ТОП 10:

Архитектура раннего Ренессанса (Брунеллески, Альберти).



Вхудожественной культуре Возрождения одно из ведущих мест занимает архитектура. Ренессанс ознаменовал новую стадию в ее развитии. Характерными особенностями архитектуры в этот период становятся: увеличение масштабов гражданского, светского строительства, изменение характера монументальной, культовой архитектуры — вертикализм, устремленность вверх, при­сущие готике Средневековья, сменяются новыми формами, разви­вающимися в ширину. Масштабной мерой сооружений становится человек.

Архитектура Возрождения отличается простотой объемов, форм и ритма; спокойствием и статичностью; симметрией композиции; делением здания на этажи горизонтальными тягами; четким поряд­ком размещения оконных проемов и архитектурных деталей. Из античной архитектуры сюда переносится ордерная система. Основ­ными архитектурными элементами вновь становятся архитрав, архивольт, колонна, пилон, пилястра и свод, а главными геометриче­скими формами — квадрат, прямоугольник, куб, шар. С самого начала и через все периоды Ренессанса проходит принцип художе­ственного индивидуализма, свободного обращения к античным формам. В мировую историю архитектуры новая эпоха вписала великие имена Ф. Брунеллески, Л. Альберти, Д. Браманте, Мике­ланджело Буонарроти, Ф. Делорма и др.

Как и все ростки культуры Возрождения, новая архитектура "возникла в Италии. В ее развитии можно выделить три основных периода: ранний период— 1420—1500 гг. Его ведущим архитекто­ром был Ф. Брунеллески, а основным центром провинция Тоскана и ее главный город Флоренция — колыбель итальянского Ренессан­са; высокий период — 1500—1540 гг., когда ведущим архитектором становится Д. Браманте, а центр перемещается в Рим; поздний период — 1540—1580 гг. Ведущим архитектором этого времени стал великий скульптор и живописец Микеланджело Буонарроти. средневековой готики к новым архитектурным формам. В строениях еще сохранились старые черты, ордер не имел строгого пропорци­онального построения, большое значение придавалось орнаменту. Высокий период отличался более строгой, монументальной архи­тектурой, верно найденными пропорциями. Орнаменту уже не придавалось такого значения. Поздний период, продолжая и раз­вивая традиции двух первых, обнаруживает и новые черты — деко­ративность, красивость, усложненность архитектурных форм, что впоследствии нашло свое полное развитие в стиле барокко.

Первым архитектурным произведением Возрождения стало здание Воспитательного дома во Флоренции, спроектированное в 1421 г. основоположником архитектуры итальянского Ренессанса Ф. Брунеллески(1377—1446). Это строение существенно отличалось от готических построек средневекового периода и носило черты нарождавшегося нового стиля.

Большое значение для всего последующего развития архитекту­ры имела разработка и постройка самого крупного в Европе купола над флорентийским собором Санта Мария дель Фиоре (его диа­метр — 42 м).

В развитии ренессансной архитектуры важное место принадле­жит строительству дворцовой архитектуры — палаццо (прямоуголь­ный в плане дом с замкнутым прямоугольным двором). Эти архитектурные сооружения имели суровый вид крепостей, так как выполняли оборонительные функции. Лучшие образцы палаццо XV в. находятся во Флоренции, отсюда этот стиль постепенно распространился в другие города Италии. К числу наиболее изве­стных можно отнести палаццо Питти (1458), палаццо Строцци (1489), палаццо Гонди (1490) и др. Этот тип строения продолжал эволюционировать на протяжении всего Возрождения в сторону большей декоративности.

 

***

В культуре итальянского Возрождения архитектура и изобразительное искусство занимают выдающееся место. По обилию та­лантливых мастеров, размаху и многообразию художественного творчества, а главное, по его смелому новаторству Италия опередила в XV в. все другие страны Европы. Дтальянское искусство Кватро­ченто развивалось в рамках локальных школ. В архитектуре сложи лись тосканская, ломбардская, венецианская школы, в стилистике которых новые веяния нередко сочетались с местными традициями. В изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, также сформировалось несколько школ — флорентийская, умбрийская, североитальянская, венецианская — со своими неповторимыми стилистическими особенностями.

Начало радикальных преобразований в искусстве относится к первым десятилетиям XV в. Лидером в творческих поисках и открытиях в художественной сфере, как и в гуманизме, на протя­жении почти всего этого столетия была Флоренция. Брунеллески, у Донателло, Мазаччо —три флорентийских гения —"открыли но­вую эпоху в архитектуре и изобразительном искусстве.

