Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 1. Мировоззренческие представления славян

Поиск

1.1. Понятия "народоведение", "культура", "этническая культура", "материальная и духовная культура"

 

Вся жизнь людей определялась своеобразным неписаным календарём, включающим в себя как церковные праздники, различные посты и торжественные службы, так и дни начала и окончания различных сельскохозяйственных работ, семейных церемоний, например, свадебных обрядов. Эти знания копились веками, передаваясь из поколения в поколение. В последние десятилетия, к сожалению, связь поколений ослабла. В деревнях распались большие семьи, люди переселились в города. Но ещё осталось у людей стремление к возрождению прекрасных народных обычаев. И этому будет в определенной степени способствовать курс "Народоведение". Материалы курса помогут студентам не только приобщиться к великолепному наследию народных традиций, но и свою жизнь строить по канонам народной нравственности. В этом поможет народная мудрость, заложенная, например, в слове. "Неизвестно, каков будет человек через тысячу лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов – тогда он всё забудет и всему разучится, и должен будет всё начинать сначала", – писал В. О. Ключевский. "Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества", – писал академик Д. С. Лихачев. С его словами в унисон звучат слова великого А. С. Пушкина: "Клянусь честью: ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков".

Народоведение – 1) устаревший синоним этнологии – этнографии; 2) наука, изучающая этнографию своего народа, прежде всего историческое развитие образа жизни и традиционную культуру крестьянства вплоть до современности.

Этнология – наука об этносах. Этнология исследует классификации народов мира, их языков, хозяйственно-культурные типы. Этнология вбирает в себя все отрасли знаний, заинтересованные в изучении этносов: антропологию, историю, этнопсихологию, этнографию, этнопедагогику и др.

Этнография – наука о сходстве и различиях между народами, а также этнических процессах, т.е. изменениях характерных черт во времени. Характеризует те свойства, благодаря которым этнос может быть выделен среди других этнических общностей. Этнография описывает ценимые духовные качества, обряды, структуру семьи и семейных групп и т.п. Этнопсихология и этнопедагогика извлекают из этих описаний воспитательные моменты и анализируют их эффективность.

Определений понятия " культура " на сегодня существует более двух тысяч. Само слово происходит от латинского cultura, что означает "обработка земли". В современном понимании под понятием "культура" в общем виде понимают совокупный результат продуктивной деятельности людей. В узком смысле это определенные ценности и нормы поведения человека в социальном и природном окружении.

Культура сложный общественный феномен, который играет огромную роль в жизни человека и влияет на труд, досуг, быт, образ жизни каждого человека в отдельности и общества в целом. Развитие культуры тесно связано с прогрессом человечества.

Часто под понятием "культура" понимают только искусство, тогда как культура охватывает значительно большую совокупность понятий. Культура это совокупность материального и духовного достояния человечества, накопленного, закрепленного и обогащенного на протяжении истории, которое передается от поколения к поколению.

Традиционно культуру разделяют на материальную и духовную. К материальной культуре относят совокупность материальных благ и различных средств их производства (например, материальной культурой считают продукты труда, трудовые навыки, формы общественной организации труда и т.д.). Духовная культура включает в себя: 1) духовные качества и деятельность для их реализации; 2) духовные ценности, которые существуют относительно самостоятельно (знания, умения, навыки, этические и правовые нормы, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, формы и способы общения людей, произведения искусства, правовые, научные теории и т.п.).

Основными функциями духовной культуры являются:

Трансляционная функция. Передает новому поколению духовные ценности прошлого. Создает возможность для диалога поколений, объединяет прошлое и настоящее, проецирует будущее. Важную роль в осуществлении этой функции выполняет традиция как способ сохранения и воспроизводства определенных образов и ценностей.

Социализирующая и адаптационная функция. Позволяет каждому индивиду, включенному в процесс восприятия и усвоения ценностей и норм, существующих в социуме, формироваться как личность. Именно в процессе социализации личность приобретает социальные качества, самореализуется в определенных видах деятельности, становится субъектом социальных процессов, саморазвивается. Благодаря этой функции духовной культуры индивид, сообщество или социальная группа адаптируются, приспосабливаются к изменениям природной и социальной среды. Адаптационная функция духовной культуры позволяет людям, которые руководствуются её ценностями и нормами, обычаями и традициями, использовать среду для своих потребностей и интересов.

