Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ТЕМА 1. Мировоззренческие представления славян↑ Стр 1 из 22Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1.1. Понятия "народоведение", "культура", "этническая культура", "материальная и духовная культура"
Вся жизнь людей определялась своеобразным неписаным календарём, включающим в себя как церковные праздники, различные посты и торжественные службы, так и дни начала и окончания различных сельскохозяйственных работ, семейных церемоний, например, свадебных обрядов. Эти знания копились веками, передаваясь из поколения в поколение. В последние десятилетия, к сожалению, связь поколений ослабла. В деревнях распались большие семьи, люди переселились в города. Но ещё осталось у людей стремление к возрождению прекрасных народных обычаев. И этому будет в определенной степени способствовать курс "Народоведение". Материалы курса помогут студентам не только приобщиться к великолепному наследию народных традиций, но и свою жизнь строить по канонам народной нравственности. В этом поможет народная мудрость, заложенная, например, в слове. "Неизвестно, каков будет человек через тысячу лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов – тогда он всё забудет и всему разучится, и должен будет всё начинать сначала", – писал В. О. Ключевский. "Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества", – писал академик Д. С. Лихачев. С его словами в унисон звучат слова великого А. С. Пушкина: "Клянусь честью: ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков". Народоведение – 1) устаревший синоним этнологии – этнографии; 2) наука, изучающая этнографию своего народа, прежде всего историческое развитие образа жизни и традиционную культуру крестьянства вплоть до современности. Этнология – наука об этносах. Этнология исследует классификации народов мира, их языков, хозяйственно-культурные типы. Этнология вбирает в себя все отрасли знаний, заинтересованные в изучении этносов: антропологию, историю, этнопсихологию, этнографию, этнопедагогику и др. Этнография – наука о сходстве и различиях между народами, а также этнических процессах, т.е. изменениях характерных черт во времени. Характеризует те свойства, благодаря которым этнос может быть выделен среди других этнических общностей. Этнография описывает ценимые духовные качества, обряды, структуру семьи и семейных групп и т.п. Этнопсихология и этнопедагогика извлекают из этих описаний воспитательные моменты и анализируют их эффективность. Определений понятия " культура " на сегодня существует более двух тысяч. Само слово происходит от латинского cultura, что означает "обработка земли". В современном понимании под понятием "культура" в общем виде понимают совокупный результат продуктивной деятельности людей. В узком смысле – это определенные ценности и нормы поведения человека в социальном и природном окружении. Культура – сложный общественный феномен, который играет огромную роль в жизни человека и влияет на труд, досуг, быт, образ жизни каждого человека в отдельности и общества в целом. Развитие культуры тесно связано с прогрессом человечества. Часто под понятием "культура" понимают только искусство, тогда как культура охватывает значительно большую совокупность понятий. Культура – это совокупность материального и духовного достояния человечества, накопленного, закрепленного и обогащенного на протяжении истории, которое передается от поколения к поколению. Традиционно культуру разделяют на материальную и духовную. К материальной культуре относят совокупность материальных благ и различных средств их производства (например, материальной культурой считают продукты труда, трудовые навыки, формы общественной организации труда и т.д.). Духовная культура включает в себя: 1) духовные качества и деятельность для их реализации; 2) духовные ценности, которые существуют относительно самостоятельно (знания, умения, навыки, этические и правовые нормы, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, формы и способы общения людей, произведения искусства, правовые, научные теории и т.п.). Основными функциями духовной культуры являются: Трансляционная функция. Передает новому поколению духовные ценности прошлого. Создает возможность для диалога поколений, объединяет прошлое и настоящее, проецирует будущее. Важную роль в осуществлении этой функции выполняет традиция как способ сохранения и воспроизводства определенных образов и ценностей. Социализирующая и адаптационная функция. Позволяет каждому индивиду, включенному в процесс восприятия и усвоения ценностей и норм, существующих в социуме, формироваться как личность. Именно в процессе социализации личность приобретает социальные качества, самореализуется в определенных видах деятельности, становится субъектом социальных процессов, саморазвивается. Благодаря этой функции духовной культуры индивид, сообщество или социальная группа адаптируются, приспосабливаются к изменениям природной и