Лаковая миниатюра. Федоскино 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лаковая миниатюра. Федоскино



Известно, что лаковое дело зародилось еще до новой эры в Китае. Оттуда оно попало в другие страны Дальнего Востока, а в эпоху средневековья распространилось в Индии и Иране. В XVI–XVII вв. восточные лаковые изделия были завезены в Европу и, покорив европейцев своей красотой, вызвали стойкую моду на лаки. Начало развиваться местное лакирное производство.

В России интерес к лакам стал проявляться лишь с петровских времен. В 1721 г. один из кабинетов Петра I в Петергофском дворце Монплезир был украшен 94 лаковыми панно, весьма искусно исполненными русскими мастерами в китайском стиле. В Москве и Подмосковье наиболее известны были фабрика Лукутина, фабрика А. И. Аустена, мастерские Вишняковых, Н. Нажевщикова, братьев Сорокиных. Существовало много мелких провинциальных мастерских: Христиана Флака, Шимера, Шубарева и Данилевича и др. Мода на лакирные изделия из папье-маше проникла во многие слои общества – от аристократов до мещан.

Самый старинный русский промысел, сохранившийся до наших дней, – Федоскино, ведущий родословную от лукутинских и вишняковских лаков. В конце XVIII в. купец П. Коробов основал в Подмосковье фабрику лакирных изделий, которая в начале XIX в. перешла к его зятю П. Лукутину. При нем и его сыне Александре фабрика достигла своего расцвета, ее изделия, известные как "Лукутинская миниатюра", получили широкое признание. Они успешно конкурировали с другими лаками на отечественном и заграничном рынках. Изделия украшались сюжетной росписью: жанровой, исторической, мифологической, пейзажной, портретами. Часто это были свободные копии популярных картин. Большое влияние на лукутинские лаки оказала русская реалистическая живопись. Кроме сюжетной, применялась декоративно-орнаментальная роспись под шотландку, черепаху, слоновую кость, а также инкрустация перламутром и металлическими пластинами. Нередко использовались сочетания лакированного папье-маше с другими материалами: костью, металлом, фарфором, панцирем черепахи. Выработанные тогда техника и приемы живописи сохранились и по сегодняшний день.

В 1904 г. лукутинская фабрика закрылась. Бывшие лукутинские и вишняковские мастера в 1910 г. организовали Федоскинскую трудовую артель. Жанровые мотивы лукутинских и вишняковских фабрик были копиями с картин русских художников-станковистов или писавших на русскую тему: Перова В. Г. "Птицеловы", Русселя П. М. "Счастливое семейство", "Сказки бабушки", "Мужик отбивает косу", "Вечер"; Попова А. В. – "Демьянова уха"; Жуковского Р. К. – "Крестьяне за столом", "Возвращение с ярмарки", "Не беспокойтесь, сама дойду"; Соколова И. И. – "Украинка с коромыслом", "Прощание у плетня"; Трутовского К. А. – "Испугался змеи", "Колядки в Малороссии"; Тропинина В. А. – "Казначейша", "Кружевница", "Гитарист"; Брюллова К. П. – "Итальянский полдень"; Левицкого А. Н. – "Агаша"; Маковского В. Е. – "Любители соловьев", Маковского К. Е. "Хоровод", "Дети, бегущие от грозы". Популярна была любимая в народе историческая боярская тема: "Свадебный пир в боярской семье ХVІІ в.", "Поцелуйный обряд", "Гадание цыганки боярышням", "Бандурист в боярском доме", "Боярышня у плетня".

Особое место в федоскинских произведениях занимал мотив троек. Выезды на лошадях в прошлом были одним из естественных и популярных средств передвижения. Но первое обращение в миниатюре к этой теме пришло через творчество А. О. Орловского (1777–1832 гг.). Вслед за его "Тройкой с фельдъегерем", написанной в 1818 г., пошли тройки летние и зимние, парные, одиночные, обгоняющие друг друга с картин П. Н. Грузинского (1837–1892 гг.), Н. Е. Сверчкова и К. Гампельна. Художники смело перерабатывали первоисточник, внося живое чувство в свои произведения. Тройки были и остаются любимым мотивом современных художников.

Обращение мастеров к таким жанровым мотивам, как тройки, хороводы, гулянья, ярмарки, свидания и пр. – это, скорее, хрестоматийная классика, которая возвращает нас к народной жизни.

