Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические условия и социально-политические причины формирования ренессансной культуры Украины

Поиск

В XIV-XVI вв. культура на территории современной Украины развивалась в чрезвычайно сложных условиях. К ним следует отнести разобщенность земель, отсутствие единого политического центра, соци-альное и национальное угнетение. Вместе с тем, это время форми-рования украинского этноса, активизации его борьбы против польско-литовского господства, деятельности братских школ и православной церкви, зарождение украинского казачества.

В результате полонизации украинская культура оказалась перед угрозой полного уничтожения. Поэтому все культурные процессы про-текали в прямой зависимости от интересов национально-освободи-тельной борьбы. Необходимо было объединить усилия, чтобы противо-стоять всем негативным угрозам. Важную роль в активизации националь-ного самосознания выполняли православная церковь, братства, казачест-во, а также чумаки и кобзари, которые сохраняли и оберегали традиции древнерусской культуры, язык и веру.

Главным историческим условием возникновения укра­инского казаче-ства как общественного сословия и вооружённой силы было отсутствие собственной этнической государственности, социальное угнетение, наци-ональные и религиозные притеснения. Все это способствовало массо-вому переселению и активному освоению территорий за днепровскими порогами. В результате сформировался особый тип человека – «воина-хозяина», который в любой момент мог оставить свой промысел и с оружием в руках отразить нападение врага.

За время своего существования, казачество стало той силой, которая защищала православные и культурные традиции украинского народа; способствовала формированию украинской государственности; освоило пустынные степные земли; внесло главный вклад в освобождении Украины от власти Речи Поспо-литой.

Кроме казачества, характер духовной жизни украинцев определяло появление социальных слоев чумаков и бандуристов (кобзарей). Чумаки воплощали человеческую неугомонность, непоседливость. Их всегда манили дороги, путешествия. Кобзари возрождали народный героический эпос в форме исторических песен и дум. Они оживляли духовное пробуждение украинского народа, сопровождали казаков в походах, поднимали их боевой дух. Думы и исторические песни имели большое воспитательное значение: они прославляли народных героев, призывали к борьбе против иноземных поработителей, воспевали подвиги, мужество, отвагу. Далеко не все думы дошли до нашего времени. Из самых извест-ных это ─ «Дума о казаке Голоте», «Байда», «Маруся Богуславка».

В национально-освободительной борьбе активно принимали участие все слои украинского общества: аристократия, духовенство, мещане и крестьяне, которые вместе с православной церковью старались сберечь народную культуру и возглавить движение борьбы против польской и католической экспансии.

 

Братства и их роль в развитии национальной культуры

После полонизации значительной части славянских земель, украинская культура оказалась перед угрозой полного уничтожения. Поэтому необходимо было объединить усилия, чтобы противостоять всем негативным угрозам. Наряду с вооруженными выступлениями, широко развернулась идеологическая борьба, которая пронизывала все культур-ную жизнь Украины этого периода. Важную роль в этих процессах играла деятельность братств, которые оберегали традиции древнерусской куль-туры, язык и веру.

Историки предполагают, что братства возникли еще во времена средневековья для того, чтобы содержать церкви, поставляя им свечки, иконы и книги. Это были организованные общества, в которых предусма-тривались ежегодные выборы старших, главою братства мог быть только самый достойный его член. Братства проводили обязатель-ные ежеме-сячные сборы, платили взносы и решали спорные вопросы на общинных судах. Большое значение братства предавали воспитанию и формиро-ванию моральных качеств.

Среди членов братства не допускались ссоры и пьянки, для всех было обязательно придерживаться правил поведения, уважение к старейшим, честность и любезность. Благотворительность была нормой жизни, и поэтому братства быстро завоевали уважение и популярность в народе. Они заботились о вдовах и сиротах, поддерживали больницы и предоставляли своим членам беспроцентные ссуды. Братства решительно выступали против патроната, против польско-католической пропаганды, против национальных и религиозных ограничений украинцев, против антиморальной жизни духовенства. Однако ситуация в Украине после Люблянской унии 1569 г. и Брестской унии 1596 г. породила новую форму братской деятельности. Их первоочередной задачей стала защита украинского православия. Они взаимодействовали между собой и рас-пространяли необходимую литературу. Постепенно братская органи-зация приобрела «всесословный» характера. Имея в своем составе родовитых и состоятельных людей, братства набирали политический вес.

