племена. И что стало ядром их менталитета? То же, что и у трипольцев – земля. Другого и быть не могло. Земледельцы – народ не кочевой, не воинственный. Простой, мягкий, "сельскохозяйственный". Выращивали себе пшеничку, откармливали свинок, ловили рыбку без костей, охотились на зверей с четырехугольной мордой, попивали суру. Всё, что выращивали или ловили, сами же и съедали. Всякой ерундой вроде культуры не занимались – художников поднимали на смех, графоманов секли плетьми. И керамика у них хоть и с рельефным орнаментом, но всё же серенькая, далёкая от изысканности трипольцев. Верили славяне, как оказалось, не только в своих богов, но и в древнегреческих – Артемиду, Аполлона, Кибеллу, устраивали празднества в честь Диониса и приходили в вакхическое исступление. А протрезвев, посылали Древним Грекам священные дары и своих лучших женщин. От славянских женщин у греков просыпалось вдохновение, они им слагали гимны, которые исполняли на площадях типа хоровым пением. Вот какие были (и есть) наши женщины! Кого угодно с ума сведут. Греки, заметьте, в женском вопросе толк знали. Можем ли мы ещё привести доказательства тому, что праславянский менталитет был мягким, "женским", "сердечным"? Сколько угодно. Предки славян ни с кем особо не воевали, не отрезали, как тавры, потерпевшим кораблекрушение головы. Носили золотые украшения и сообща сходились с женщинами (агафирсы), "чтобы всем быть братьями и как родные не завидовать и не враждовать между собой" (шутки шутками, но к менталитету современных славян эта черта, тонко подмеченная Геродотом, имеет самое непосредственное отношение – поговорим о ней позже). Праславяне всегда радушно давали приют родственникам "на которых напали змеи". Были непревзойдёнными колдунами и целителями – Геродот упоминает, что будины яичками бобра лечили болезни матки. Кстати, и в наше время бобровой струёй, продуктом особой железы бобров, лечат как болезни матки, так и поражения кожи, тромбозы, нарушения желудочно-кишечного тракта. Заметьте, жили предки славян в чистом поле – для этого нужна была смелость. От кочевников, как правило, не защищались – редко ограждали свои поселения стенами, при появлении врагов (Дария) – "бежали в страхе" (невры, меланхлены) но, в общем могли и зубы показать – объявить войну самим скифам (агафирсы). Лишь во II-IV веках нашей эры то ли восточные славяне (вернее сказать, центральные), то ли готы построили оборонительную линию, известную под названием "Змеевых валов", охватившую всё Среднее Приднепровье. А согласно других источников, эти валы появились лишь при Владимире – в конце X века. А до тех пор праславянский этнос в экономическом плане был принципиально бедным. Именно принципиально. Потому что лишь благодаря бедности мог выжить мягкий, "иньский" народ в окружении орд "рэкетиров" – киммерийцев, скифов, сарматов, хазар, гуннов, ets. Архетип бедности в славянском менталитете, увы, один из наиболее стойких. Это – защитная реакция. Так уж сложилось – богатых грабят. А с бедных – да что с них возьмёшь? Возможно потому у славян гораздо меньше чем, например, у европейцев, выражено стремление к кропотливой качественной работе – чем лучше сделаешь, тем больше шансов, что заберут. И до сих пор что бы славянин ни сделал – это как-нибудь, левой ногой, чем хуже, тем лучше. Исключения бывают, но редко. Так же не выражено у славян стремление что-то сохранить и передать потомкам. Да, э
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.135.67 (0.016 с.) |