Украинская культура княжеского периода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Украинская культура княжеского периода



Началопервого тысячелетия новой эры было наполнено рядом событий, имеющих историческое значение для развития украинской куль-туры. Это:

объединение восточнославянских племен и образования централи-зованного государства ─ Киевской Руси (IX в.);

победоносные походы русских князей и расширение государствен-ных границ; подъем культуры от непосредственного общения с хазарами, половцами, Византией и другими народами; введение христианства (988 г.)

Еще задолго до начала Киевского периода Древняя Русь на Западе именовалась Гардарикой, «страной городов» и находилась на пере-крёстке различных торговых и культурных путей. То, что стало харак-терным для Западной Европы лишь в готический период Средневековья (ХII в.), на Руси просматривалось гораздо раньше: активизация городской культуры, деревянное градостроительство, наличие дощатых мостовых, обилие общественных мест (рынки, торговые ряды, постоялые дворы, ремесленные мастерские и т. д.), большое количество ремёсел и народ-ных промыслов, активная торговля. По многим показателям Древняя Русь в IX-X вв. уступала лишь Византии и Арабскому Халифату, значи-тельно опережая империю Каролингов и другие западноевропейские тер-риторииальные образования.

Культура, сложившаяся в Киевской Руси, занимала пограничное, промежуточное положение между земледельческими цивилизациями Европы и кочевыми, культурами Азии. Сарматы, гунны, авары, позднее печенеги и половцы оставались варварскими народами. Поэтому Русь выступала в определённой степени щитом, ограждавшим Европу от натиска диких племен с востока.

Потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития, культуры, языка.

К моменту становления централизованного государства (IX в.) – Киевской Руси, родоплеменные отношения находились в упадке, ослабла власть племенных вождей, росла социальная дифференциация. Скла-дывались новые формы собственности на землю. Начался переход к феодализму. Однако его уклад отличался, от аналогичного, европейского. В отличие от Западной Европы, на Руси не сформировалась система вассальных отношений. Наследование вотчинных земель определялось по старшинству внутри рода. Земля не являлась объектом купли-продажи. Она находилась в коллективной собственности крестьянской общины, поэтому сохранялась относительная самостоятельность кре-стьянства. Распри князей не затрагивали низы общества, которые были к ним равнодушны. Свободные общинники-землевладельцы назывались смердами. К феодально-зависимому населению в Киевской Руси отно-сили рядовичей, закупов и изгоев. Холопы и челядь находились на поло-жении рабов.

Социально-политическая культура на Руси в IX-X вв. включала в себя трёхступенчатую систему управления:

Верхний уровень управления ─ князь. В его руках была сосредо-точена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и воен-ной власти.

Средний уровень − совет племенной знати, главы родов («старцы градские»). Позже советниками князя стали «княжеские мужи» из верхуш-ки его дружины, которые получали титул воеводы, а с XI в. их называли боярами. Со временем возникли династии бояр, занимавших важные государственные должности. Также княжеская власть опиралась на постоянную военную организацию ─ дружину.

Нижний уровень управления ─ народное собрание, «вече». Оно про-должало выполнять роль важнейшего инструмента влияния на государственную политику.

В период правления Ярослава Мудрого в Киевской Руси сформи-ровались уделы. До этого земли хоть и имели своих князей, однако пребывали под властью киевского князя, составляли его вотчину. С этого времени удельные князья перестали платить дань Киеву и сами высту-пали в качестве старших в своих уделах. Такие преобразования привели к снижению авторитета и власти киевского князя. С 1132 года начался период феодальной раздробленности, которая стала одной из основных причин упадка великой державы 988 г. – принятие христианства.

Для вхождения в европейское сообщество главным условием стало принятие христианства.

Выбор восточной ветви христианства – православия – был опре-делен рядом причин.

Во-первых: благодаря устойчивым политическим, экономическим и культурным связям Киевской Руси с Византией;

Во-вторых: назревшей необходимостью этнокультурного объеди-нения всех земель и формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципах;

В-третьих: желанием быть принятыми и признанными в христиан-ском мире.

Проводя крещение Руси, князь Владимир учитывал и то, что в сис-теме византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение, зависела от императора. Для него было важ-ным, чтобы заимствование византийской культуры не лишало Русь самостоятельности. Привлекало его и то, что христианство по право-славному образцу не связывало богословие языковыми канонами. Византия разрешала оправлять религиозный культ на национальном языке, в то время как католическая церковь проводила богослужения только на латыни.

Принятие христианства способствовало формированию нового мировоззрения. Центром общественной жизни стала церковь. Она пропо-ведовала новую идеологию и сплачивала народ на основе общих духов-ных и нравственных принципов.

 

3.3. Письменность и образование в Киевской Руси. Развитие литературы и науки

В дописьменный период значительное место в фольклорной языковой традиции занимали эпические сказания о прошлом родной земли. К Х веку относится возникновение нового жанра – героического былинного эпоса. Главной темой былин Киевского цикла была тема борьбы с иноземными захватчиками, идея единства и величия Руси.

Культурным переворотом было введение единой письменности. Славянская азбука ─ кириллица была составлена греками Кириллом и Мефодием на основе греческого скорописного письма. Кириллицей было записано много древнерусских документов. Книги были рукописными. Писали сначала специальной палочкой ─ стилем ─ на покрытых воском деревянных дощечках или на бересте, выдавливая буквы. Позже стали применять пергамент, на котором писали чернилами или киноварью. Бумага на Руси появился в конце XIV в., значительно позже, чем на Востоке (VI в.) и на Западе (XI в.). Почерк назывался уставом, язык – церковнославянским или старославянским.