В XVI ст. самым сильным и влиятельным было братство при Успенском соборе в городе Львове. Оно служило образцом для других братств, которые возникали на Галичине, Рогатине, Ярославе, в Луцке, Киеве и др. В 1586 г. Львовское братство открыло первую школу, где изучали поэтику, риторику, основы философии, славянский, греческий языки. Помимо литературной образованности ученики получали знания по математике, астрономии, музыке. Очень высокие требования предъяв-лялись к учителям-дидаскалам, которые должны были представлять собой образец добродетелей. Главной задачей школы было подготовить новых духовников, учителей и писателей, которые словом и делом могли послужить обществу.

Культурно-образовательное и общественно-политическое братское движение постепенно распространилось с запада на восток. В начале XVII в. культурной столицей стал Киев, куда перебралась значительная часть активных деятелей украинского братского движения.

В Киевской братской школе учились представители фактически всех сословий: мещане, казаки, мелкая шляхта, низшее духовенство. Дети из бедных семей и сироты учились бесплатно за счет добровольных пожертвований. Заимствуя такие элементы западноевропейской системы образования как диспуты, декламации, представления на библейские сюжеты, учителя старались сохранить свою национальную специфику.

Распространение школ и книгопечатания активизировало нацио-нальное самосознание украинцев. Сотни братчиков становились стран-ствующими учителями. Кроме знаний, они несли чувство собственного достоинства и непримиримость в борьбе. С возрастающей решитель-ностью сопротивлялись польским религиозным традициям.

Деятельность братств и братских школ позволило украинскому наро-ду, сохранить свои исконные традиции, самобытную культуру, чувство собственного достоинства. Братские школы оказались фундаментом для дальнейшей образовательной системы Украины.

 

Образование и культура Украины во времена Литовского княжества и Речи Посполитой. (XIV-XVI вв.)

Созданием высшей школы первым занялся князь Константин Острожский ─ волынский магнат, занимавший высокие правительствен-ные должности. Понимая значение образования, он основал в своем имении в 1576 г. школу, известную под названием Острожской акаде-мии. Чтобы обеспечить школе высокий статус, К. Острожский пригласил преподавать в ней выдающихся украинских и иностранных ученых. Возглавил Академию Г. Смотрицкий. В Острожском культурно-образова-тельном центре преподавания сочеталось с научной, переводческой и издательской деятельностью. Обучение осуществлялось по распростра-ненной в Европе системе «семи свободных искусств». Здесь изучались богословие и философия, математика и астрономия, диалектика и логика, старославянский, польский, греческий и латинский языки. С 1576 г. Нача-ла действовать типография Ивана Федорова, в которой издали более 30 наименований книг. В академии учились будущий гетман Петр Кона-шевич-Сагайдачный и ученый писатель Мелетий Смотрицкий.

Острожская академия оставила значительный след в истории образования и духовной жизни Украины. Ее весомой культурной досто-примечательностью было издание в 1581 году на славянском языке полной художественно иллюстрированной Библии, текст которой употре-блялся при богослужении в православных церквях. Острожская академия, давая образование местной молодежи, стала образцом для других школ. В ней подготовили целую плеяду известных культурных и церковных деятелей, писателей-полемистов и переводчиков

Уже с середины XIV в. много украинцев ездили на обучение в евро-пейские университеты, а также принимали активное участие в тогдашних культурных процессах. В 1483 г., в Риме вышла в свет первая (из известных до сих пор) печатная книга, автором которой был украинец ─ Юрий Дрогобыч-Котермак (1450 ─ 1494 гг.). Он получил начальное образование в Дрогобыче, среднее ─ во Львове, а степень бакалавра и магистра в Краковском университете. В Болонском университете он стал первым украинским доктором искусств и доктором медицины, препо-давал медицину и астрономию. В 1481 ─ 1482 годах был ректором Болон-ского университета ─ в то время центра передовых гуманистических течений, прежде всего в естествознании и философии. Юрий Дрогобычпервый отечественный автор печатной книги. Его научная деятельность была известна во многих странах Европы, его труды хранятся в библиотеках и архивах Франции, Германии, Италии, Польши.

