Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Украинская культура княжеского периодаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Началопервого тысячелетия новой эры было наполнено рядом событий, имеющих историческое значение для развития украинской куль-туры. Это: объединение восточнославянских племен и образования централи-зованного государства ─ Киевской Руси (IX в.); победоносные походы русских князей и расширение государствен-ных границ; подъем культуры от непосредственного общения с хазарами, половцами, Византией и другими народами; введение христианства (988 г.) Еще задолго до начала Киевского периода Древняя Русь на Западе именовалась Гардарикой, «страной городов» и находилась на пере-крёстке различных торговых и культурных путей. То, что стало харак-терным для Западной Европы лишь в готический период Средневековья (ХII в.), на Руси просматривалось гораздо раньше: активизация городской культуры, деревянное градостроительство, наличие дощатых мостовых, обилие общественных мест (рынки, торговые ряды, постоялые дворы, ремесленные мастерские и т. д.), большое количество ремёсел и народ-ных промыслов, активная торговля. По многим показателям Древняя Русь в IX-X вв. уступала лишь Византии и Арабскому Халифату, значи-тельно опережая империю Каролингов и другие западноевропейские тер-риторииальные образования. Культура, сложившаяся в Киевской Руси, занимала пограничное, промежуточное положение между земледельческими цивилизациями Европы и кочевыми, культурами Азии. Сарматы, гунны, авары, позднее печенеги и половцы оставались варварскими народами. Поэтому Русь выступала в определённой степени щитом, ограждавшим Европу от натиска диких племен с востока. Потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития, культуры, языка. К моменту становления централизованного государства (IX в.) – Киевской Руси, родоплеменные отношения находились в упадке, ослабла власть племенных вождей, росла социальная дифференциация. Скла-дывались новые формы собственности на землю. Начался переход к феодализму. Однако его уклад отличался, от аналогичного, европейского. В отличие от Западной Европы, на Руси не сформировалась система вассальных отношений. Наследование вотчинных земель определялось по старшинству внутри рода. Земля не являлась объектом купли-продажи. Она находилась в коллективной собственности крестьянской общины, поэтому сохранялась относительная самостоятельность кре-стьянства. Распри князей не затрагивали низы общества, которые были к ним равнодушны. Свободные общинники-землевладельцы назывались смердами. К феодально-зависимому населению в Киевской Руси отно-сили рядовичей, закупов и изгоев. Холопы и челядь находились на поло-жении рабов. Социально-политическая культура на Руси в IX-X вв. включала в себя трёхступенчатую систему управления: Верхний уровень управления ─ князь. В его руках была сосредо-точена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и воен-ной власти. Средний уровень − совет племенной знати, главы родов («старцы градские»). Позже советниками князя стали «княжеские мужи» из верхуш-ки его дружины, которые получали титул воеводы, а с XI в. их называли боярами. Со временем возникли династии бояр, занимавших важные государственные должности. Также княжеская власть опиралась на постоянную военную организацию ─ дружину. Нижний уровень управления ─ народное собрание, «вече». Оно про-должало выполнять роль важнейшего инструмента влияния на государственную политику. В период правления Ярослава Мудрого в Киевской Руси сформи-ровались уделы. До этого земли хоть и имели своих князей, однако пребывали под властью киевского князя, составляли его вотчину. С этого времени удельные князья перестали платить дань Киеву и сами высту-пали в качестве старших в своих уделах. Такие преобразования привели к снижению авторитета и власти киевского князя. С 1132 года начался период феодальной раздробленности, которая стала одной из основных причин упадка великой державы 988 г. – принятие христианства. Для вхождения в европейское сообщество главным условием стало принятие христианства. Выбор восточной ветви христианства – православия – был опре-делен рядом причин. Во-первых: благодаря устойчивым политическим, экономическим и культурным связям Киевской Руси с Византией; Во-вторых: назревшей необходимостью этнокультурного объеди-нения всех земель и формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципах; В-третьих: желанием быть принятыми и признанными в христиан-ском мире. Проводя крещение Руси, князь Владимир учитывал и то, что в сис-теме византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение, зависела от императора. Для него было важ-ным, чтобы заимствование византийской культуры не лишало Русь самостоятельности. Привлекало его и то, что христианство по право-славному образцу не связывало богословие языковыми канонами. Византия разрешала оправлять религиозный культ на национальном языке, в то время как католическая церковь проводила богослужения только на латыни. Принятие христианства способствовало формированию нового мировоззрения. Центром общественной жизни стала церковь. Она пропо-ведовала новую идеологию и сплачивала народ на основе общих духов-ных и нравственных принципов.
