Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Феномен античной культуры и ее характерные черты

Поиск

Античная культура включает культуру Древней Греции и Древнего Рима.

Периодами развития древнегреческой культуры являются:

Эгейский или крито-микенский (3─2 тыс. до н.э.)

1. Гомеровский, (11─8 в.в. до н.э.).

2. Архаический, (7─6 в.в. до н.э.).

3. Классический, (5─4 в.в. до н.э.).

4. Эллинистический, (3─1 в.в. до н.э.).

Основные черты Древнегреческой культуры:

Космоцентрическое мировоззрение Греки воспринимали Космос в качестве высшей силы, олицетворяющей порядок, гармонию, красоту.

Полисность – общественная жизнь в полисе вела к усилению социальных связей, стимулировала самосознание личности, имеющей право свободного выбора и осознающей себя равной среди равных. Такая сопричастность каждого к сообществу свободных граждан способ-ствовала созданию особой формы политического правления – демо-кратии.

Зрелищность (театр, спортивные соревнования, праздники в честь богов).

Публичность. Культура не была привилегией аристократии, благо-даря созданной системе образования и распространения письменности. Стремление к рациональному познанию мира способствовало переходу от мифологического к философскому типу мировоззрения.

Антропоцентризм. Центром системы культурных ценностей был человек – гражданин и воин, гармонично соединивший физическое совер-шенство и нравственную силу.

Основные принципы жизни древних греков:

Агональность – заключалась в стремлении к первенству, к состязательности. Проявлялась практически во всех сферах деятель-ности (в научной дискуссии, в философском споре, политических прениях, в различного рода состязаниях).

Софросинию – благоразумие, умеренность, сдержанность. Способ-ствовала формированию самоконтроля, ответственности, умению вла-деть эмоциями, инстинктами. («Человек – мера всех вещей»).

Калокагатию – стремление к всестороннему развитию и гармонич-ному единству духовного и физического в человеке. («Человек – венец природы», «Человек – мера всех вещей»).

Древнегреческую религию называют Олимпийской. Пантеон двенадцати богов возглавляла триада: Зевс, Посейдон, Аид. Отличитель-ной особенностью греческой религии было то, что она занимала скромное место в общем укладе жизни. Отсутствовала каста жрецов. Их должности были выборными. Строгая догматика в обрядах отсутствовала. Образы богов были антропоморфными, (т.е. человекоподобными), от мира людей их отличало только бессмертие. В честь богов проводились религиозные праздники, спортивные состязания (Олимпийские игры), театральные и другие зрелища.

Древнегреческая мифология была для древних греков содержа-нием и формой их мировоззрения. Она была неотделима от жизни этого общества. Это не только мир религиозных представлений, это мир греков вообще, это сложное и обширное целое, куда входят наряду с мифами также и исторические легенды, предания, сказочные сюжеты, литератур-ные новеллы, свободные вариации на мифологические темы. Греческая мифология отличается высокой художественностью и гуманизмом. В образах богов греки стремились воплотить свои представления о совер-шенном человеке, о господстве разума, закона, гармонии, порядка.

Древнегреческое искусство греков было в древнем мире первым проявлением живого, свободного художественного творчества, проникну-того стремлением к прекрасному, выражающего идеалы и дух целого народа и способного развиваться до высшей степени совершенства. Оно создало образ героя, существовавшего в гармонии с окружающим миром.

Древнегреческое изобразительное искусство прочно вошло в художественное развитие последующих времен. Его элементы живут в наше время. Основными архитектурными сооружениями классической Греции были храмы, театры, общественные здания. Выдающиеся образцы греческой архитектуры ─ храмы Парфенон и Эрехтейон выра-зили величие и славу Афинского государства. Признанными чудесами света являются Родосский Колосс, Александрийский маяк, храм Артеми-ды, гробница Мавсола, скульптура Зевса Олимпийского. В древне-греческой архитектуре последовательно сменились три архитектурных стиля: дорический, ионический и коринфский. Отличительной особен-ностью названных стилей была форма колонн ─ неизменного атрибута древнегреческих сооружений.

Наравне с архитектурой развивалась скульптура, в которой мастера стремились воплотить красоту тела и духовного мира человека. Извест-ными мастерами в классический период были Мирон, Поликлет, Фидий; в период эллинизма: Скопас, Пракситель, Лисипп.

