Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные этапы развития культуры Возрождения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Европейские страны внесли огромный вклад в культуру Возрождения. Лучшие произведения этой эпохи вошли в мировую культуру. Особенности исторического, социально-экономического, политического и духовного развития стран обусловили специфику Возрождения в каждой из них. Через Италию проходили наиболее важные торговые пути, соединявшие Европу с Азией, что вызвало быстрый рост портовых и ремесленных городов (Флоренция, Генуя, Венеция, Болонья и др.). Через Италию проходили крестоносцы, что способствовало развитию ремесел, увеличеникТслой ремесленников. Раньше, чем в других странах, стало развиваться мануфактурное производство. Все это стимулировало активную политическую жизнь в городах-республиках и создавало благоприятные условия для развития культуры. Борьба горожан против феодалов, которая в некоторых странах закончилась объединением страны под эгидой сильной монархической ВЛасТИ. Это было победой третьего сословия, которое не могло быть" удовлетворено средневековой культурой и идеологией. Таким образом, и политическая борьба неизбежно подводила к новому осмыслению мира. Наконец, большую роль сыграло и то, что__Италия была прямой наследницей античной кудьтуры и памятниксм В ЭТой~стране Сохранилось больше чем где бы то ни было. Хронологические рамки итальянского Возрождения охватывают период со второй половины XIII в. и по XVI в. включительно. Внутри этого периода выделяют: Проторенессанс (предвозрождение) — XIII и начало XIV вв.; Раннее Возрождение — с середины XIV в. и почти весь XV в.; Высокое Возрождение — конец XV и первая треть XVI в.; Позднее Возрождение — XVI и начало XVII в. До конца XV в. о Возрождении можно говорить только приме ьно к нительно к Италии. В других странах Европы оно началось много позднее и не нашло столь яркого выражения, хотя и там были свои выдающиеся мастера. Концом итальянского Возрождения принято считать 1530 г., когда итальянские города-республики были покорены габсбургской монархией. Независимость сохранила только Папская область и еще долго оставалась самостоятельной Венеция.
*** Культура Возрождения в Италии прошла несколько этапов развития. Их границы отмечены столетиями — XIV, XV, XVI вв. (по-итальянски Треченто, Кватроченто, Чинквеченто) и хронологическими рубежами внутри них. Этап раннего гуманизма завершился к началу XV в., выдвинув программу построения новой культуры на базе studia humanitatis —широкого комплекса гуманитарных дисциплин. Кватроченто претворило в жизнь эту программу. Характерным для него стало возникновение многочисленных центров ренессансной культуры — во Флоренции (она лидировала вплоть до начала XVI в.,) Милане, Венеции, Риме, Неаполе и небольших государствах — Ферраре, Мантуе, Урбино, Болонье, Римини. Это предопределило не только распространение гуманизма и ренессансного искусства вширь, но и их исключительное многообразие, формирование в их рамках различных школ и направлений. В течение XV в. сложилось мощное гуманистическое движение, охватившее многие стороны культурной и общественной жизни Италии. Роль новой интеллигенции в структуре общества и развитии культуры значительно возросла во второй половине XV в. Она все более уверенно утверждала свои позиции в системе образования, на государственной службе, в сфере науки и литературы, изобразительном искусстве и архитектуре, в культурном строительстве в целом. Именно с ее деятельностью было связано разыскание и изучение античных памятников, создание новых библиотек и коллекций произведений искусства древности, а с началом книгопечатания в Италии в 60-е годы XV в. — и пропаганда на его основе ренессансных идей и мировоззренческих принципов.