Другой знаменитый украинский поэт-гуманист, педагог ─ Павел Процелер (Русин) (1470 ─ 1517) происходит из города Кросно (ныне воеводство Польши). Он учился и преподавал в Краковском универси-тете, имел ученую степень магистра, которая давал ему право возглав-лять кафедру римской литературы. Павла Русина считают первым поэтом-гуманистом Украины, хотя писал он на латыни. Парадокс древнеукраинской литературной жизни состоял в том, что православное духовенство (немало поэтов тех времен были священниками), которое сопротивлялось католицизму, было обучено и учило своих воспитанников в латинском духе. Латинским языком написаны едва ли не все лучшие произведения древнеукраинской поэзии под влиянием идей Возрождения, которые приходили в украинскую культуру вместе с латынью.

К выдающимся украинским гуманистам относится и Станислав Ореховский-Роксолан (1513 ─ 1566 гг.). Начальное образование он получил в Перемышле, а дальше учился в Краковском, Венском, Виттен-бергском, Падуанском, Болонском университетах. Во время учебы в Виттенбергском университете С. Ореховский познакомился с основате-лем реформационного движения в Европе М. Лютером. Подавляющее большинство ученых считает именно Станислава Ореховского основа-телем полемической литературы. Он был талантливым оратором, публицистом, историком, философом. Центральным принципом гуманиз-ма Ореховского была идея общего блага, основу которой состав-ляяют патриотизм, служение государству, общественная активность. Наиболь-шее значение он отдавал патриотизму, который возводился в ранг выс-шей добродетели.

Наряду со Станиславом Ореховский работала целая плеяда блестя-ще образованных украинских гуманистов. Иван Туробинський-Рутенец внес значительный вклад в развитие науки правоведения. Получив образование в Краковском университете, впоследствии стал профес-сором и ректором этого университета. Григорий Чуй-Русин также получил образование в Краковском университете. В течение жизни рабо-тал ректором коллегии в Перемышле, преподавал поэтику и риторику, был профессором Краковского университета. Стихи Григория Чуй-Русина приобрели европейскую известность.

Основатели украинской гуманистической культуры Юрий Дрогобыч, Павел Русин из Кросна, Станислав Ореховский, Григорий Чуй-Русин и другие внесли весомый вклад в развитие правоведческой науки. В числе первых в европейской философской мысли они отрицали божественное происхождение власти, высказывали идеи просвещенной монархии, ограничения ее власти законом, выступали против подчинения светской власти духовной. Деятельность украинских гуманистов оставила заметный след в истории украинской культуры, способствовала развитию и распространению патриотических чувств, пробуждению национального сознания, распространению просвещения и научных знаний в Украине.

Идеи Возрождения и Реформации нашли отражение в украинской полемической литературе конца XVI ─ начала XVII в. В это время было создано около 140 крупных полемических сочинений, из которых около 80 написано католиками и униатами, около 60 - православными. Среди наиболее известных полемистов выделяют творчество Христо-фора Филалета, Стефана Зизания, Ивана Вышенского, Мелетия Смо-трицкого и др. Полемисты разделяли реформационные идеи о демократиизации церкви. Они исповедовали идеалы добра, справедли-вости, честности, свободы совести, были настоящими патриотами своего народа.

Развитие образования стимулировал появление первых учебников, которые показали достаточно высокий уровень учебно-методической работы в украинских учебных заведениях. В 1591 г. во Львовской брат-ской школе на двух языках (украинском и греческом) была издана греко-славянская грамматика «Адельфотес» («Братство»), по которой ученики учились греческому и старославянскому языкам. В 1596 г. в Вильне напечатана «Грамматика словенская», автором которой был препода-ватель Львовской братской школы Лаврентий Зизаний. Там же в 1619 г. вышла «Грамматика словенская» Мелетия Смотрицкого. По этому учебнику, который М. В. Ломоносов называл «вратами учености», около 150 лет (до конца XVIII в.) обучались языку учащиеся православных школ. Большое значение имела книга ученого-лингвиста П. Беринды «Лексикон словено-российский и имен толкования» (Киев, 1627 г.). В этой книге были переведены со славянского на украинский язык около 7 тыс. существи-тельных с толкованиями.

