Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет №22. Русское изобразительное искусство и архитектура второй половины 18 века.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Во второй половине 18 века на смену барокко приходит классицизм. Художественным идеалом классицизма была античность, в русской культуре часто переломленная через творчество мастеров итальянского Возрождения. В России зачатки классицизма были заметны уже в первой четверти 18 века, особенно в архитектуре, которую отличали простота, уравновешенность и строгость. Но реальные возможности для развития классицизм получил лишь во второй половине 18 века. Развитие промышленного производства, формирование всероссийского рынка, активизация внешней торговли - все это потребовало строительства зданий промышленного, государственного, общественного значения (банки, биржи, рынки, гостиные дворы, присутственные места). Развитие культуры и просвещения в России привело к строительству зданий библиотек, театров, университетов, академий. Приемы и форма барокко изысканно сложные и пышные, оказывались теперь неприемлемы. В тоже время классический стиль, ясный, гармоничный, выразительный, подходил для этих целей. Была еще одна причина распространения классицизма в России, 18 век называют "золотым веком" дворянства, сословные права и привилегии которого были значительно расширены. Манифест императора Петра III "О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству" 1762 года законодательно отменил для них обязательную государственную службу. Манифестом провозглашалось, что каждый дворянин волен сам определять, где, сколько ему служить и служить ли вообще. Екатерина II подтвердила манифест Петра III. В течение 1762 - 1763 годов многие дворяне вышли в отставку и разъехались по своим усадьбам. Они постепенно превращались в сельских жителей, тех помещиков, облик и быт которых хорошо известны из русской классической литературы 19 века. Манифест Петра III благоприятно повлиял на развитие культуры. Отныне дворяне, располагавшие достаточными средствами, могли посвящать свое время чтению книг и занятием искусством. Кроме того, развернулось большое строительство в дворянских усадьбах. На смену барочному дворцовому искусству приходит усадебное искусство. Для дворянской усадьбы стиль барокко был малопригоден, он не соответствовал ритму и строю усадебного быта. Усадебное искусство основывалось на синтезе двух художественных стилей - классицизма и сентиментализма. Типичный облик русской усадьбы - дом с классическим портиком среди зелени пейзажного парка. Парк стал необходимым условием достойного существования человека. Ежедневная прогулка по парку сделалась обязательным компонентом быта и не только сельского, но и городского. Стремление жить на лоне природы разделяли в ту пору многие. И в этом воплощались идеи просветителей, идеи Руссо о том, чтобы быть ближе к природе. Во второй половине 18 века возникают прекрасные усадебные ансамбли под Москвой - Архангельское, Кусково, Останкино. Архитектура. Классицизм проявил себя во всех видах искусства, но наиболее полно он выразил себя в архитектуре. Архитектура русского классицизма во второй половине 18 века пережила 2 этапа: ранний классицизм (60-е - начало 80-х годов) и строгий классицизм (середина 80-х - 90-е годы). На первом этапе ведущее значение имели общественные здания, архитектурные формы которых определяли характер и всех других типов построек. В основе планировочных схем, как правило, лежали одна - две правильных геометрических фигуры (круг, квадрат, треугольник), а объемы зданий монолитны. На втором этапе преобладали частные городские дворцы и усадебные постройки с присущей им схемой - центральный корпус соединялся с боковыми флигелями посредством галерей. Крупнейшими мастерами раннего классицизма - А.Ф. Кокоринов (1726 - 1772) и француз Ж.Б. Вален-Деламот (1729 - 1800). Они авторы проекта здания Академии художеств в Петербурге (1764 - 1788). Здание расположено на берегу Невы. В плане представляет собой почти квадрат, в который вписан величественный круглый двор. Строгие благородные формы, четкий ритм колонн и пилястр - черты классического стиля. Вален-Деламоту принадлежит также здание Малого Эрмитажа (1766 - 1769). Третий крупнейший зодчий второй половины 18 века - И.