Культура 10-13 в. Архитектура, живопись, декаративно-прикладное искусство.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура 10-13 в. Архитектура, живопись, декаративно-прикладное искусство.



До конца 10 в на белорусских землях не сущ.ествовало монумент.альной архитектуры, но были богатые традиции деревянного зодчества. Принятие христианства вызвало необходимость в возведении в городах нашего края культовых камен. храмов! Интересн. архитект. школа сложилась в Полоцке. Она вобрала в себя лучшие традиции как местной, так и Европейской культуры. Одним из самых известных строений Полоцка явл. Софийский собор (50-е годы 11 в.)Собор был построен Вс. Чародеем, как символ мощи Полоцкого кн-ва, богатства и символ рав-ва с Киевом и Новгородом. Соф. собор был большим в размерах (26x31 м), крестово-купольным храмом с 7 куполами. Храм был украшен фресками, в нем хранилась гос. козна, архив, библиотека. Там подписывались самые важные договора и хранилась печать Полоцкого княжества. Святая София – символ православия. Во времена сев. войны в храме был размещен пороховой склад, что привело к уничтожению собора в 1710 г. В середине 18 в. собор был перестроен в стиле Виленского барокко.

 

В 20-30 е годы 12 в. строится под Полоцком большой собор Бельчицкого монастыря. В его архитектуре ощущалось влияние Византийской школы. Он был украшен фресками и керамич. плиткой. В середине 12 в. по заказу Е. Полоцкой строится Спасо-Преображенская церковь Спасо-Ефрасиньевского монастыря (8-12 м). Эта церковь – первый памятник-храм, в котором Византийские традиции были переработаны в национ. духе. Всего в Полоцке в 12 в. было построено 10 храмов. 6 из них найдены в археологических раскопках. Они свидетельствуют, что в Полоцке сформировалась своя архитектурная школа, которая имела влияние на др. земли ( Новгород, Смоленск и др. городов). Еще одна архитектурная школа в г. Гродно. Характерный представитель этой школы – Борисо-Глебская церковь (Коложская кон. 12в.). Стены украшены фресками, а пол выложен плиткой. В верхней части стен вмонтированы сосуды-голосники, улучшающие акустику храма. Снаружи украшена плиткой и тесаным камнем в форме крестов и геометрических фигур. Такое оформление храмов не встречается больше нигде в храмовой архитектуре 12в. Всего учеными установлено существование около 5 храмов в г. Гродно (Княж. терем, Нижн. церковь и т.д.). Все это говорит о том, что в городе работал самобытный зодчий (неизвестно).

 

Гродненская архит. школа развивалось под влиянием Полоцкой и Волынской. Храмы строились на нашей территории в Витебске, Турове и др. Таким образом в 9-12 вв. на бел. землях сформировались архитектурные школы, которые опирались на местные традиции и опыт киевской и Византийской школ. В этот период были заложены основы градостроительства и оборонительного зодчества. Новые социально-экономические отношения, рост торговли и городов способствовали развитию ремесел, декоративно-прикладного искусства и т.д. В 12-13 вв. на наших землях насчитывалось около 60 видов ремесел (резьба по дереву, ювелирное, кузнечное, гончарное и т.д.) В производстве домашней утвари, оружия, украшений использовали дерево, железо, серебро, золото, стекло и т.д. Из дерева – ложки, гребни, из кости – гребни, шахматы, из камня – кресты, иконки, из золота – украшения. Славились своим умением ювелиры. Шедевр ювелирного искусства – крест, сделанный Лазарем Богшей в 1167г. 6-конечный крестдлинной 52 см. был украшен золотом, серебром, миниатюрами святых и орнаментами. По своим худ. качествам он не уступал лучшим примерам прикладного искусства того времени. В 1941г. он пропал Могилевского краеведческого музея. В 1997г. мастером Н. Кузьмичем была сделана копия.

 

С появлением гончарного круга более интер. и разнообразным стало стало производство посуды и др. изделий из глины (украшения, кирамич. плитка) В Полоцке, Турове, Гродно – изделия из стекла. С появлением христианства стала распространяться живопись (роспись храмов) – фрески Софийского собора, Спасо-Преображенской церкви и т.д. Полоцкие мастера были хорошо знакомы с классич. Византийской манерой письма использовали местные традиции. В 12-13 вв. у нас появл. иллюстр. рукописи, в которых находились рисунки – минатюры. Самая известная – Радзивиловская летопись (около 600 рисунков), Оршанское и Лавришеское евангелие. Жизнь наших предков была тесно связана с музыкой, песнями и танцами. Профессионалы, для которых искусство – средство существования, являлись скоморохи (жонглеры, актеры). Они участвовали в княж. застольях, военных походах и др. Среди муз. инструментов, на кот. играли, были трубы, дудки, гусли, рожки. Все это говорит о том, что в 9 – 13 вв. на бел. землях развивалась худ. культура, что особенно видно в архитектуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве.