Важнейшим событием середины XVI в. стало создание «Пересопницкого Евангелия» ― выдающейся рукописной памятки украинской духовной культуры. Эта книга, прежде всего, прорыв в средневековом сознании. И, одновременно, адаптация книжного церковнославянского языка к живому народному украинскому языку.

Весомая роль в развитии образования принадлежиткнигопечатанию. Появление книгопечатания ─ значительная веха в развитии культуры украинского народа, серьезный фактор в формиро-вании национального сознания. Печатная книга, кроме своего функцио-нального назначения, основала и новый этап в истории культуры – искус-ство книгопечатания. Собственно, книгопечатание стало одновременно и проявлением гуманистических тенденций в украинской истории и оружием представителей отечественного гуманизма в борьбе за независимость. Печатная книга составляла синтез графического искусства и полиграфической техники. Первые книги, печатные кириллицей, появились в 1491г. в Краковской типографии, просуществовавшая недолго, поскольку сразу возникли трения с католической церковью. Однако книги из этой типографии успели распространиться на Украине. В начале XVI в. (1517 ─ 1518 гг.) печатание книг кириллическим шрифтом стал издавать белорусский ученый Франциск Скорина. В 1572 г. русский первопечатник Иван Федоров прибыл во Львов и при поддержке граждан организовал типографию, в которой в 1574 г. напечатал «Апостол» и тем самым положил начало развитию книгопечатания в Украине. Одновременно с «Апостолом» И. Федоров издал учебные книги – буквари. Переехав в Острог, И. Федоров воплотил мечту князя Константина Острожского, решившего издать полный текст Библии. Тогда же были напечатаны «Букварь», «Новый Завет» и «Псалтырь», «Хронология» Андрея Римши.

Следующим этапом в развитии книгопечатания является деятель-ность Львовской братской типографии. Львовская типография продол-жала традиции отечественной печати, но ее деятельность не является формальным подражанием печатной практики. В первых своих изданиях типография Львовского братства попыталась реформировать церковно-славянский кириллический шрифт. И хотя изменения касались лишь прописных букв, значение этого события было весомое.

С 1615 г. развернула свою деятельность типография Киево-Печер-ской лавры, основанная архимандритом Елисеем Плетенецким. За несколько лет она стала самой мощной в Украине, отличалась разнообразием тематики и высокохудожественным уровнем изданий. Здесь печатались П. Конашевич-Сагайдачный, К. Сакович, З. Копыстен-ский П. Беринда. Таким образом, наряду с усвоением и развитием тради-ций книгопечатания Ивана Федорова, в конце XVI ─ начале XVII в. Украин-ские мастера вели поиски новых средств и элементов как в организации печати, так и в оформлении книг. Попытка реформировать церковнославянский кириллический шрифт, обогащение книги новыми высокохудожественными украшениями, в которых сочетались элементы искусства Возрождения с творчеством украинских народных мастеров, свидетельствуют о плодотворном развитие книгопечатания в данный период.

Идеи Ренессанса постепенно нашли воплощение в украинской художественной культуре. Произошло разделение искусства на профессиональное и народное. Появление профессионального искусства обусловило потребность в квалифицированных специалистах, широкому применению европейского эстетического опыта. Новый взгляд на искус-ство сопровождался особым вниманием к человеку, его индивидуальным способностям и душевному состоянию.

Архитектура и строительство XIV-XVI вв. подчинялись задаче оборонной политики и были связаны с характером укрепления городов. В этот период активно развивались города, что стимулировало инженерно-архитектурную мысль. Второй причиной, ускорившей градостроительство, было введение магдебургского права, которое укрепляло самоуправление и открывало простор для цеховой организации ремесленничества.

Велось строительство замков, монастырей, которые напоминали крепость; каменных костелов, коллегиумов. Одним из красивейших зданий этого времени является кафедральный Собор Св. Юра (Львов, готика), костел бернардинцев. Особое развитие получила скульптура, которая широко применялась при оформлении фасадов жилых домов и надгробиях.