социальной среды. Адаптационная функция духовной культуры позволяет людям, которые руководствуются её ценностями и нормами, обычаями и традициями, использовать среду для своих потребностей и интересов. Познавательная функция. Её сущность заключается в получении человеком знаний, необходимых для познания сил природы, для познания общественных явлений и тенденций их развития, для определения линии поведения человека, его гражданской позиции. В реализации этой функции решающая роль принадлежит такому компоненту духовной культуры, как наука. Она генерирует новые знания и находит новые пути и средства реализации полученных знаний в технических средствах, в практической деятельности. Важную роль для познавательной функции духовной культуры играет и искусство, которое способно проникнуть в духовно-эмоциональную сферу личности. Нормативно-регулятивная функция. Духовная культура является системой общественных ценностей и норм в сфере межличностных отношений. Суть её заключается в том, что духовная культура выступает как система идеалов, норм, образцов поведения, определяет для личности стандарты и правила, согласно которым формируется образ жизни людей, их установки и ценностные ориентации, средства деятельности. Эта функция поддерживается общественным мнением, моралью, правом. Она является оценочным понятием, которое определяет соответствие личности социальным нормам и идеалам, регулирует повседневное поведение человека в основных сферах социальной жизни. Коммуникативная функция. Духовная культура посредством социальных образцов, смыслов, символов, значений позволяет индивидам в обществе достигать взаимопонимания, согласия, разделять единое смысловое поле и в дальнейшем создавать новые смыслы, описывать общие идеи социальных общностей. Итак, духовная культура является одним из наиболее интересных и актуальных социальных феноменов современности. С помощью духовной культуры происходит формирование личности, её взглядов, мировоззрения, ценностных ориентаций, установок, освоение достижений мировой и отечественной культуры, происходит передача знаний, умений, навыков от поколения к поколению, от личности к личности (по А. Мартыненко). Структурные элементы духовной культуры: - интеллектуальные (образование, наука); - эстетические (искусство); - этические (мораль); - социальные (язык, обычаи, быт и т.д.); - религиозные (вера). Граница между материальной и духовной культурой несколько условна, поскольку они находятся в тесном взаимодействии. Культура является отражением мировоззрения народа, его национального самосознания, философского мышления и т.д. Отдельные культуры отличаются друг от друга, что обусловлено спецификой исторических условий формирования определенной культуры. В процессе развития общества взаимодействие культур усиливается, возрастают возможности для их взаимовлияний. Каждый народ развивает свою культуру (этнокультуру), воспринимая и культурные достижения других народов, творчески усваивая и приспосабливая их к своим потребностям, придавая им свою оригинальную национальную окраску. Этнос – сообщество людей (народность, нация), которое исторически сложилось и имеет социальную целостность и оригинальный стереотип поведения. По своему характеру и украинская, и русская культура относятся к культурам славянского типа. Этот характер определяется многими их существенными чертами и связан с историей славянских племен.
Славянская мифология
Славяне, подобно дpyгим индоевpопейским наpодам, поднялись с низшей стyпени демонологии, связанной с магией, к высшим фоpмам pелигии. Миp дyхов и магия лежали в основе религиозного миpовоззpения славян с древнейших времен и до конца языческого периода. Русские средневековые писатели-летописцы и церковные проповедники следовали традициям древнехристианских отцов церкви, которые бичевали и высмеивали античное язычество, но не описывали его так, как было наяву. Так же поступали и древнерусские авторы. Они не столько описывали, сколько порицали. В XV – XVII вв. славянские историки уже преодолели пренебрежение своих предшественников к мифологическим представлениям предков и стали собирать письменные и этнографические данные о древних языческих богах и деталях культа славянских народов. Русские летописи называют богов, культ которых учредил князь Владимир в 980 г. Это Перун, Стрибог, Дажьбог, Хорс, Семаргл и богиня Мокошь. Кроме того, упоминаются Велес, Сварог, Род и Рожаницы. Мокошь оказалась единственным женским божеством в этом патриархальном пантеоне. Это богиня собранного урожая и гаданий. Этнография уже в XVII в. добавила несколько мифологических персонажей, таких как Лада и Леля. Лада – хранительница домашнего очага и покровительница брака, Леля – богиня весеннего расцвета природы. Богиня Морена мыслилась как богиня тёмных сил природы – зимы, холодов, возможно, и смерти.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 616; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.112.23 (0.011 с.) |