Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Украинская культура казацко – гетьманской державы. Украинское бароккоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
5.1.Общая характеристика европейской культуры Нового времени и ее типологические черты. 5.2. Социально-типологические особенности развития украинской культуры во вт. пол. ХVII-ХVIII ст. 5.3. Казачество и его роль в формировании национального само- определения украинской культуры. 5.4. Украинское барокко. 5.5. Жизнь и творчество Г. С.Сковороды как явление украинской барокковой культуры. 5.6. Становление культуры Слабожанщины в ХVII-ХIХ вв.
Общая характеристика европейской культуры Нового времени и ее типологические черты Новое время это историческая эпоха – с XVII до начала XIX века, в течение которой окончательно оформилась западноевропейская культу-ра. Начавшиеся процессы в эпоху Возрождения изменили духовную атмосферу в обществе. Активизировавшийся рост антифеодальных сил, сопровождался радикальными выступлениями в Нидерландах и Англии и др. государствах, в результате чего в большинстве европейских государ-ствах установилась абсолютная монархия. Ослабло влияние церкви во многих сферах общества. Философия освободилась от схоластики. Получило развитие естествознания. Основ-ой познания стал разум, опирающийся на логику и факты. В это время Р. Декарт создал рационалистическую теорию и критерием истины утвердил разум. Ф. Бэкон провозгласил объектом познания природу, целью познания – господство человека над природой, а методом позна-ния – опыт (индукцию). Все больше получала независимость от религии общественная мысль. Элитарный гуманизм Возрождения приобрел уни-версальный характер. Свобода личности стала основной ценностью. Про-возглашалось право каждого на труд, жизнь, благосостояние, счастье. Английскими просветителями Д. Локком и Д. Гоббсом были раз-работаны теории «общественного договора» и «естественных прав», в которых поднимались вопросы, связанные с наилучшим обустройством государства. Впервые Локком была провозглашена идея о принципах раз-деления властей (законодательной, исполнительной и судебной). Большой вклад в развитии точных наук внесли выдающиеся ученые И. Ньютон, Б. Паскаль, Г. Лейбниц, Е. Торричелли и многие другие. Значительных успехов ученые-медики достигли в изучении человеческого организма. Изобретение микроскопа голландским ученым А. Левенгуком позволило исследовать структуру живых организмов, в том числе, человека. Развитие получили национальные языки и культуры. Таким образом, XVII в. можно рассматривать как время кардинальных преобразований, поэтому эту эпоху называют «веком гениев» и первой НТР.
5.2. Социально-типологические особенности развития украин- ской культуры во вт. пол. ХVII-ХVIII ст. В XVII в. на европейских территориях происходят грандиозные соци-альные сдвиги, связанные сначала с религиозными противоречиям, но в ходе развития приобрели и национальный характер. Это, в частности, Тридцатилетняя война (1618 ─ 1648 гг.). Ее ко-нец не случайно совпадает с началом освободительной войны украинско-го народа под предводительством Богдана Хмельницкого: в сущности, украинские события были последней, самой далекой волной общеевро-пейского национального движения. Первая половина века в истории Украины была временем кровавой вооруженной борьбы с внешними врагами (Крымским ханством, Турцией) и внутренним врагом ─ шляхетской Польшей, против которой были направлены многочисленные крестьянские восстания. Украина XVII в. была непосредственно причастна к европейскому миру и в социально-политическом, и в культурном отношении. В результате столкновения на украинской территории интересов католического Запада и местных национально-православных традиций в XVI в. произошли события, чьи масштаб и последствия проявятся лишь в следующем веке. Речь идет о соглашениях между украинской церковью (точнее, ее частью) и католической: унии Люблинскую 1569 г. и Брестскую 1596 г., по которой украинская церковь признавала главенство над собой папы римского. Вследствие Берестской унии, украинская церковь разде-лилась на две: традиционную православную и униатскую (позже за ней закрепится название «греко-католическая»). Этот факт религиозного сознания украинского народа вплоть до наших дней является одним из существенных факторов национального культурного процесса. Таким образом, в ХVI-ХVII вв. борьба за национальную культуру тесно переплелась с борьбой за православную христианскую веру и одновременно с борьбой против захватнической политики поляков и татар. Национальное самосознание в основном выступало как религиозное (по принципу: если ты сохранил верность православной вере, значит ты истинный украинец, а принятие католичества воспринималось как отречение от своей культуры и народа). Поскольку ни литовская, ни польская власть не смогли защитить украинские земли от татарских набегов, эту функцию на себя взяло украинское казачество. 