Высокого уровня достигла драматургия. Оформились основные жанры – трагедия и комедия. Эсхил, Софокл, Еврипид в своих произве-дениях отражали различные стороны общественно-политической и духовной жизни. Родоначальником комедии считается Аристофан.

Культура древнего Рима охватывает время с VIII в. до н.э. до середины V в. н.э., и насчитывает три периода:

1. Царский, (8─3 в. до н.э.).

2. Республиканский, (3─1 в.в. до н.э.).

3. Императорский, (1─5 в.в. н.э.).

В Римской культуре все определяла идея о мировом господстве, реализация которой требовала особого воинствующего духа. Поэтому в римском обществе утвердилось убеждение о необходимости наличия дисциплины и твердых законов. Среди моральных качеств ценились мужество, включающее: смелость, гордость, достоинство, непреклон-ность. Сформировался стандарт «идеального гражданина», равняться на который должны были и войны и граждане. Особо почиталась верность (долгу, клятве) она определяла отношения между людьми. Поощрялась доблесть, так как с ее помощью можно было добиться общественного признания и «гражданской славы». В сознании людей утвердилась иерархия ценностей, где на первое место ставились качества и дела, направленные на благо отчизны. На второе – семьи. На третье – забота о собственном благе.

Религия. На раннем этапе в римской культуре возникли представ-ления о наличии огромного количества духов. Их отличительной чертой было отсутствие определенных образов. Они охраняли дом, очаг, скот, символизировали любой предмет, явления природы. На следующем этапе сложился пантеон земледельческих богов. Отношения к ним носили формально-договорной характер и были связаны с магией. Это привело к развитию жречества, среди которых самыми влиятельными, были понтифики. В IV в. до н.э. в результате завоевания греческой территории произошло заимствование Олимпийской религии. Сложился римский пантеон 12 богов, где ведущей триадой стали Юпитер (Зевс), Юнона (Гера) и Минерва (Афина). Боги приобрели антропоморфные черты. С I в. н.э. появились первые сказания о Христе («евангелие» ─ добрые вести). После долгих преследований и запретов христианство было легали-зовано в IV в. императором Константином.

Римское искусство. В Римской империи получили развитие виды искусства, которые воплощали идеи могущества государства и императоров. Это архитектура, исторический рельеф, скульптурный портрет. Римляне переняли у этрусков планировку городов, строитель-ство дорог, мостов, каналов, городских стен. Широко использовали в строительстве колонны, изобрели бетон, применяли арочные, сводчатые и купольные конструкции. Строили амфитеатры, термы, базилики, двор-цы, загородные виллы, триумфальные арки и колонны, акведуки, цирки. К наиболее известным историческим памятникам относятся Колизей, Пантеон – «храм всем богам», арка Тита, колона Трояна, Аппиева дорога, термы Каракалы.

Парадная статуя и скульптурный портрет отличались реалистич-ностью изображения.

Высокого расцвета достигли: философия (Тит Лукреций Кар, Сене-ка, Марк Аврелий); литература и поэзия (Вергилий, Овидий, Гораций); ораторское и театральное искусство.

Таким образом культура Древней Грециизаложила фундамент евро-пейской культуры (таблица 2).

 

Таблица 2

Сравнительная таблица показателей культуры Древней Греции и Древнего Рима

 

