Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика, идейные и эстетические основы Ренессанса в европейской культуре.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Возрождение, или Ренессанс ─ эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая куль-туре Нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи ─ XIV-XVI века. Это было время больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Искусствоведом Джорджи Вазари был предложен термин «Возрождение» или Ренессанс, который подчер-кивал связь новой культуры с античностью. Возрождение началось в Италии, которая являлась преемницей античной культуры. Она получила в наследство города, остатки системы образования, научные труды и произведения искусства. Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры: 1. Происходило становление нового типа городов-коммун, ставших центрами антифеодальной борьбы. 2. Появлялись первые мануфактуры, формировались социальные слои буржуазии и наемных рабочих. 3. Великие географические открытия (Колумбом, Магелланом, Мар-ко Поло, Америго Веспуччи и др.) способствовали активной колонизации коренного населения. 4. Расширилась торговая деятельность, складывалась развитая банковская система. 5. Начавшийся процесс секуляризации (ослабление роли церковного влияния) в науке, искусстве, образовании, государственном управлении привел к усилению монархической власти и формированию централи-зованных государств. 6). Активизировался интерес к опытному знанию, точным и естест-венным наукам, развивалась литература на национальных языках; Исследования Н. Коперника, Г. Галилея, Дж. Бруно в области астрономии позволили утвердить гелиоцентрическую систему, доказавшую ложность геоцентрического учения. 7). Изобретение книгопечатания (Й. Гуттенбергом в 1445 г.) способ-ствовало распространению литературных и научных произведений. 8). Появился спрос на людей творческой деятельности – музыкан-тов, архитекторов, скульпторов, художников, ювелиров, поэтов. Также требовались образованные специалисты – бухгалтера, инженеры, юрис-ты, врачи. Эти люди составили особый слой общества – интеллигенцию. В их среде и зародилось художественно-литературное движение – гумма-низм. Его главной идеей была борьба за права и свободу личности. Творцы новой культуры ─ гуманисты прославляли любовь к чело-веку, восхищались его духовной и телесной красотой, отрицали культ аскетизма. Презирали невежественных людей. Утверждали, что достоин-ство, благородство может определяться не происхождением, богатством или властью, а энциклопедической ученостью. Гуманисты выступали про-тив феодальных привилегий и господства католической церкви, способ-ствовали распространению идей либерализма. Созданная гуманистами культура разрушила господствующую в обществе строгую аскетическую мораль Средневековья. Интеллектуалы Возрождения стремились дока-зать, что корни европейской цивилизации уходят в античность. Благодаря их деятельности, разыскивались произведения искусства древних масте-ров, научные рукописи греческих и римских философов, изучались языки. Все это создало основу для формирования нового мировоззрения – антропоцентризма. Культивировалось чувство собственного достоин-ства человека, его индивидуализм, стремление к знаниям. Эталоном времени стал человек-творец, гений, универсал. Одновременно с гуманизмом в это время получило распростра-нение философское учение пантеизм, в соответствии с которым Бог отождествлялся с природой, следовательно, человек, созданный «по его образу и подобию», становился ему равным. Гуманизм не был народным движением, так как его идеи были доступны только узкому кругу образованных людей (ученым, художникам, политикам). Поэтому он характеризуется как элитарный. Основная масса сохраняла приверженность христианской вере и католической церкви.
Реформация и специфика Северного Возрождения. Гуманистические идеи В начале XVI в. в Германии развернулось религиозное движение, направленное против католической церкви и вошедшее в историю под названием Реформация. Ее зачинателем считается Мартин Лютер, выступивший с 95-ю тезисами против индульгенции. Преобразование христианской религии, изменение сознания и мироощущения человека стали основой развития новых, капиталистических отношений. Рефор-мация противопоставила оптимистичному гуманизму религиозный аскетизм. Ее деятели представляли собой полную противоположность гуманистам – прекрасно образованным аристократам, знатокам филосо-фии, поэзии, изящных искусств. Это были в основном выходцы из народа, развивающие свои способности упорным трудом, фанатики веры. По их мнению, католическая церковь исказила взаимоотношения человека с Богом и занялась спекулятивной продажей его милости. Создав новое вероучение – протестантизм, реформаторы отказались от сложной церковной иерархии, системы культов и обрядов. Они выдвинули новую нравственную установку для человека, который теперь должен был жить с постоянной готовность принимать и переносить все трудности и испытания; стремиться к внутреннему очищению и духовной стойкости в вере. Таким образом Реформации заложила духовные основы нового типа человека и культуры труда. Итогом ее стало: 1. Ослабление монополии католической церкви. 2. Выделение третьего направления христианской веры – протестантизма. 3. Честный труд как главный показатель истинной веры. В ответ церковь предприняла контрнаступление: усилила действия инквизиции; ввела жесткую цензуру на запрещенные книги; провела внутренние реформы и основала орден иезуитов. Перемены происходящие во всех областях жизни, освобождение от средневековых традиций и начало становления капиталистических отно-шений, не могли не сказаться на особенностях художественной культуры и эстетической мысли данного времени. Искусство в период Возрождения было главным видом духовной деятельности. Оно сблизилось с наукой, политикой, с социально-фило-софской мыслью. Стало ведущим фактором развития культуры. В центре этого искусства находились человек и природа. Художники и писатели, зодчие и скульпторы искали наиболее эффективные способы и средства для воспроизведения действительности. Для этого они обращались к знаниям в области оптики, математики, анатомии. Изучали правила перспективы, учения о пропорции. Благодаря такому серьезному подходу искусство включалось в сферу познавательной деятельности человека. Освобожденное от схоластики мышление требовало величест-венных масштабов и великих творцов. Крупнейшими архитекторами ран-него Возрождения были – Брунеллески и Альберти; в живописи – Джот-то и Мазаччо; в скульптуре – Данателло. Большой вклад в формирова-нии итальянского литературного языка внесли Данте Алигьери («Божественная комедия»), Франческо Петрарка («Сонеты») и Джован-ни Боккаччо («Декамерон»). Все они своим творчеством привели к решительному разрыву со средневековыми традициями. В период высокого Возрождения искусство достигло своего пика развития. Художественные произведения стали отличаться своей законченностью. В них больше проявлялось колорита, пропорциональ-ности. Выдающимися мастерами этого времени были Л. да Винчи («Джо-конда»), Рафаэль Санти («Сикстинская мадонна»), Микеланджело Буонарроти («Давид»). Их называют «титанами Возрождения», так как каждый из них выразил свою индивидуальность с небывалой полнотой. В период позднего Возрождения художники все больше старались копировать манеру тех, кто был уже признан. Такое направление в искусстве получило название маньеризм. Среди известных художников этого периода, которые выделялись своим творчеством, отмечают Веронезе, Тинторетто, Караваджо. Если итальянское искусство формировалось под влиянием антич-ных традиций, было ориентировано на человека и в большей степени отражало его внешнюю красоту, то искусство Северного Ренессанса базировалось на средневековых традициях. Художников интересовал внутренний мир человека, его духовность. Получивший признание панте-изм, способствовал восприятию природы не только как творение Бога, но и как носительницы красоты. В результате получили развитие такие жанры как пейзаж, натюрморт, портрет, бытовая картина. Ведущими представителями в изобразительном искусстве были Альберт Дюрер. Питер Брейгель, Иероним Босх.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.235 (0.006 с.) |