5.3Казачество и его роль в формировании национального самоопределения украинской культуры В это время формируется казачество как военная сила, которое взя-ло на себя функцию отстоять православную веру. Главным историческим условием возникновения украинского казачества как общественного сословия и вооружённой силы было отсутствие собственной этнической государственности, социальное угнетение, национальные и религиозные притеснения. Все это способствовало массовому переселению и активному освоению территорий за днепровскими порогами. В результате сформировался особый тип человека – «воина-хозяина», который в любой момент мог оставить свой промысел и с оружием в руках отразить нападение врага. Легендарный гетман П. Сагайдачный провел реформу, превратив-шая казачество из бывших отрядов ─ старшин фактически в регулярную армию, чьи мощь и отвага были известны всей Европе. В религиозном отношении казачество однозначно заявило о себе как о бескомпромиссного защитника православной веры. Сам гетман вместе со всем запорожским казачеством вписался 1616 г. в Киевское Богоявленское братство, которому оказывал постоянную поддержку. Таким образом, за время своего существования, казачество стало той силой, которая защищала православные и культурные традиции украинского народа; способствовала формированию украинской госу-дарственности; освоило пустынные степные земли; внесло главный вклад в освобождении Украины от власти Речи Посполитой. Украинское барокко Научные поиски ХVII ст. породили чувства несоответствия бескрайнего вечного космоса и недолговечной беззащитной человеческой жизни. Это и стало духовным содержанием культуры барокко. Доминирование бароккового мышления характерно для тех стран, где господствовали феодальные тенденции и религиозные противоречия (Италия, Испания, Германия, Англия, Западная Европа). На Украине осмысление исторической ситуации (экспансия османской империи и натиска католицизма, войны за гетьманскую власть) также происходило в категориях барокковой модели мироустройства. В Западной Европе стиль барокко (от итальянского слова barocco – странный, причудливый, или «жемчужина неправильной формы») возник в Италии в XVI в. В архитектуре подчеркивается богатство, вычурность, монументаль-ность. В живописи и скульптуре ощущается повышенный драматизм и патетика. Стиль барокко выражал как интересы высшего духовенства так и аристократии. Для первых это был способ привлечения верующих к католической церкви, которая искала средства усиления своего влияния, особенно после распространения реформационных идей. А для вторых - это была возможность продемонстрировать свое превосходство. Дворцы перестали быть крепостью и утопали в роскоши. Они стали синонимом красоты и богатства. (Дворцы: Версаль, Фонтенбло, Эрмитаж, Петро-дворец. Художники: П. Рубенс, Д. Веласкес. Архитектор – Ф. Барромени. Скульптор: Л. Бернини). На Украине барокко развивается с ХVI по ХVIII вв., особенно проявило себя в ХVIII в. Если в целом для европейского барокко было характерно торжественность, приподнятость, динамичность композиции, декоративность, то для украинского барокко к этому присоединилось использование традиций народного творчества и демократизация сюже-тов, приближение их к народной жизни. На Украине барочная художественная культура контактировала с православной верой. Барочная стилистика использовалась и в право-славных художественных произведениях, в том числе в иконописи.Такая религиозная толерантность являются отличительной чертой украинского барокко как явления европейской культуры. Выразительные признаки стиля барокко в украинской архитектуре можно встретить уже в первой половине XVII ст. (Троицкая церковь в Чернигове (1679), Братская церковь на Подоле (1695) и др. Барокковый характер также имеют Михайловский монастырь (1695), главная Успенская церковь Киево-Печерской Лавры (1722) и др. Самой распространенной литературной формой барокко в отечест-венной культуре была стихотворная поэзия (духовные, стихи эмблем и панегирики), в прозаическом творчестве значительное место занимает тема бренности и театральности этого мира. Больше всего характерные рассказы о святых и их чудесах. Значительного развития достигает театр, поскольку одной из центральных метафор барокко есть метафора театра мира. Украинская драма проходит эволюцию от декламаций, рождественских и пасхальных драм к драмам моралите, где добродетели и абстрактные понятия персонифицируются («Царство натуры человеческой» (1698), истории-ческие драмы («Владимир» (1705) о крещении Руси и «Милости Божья» (1728) Ф. Прокопиевича о победах Б. Хмельницкого). Кроме стиля барокко в европейской художественной культуре Нового времени получили развитие классицизм и рококо. Классицизм – от лат. classicus – образцовый. Возник во Франции под влиянием античного наследия и рационалистического учения Р. Де-карта. Для стиля характерны – строгость, ясность и простота выражения, уравновешенность композиции, тяготение к гармонии. Главными темами классицизма являются конфликт общества и личности, возвышенные чувства и переживания, воспитание патриотических героев. Классицизм утвердился во всех видах искусства и просуществовал до середины XIX в. В этом стиле строились дворцово-парковые ансамбли Западной Европы. В изобразительном искусстве: художники – Н. Пуссен, Давид, Энгр. Скульпторы – Фальконе, Гудон, Пигаль. Рококо – от слова «рокайль» – мелкие камушки, раковины. Этот стиль создавал атмосферу праздности, развлечения. Для него харак-терно изящество, утонченность, грациозность. В архитектуре, появились миниатюрные постройки – беседки, павильоны, гроты. Для внутренних украшений применяли позолоту, гобелены, зеркала, шелковые обои. В живописи появились пасторальные сюжеты. Известные художники этого стиля – Ватто, Буше, Фрагонар. Таким образом, отказ от антропоцентризма открыл многозначительную связь человека с окружающим миром, признаком чего стало появление жанров пейзажа, натюрморта, бытовых тем. Замена целостной модели мира сменилась культурным противоборством новых стилей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.76.102 (0.007 с.) |