Е. Старов (1745 - 1808). Он получил свои первые знания по архитектуре в команде Ухтомского, затем окончил Академию художеств и в дальнейшем много работал в ней как педагог. Старов много проектировал для различных городов, но ее важнейшие постройки находятся в Петербурге. Среди них крупнейшая - Таврический дворец (1783 - 1789). Это огромная городская усадьба Г.А, Потемкина, носившего титул князя Таврического. Экстерьер здания очень скромен, но он скрывает роскошь интерьеров. Внутри Таврического дворца развертывалась грандиозная анфилада залов: круглый римский купольный зал - вестибюль, затем великолепный и огромный Екатерининский зал с прекрасной ионической колоннадой и, наконец, зал-сад с круглой беседкой в центре. Многое в этом комплексе изменило время. Но дух высокого искусства ощущается в общем облике дворца и по сей день. В 80 - 90-е годы в русскую архитектуру строгого стиля входят такие зодчие, как Кваренги и Камерон. Д. Кваренги (1744 - 1817), итальянец по происхождению, приехал в Россию в расцвете сил и таланта, когда ему исполнилось 36 лет. Он был уже известен в Европе. Россия стала для Кваренги второй родиной. Основная его деятельность протекала в Петербурге. Типичная для Кваренги постройка - здание из трех частей, состоящее из центрального корпуса и двух флигелей, соединенных с ним галереями. Центр композиции выделяется портиком. Имеется типично петербургское крыльцо с лестницей на два "всхода". Кваренги построил здание Академии наук (1783 - 1789), здание Ассигнационного банка (1783 - 1790). В 80-е годы он сооружает Эрмитажный театр, в 1792 - 1796 гг. строит Александровский дворец в Царском Селе. Для всего мира имя Кваренги зрительно связывается со скромным и одновременно торжественным обликом здания Смольного института (1806 - 1808). Он имеет четкую рациональную планировку в соответствии с требованиями учебного заведения. Центр фасада украшен величественным восьмиколонным портиком. В конце 70-х годов в Россию приехал архитектор Ч. Камерон (1740 - 1812), шотландец по происхождению. Свыше тридцати лет своей творческой жизни он отдал России. До приезда в Россию Камерон занимался исследованием античных построек в Италии, издал книгу "Термы римлян". История работы Камерона в России сложилась так, что он был архитектором всего двух ансамблей - Царского Села и Павловска. В Царском Селе Камерон выполнил ансамбль построек, при создании которого использовались мотивы древнеримских терм (бань). Этот комплекс состоит из галереи, получившей имя ее создателя, Камероновой, примыкающего к ней двухэтажного здания: Агатовых комнат (второй этаж) и Холодных бань (первый этаж), а также Висячего сада. Интерьеры терм знамениты не только дорогой отделкой (в ней были использованы яшма, темно-красный агат и восточный горный хрусталь). Это редчайший, единственный в России пример, когда следование античным образцам было проведено не только в художественных формах, но и в функциональном построении здания. Камерон пытался возродить здесь римскую культуру омовения, он сохранил порядок пользования залами римских терм. Билет №23. Русская культура первой трети 19 века. В начале XIХ века классицистическое зодчество вступило в позднюю фазу, которую назы-вают «Александровским классицизмом» либо, на общеевропейский лад, стилем ампир. Импер-ский пафос архитектурных образов в этот период действительно достиг своего максимума, после 1812 г. перекликаясь с чувством патриотического подъема, охватившим Российское общество в связи с разгромом армии Наполеона. Крупнейшие строительные свершения принимают вид широ-ко распахнутых «залов славы», образно свидетельствующих как о военных триумфах государства, так и о его величии в целом. В Санкт-Петербурге эта архитектурно-пространственная система была закреплена зданиями Казанского собора, воздвигнутого архитектором А.Н. Воронихиным (1801-1811), Биржи Ж. Тома де Томона (1805-1810) с Ростральными колоннами А.Д. Захарова и его же Адмиралтейства (1806-1823). Высшим выражением и то же время блестящим итогом этого процесса явилось творчество К.