Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Феномен античной культуры и ее характерные чертыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Античная культура включает культуру Древней Греции и Древнего Рима. Периодами развития древнегреческой культуры являются: Эгейский или крито-микенский (3─2 тыс. до н.э.) 1. Гомеровский, (11─8 в.в. до н.э.). 2. Архаический, (7─6 в.в. до н.э.). 3. Классический, (5─4 в.в. до н.э.). 4. Эллинистический, (3─1 в.в. до н.э.). Основные черты Древнегреческой культуры: Космоцентрическое мировоззрение Греки воспринимали Космос в качестве высшей силы, олицетворяющей порядок, гармонию, красоту. Полисность – общественная жизнь в полисе вела к усилению социальных связей, стимулировала самосознание личности, имеющей право свободного выбора и осознающей себя равной среди равных. Такая сопричастность каждого к сообществу свободных граждан способ-ствовала созданию особой формы политического правления – демо-кратии. Зрелищность (театр, спортивные соревнования, праздники в честь богов). Публичность. Культура не была привилегией аристократии, благо-даря созданной системе образования и распространения письменности. Стремление к рациональному познанию мира способствовало переходу от мифологического к философскому типу мировоззрения. Антропоцентризм. Центром системы культурных ценностей был человек – гражданин и воин, гармонично соединивший физическое совер-шенство и нравственную силу. Основные принципы жизни древних греков: Агональность – заключалась в стремлении к первенству, к состязательности. Проявлялась практически во всех сферах деятель-ности (в научной дискуссии, в философском споре, политических прениях, в различного рода состязаниях). Софросинию – благоразумие, умеренность, сдержанность. Способ-ствовала формированию самоконтроля, ответственности, умению вла-деть эмоциями, инстинктами. («Человек – мера всех вещей»). Калокагатию – стремление к всестороннему развитию и гармонич-ному единству духовного и физического в человеке. («Человек – венец природы», «Человек – мера всех вещей»). Древнегреческую религию называют Олимпийской. Пантеон двенадцати богов возглавляла триада: Зевс, Посейдон, Аид. Отличитель-ной особенностью греческой религии было то, что она занимала скромное место в общем укладе жизни. Отсутствовала каста жрецов. Их должности были выборными. Строгая догматика в обрядах отсутствовала. Образы богов были антропоморфными, (т.е. человекоподобными), от мира людей их отличало только бессмертие. В честь богов проводились религиозные праздники, спортивные состязания (Олимпийские игры), театральные и другие зрелища. Древнегреческая мифология была для древних греков содержа-нием и формой их мировоззрения. Она была неотделима от жизни этого общества. Это не только мир религиозных представлений, это мир греков вообще, это сложное и обширное целое, куда входят наряду с мифами также и исторические легенды, предания, сказочные сюжеты, литератур-ные новеллы, свободные вариации на мифологические темы. Греческая мифология отличается высокой художественностью и гуманизмом. В образах богов греки стремились воплотить свои представления о совер-шенном человеке, о господстве разума, закона, гармонии, порядка. Древнегреческое искусство греков было в древнем мире первым проявлением живого, свободного художественного творчества, проникну-того стремлением к прекрасному, выражающего идеалы и дух целого народа и способного развиваться до высшей степени совершенства. Оно создало образ героя, существовавшего в гармонии с окружающим миром. Древнегреческое изобразительное искусство прочно вошло в художественное развитие последующих времен. Его элементы живут в наше время. Основными архитектурными сооружениями классической Греции были храмы, театры, общественные здания. Выдающиеся образцы греческой архитектуры ─ храмы Парфенон и Эрехтейон выра-зили величие и славу Афинского государства. Признанными чудесами света являются Родосский Колосс, Александрийский маяк, храм Артеми-ды, гробница Мавсола, скульптура Зевса Олимпийского. В древне-греческой архитектуре последовательно сменились три архитектурных стиля: дорический, ионический и коринфский. Отличительной особен-ностью названных стилей была форма колонн ─ неизменного атрибута древнегреческих сооружений. Наравне с архитектурой развивалась скульптура, в которой мастера стремились воплотить красоту тела и духовного мира человека. Извест-ными мастерами в классический период были Мирон, Поликлет, Фидий; в период эллинизма: Скопас, Пракситель, Лисипп. Высокого уровня достигла драматургия. Оформились основные жанры – трагедия и комедия. Эсхил, Софокл, Еврипид в своих произве-дениях отражали различные стороны общественно-политической и духовной жизни. Родоначальником комедии считается Аристофан. Культура древнего Рима охватывает время с VIII в. до н.