Кроме книжного, старославянского языка, который использовался в религиозной сфере, существовал древнерусский язык, который при-менялся в различных направлениях (как деловой, летописный, худо-жественный) и выполнял все государственные и светские культурные функции. Им писались разнообразные документы, велось частное и офи-циальное делопроизводство. Древнерусским языком были написаны «Русская правда», «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Поучения Владимира Мономаха» и многие другие летописи.

Приобщение к письменной духовной культуре породило культ книги на Руси, почитавшейся одной из высших ценностей. Не варварская воинственность, а духовная мудрость стали в это время главной ценностью. Христианизация во многом способствовала распространению письменности и появлению первых литературных произведений.

Древнерусская литература была представлена переводной и оригинальной.

Книги не просто переводились или переписывались, они продол-жали свою литературную историю: создавались новые редакции произве-дений, их сюжет изменялся, первоначальный язык перевода русифици-ровался. Особенно это касалось произведений светского повествования и исторических. Сочинения отцов церкви или библейские книги в большей степени сохраняли свой канонический текст. Важнейшие события записы-вали в исторических трудах год за годом. Год назывался «лето», поэтому погодовую запись называли летописью. Самой древней летописью после «Велесовой книги» является «Повесть временных лет», составленная монахом Киево-Печерской лавры Нестером. В ней показательно вопло-щены самые важные черты, присущие всей древнерусской литературе: религиозность, патриотизм, морализаторский характер.

От ХI-XII веков дошло более 80 духовных и светских книг. Церковная литература формировалась в различных жанрах:

Житие ─ жизнеописания монахов, патриархов, князей. Оно выпол-няло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подра-жать. Кроме этого, житие лишало человека страха смерти, проповедуя идею бессмертия человеческой души.

Речи, называвшиеся в старину «поучениями» и «словами», относят-ся к жанру красноречия.

Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является «Поучение Владимира Мономаха».

Слово – является разновидностью жанра древнерусского красноре-чия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве» (примерно 1187г.). По своему содер-жанию «Слово» отражало злободневную тему – необходимость объеди-нения всех русских княжеств. К первой половине ХI века относится появление философского произведения «Слово о законе и благодати», написанного митрополитом Илларионом. В слове высказывалась идея о политической и военной независимости Руси от Византии.

Летопись – это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. В Древней Руси летопись играла очень важную роль, т. к. не только сообщала об истории-ческих событиях прошлого, но и была политическим и юридическим документом. Свидетельствовала о том, как необходимо поступать в определенных ситуациях. Древнейшей летописью является «Повесть временных лет», составленная монахом Киево-Печерской лавры Несте-ром. В ней показательно воплощены самые важные черты, присущие всей древнерусской литературе: религиозность, патриотизм, морализа-торский характер. Летопись рассказывает о происхождении русичей, о генеалогии киевских князей и о возникновении древнерусского государ-ства. Большой популярностью пользовалось «Сказание о Борисе и Глебе» ─ святых-воинах, покровителях и защитниках русской земли и русских князей.

Четьи-минеи (буквально «чтение по месяцам») – собрание произве-дений о святых людях.

Патерик – описание жизни святых отцов.

Достаточно распространенной была проповедническая литература. К ней относятся труды: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Ефрема Сырина, Федора Студита, Кирилла Александрий-ского. Они знакомили читателей с основами христианского вероучения и мировоззрения.

Значительное влияние на формирование древнеславянской литера-туры оказали «апокрифы» ─ сочинения о событиях и персонажи священ-ной истории, которые не признавались христианской церковью. Среди известных апокрифов были «Деяния Павла и Теклы», «Хождение Богоро-дицы по мукам», «Смерть Пилата» и др.

Получила распространение светская переводная литература, пред-ставленная историческими и научными сочинениями. Например, мировая история Иоанна Малали, история Палестины Йосифа Флавия. Популяр-ным был сборник «Физиолог» с описанием животных, деревьев, камней. История Александра Македонского – «Александрия», повесть о Трое.

В середине XII в. внучка Владимира Мономаха – Мстиславнанапи-сала медицинский трактат «Алимма». Его можно рассматривать в качестве первого научного труда, написанного русской женщиной, к тому же знакомой с трудами Гиппократа и Ибн-Сины. (Хранится в библиотеке Медичи во Флоренции).

При Ярославе Мудром было положено начало русскому письмен-ному законодательству. Записанные в сборнике «Русская правда» зако-ны, внесли существенные изменения в социальной жизни людей того времени. Они отменяли кровную месть. За убийство вводился денежный штраф. По всему государству действовали единые наказания за преступ-ления. Укреплялась частная собственность.

В Киевской Руси первые школы были открыты при князе Владимире. В них обучали чтению, письму, религиозному знанию, пению. При Ярославе Мудром обучение стало возможным не только для знати, но и для простого народа. А его внучка основала первую в истории школу для девочек.

В связи с тем, что церковь обладала монополией на духовную культуру, центрами развития образования, науки, искусства на Руси стали храмы и монастыри. При них открывались высшие школы, где обучались священники. Они изучали богословие, философию, грамматику, церков-ное пение, иностранные языки, среди которых на первом месте стояли греческий и латинский.

При монастырях создавались библиотеки и скриптории (помещения, где переписывались книги). Крупнейшим культурным центром, где хранились рукописи, была Киево-Печерская лавра. В ХІ веке появляется первая библиотека при Софийском соборе, основанная Ярославом Мудрым в 1037 году. Древнерусская книга – это объемистая рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянный переплет, обтянутый тисненой кожей. В ХI веке на Руси появились роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Переплет их оковывался золотом или серебром, украшался жемчугом, драгоценными камнями, финифтью. Таковы книги Остромирово Евангелие (ХI век) и Мстиславово Евангелие (ХII век).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.011 с.)