И. Росси; спроектированные им здания и ансамбли, в том числе Главный штаб с триумфальной аркой (1819-1829), придали целому ряду площадей и проспектов столицы подобие грандиозного, запечатленного на века праздничного зрелища, поражающего своими панорамами и перспективами. В целом ампирные структуры, с мощными колоннадами на фоне плоских стен, сдержанно-лаконичным скульптурным и архитектурным декором, где доминируют античные аллегории и символические мотивы воинской славы, занимают существенное место, эффектно усиливая зрительный пафос произведений. Знаковыми фигурами зодчества были также О.И. Бове, Ампир не только завершил просветительский классицизм, но и ускорил перерождение, сбли-жение с романтизмом, что с особой остротой выразилось в архитектурном творчестве Монферрана и А.Л. Витберга; этапным в этом плане зданием явился монферрановский Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге (1818-1858). Идеи политического самоутверждения, патетика настоящего времени теперь все чаще сменялись поэтическими грезами об общественном идеале, который мог являться мысленному взору в различных исторических обличьях. «Николаевский классицизм», хронологически связанный с царствованием Николая I, уже не отличался стилистической цельнос-тью и перестал быть всеобщей нормой; широко распространились не только антикизирующие, но и средневековые, в т.ч. русско-византийские, архитектурные реминисценции, программно выра-женные в московском храме Христа Спасителя (1837-1883) архитектора К.А. Тона. Сама антич-ность понималась теперь более конкретно, в виде «греческой» или «римской» («помпеянской») манеры; вкупе с готикой, в свою очередь, более исторически точной, уже не псевдо-, а неоготикой, а также неоренессансным и необарочным стилями. Все они составили пестрый репертуар истори-ческого романтизма, варьирующего свои образы в зависимости от пожеланий заказчика и функции здания, о чем ярко свидетельствуют проекты и постройки А.П. Брюллова, Н.Л. Бенуа, Вопреки масштабной попытке все же вернуться к единой, хотя и измененной норме, особенно ярко сказавшейся в образцовых русско-византийских проектах церквей, разработанных под руководством Тона, реальная строительная практика представала разноликой, все в большей мере следуя частным вкусам. При этом активно развивалась и инженерная мысль, осваивающая воз-можности новых конструкций и материалов, в том числе металлических каркасов. Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры Росси. Дети недворянского происхождения получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии, они давали право поступления в университет. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Высших государственных чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях - лицеях. Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. В 1813 году в стране было 55 казённых типографий. Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году (ныне Государственная Национальная библиотека). Правда, в то время её богатейшее книжное собрание оставалось недоступным массовому читателю. Первую треть XIX называют “золотым веком” русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве. Здания, построенные в стиле классицизма отличаются чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Ещё в середине XVIII века Петербург утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная застройка города. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А. Д. Принципиальное значение имело возведение в начале XIX века здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге - самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века. По замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью. По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца. Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися архитекторами, - это шедевр мирового зодчества. В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей. В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики становились антрепренёрами. Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. М. С. Щепкин до 33- х лет был крепостным, П. С. Мочалов вырос в семье крепостного актёра. Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского “Ревизора”, где роль городничего играл Щепкин. В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М. И. Глинки “Жизнь за царя”. Некоторые сцены в опере поражают своим проникновением в самую глубину народного творчества. Вторую оперу Глинки “Руслан и Людмила” публика встретила холодно. В те времена ещё далеко не все осознавали подлинное значение его творчества. Обаятельно талантливые Алябьев, Варламов, Гурилёв обогатили русскую музыку очаровательными романсами. В первой половине IX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную ещё высоту. А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина называют “Золотым веком” русской культуры. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской литературе была поэзия. В стихах поэтов-декабристов Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера звучит пафос высокой гражданственности, поднимались темы родины и служения обществу. После разгрома декабристов в литературе усилились настроения пессимизма, но упадка в творчестве не наблюдалось. Пушкин является создателем русского литературного языка. Его поэзия стала непреходящей ценностью в развитии не только русской, но и мировой культуры. Он был певцом свободы и убеждённым патриотом, осуждавшим крепостничество у себя на родине. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы по глубине и разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества. В произведениях великого поэта звучит высокопатриотический пафос любви к родине и веры в её могущество, отзвук событий Отечественной войны 1812 года, великолепный, по истине державный образ родины. А. С. Пушкин - гениальный поэт, прозаик и драматург, публицист и историк. Всё, что им создано, - это классические образцы русского слова и стиха. Поэт завещал потомкам: “Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно... Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости...” Ещё при жизни Пушкина широкую известность стал приобретать Н. В. Гоголь. Знакомство Гоголя с Пушкиным состоялось в 1831 году, тогда же в Петербурге двумя частями вышли “Вечера на хуторе близ Деканьки”. Первая печатная форма “Ревизора” появилась в 1836 году. В его произведениях воссоздание правды жизни сопровождалось беспощадным разоблачениями самодержавных российских порядков. Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю. Лермонтов. Смерть Пушкина явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта. Творчество Лермонтова протекало в годы николаевской реакции. Его поэзия будила у молодого поколения мысль; поэт отказывался принять существовавшие деспотические порядки. Стихотворение “Смерть Поэта”, ходившее в рукописях и другие поэтические произведения возбудили к автору такую ненависть со стороны толпы, стоявшей у трона, что поэту не дали дожить десяти лет до пушкинского возраста. Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном счёте определялось экономическими и социально-политическими процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.
Билет №24. Русский ампир и романтизм. В начале XIХ века классицистическое зодчество вступило в позднюю фазу, которую назы-вают «Александровским классицизмом» либо, на общеевропейский лад, стилем ампир. Импер-ский пафос архитектурных образов в этот период действительно достиг своего максимума, после 1812 г. перекликаясь с чувством патриотического подъема, охватившим Российское общество в связи с разгромом армии Наполеона. Крупнейшие строительные свершения принимают вид широ-ко распахнутых «залов славы», образно свидетельствующих как о военных триумфах государства, так и о его величии в целом. В Санкт-Петербурге эта архитектурно-пространственная система была закреплена зданиями Казанского собора, воздвигнутого архитектором А.Н. Воронихиным (1801-1811), Биржи Ж. Тома де Томона (1805-1810) с Ростральными колоннами А.Д. Захарова и его же Адмиралтейства (1806-1823). Высшим выражением и то же время блестящим итогом этого процесса явилось творчество К.И. Росси; спроектированные им здания и ансамбли, в том числе Главный штаб с триумфальной аркой (1819-1829), придали целому ряду площадей и проспектов столицы подобие грандиозного, запечатленного на века праздничного зрелища, поражающего своими панорамами и перспективами. В целом ампирные структуры, с мощными колоннадами на фоне плоских стен, сдержанно-лаконичным скульптурным и архитектурным декором, где доминируют античные аллегории и символические мотивы воинской славы, занимают существенное место, эффектно усиливая зрительный пафос произведений. Знаковыми фигурами зодчества были также О.