 

6. Архитектура ВКЛ (14-18 в) , замки, церкви, крепости

В XIII веке за землях современных Восточной Литвы и Северо-Западной Беларуси образовалось государство, известное как Великое княжество Литовское. Вскоре оно уже включало в себя всю территорию современных Литвы и Беларуси, а также существенную часть территорий Украины (Волынь, Подолье, Киевщина, Черниговщина, Северщина, Дикое поле), России (Смоленщина, Брянщина) и Польши (Подляшье).

Ещё в пору Киевской Руси возникли города, ставшие впоследствии экономическими, административно-политическими, военно-оборонительными и культурными центрами Великого княжества Литовского. Определяющая особенность архитектуры и градостроительства этого времени ― оборонительный характер сооружений. Оборонительная система городов сочетала естественные преграды (крутые берега рек, склоны), искусственные укрепления. Детинец и город окружался рвом и земляным валом с укреплениями из брёвен. Такая система обороны соответствовала тогдашней тактике внезапных нападений. С распространением осадной тактики появился и новый тип оборонного зодчества — крепкие деревянно-земляные сооружения с внутриваловыми глиняно-каменными и деревянными конструкциями (Дрисса, Давыд-городок, Быхов, Гомель, Радошковичи, Глуск, Пинск, Сураж). Позже основой обороны многих городов (Владимир-Волынский, Каменец, Брест, Новогрудок, Крево и др.) стали многоярусные прямоугольные или круглые в плане каменные башни — «столпы»[1].

, а также перестраиваются из старых, чаще всего деревянно-земляных укреплений, крепости и замки на белорусских землях, на Волыни, в Подолии, в городах Вильне, Каменце-Подольском, Луцке[2].

Возводятся монастыри, которые становятся укреплёнными территориями: Жидичинский Николаевский монастырь близ Луцка (XIII в.), Загоровский монастырь близ Владимира-Волынского (XIV в.), Мылецкий Николаевский монастырь (Мыльцы на Волыни, XIV в.)[3],Витебский Свято-Троицкий Марков монастырь (XIV в.), Свято-Духов монастырь (1380-е гг.), Лукомльский Николаевский монастырь (XIV), Усвятский Свято-Духов монастырь близ Витебска[4], основанный второй женой великого князя Литовского Ольгерда Иулианией.

Получило распространение строительство частновладельческих замков регулярной или свободной в плане формы, на естественных или насыпных возвышенностях, с развитой системой обводнения (замок, построенный Витовтом в Гродно (1398), замок князей Чарторыйских в Клевани (1495), замок Радзивиллов в Олыке (1534), Тракайский замок (XIV), замки в Свирже (1485), Несвиже, Смолянах, Геранёнах). Они имели мощные стены и башни, ― последние служили и для жилья. Часто у замка имелся пристроенный к нему дворец с несколькими помещениями и замковой церковью. Интересен в стилевом отношении Луцкий замок с высокими прямоугольными в плане башнями и мощными, неприступными стенами высотой до 14 м. В плоских полуциркульных нишах, кое-где украшавших фасады башен, как и в двухступчатых с полуциркульными завершениями оконных проемах еще проступают черты древнерусской архитектуры. Но стрельчатые порталы свидетельствуют о влиянии готики. Большое впечатление производит крепость Каменца-Подольского (XV—XVI вв.), представляющая собой сложный архитектурный ансамбль, последующими перестройками приспособленный для защиты от артиллерийского нападения[5].

Для замковой архитектуры вплоть до XV в., до развития артиллерийской техники, характерны признаки, свойственные романскому зодчеству. Это было время, когда оборонная архитектура главенствовала и в строительстве, и в стилевых чертах. Но с развитием техники арбалетной, а позже пушечной, повышается высота башен и стен, усложняется композиция замковых комплексов.

Под влиянием фортификационного зодчества Италии, в Европе распространилось строительство укреплений бастионной системы, пришло оно и в ВКЛ (Заславль, Несвиж). Оборонительные замки, препятствовашие татарским набегам, встали от Восточного Подолья до Днепра. Из них выделялись Лидский замок (1330-е гг.), Рогачёвский замок королевы Боны Сфорца (XVI в.) с водяным рвом, земляным валом и мостом на цепях[6]. Крупнейшим же деревянным замком в южных землях ВКЛ был киевский, построенный зодчим Иваном Служкой в 1542: с 14-ю шестигранными башнями, из соснового дерева. В нём находились резиденция старосты, помещение для гарнизона, многочисленные служебные комнаты, четыре церкви, костёл. Стены замка были обмазаны глиной, оштукатурены и покрашены. Замок с 6-ю башнями, тоже из сосны, в 1544 возведён в Житомире. Самым небольшим в оборонительной линии был Черкасский замок (1549). В готическом стиле построены ворота городской стены с часовней в Вильне (Острая брама, 1503—1522).