Древняя Греция Древний Рим
   
1. Полис (город-государство) 2. Типы правления: теократия; демократия; монархия. 3. Центр города – агора (пло-щадь, где решались все значимые вопросы) 4. Религия – языческая. В архаический период сформи- ровался пантеон 12-ти Олимпий-ских богов, где ведущей триадой являлись: Зевс, Посейдон, Аид). В эллинистический период наметилась тенденция к монотеиз-му. 5. Жречество выборное. 6. Основные принципы жиз- ни: коллективизм; агональность (стремление к лидерству, первенству), Софросиния (благоразумие); Калокагатия (гармония ду-ховного и телесного). 7. Культура высоко духов- ная, публичная, зрелищная (рели-гиииозные праздники, спортивные состязания, театр, соревнования     1. В этрусский период была полисная система (полис – циви-тас). Со ІІ в. до н.э. ─ единое государст-во, главный город – Рим. 2. Типы правления: монархия; республика. 3. Центр города – форум. 4. Религия языческая. На первом этапе отсутствовали образы богов, поклонялись духам (лары, манны, пенаты). Ведущими были дух домашнего очага – Веста и дух «входа и выхода», любого начала – Янус. На втором этапе происходило за-имствование богов всех завоеван-ных народов, особо почитались греческие боги, получившие рим-ские имена. Ведущей триадой ста-ли: Юпитер (Зевс), Минерва (Афи-на) и Юнона (Гера). На третьем этапе язычество было вытеснено христианской религии-ией (легализована в IV веке императором Константином) 5. Жречество составляло осо- бое сословие, наследовалось. 6. Основные принципы жизни Продолжение таблицы 2
   
певцов музыкантов, танцоров, чтецов). 8. Культ образования (академии, лицеи, гимназии). Большое внимание уделялось теорети-ческим и точным наукам. 9. Параллельно с мифоло-гическим мышлением получает развитие рациональное знание происходит становление филосо-фии (Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель). 10. Искусство реалистичное, воплощало культ красоты свобод-ной личности.Ведущие направле-ния: архитектура (храмовая),(три ордера колон: дорический, ионии-ческий, коринфский), скульптура, драматургия. Извест-ные представители: Скульпторы: Мирон («Дискобол»), Поликлет («Дорифор»), Фидий («Зевс Олимпийский», «Ника Самосрафийская»), Скопас(«Менада») Пракситель(«Гермес с Дионисом») Лисипп («Лаокоон», Перга-мский алтарь). Трагики: Эврипид, Софокл, Эсхил. Отец комедии – Аристофан.     определяла идея о мировом господстве Рима. Среди личных качеств ценились: мужество, бла-гочестие, гордость, верность Осо-бый статус приобрела свобода личности, права которой закреп-лялись юридическими законами (ХІІ таблиц). 7. Культура как и греческая публичная, зрелищная, (религиоз-ные праздники, пантомима, гладиаторские и бои с живот-ными), но менее одухотворенная. Она прагматична и политизиро-вана. 8. Римское образование дуб-лирует греческое. Высоко ценится риторика, ораторское мастерство (Цезарь, Цицерон, Плавт). Новации связаны с зарождением и развитием филологии, юриспруденции.Стало уделяться внимание прикладным наукам. 9.Философия использует идеи греческих мыслителей. (Известные римские философы: Лукреций Кар, Сенека, Марк Авре-лий). Происходит зарождение филологии, юриспруденции. Вни-мание уделяется прикладным наукам. 10. Ведущий вид искусства - архитектура, воплощающая идею могущества государства и импера Окончание таблицы 2
   
Поэты: Гомер, Гесиод, Сапфо. Математика: Евклид, Архимед. История: Геродот. Медицина: Гиппократ. Памятники архитектуры: Парфе-нон, Муссейон, Александрийский маяк, Родосский колосс, храм Артемиды.   торов (силы и власти). Ее основ-ное предназначение заключалось в общественно - гражданском строительстве. Был изобретен бетон. Применялись арочные, сводчатые, купольные конструк-ции («храм всем богам» ─ Пантеон). Ввели новые инжене-рные сооружения(акведуки, мос-ты, дороги (Аппиева), гавани, кре-пости, базилики, термы (Карака-ллы), амфитеатры (Колизей), цирки триумфальные арки (Тита), колоны (Трояна). Получили разви-тие парадная статуя, скульптур-ный портрет, рельеф. Литература: Овидий, Вергилий, Гораций. История – Полибий  

 

Античная культура является величайшим наследием. Она дала миру первые фундаментальные политические идеи о демократии, свободе, праве, заложила основы юриспруденции. Сохраняя мифологическо-религиозное восприятие, предложила рационально-философский способ познания. Созданные культу-рные ценности стали классическими эталонами. Оформились самостоятельные виды искусства: архитектура, скульптура, театр. А так же жанры: трагедия, комедия, лирическая поэзия. Произведения искусства приобрели собственную, эстетическую ценность и способствовали формированию высокой духовности человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.65.198 (0.007 с.)