Дымковская игрушка

Основоположником этого народного промысла стала небольшая слобода Дымково, находящаяся неподалеку от города Кирова. Решающую роль в судьбе всего промысла сыграл вятский художник-пейзажист, знаток дымковского ремесла Алексей Иванович Деньшин (1893–1948 гг.). С пятнадцати лет он увлекся кустарным творчеством дымковчанок, сумев разглядеть в их работах настоящее искусство.

После революции 1917 г. Алексей Деньшин продолжал активно заниматься изучением и пропагандой дымковского промысла. Художник создал рукописные альбомы "Вятская глиняная игрушка в рисунках" (1917 г.), "Вятская глиняная игрушка. Куклы нарядные" (1919 г.), "Вятские старинные глиняные игрушки" (1926 г.).

Борецкая роспись

Борецкая роспись – одна из разновидностей северорусской графической росписи, наряду с такими, например, как пермогорская или мезенская. Её название происходит от села Борок, находящегося на берегу Северной Двины. В старину была распространена роспись в иконописной манере. Расписывали туеса, короба, орудия труда и другие предметы домашнего обихода, но особенное внимание уделялось прялке. Красочной прялкой гордились, а в доме она висела на самом видном месте.

Борецкая роспись является сюжетной росписью. Темой для сюжетной сцены мог стать приезд жениха или свадебный выезд. Часто изображается древо жизни, похожее на большой сказочный цветок.

Мезенская роспись

Предпологают, что мезенская роспись возникла в начале XIX в. в низовьях реки Мезень Архангельской области. Ею расписывали различную домашнюю утварь – прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. С конца XIX в. центром мезенской росписи становится деревня Палащелье, поэтому мезенская роспись по дереву известна также как "палащельская роспись".

Традиционно в мезенской росписи использовались только два цвета – красный и чёрный. Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из волос. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет.

По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до нашего времени. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 г.

Мезенские прялки были поистине уникальны. Во-первых, если обычные прялки состояли из трех частей: днища, стояка и лопасти, то в Мезени прялки изготавливали цельные, для чего выбирали такие деревья, корень которых мог стать днищем. А во-вторых, уникальны были и сами рисунки. Ученые считают, что лицевая часть прялки, изображаемая очень строго, делится с помощью геометрических узоров на три части: небо, землю и подземное царство. На небе изображались птицы и так называемое "окно", с помощью которого можно было общаться с Богом. Дальше ряд за рядом изображали лошадей и оленей или дерево, часто с сидящей на макушке птицей. В подземном царстве также рисовали оленей и лошадей, но заштрихованными черной краской. А на изнаночной стороне художник, строго сохраняя уровни, мог сделать надписи, например: "Кого люблю – тому дарю". Прялки с подобными посланиями дарил муж жене на свадьбу или к рождению ребенка. Хотя на всех прялках изображения были похожи, одинаковых прялок не существует. Росписью занимались только мужчины, передавая это искусство по наследству из поколения в поколение.

Прялка была своеобразным атрибутом девушек. Идя на посиделки, они несли свою прялку лицевой стороной вперед, показывая всем, какая она красивая. Уходя в другую семью, девушка уносила прялку с собой, такие прялки называли собойными. В каждом доме прялка считалась очень ценным предметом, ее бережно хранили и относились к ней с уважением.

Сейчас мезенской росписью занимаются практически во всей России, а в некоторых школах она включена в программу изобразительного искусства.

Гусевской хрусталь

Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный, можно встретить в музеях всего мира.

Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту природы, ее обычаи и исконно русские ценности.

Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.

Мастерство гусевских умельцев – это искусство глубоко национальное, уходящее своими корнями в далекое прошлое. История гусевского хрусталя началась в 1756 г., когда орловский купец Аким Мальцов основал на берегу реки Гусь в дремучих мещерских лесах первый стекольный завод.

В середине ХІХ в. Гусевскому заводу было разрешено изображать на своих изделиях герб России. Завод выполнял крупные заказы императорского двора, создавал уникальные изделия.

Сейчас завод в первую очередь славится своим художественным стеклом. Гусевские художники, учитывая особенности материала, придают ему высокохудожественную выразительность, умело используя и цвет, и форму, и декор. Творческий потенциал художников Гусь-Хрустального очень высок. Плодотворно работают все художники. Через осмысление современности постоянно идет поиск новых художественных решений изделий из стекла. Последние годы отмечены большим увлечением цветным хрусталем в сочетании с гутной техникой.
Городец

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.007 с.)