Литература проторенессанса и раннего Ренессанса в Италии (ХШ-ХV в.). Характер и содержание новой эпохи разносторонне выразила художественная литература. Первые ростки гуманистической идеологии нашли свое выражение в творчестве Данте, «последнего поэта Средних веков и первого поэта Нового времени». Данте Алигьери (1265—1321), Джованни Боккаччо (1313—1375) и Франческо Петрарка (1304—1374) — крупнейшие писатели итальянского Возрождения. По характеру творчества, тематике, жанрам — все они абсолютно разные. Но есть одна особенность, объединившая их историческую судьбу. Все они много писали и оставили не только художественные произведения,.но и некоторые литературоведческие работы, однако в истории мировой литературы каждое из этих имен связывается с одним, главным произведением: Данте — с «Божественной комедией», Боккаччо — с «Декамероном», Петрарка — со стихами, посвященными Лауре. Над своим главным произведением Данте трудился долгие годы, завершив его в самом конце жизни. Он назвал его «Комедия». Эпитет «божественная» дал ей Боккаччо в знак восхищения красотой поэмы, и этот эпитет сохранился за ней. Написана «Божественная комедия» на итальянском языке, в жанре видения, «сна», популярном в средневековой литературе. Поэма состоит из трех частей («Ад», «Чистилище» и «Рай») и 100 песен. Проводником Данте по кругам ада (их девять) и чистилищу стал Вергилий — римский поэт, сам находящийся в круге первом. Главная идея поэмы — воздаяние за все земные дела в жизни загробной. От «Божественной комедии» тянутся нити в литературу более позднего времени. По глубине философского осмысления мира ей созвучна трагедия Гете «Фауст». Влияние Данте и Гете явственно ощущается в «Мастере и Маргарите» М. Булгакова. «В круге первом» называет один из своих романов А. Солженицын. История любви Франчески и Паоло становится темой оперы С. Рахманинова «Франческа да Римини». На эту же тему П.И. Чайковский написал симфоническую поэму «Франческа да Римини». «Декамерон» (от греч.— десятидневник) Дж. Боккаччо — сборник новелл с литературным обрамлением. Это традиционная композиция. Так строится «Тысяча и одна ночь», так писались «Новеллино» в Италии. Новаторством было подчинение этой формы законам «готической вертикали» — от низменного к возвышенному — именно в такой последовательности располагались новеллы, а сами понятия «возвышенное» и «низменное» получили гуманистическое истолкование. Сюжеты новелл разнообразны. Это и античные легенды, и средневековые сказания, но больше всего достоверных случаев из жизни и анекдотов. Замысел Боккаччо и структура книги сложились под влиянием Данте: тот же принцип от низменного к возвышенному — от грешников «Ада» до святейших «Рая» — у Данте; от сатирических персонажей к плутоватым и, наконец, к положительным идеализированным героям — у Боккаччо. Новаторство Боккаччо в том, что он перенес космическую композицию в реальную земную жизнь без ангелов, чертей и святых. Естественное природное начало в «Декамероне» противопоставлено неестественным законам общества, церковному аскетизму и предрассудкам сословного характера. Проблематика «Декамерона» — общечеловеческая и в то же время социальная. Произведение Боккаччо столь богато событиями, что из него заимствовали сюжеты для своих драм многие драматурги: Шекспир — драма «Цимбелин» и комедия «Конец — делу венец», Лопе де Вега, Мольер. Русский композитор Д. Бортнянский написал оперу на сюжет из «Декамерона» («Сокол». 1786). В отличие от Данте Петрарка чаще всего писал на латыни, но обессмертившее его сочинение — «Канцоньере» — «Книга песен» написана на народном языке. Сам он не придавал особого значения своим лирическим песням. Лишь позднее он стал воспринимать эти стихи всерьез, много раз редактировал и совершенствовал их. Сборник стихов Петрарка разделил на две книги: «На жизнь мадонны Лауры», «На смерть мадонны Лауры». Любовь Петрарки — реальное, земное чувство и сама Лаура — конкретная женщина. Петрарка называет дату их первой встречи, дату ее смерти. У Петрарки нет описания Лауры. Он говорит только о ее глазах и они становятся символом самой Лауры: «Вы не увидите моей измены, глаза, учившие меня любви». В этих словах — идея верности любимой женщине. Но не только: в них отношение к красоте как к высшей мудрости, способной научить прекраснейшему чувству любви. Понятие любви у Петрарки совершенно гуманистическое, потому что любовь предстает у него, как чувство, приносящее и радость, и муки одновременно. Этим она отличается от любви небесной, приносящей только радость. Смена чувств — радости и боли, счастья и страдания облагораживает человека, рождает поэзию. Любовь всегда прекрасна, она обогащает человека, даже если это неразделенная любовь. И после ухода Лауры из жизни поэт живет не только надеждой на встречу на небесах, но и памятью о ней, которую хранит для него все живое, как будто отражая ее облик. Любовь всегда остается частью земного бытия и счастьем поэта. В «Канцоньере» звучат и политические мотивы, отражающие сложные отношения того времени. Есть мысли и до сих пор звучащие современно. Так, культуру Петрарка считает противоположностью войне, она возможна лишь в условиях мира: «Иду, взывая: Мира! Мира! Мира!» — заканчивает он один из сонетов. Петрарка внес большой вклад в теорию стиха, открыв богатейшие возможности сонета. И еще одна из многих, яркая фигура литературного мира — Пикколо Макиавелли (1469—1527) — итальянский писатель и политический деятель Позднего Возрождения. Широко известен его политический трактат «Государь». Современная литература определяет этот жанр как антиутопию: здесь развиваются самые трагические и антигуманные идеи XVI в. Однако Макиавелли писал не только политические трактаты, но и стихи, поэмы, новеллы, комедии. Персонажи его комедии «Мандрагора» предвосхищают образы героев драматургов более позднего времени: плут Лигрио сродни шекспировскому Яго и Фигаро Бомарше, лицемер Тимотео — прообраз мольеровского Тартюфа. И это вновь показывает, раскрывает то влияние, которое культура Возрождения оказала на всю европейскую культуру.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 911; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.174.32 (0.009 с.) |