3.3. Письменность и образование в Киевской Руси. Развитие литературы и науки В дописьменный период значительное место в фольклорной языковой традиции занимали эпические сказания о прошлом родной земли. К Х веку относится возникновение нового жанра – героического былинного эпоса. Главной темой былин Киевского цикла была тема борьбы с иноземными захватчиками, идея единства и величия Руси. Культурным переворотом было введение единой письменности. Славянская азбука ─ кириллица была составлена греками Кириллом и Мефодием на основе греческого скорописного письма. Кириллицей было записано много древнерусских документов. Книги были рукописными. Писали сначала специальной палочкой ─ стилем ─ на покрытых воском деревянных дощечках или на бересте, выдавливая буквы. Позже стали применять пергамент, на котором писали чернилами или киноварью. Бумага на Руси появился в конце XIV в., значительно позже, чем на Востоке (VI в.) и на Западе (XI в.). Почерк назывался уставом, язык – церковнославянским или старославянским. Кроме книжного, старославянского языка, который использовался в религиозной сфере, существовал древнерусский язык, который при-менялся в различных направлениях (как деловой, летописный, худо-жественный) и выполнял все государственные и светские культурные функции. Им писались разнообразные документы, велось частное и офи-циальное делопроизводство. Древнерусским языком были написаны «Русская правда», «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Поучения Владимира Мономаха» и многие другие летописи. Приобщение к письменной духовной культуре породило культ книги на Руси, почитавшейся одной из высших ценностей. Не варварская воинственность, а духовная мудрость стали в это время главной ценностью. Христианизация во многом способствовала распространению письменности и появлению первых литературных произведений. Древнерусская литература была представлена переводной и оригинальной. Книги не просто переводились или переписывались, они продол-жали свою литературную историю: создавались новые редакции произве-дений, их сюжет изменялся, первоначальный язык перевода русифици-ровался. Особенно это касалось произведений светского повествования и исторических. Сочинения отцов церкви или библейские книги в большей степени сохраняли свой канонический текст. Важнейшие события записы-вали в исторических трудах год за годом. Год назывался «лето», поэтому погодовую запись называли летописью. Самой древней летописью после «Велесовой книги» является «Повесть временных лет», составленная монахом Киево-Печерской лавры Нестером. В ней показательно вопло-щены самые важные черты, присущие всей древнерусской литературе: религиозность, патриотизм, морализаторский характер. От ХI-XII веков дошло более 80 духовных и светских книг. Церковная литература формировалась в различных жанрах: Житие ─ жизнеописания монахов, патриархов, князей. Оно выпол-няло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подра-жать. Кроме этого, житие лишало человека страха смерти, проповедуя идею бессмертия человеческой души. Речи, называвшиеся в старину «поучениями» и «словами», относят-ся к жанру красноречия. Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является «Поучение Владимира Мономаха». Слово – является разновидностью жанра древнерусского красноре-чия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве» (примерно 1187г.). По своему содер-жанию «Слово» отражало злободневную тему – необходимость объеди-нения всех русских княжеств. К первой половине ХI века относится появление философского произведения «Слово о законе и благодати», написанного митрополитом Илларионом. В слове высказывалась идея о политической и военной независимости Руси от Византии. Летопись – это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. В Древней Руси летопись играла очень важную роль, т. к. не только сообщала об истории-ческих событиях прошлого, но и была политическим и юридическим документом. Свидетельствовала о том, как необходимо поступать в определенных ситуациях. Древнейшей летописью является «Повесть временных лет», составленная монахом Киево-Печерской лавры Несте-ром. В ней показательно воплощены самые важные черты, присущие всей древнерусской литературе: религиозность, патриотизм, морализа-торский характер. Летопись рассказывает о происхождении русичей, о генеалогии киевских князей и о возникновении древнерусского государ-ства. Большой популярностью пользовалось «Сказание о Борисе и Глебе» ─ святых-воинах, покровителях и защитниках русской земли и русских князей. Четьи-минеи (буквально «чтение по месяцам») – собрание произве-дений о святых людях. Патерик – описание жизни святых отцов. Достаточно распространенной была проповедническая литература. К ней относятся труды: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Ефрема Сырина, Федора Студита, Кирилла Александрий-ского. Они знакомили читателей с основами христианского вероучения и мировоззрения. Значительное влияние на формирование древнеславянской литера-туры оказали «апокрифы» ─ сочинения о событиях и персонажи священ-ной истории, которые не признавались христианской церковью. Среди известных апокрифов были «Деяния Павла и Теклы», «Хождение Богоро-дицы по мукам», «Смерть Пилата» и др. Получила распространение светская переводная литература, пред-ставленная историческими и научными сочинениями. Например, мировая история Иоанна Малали, история Палестины Йосифа Флавия. Популяр-ным был сборник «Физиолог» с описанием животных, деревьев, камней. История Александра Македонского – «Александрия», повесть о Трое. В середине XII в. внучка Владимира Мономаха – Мстиславнанапи-сала медицинский трактат «Алимма». Его можно рассматривать в качестве первого научного труда, написанного русской женщиной, к тому же знакомой с трудами Гиппократа и Ибн-Сины. (Хранится в библиотеке Медичи во Флоренции). При Ярославе Мудром было положено начало русскому письмен-ному законодательству. Записанные в сборнике «Русская правда» зако-ны, внесли существенные изменения в социальной жизни людей того времени. Они отменяли кровную месть. За убийство вводился денежный штраф. По всему государству действовали единые наказания за преступ-ления. Укреплялась частная собственность. В Киевской Руси первые школы были открыты при князе Владимире. В них обучали чтению, письму, религиозному знанию, пению. При Ярославе Мудром обучение стало возможным не только для знати, но и для простого народа. А его внучка основала первую в истории школу для девочек. В связи с тем, что церковь обладала монополией на духовную культуру, центрами развития образования, науки, искусства на Руси стали храмы и монастыри. При них открывались высшие школы, где обучались священники. Они изучали богословие, философию, грамматику, церков-ное пение, иностранные языки, среди которых на первом месте стояли греческий и латинский. При монастырях создавались библиотеки и скриптории (помещения, где переписывались книги). Крупнейшим культурным центром, где хранились рукописи, была Киево-Печерская лавра. В ХІ веке появляется первая библиотека при Софийском соборе, основанная Ярославом Мудрым в 1037 году. Древнерусская книга – это объемистая рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянный переплет, обтянутый тисненой кожей. В ХI веке на Руси появились роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Переплет их оковывался золотом или серебром, украшался жемчугом, драгоценными камнями, финифтью. Таковы книги Остромирово Евангелие (ХI век) и Мстиславово Евангелие (ХII век).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.253.84 (0.008 с.) |