Расцвет украинской архитектуры приходится на XVI – XVII вв., когда утверждались новые идеалы красоты. Построенные в это время роскошные дома и церкви в Львове стали не только великолепными образцами искусства, но и позволили назвать этот период «золотым веком» львовского Ренессанса.

Таким образом, архитектура в Украине приобрела национальные черты и была неотъемлемым достижением общественного быта украинцев.

В XI-XVI вв. традиционная иконопись постепенно отходила от византийских канонов. Наиболее популярными сюжетами становятся изображения воинственных святых, в частности Юрия Победоносца и сцен «Страшного суда». Композиции дополняются новыми сюжетными элементами, детализацией обстановки реальных и мифических событий, новыми цветовыми решениями, усиленным акцентированием декоратив-ных элементов и выразительностью рисунка. Влияние ренессансных идей особенно заметно в иконе «Пантократор с апостолами» мастера XV в. Димитрия, изобразившего физически сильного человека.

Со второй половины XVI в. в изобразительном искусстве прослеживается отход от религиозной тематики, появляются сюжеты, заимствованные из реальной жизни. Новыми жанрами стали пейзаж, портрет, батальная живопись. Художники больше обращались к реальной жизни, природе, писали бытовые сцены и портреты.

В конце XVI ст. во Львове появились цеховые организации худож-ников, что содействовало развитию светских жанров, подготовке высокопрофессиональных мастеров изобразительного искусства. Выдаю-щимися художниками XVI ─ первой половины XVII ст. были В. Стефано-вич, Ф. Сенькович, Л. Пилипович, С. Корунка.

В XVI в. зарождается театральное искусство. Оно связано с появлением настоящих стихотворных школьных драм с режиссурой, декорациями и костюмами, где преобладали религиозные и мифоло-гические сюжеты. Актерами были ученики братских школ и студенты коллегий. Одновременно со школьным, получили развитие кукольный и драматический театры.

Определенный качественный скачок развития переживала в Украине музыкальная культура, основой которой оставалась устное народное песенное творчество. Тексты и мелодии песен и дум составля-ли народные поэты и композиторы ─ кобзари и бандуристы, которые сами же и исполняли эти произведения. Самыми распространен-ными народными инструментами были бандура, кобза, цимбалы, скрипка, свирель, дудка. В Карпатах ─ трембита. При церквях и монастырях, в братских школах и поместьях магнатов существовали хоровые капеллы. Популярными стали хвалебная торжественная песня и трехголосная хоровая без инструментального сопровождения – кант.

Подводя итог развития культурной жизни в Украине в конце XIV ─ начале XVII в., следует отметить, что в украинской культуре перекре-щивались влияния культур Востока и Запада, идеи Возрождения, гумма-низма и Реформации. Они нашли в Украине благоприятную почву в условиях жесткой борьбы за национальную государственность и дали прекрасные всходы в виде возрождения национальной культуры конца XVIII – начала XIX вв.

 

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте основные черты культуры Возрождения.

2. В чем особенности гуманизма Возрождения?

3. Каковы результаты реформационной борьбы?

4. Сравните искусство итальянского Возрождения и Северного Ренессанса. В чем заключается их специфика?

5. Охарактеризуйте социально-политическую ситуацию, которая сложилась в XIV ─ начале XVII в. в украинской культуре.

6. Какие социальные слои украинского общества принимали актив- ное участие в национально-освободительном движении в литовско- польский период?

6. Охарактеризуйте деятельность братских школ. Каково историчес- кое и культурное значение их деятельности?

7. С формированием каких высших учебных заведений связан про- цесс становления украинского образования в XV – начале XVII вв.

8. Какие изменения под влиянием идей гуманизма происходили в украинской художественной культуре в литовско-польский период?

Литература: основная [1, с. 56–66, 106–123; 4, с. 83–91, 137–144];

дополнительная [22, с. 99–117, 292–310; 11, с. 125–150; 7, с.89–100, 185–200; 21, с. 96–145].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.178.162 (0.016 с.)