И. Бове, Ампир не только завершил просветительский классицизм, но и ускорил перерождение, сбли-жение с романтизмом, что с особой остротой выразилось в архитектурном творчестве Монферрана и А.Л. Витберга; этапным в этом плане зданием явился монферрановский Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге (1818-1858). Идеи политического самоутверждения, патетика настоящего времени теперь все чаще сменялись поэтическими грезами об общественном идеале, который мог являться мысленному взору в различных исторических обличьях. «Николаевский классицизм», хронологически связанный с царствованием Николая I, уже не отличался стилистической цельнос-тью и перестал быть всеобщей нормой; широко распространились не только антикизирующие, но и средневековые, в т.ч. русско-византийские, архитектурные реминисценции, программно выра-женные в московском храме Христа Спасителя (1837-1883) архитектора К.А. Тона. Сама антич-ность понималась теперь более конкретно, в виде «греческой» или «римской» («помпеянской») манеры; вкупе с готикой, в свою очередь, более исторически точной, уже не псевдо-, а неоготикой, а также неоренессансным и необарочным стилями. Все они составили пестрый репертуар истори-ческого романтизма, варьирующего свои образы в зависимости от пожеланий заказчика и функции здания, о чем ярко свидетельствуют проекты и постройки А.П. Брюллова, Н.Л. Бенуа,
Важным признаком формирования романтического направления в русской художественной культуре XIХ века стал тот факт, что иерархия видов творчества резко изменилась. Живопись и графика заняли отныне по отношению к зодчеству уже не подчиненное, а равноправное положе-ние. Идиллические образы мастеров старшего поколения, такие как крестьянские жанры и портре-ты А.Г. Венецианова, типажи и портреты В.А. Тропинина, задушевно-лирические живописные и графические портреты О.А. Кипренского и, наконец, огромные многофигурные полотна К.П. Брюл-лова, Ф.А. Бруни и А.А. Иванова, которые стремились превратить свои исторические и религиоз-ные сюжеты в итоговые, волнующе-таинственные суждения о судьбах человечества – таким был магистральный курс романтизма в изобразительном искусстве.Сам художник порой, подобно А.А. Иванову в период работы над «Явлением Христа народу» (1837-1857) начинал ощущать себя историческим «мессией». Но в целом романтизм был далеко не однороден: наряду с монументаль-ными устремлениями в архитектуре и живописи закрепился, прежде всего, в полотнах А.Г. Вене-цианова и художников его школы, и специфически камерный его вариант, близкий западноевро-пейскому бидермейеру и полный уютной задушевности. Церковная живопись в ее так называемом академическом варианте, следовала классицисти-ческо-романтической стилистике, постоянно воспроизводя в иконах и росписях композиционные и колористические принципы светской картины. Однако параллельно бытовала и средневековая по духу своему, допетровская иконописная традиция, выдающийся вклад в сохранение которой внесли старообрядческие мастера. Благодаря им поддерживалось также искусство рукописной книги и религиозного художественного литья. Высокая поэтическая воодушевленность светского «большого стиля» К.И. Росси, К.П. Брюл-лова и А.А. Иванова, окрашенного в эмоционально-романтические тона, но сохраняющего класси-цистический размах, позднее нередко ностальгически воспринималась как золотой век нового русского искусства. Этот золотой век ярко проявился и в прикладном искусстве: строгое единство ампира, подразумевающее целостную разработку всех элементов здания, от общего плана до светильников и дверных ручек, наложило неповторимый отпечаток на фарфор, стекло, в т.ч. хрусталь с «алмазной» гранью, каменные вазы, мебель. Наряду с парадно-декоративным направле-нием тут тоже сложился свой бидермейер, проникнутый лиризмом приватной жизни. Вскоре и в этих сферах распространились историко-романтические стилизации, каковой, в частности, может считаться необарочная мебель фирмы «Гамбс», а также разнообрзные подражания Ренессансу, рококо, готике, мавританскому искусству. В 1830-х годах зародилось и специфически неорусское декоративно-прикладное направление, связанное в первую очередь с художественно-археологи-ческой деятельностью Ф.