Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наростание кризисных явлений в культуре глобализу- рующегося мира↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ХХ в. вошел в историю культуры как век мировых войн и экономии-ческих катастроф, обусловившие изменение парадигмы мышления и системы ценностей. Это изменение может быть определено понятием кризиса гуманизма как системы взглядов, что более всего ценит человека как личность, ее право на свободу и счастье, а нормой отно-шений между людьми считает принципы равенства, справедливости и человечности. В рамках ХХ в. выделяют несколько периодов: Первый период пришелся на рубеж XIX – н. XX вв. (1917 г.) – в это время шло формирование индустриальной цивилизации. Состоялась вто-рая научно-техническая революция (НТР), давшая миру телефон, теле-граф, радио, электричество, самолет, автомобиль и другие достижения науки. Новые открытия в области различных областей научных знаний нашли применение в техническом производстве. Прогресс в индустрии сопровождался изменениями в финансово-кредитной сфере, социальной структуре общества, политической и культурной жизни. Второй период это 20 – 30 годы связан с образованием новой политической формы устройства – социалистической, ставшей антагонис-том для капиталистической системы. Третий период это послевоенные 40-е годы и вся вторая поло-вина ХХ в., когда происходил подъем национального самосознания. Полу-чили распространение гуманистические принципы и идеалы. Ставшая мировой наука, создала условия для интенсивного развития техники. На-чалось активное исследование космического пространства. Четвертый период – с конца ХХ в. связан с переходом развитых стран мира от индустриального общества к постиндустриальному. Этот переход был связан с увеличением роли информации, базирующейся на новой интеллектуальной технологии. Появилась возможность осущест-влять обмен информацией с помощью компьютерных терминалов и добиться широкой социальной однородности. В результате сложилось понятие «информационное общество», для которого характерен высо-кий уровень развития промышленного производства, ориентирован-ного на массовое производство товаров длительного пользования (теле-визоров, автомобилей и т. п.). Появление телевидения осуществило небывалый по масштабам переворот в сознании, сравнимый разве что с изменением картины мира после полета человека в космос. Однако телевидение не только раскры-ло новые горизонты познания мира (человек получает через него огром-ное количество различной информации), но и сформировало новое мышление, которому присущи фрагментарность, эпатажность, произ-вольность. Сейчас в развитых странах мира продолжается процесс создания постиндустриального общества, для которого характерны: создание инфраструктуры сервиса, доминирование в обществе научно-технических специалистов, создание новой «интеллектуальной» техники. Компьютеризация и развитие разветвленных информационных се-тей позволяет говорить «глобальной электронной цивилизации» на базе телевидения, компьютерной службы и энергетики. Благодаря техническому прогрессу возникли новые формы и виды искусства (электронная музыка, компьютерная графика), приобрели популярность массовые художественные зрелища, спорт стал сближаться с искусством. Однако, наравне с достижениями современная культура противоре-чива и конфликтна. Можно выделить ряд антиномий: свобода и насилие, элитарность и массовость, плюрализм и унификация, технизация и гумма-низация. Ученые бьют тревогу по поводу экологического состояния плане-ты. Философы, публицисты предупреждают о бедах, связанных с поте-рей духовности людей.