э. до середины V в. н.э., и насчитывает три периода: 1. Царский, (8─3 в. до н.э.). 2. Республиканский, (3─1 в.в. до н.э.). 3. Императорский, (1─5 в.в. н.э.). В Римской культуре все определяла идея о мировом господстве, реализация которой требовала особого воинствующего духа. Поэтому в римском обществе утвердилось убеждение о необходимости наличия дисциплины и твердых законов. Среди моральных качеств ценились мужество, включающее: смелость, гордость, достоинство, непреклон-ность. Сформировался стандарт «идеального гражданина», равняться на который должны были и войны и граждане. Особо почиталась верность (долгу, клятве) она определяла отношения между людьми. Поощрялась доблесть, так как с ее помощью можно было добиться общественного признания и «гражданской славы». В сознании людей утвердилась иерархия ценностей, где на первое место ставились качества и дела, направленные на благо отчизны. На второе – семьи. На третье – забота о собственном благе. Религия. На раннем этапе в римской культуре возникли представ-ления о наличии огромного количества духов. Их отличительной чертой было отсутствие определенных образов. Они охраняли дом, очаг, скот, символизировали любой предмет, явления природы. На следующем этапе сложился пантеон земледельческих богов. Отношения к ним носили формально-договорной характер и были связаны с магией. Это привело к развитию жречества, среди которых самыми влиятельными, были понтифики. В IV в. до н.э. в результате завоевания греческой территории произошло заимствование Олимпийской религии. Сложился римский пантеон 12 богов, где ведущей триадой стали Юпитер (Зевс), Юнона (Гера) и Минерва (Афина). Боги приобрели антропоморфные черты. С I в. н.э. появились первые сказания о Христе («евангелие» ─ добрые вести). После долгих преследований и запретов христианство было легали-зовано в IV в. императором Константином. Римское искусство. В Римской империи получили развитие виды искусства, которые воплощали идеи могущества государства и императоров. Это архитектура, исторический рельеф, скульптурный портрет. Римляне переняли у этрусков планировку городов, строитель-ство дорог, мостов, каналов, городских стен. Широко использовали в строительстве колонны, изобрели бетон, применяли арочные, сводчатые и купольные конструкции. Строили амфитеатры, термы, базилики, двор-цы, загородные виллы, триумфальные арки и колонны, акведуки, цирки. К наиболее известным историческим памятникам относятся Колизей, Пантеон – «храм всем богам», арка Тита, колона Трояна, Аппиева дорога, термы Каракалы. Парадная статуя и скульптурный портрет отличались реалистич-ностью изображения. Высокого расцвета достигли: философия (Тит Лукреций Кар, Сене-ка, Марк Аврелий); литература и поэзия (Вергилий, Овидий, Гораций); ораторское и театральное искусство. Таким образом культура Древней Грециизаложила фундамент евро-пейской культуры (таблица 2).
Таблица 2 Сравнительная таблица показателей культуры Древней Греции и Древнего Рима
Античная культура является величайшим наследием. Она дала миру первые фундаментальные политические идеи о демократии, свободе, праве, заложила основы юриспруденции. Сохраняя мифологическо-религиозное восприятие, предложила рационально-философский способ познания. Созданные культу-рные ценности стали классическими эталонами. Оформились самостоятельные виды искусства: архитектура, скульптура, театр. А так же жанры: трагедия, комедия, лирическая поэзия. Произведения искусства приобрели собственную, эстетическую ценность и способствовали формированию высокой духовности человека.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.106.174 (0.011 с.) |