Г. Солнцева. Порывистая, стихийная мечтательность романтизма нашла наиболее естественное выражение в пейзаже, который лишь теперь развернулся в полную образную силу. Художники обратили свои взоры от столичных дворцов и парков к провинции, увлеченно составляя как бы поэтическую карту огромной страны. Так, интересен пример художников Г.Г. и Н.Г. Чернецовых, запечатлев-ших в 1838-1851 годах чуть ли не всю Волгу в огромной серии акварелей с видами ее берегов. Не только Италия, этот блаженный «край искусств» для всего романтизма в целом, где Сильвестр Щедрин в 1820-х годах заложил основы русского цветотонального пейзажа, но и собственное оте-чество представало эстетически притягательным, причем и в ближних, и дальних своих пределах. Диалоги национальных культур обрели в эту пору (и не только в пейзаже), невиданную активность и чуткость. Если в прошлом веке и даже еще совсем недавно художники (подобно Д.Г. Левицкому, В.Л. Боровиковскому, И.П. Мартосу, либо видным портретистам П.3. Захарову и С.К. Зарянко), приезжая в центр империи, оставляли свои родные края в провинциальной тени, то теперь, в эпоху романтических «живописных путешествий», эстетический баланс центра и регионов претерпел ощутимый сдвиг. Создавая свой цикл офортов «Живописная Украина» (1844), Т.Г. Шевченко наглядно фиксировал эту художественную центробежность. Симптоматичен и пример И.К. Айвазовского, который стал крупнейшим маринистом-романтиком, живя преимущес-твенно в родной Феодосии, не раз выразив в своих образах причастность к судьбам своей истори-ческой родины – Армении. Образы Крыма и Кавказа в целом теряют прежний этнографизм, пред-ставая органической частью расширяющегося эстетического сознания. Децентрализации культуры способствует и тот факт, что теперь и на местах иногда возникают собственные художественные училища, такие как первая в провинции Арзамасская художественная школа, соответствующее отделение Виленской (Вильнюсской) академии или архитектурное училище в Саранске. Признаки подобного сдвига ощущаются и в архитектуре. Нормативная регулярность образ-цового, единообразного для всей империи строительства все чаще дает явные сбои, особенно на Кавказе с его сложными сплетениями западных и восточных, христианских и мусульманских тра-диций: иногда после присоединения основной части Кавказа к России города, подобно Эривани (Еревану) в 1-й половине XIХ века наспех застраиваются на манер военных поселений. Однако романтический историзм намечает перспективы национальных художественных возрождений: так, Г.Г. Гагарин наряду с альбомом «Живописный Кавказ» (1857) создает и частично воплощает в жизнь проекты храмов со смешанного типа византийско-восточным декором, тонко учитывающим местные эстетические навыки. Последние так или иначе поддерживают свою вековую преемствен-ность, лучше всего сохраняющуюся в небольших городках и горных селениях-крепостях. Растет известность кавказского декоративного искусства, в том числе промыслов нагорного Дагестана, и парадным оружием из аула Кубачи снабжаются целые гвардейские части. Религиозные верования, в свою очередь, мощно способствуют усилению локального коло-рита. В пределах черты оседлости, в местах компактного проживания евреев в Польше, Литве, Украине и Белоруссии развивается иудаистская художественная культура: орнаментика надгробий и свитков Торы, ее различные ювелирные украшения типа «короны», светильники-«меноры» и т.д.). Полная библейской символики, она, как и архитектура синагог, активно перенимает и моти-вы искусства окружающих народов. Важным фактором прикладного творчества народов Кавказа и Поволжья является орнаментальная стилистика, равно как конкретные предметы, сопряженные с мусульманской культовой практикой, в первую очередь, молитвенные коврики и листы-«шамаили» с каллиграфическими изречениями из Корана. В архитектуре мечетей на смену разностильной эклектике приходит историзм, варьирующий средневековые образцы. В Бурятии свой центрально-азиатский, практически не связанный с Европой язык окончательно обретает искусство местного буддизма, воплощенное в зодчестве ламаистских монастырей-дацанов, ярко раскрашенных, с китайского типа крышами с загнутыми углами, а также в столь же яркой красочной культовой скульптуре и живописи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.21.213 (0.015 с.) |