Познавательная функция. Её сущность заключается в получении человеком знаний, необходимых для познания сил природы, для познания общественных явлений и тенденций их развития, для определения линии поведения человека, его гражданской позиции. В реализации этой функции решающая роль принадлежит такому компоненту духовной культуры, как наука. Она генерирует новые знания и находит новые пути и средства реализации полученных знаний в технических средствах, в практической деятельности. Важную роль для познавательной функции духовной культуры играет и искусство, которое способно проникнуть в духовно-эмоциональную сферу личности.

Нормативно-регулятивная функция. Духовная культура является системой общественных ценностей и норм в сфере межличностных отношений. Суть её заключается в том, что духовная культура выступает как система идеалов, норм, образцов поведения, определяет для личности стандарты и правила, согласно которым формируется образ жизни людей, их установки и ценностные ориентации, средства деятельности. Эта функция поддерживается общественным мнением, моралью, правом. Она является оценочным понятием, которое определяет соответствие личности социальным нормам и идеалам, регулирует повседневное поведение человека в основных сферах социальной жизни.

Коммуникативная функция. Духовная культура посредством социальных образцов, смыслов, символов, значений позволяет индивидам в обществе достигать взаимопонимания, согласия, разделять единое смысловое поле и в дальнейшем создавать новые смыслы, описывать общие идеи социальных общностей.

Итак, духовная культура является одним из наиболее интересных и актуальных социальных феноменов современности. С помощью духовной культуры происходит формирование личности, её взглядов, мировоззрения, ценностных ориентаций, установок, освоение достижений мировой и отечественной культуры, происходит передача знаний, умений, навыков от поколения к поколению, от личности к личности (по А. Мартыненко).

Структурные элементы духовной культуры:

- интеллектуальные (образование, наука);

- эстетические (искусство);

- этические (мораль);

- социальные (язык, обычаи, быт и т.д.);

- религиозные (вера).

Граница между материальной и духовной культурой несколько условна, поскольку они находятся в тесном взаимодействии.

Культура является отражением мировоззрения народа, его национального самосознания, философского мышления и т.д. Отдельные культуры отличаются друг от друга, что обусловлено спецификой исторических условий формирования определенной культуры. В процессе развития общества взаимодействие культур усиливается, возрастают возможности для их взаимовлияний.

Каждый народ развивает свою культуру (этнокультуру), воспринимая и культурные достижения других народов, творчески усваивая и приспосабливая их к своим потребностям, придавая им свою оригинальную национальную окраску.

Этнос сообщество людей (народность, нация), которое исторически сложилось и имеет социальную целостность и оригинальный стереотип поведения.

По своему характеру и украинская, и русская культура относятся к культурам славянского типа. Этот характер определяется многими их существенными чертами и связан с историей славянских племен.

 

Славянская мифология

 

Славяне, подобно дpyгим индоевpопейским наpодам, поднялись с низшей стyпени демонологии, связанной с магией, к высшим фоpмам pелигии. Миp дyхов и магия лежали в основе религиозного миpовоззpения славян с древнейших времен и до конца языческого периода.

Русские средневековые писатели-летописцы и церковные проповедники следовали традициям древнехристианских отцов церкви, которые бичевали и высмеивали античное язычество, но не описывали его так, как было наяву. Так же поступали и древнерусские авторы. Они не столько описывали, сколько порицали.

В XV XVII вв. славянские историки уже преодолели пренебрежение своих предшественников к мифологическим представлениям предков и стали собирать письменные и этнографические данные о древних языческих богах и деталях культа славянских народов.

Русские летописи называют богов, культ которых учредил князь Владимир в 980 г. Это Перун, Стрибог, Дажьбог, Хорс, Семаргл и богиня Мокошь. Кроме того, упоминаются Велес, Сварог, Род и Рожаницы.

Мокошь оказалась единственным женским божеством в этом патриархальном пантеоне. Это богиня собранного урожая и гаданий.

Этнография уже в XVII в. добавила несколько мифологических персонажей, таких как Лада и Леля.

Лада хранительница домашнего очага и покровительница брака, Леля богиня весеннего расцвета природы.

Богиня Морена мыслилась как богиня тёмных сил природы – зимы, холодов, возможно, и смерти.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 616; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.112.23 (0.011 с.)