Своеобразно проявились черты ренессанса в архитектуре замков и дворцов, строящихся в XVI — первой половине XVII вв. в поместьях магнатов. Например, башни XVI в. замка Острожских в Остроге увенчаны высокими аттиками и своеобразными «коронами» с развитой аркатурой и декоративным парапетом с фронтончиками, волютами и резным декором[7]. Те же черты мы видим в замках в Бережанах (1534—1554 гг.) и Меджибоже (XVI в.), в Ляховичах, Заславле, Любче[8]. Еще чётче ренессансные черты проявились, например, в замках в Олыке на Волыни с аттиком над воротами (1564)[9], в Збараже (1631), построенном (частично) по проекту выдающегося итальянского зодчего Винценцо Скамоцци, замок в Чашниках, в перестройке Мирского замка в конце XVI в[10].

Нынешняя столица Беларуси город Минск в начале XVII в. был обнесён земляным валом с бастионами. Длительное время город оставался деревянным. В XVII—XVIII вв. была построена двухэтажная каменная ратуша и несколько каменных храмов в стиле барокко (иезуитский костёл Девы Марии, костёлы монастырей бернардинцев и бернардинок). В 1795 в Минске было 11 каменных храмов и 6 деревянных.

Образцом оборонного замка ренессансного стиля можно считать и резиденцию Сенявских в Бережанах: в виде многогранника, к двум сторонам которого во дворе пристроены трёхэтажные жилые помещения, казарма и часовня. В 1586—1589 Крыштофом Радзивиллом построен Биржайский дворец-замок с искусственным озером. В XIV веке в Вильне построены несколько каменных замков для великих князей литовских (Виленские замки). В XIV в. возведёны Медницкий замок близ Вильны с толстыми двухметровыми стенами, пятибашенный замок в Орше (1398).

 

Франциск Скорина

Скорина Франциск Лукич (белор. Скарына Францыск (Францішак) Лукіч ) - выдающийся деятель белорусской культуры XVI в., основатель белорусского и восточнославянского книгопечатания. Учёный, писатель, переводчик, художник, доктор философии и медицины, поэт и просветитель. Скорина родился в "славном месте Полоцке", в купеческой семье. Точная дата его рождения неизвестна. Исследователь Геннадий Лебедев, опираясь на труды польских и чешских учёных, полагал, что Скорина родился около 1482 г., однако большинство исследователей считает, что Скорина родился в 1490 году - именно этот год послужил отправной точкой для объявления ЮНЕСКО 1990 года годом Скорины в честь 500-летия со дня его рождения. Обоснованием данной версии служит тот достоверный факт, что в 1504 году Скорина поступил в университет польского города Краков на факультет "семи вольных искусств", куда принимали по достижении 14 лет, но год рождения при поступлении в университет не записывался, т. к. не имел, очевидно, существенного значения. Не исключено, что Студентом был студентом-переростком. Возможно, отсюда и берёт начало исключительная серьёзность, с которой он относился к учёбе.

 

Отец Скорины, купец "средней руки" Лука Скорина, вёл во многих городах торговлю шкурами и др. товарами. Рассказы отца об опасности дальних дорог, экзотике земель и городов, порядках, нравах и обычаях в разных странах составляли духовную атмосферу детства Скорины, что пробуждало у него желание познать мир и постичь науки, которые этот мир объясняли и подсказывали человеку, как в нём ориентироваться. Предполагают, что первоначальное образование Скорина получил в доме родителей, где научился читать по Псалтыри и писать буквами кириллицы. От родителей он перенял любовь и уважение к родному Полоцку, название которого позднее всегда подкреплял эпитетом "славный", привык гордиться людьми "посполитыми", народом "языка русского", а затем пришёл к мысли дать соплеменникам свет знаний, приобщить их к культурной жизни Европы. Чтобы заниматься наукой, Скорина должен был знать латынь - тогдашний язык науки, - поэтому есть основания предполагать, что он определённое время учился в школе при одном из католических костёлов в Полоцке или в Вильно.

 

После двух лет учёбы в Краковском университете Скорина был удостоен учёной степени бакалавра философии, о чём свидетельствуют акты, обнаруженные более ста лет назад.

Издательскую деятельность начал в Праге, где напечатал 23 иллюстрированные книги Библии в переводе на старобелорусский язык.

В начале 1520-х годов переехал в Вильно и основал типографию. В ней напечатаны «Малая подорожная книжица» и «Апостол».

Белорусское книгопечатание началось сразу на европейском уровне. Ренессансные издания Скорины выделяются высоким качеством печати, характерными художественными, гравюрными и орнаментальными украшениями, шрифтом и другими компонентами издательской эстетики и мастерства. А комментарии к изданиям были рассчитаны на восприятие простыми («посполитыми») людьми. В предисловиях Скорины прослеживаются приметы других литературных жанров, которые позже получили развитие в белорусской литературе и письменности.

Книги Скорины оказали значительное влияние на духовную культуру Беларуси и Украины, стимулировали возникновение книгопечатания в Московском государстве, распространялись в многочисленных рукописных копиях.

Умер Скорина около 1551 г., точная дата смерти и место захоронения неизвестны.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.227.34 (0.011 с.)