8.2. Экспансия «массовой культуры» и ее влияние на совре- менное украинское общество Экспансия «массовой культуры» и ее влияние на современное украинское общество. Широкое распространение в ХХ в. получила массовая культура. Ее возникновение обусловило расширение воздействия культуры на людей через средства массовой коммуникации. Своим развитием она обязана процессам «массовизации сознания», когда человек ощущает себя только частью массы, а не отдельной индивидуальностью и процессам коммерциализации, когда произведение искусства становится источником прибыли. Одним из первых этот феномен исследовал испанский философ X. Ортега-и-Гассет в знаменитой работе «Восстание масс». Носите-лям «массового сознания» он противопоставил элиту – «творческое меньшинство». Если первые ─ только потребители культуры, не отличаю-щиеся высокими вкусами, то другие ─ творцы культурных ценностей, добровольно берущие на себя ответственность за развитие культуры и состояние общества в целом. Сегодня массовая культура выполняет важнейшие функции: компен-саторную и развлекательную. Поскольку современный человек живет в очень быстром ритме, затрачивает много физической, психической, интеллектуальной энергии, то при таком ритме человек нуждается в компенсации потраченной энергии, что с успехом и делает массовая культура. Мир массовой культуры очень привлекательный, не вызывает чувства «надлома» и этим сполна помогает «восстановиться» современ-ному человеку. Кроме этого, позитивным моментом массовой культуры является то, что она первая обратилась к тем темам и проблемам, которые ранее были запретными (проблемы интимной жизни, пьянства, наркомании, проституции, СПИДа и др.) и обозначила необходимость их решения. В этом состоит одна из специфических черт нашей отечественной массовой культуры. Но в то же время, массовая культура направлена на удовлетво-рение духовных вкусов и потребностей массового человека и это делает ее уровень усредненным. Поскольку она не глубоко отражает те темы и проблемы, к которым она обращается, то культурная политика в каждом государстве (в т. ч. и Украине) должна поддерживать развитие высокой культуры. В целом, массовая культура ─ явление, которое нельзя однозначно интерпретировать как позитивное или негативное. При этом, сегодня, в ХХI в. все более осложняется проблема поиска альтернативы рассчитан-ному на так называемый «массовый вкус»: вплоть до формирования скептического взгляда не только на возможность, но и на необходимость подобного «противовеса», потому что постмодернистская доктрина доста-точно охотно отрицает плодотворность мышления «альтернативами». 8. 3. Постмодернистская модель мира в мировой и украинской интерпретациях Со второй половины ХХ века началось время постмодернизма. Его появление было обусловлено продолжением абстракционистских экспериментов. И хотя на первый взгляд его художественные приемы не отличаются от модернистских, однако философская основа принципиаль-но меняется. (Ж.-Ф. Лиотар, Р. Барт, Ж. Делез, Ж. Бодрияр, Ж. Деррида). Постмодернизм признает неустранимость языковой обусловлен-ности сознания, неизбежность вторичности всего, что создается в культу-ре. Символом постмодернистской культуры становятся кавычки, так как утверждается неизбежность цитирования и повторения. Потеря чувства новизны и полноценности творчества компенсируется господством игро-вого начала в культуре, свободной от всяческих иерархий. Постмодернизм, в отличии от модернизма, антиутопичен, то есть не обращен в будущее, не предлагает ничего нового, а скорее обращен к прошлому. Эпоха постмодерна отмечена тотальным кризисом веры в разум, науку, прогресс, демократию, бога. Это объясняется наличием огромного количества социальных катастроф, которые подорвали веру в творческие возможности человеческого разума. Переориентация экономики от товаропроизводства на сферу обслуживания. Превращение информации в основной продукт производства, глобализация социального и информационного пространства, создание параллельного виртуального мира и возвращение архаических принципов (национальный и религиозный фундаментализм) – вот объективные предпосылки постмодернизма. Для постмодернизма свойственно: 1. Поиски универсального художественного языка. 2. Сближение различных художественных направлений, эклектизм, коллажность, компиляция. 3. Идеи пессимизма и абсурдности. 4. Отсутствие единых правил, требований при создании конечного результата творчества, стилевой синкретизм, цитатность. 5. Ориентация на все слои общества (и массу и элиту). 6. Влияние с помощью искусства на все сферы деятельности: поли- тику, религию, мораль, философию. 7. Признание невозможности познания и осмысления сущности человека и культуры рациональным путем; 8. Утверждение, что сущность человека и культуры познается в пограничных состояниях (чувство страха, беспокойства, приближения смерти). 9. Признание невозможности дать исчерпывающее определение культуре. Говоря об особенностях украинского постмодернизма, следует отметить то, что он является вторичным явлением по отношению к западному, так как не вырастает на почве глобальной информатизации общества. Его пространством преобразований становится прежде возрождение содержания национальной традиции, в частности барочной, классической, романтической, авангардной. Для деятельности отечественных литературных групп «Бу-Ба-Бу», «Лу-Го-Сад», «Новая дегенерация», «Пропала грамота» и др. характерно карнавальное шутовство, в котором иронической трансформации подвергаются устоявшиеся ценности. Герои романов Ю. Андруховича («Рекреации», «Московиада», «Перверзия»), книг О. Забужко профани-руют мир скорее от неспособности найти общий язык друг с другом, их плетение «словес» ─ скорее способ скрыть пустоту ихобыденности их бытия. Однако та же ирония порождает жизнеутверждающую стихию народного карнавала, как в спектакле «Энеида» в театре им. И. Франко в Киеве.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.70.99 (0.011 с.) |