Создав оригинальную конструкцию купола флорентийского со­бора Сайта Мария дель Фьоре, Филиппо Брунеллески(1377—1446) дал мощный импульс новаторскому развитию итальянской архи­тектуры. Восьмигранный купол диаметром в 42 м величественно вознесся над готическим собором, став символом мощи города и силы человеческого разума. В постройках Брунеллески во Флорен­ции — капелле Пацци, примыкающей к церкви Санта Кроче, при­юте для подкидышей (Оспедале дельи Инноченти), церкви Сан Лоренцо и других — использованы творчески освоенные зодчим формы и принципы античной ордерной архитектуры] В Оспедале дельи Инноченти в противовес устремлению здания" ввысь, свойст­венному готике, Брунеллески впервые создал нижний этаж фасада в виде легкого портика, развернувшегося по горизонтали во всю его ширину и примыкающего к площади. Эта архитектура, вызывающая впечатление соразмерности и покоя, положила начало формирова­нию нового, ренессансного облика городских общественных зда-ний|В церквах Сан Лоренцо и Санто Спирито Брунеллески сочетал традиционный базиликальный тип постройки со свободным ис­пользованием ордера — колоннами, несущими аркаду. Это придало монументальную величественность и в то же время легкость ин­терьерам обоих храмов. Одним из самых совершенных творений Брунеллески стала капелла Пацци — построенная по заказу этой семьи молельня, небольшое крытое куполом здание с портиком, расположенное во дворе монастыря. Архитектор и здесь применяет ордер, выявляющий, в отличие от готики, несущую роль стены в конструкции здания.

Ч Здания Брунеллески с характерными для них портиками, арка­ми, колоннами отличают гармоничность, ясность Пропорций, со­измеримость масштабов архитектуры с человеком.

Формирование ренессансной архитектуры во второй половине 15 в. продолжил ряд выдающих

ся мастеров. Возведенный по проекту Микелоццо дворец (па­лаццо) Медичи во Флоренции стал образцом для строительства и других трехэтажных палаццо, торжественных и строгих по об­лику, с богато украшенными ин­терьерами. Новаторством отме­чены проекты Леона Баггиста Альберта: в палаццо Ручеллаи во Флоренции он впервые применил членение трех ярусов фасада пи­лястрами разных ордеров, а при переделке фасада готической цер­кви Сайта Мария Новелла пер­вым использовал волюты, чтобы зрительно объединить его цент­ральную часть с более низкими боковыми. В ренессансном стиле, одним из главных создателей ко­торого был он сам, Альберта про­ектировал постройки в Римини. В проектах церквей в Мантуе он, в частности, творче­ски использовал мотив античной триумфальной арки, придав по­стройкам особую монументаль­ность.

***

Гуманистический идеал чело­века нашел яркое воплощение в ренессансном искусстве XV в., которое в свою очередь обогатило этот идеал художественными средствами. В отличие от гуманизма, начавшего складываться уже во второй половине XIV в., живопись, ваяние, зодчество вступили на путь новаторства лишь в перзые десятилетия XV в. Основу ренессансного стиля в архитектуре заложили выдающиеся зод­чие — Брунеллески, Микелоццо, Альберти, Филарете. Формируется новый тип здания — палаццо и вилла (городское и загородное жилища), совершенствуются виды общественных сооружений. Широкое применение находит восходящая к анти­чной основе ордерная архитектура. Совершенство пропорций, простота фасадов, просторные интерьеры — характерные черты нового архитектурного стиля, не подавлявшего, а возвышавшего человека. Ренессансная архитектура требовала более глубоких тео­ретических, математических и инженерно-строительных знаний, в развитии которых наметился значительный сдвиг к концу XV в. Но уже Филиппо Брунеллески (1377—1446) разрешил чрезвычай­но сложную техническую задачу — возведение купола на Фло­рентийском соборе Санта Мария дель Фьоре. Построенные по его проекту церковь Сан Лоренцо, капелла Пацци и другие со­оружения во Флоренции отличает строгая гармония частей, со­размерность здания человеку. Первый крупный теоретик ренес­сансной архитектуры Альберти расширил ее проблематику, вклю­чив в нее градостроительство, ряд технических вопросов (декор, строительные материалы и др.), детально разработал на матема­тической основе учение о пропорциях. Свои теоретические поло­жения он применил в проектах палаццо Ручеллаи во Флоренции, церкви Сан Себастьяно в Мантуе, в других постройках.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.176.85 (0.004 с.)