Билет №22. Русское изобразительное искусство и архитектура второй половины 18 века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет №22. Русское изобразительное искусство и архитектура второй половины 18 века.



Во второй половине 18 века на смену барокко приходит классицизм. Художественным идеалом классицизма была античность, в русской культуре часто переломленная через творчество мастеров итальянского Возрождения. В России зачатки классицизма были заметны уже в первой четверти 18 века, особенно в архитектуре, которую отличали простота, уравновешенность и строгость. Но реальные возможности для развития классицизм получил лишь во второй половине 18 века. Развитие промышленного производства, формирование всероссийского рынка, активизация внешней торговли - все это потребовало строительства зданий промышленного, государственного, общественного значения (банки, биржи, рынки, гостиные дворы, присутственные места). Развитие культуры и просвещения в России привело к строительству зданий библиотек, театров, университетов, академий. Приемы и форма барокко изысканно сложные и пышные, оказывались теперь неприемлемы. В тоже время классический стиль, ясный, гармоничный, выразительный, подходил для этих целей. Была еще одна причина распространения классицизма в России, 18 век называют "золотым веком" дворянства, сословные права и привилегии которого были значительно расширены. Манифест императора Петра III "О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству" 1762 года законодательно отменил для них обязательную государственную службу. Манифестом провозглашалось, что каждый дворянин волен сам определять, где, сколько ему служить и служить ли вообще. Екатерина II подтвердила манифест Петра III. В течение 1762 - 1763 годов многие дворяне вышли в отставку и разъехались по своим усадьбам. Они постепенно превращались в сельских жителей, тех помещиков, облик и быт которых хорошо известны из русской классической литературы 19 века. Манифест Петра III благоприятно повлиял на развитие культуры. Отныне дворяне, располагавшие достаточными средствами, могли посвящать свое время чтению книг и занятием искусством. Кроме того, развернулось большое строительство в дворянских усадьбах. На смену барочному дворцовому искусству приходит усадебное искусство. Для дворянской усадьбы стиль барокко был малопригоден, он не соответствовал ритму и строю усадебного быта. Усадебное искусство основывалось на синтезе двух художественных стилей - классицизма и сентиментализма. Типичный облик русской усадьбы - дом с классическим портиком среди зелени пейзажного парка. Парк стал необходимым условием достойного существования человека. Ежедневная прогулка по парку сделалась обязательным компонентом быта и не только сельского, но и городского. Стремление жить на лоне природы разделяли в ту пору многие. И в этом воплощались идеи просветителей, идеи Руссо о том, чтобы быть ближе к природе. Во второй половине 18 века возникают прекрасные усадебные ансамбли под Москвой - Архангельское, Кусково, Останкино.

Архитектура.

Классицизм проявил себя во всех видах искусства, но наиболее полно он выразил себя в архитектуре. Архитектура русского классицизма во второй половине 18 века пережила 2 этапа: ранний классицизм (60-е - начало 80-х годов) и строгий классицизм (середина 80-х - 90-е годы). На первом этапе ведущее значение имели общественные здания, архитектурные формы которых определяли характер и всех других типов построек. В основе планировочных схем, как правило, лежали одна - две правильных геометрических фигуры (круг, квадрат, треугольник), а объемы зданий монолитны. На втором этапе преобладали частные городские дворцы и усадебные постройки с присущей им схемой - центральный корпус соединялся с боковыми флигелями посредством галерей.

Крупнейшими мастерами раннего классицизма - А.Ф. Кокоринов (1726 - 1772) и француз Ж.Б. Вален-Деламот (1729 - 1800). Они авторы проекта здания Академии художеств в Петербурге (1764 - 1788). Здание расположено на берегу Невы. В плане представляет собой почти квадрат, в который вписан величественный круглый двор. Строгие благородные формы, четкий ритм колонн и пилястр - черты классического стиля. Вален-Деламоту принадлежит также здание Малого Эрмитажа (1766 - 1769).
Величайшим мастером русского классицизма, художником необычайной фантазии был В.И. Баженов (1737 - 1799). Он покорил и Рим, и Париж. Первым из русских архитекторов был избран в члены трех Академий Европы: Римской, Флорентийской, Болонской. Но на родине его судьба сложилась трагически. Дважды Екатерина II прерывала осуществление его главных проектов: Кремлевского дворца и дворцово-паркового ансамбля в Царицыне под Москвой. Сам дворец построен не был, но Баженов выполнил в дереве его модель размером 17х10 метров. Модель дворца служила образцом, которые следовали многие архитекторы. Ее показывали как восьмое чудо света. Самым совершенным творением Баженова в Москве является дом П.Е. Пашкова (1784 - 1786), Ныне здание Российской государственной библиотеки. Здание построено по принципу государственного дворца. Уличный фасад украшен коринфским портиком, поднятым на уровень второго этажа, по бокам портика - статуи. Над центральным корпусом - балюстрада, а над ней бельведер (беседка над домом). Здание возведено на крутом холме и лицевым фасадом обращено к Кремлю. На склоне холма был разбит сад, внизу обнесенный кованой решеткой. Расцвет строгого классицизма связан с творчеством М.Ф. Казакова (1738 - 1812). Он построил почти все монументальные здания Москвы конца 18 века. Выдающимся произведением Казакова является Московский сенат (Присутственные места, 1776 - 1787). Сенат представляет собой почти равносторонний треугольник, одна сторона которого параллельна кремлевской стене, выходящей на Красную площадь. У вершины треугольника расположен купол, который перекрывает большой круглый зал с величественными белыми коринфскими колоннами. Этот зал современники называли "русским пантеоном". Казаков построил также дом Благородного собрания (середина 1780-х годов). Внутри здания - знаменитый Колонный зал с коринфской колоннадой, предназначенной для торжественных церемоний. Казаков - создатель здания Московского университета, сгоревшего в 1812 году и восстановленного Д.И. Жилярди.

Третий крупнейший зодчий второй половины 18 века - И.Е. Старов (1745 - 1808). Он получил свои первые знания по архитектуре в команде Ухтомского, затем окончил Академию художеств и в дальнейшем много работал в ней как педагог. Старов много проектировал для различных городов, но ее важнейшие постройки находятся в Петербурге. Среди них крупнейшая - Таврический дворец (1783 - 1789). Это огромная городская усадьба Г.А, Потемкина, носившего титул князя Таврического. Экстерьер здания очень скромен, но он скрывает роскошь интерьеров. Внутри Таврического дворца развертывалась грандиозная анфилада залов: круглый римский купольный зал - вестибюль, затем великолепный и огромный Екатерининский зал с прекрасной ионической колоннадой и, наконец, зал-сад с круглой беседкой в центре. Многое в этом комплексе изменило время. Но дух высокого искусства ощущается в общем облике дворца и по сей день.

В 80 - 90-е годы в русскую архитектуру строгого стиля входят такие зодчие, как Кваренги и Камерон. Д. Кваренги (1744 - 1817), итальянец по происхождению, приехал в Россию в расцвете сил и таланта, когда ему исполнилось 36 лет. Он был уже известен в Европе. Россия стала для Кваренги второй родиной. Основная его деятельность протекала в Петербурге. Типичная для Кваренги постройка - здание из трех частей, состоящее из центрального корпуса и двух флигелей, соединенных с ним галереями. Центр композиции выделяется портиком. Имеется типично петербургское крыльцо с лестницей на два "всхода". Кваренги построил здание Академии наук (1783 - 1789), здание Ассигнационного банка (1783 - 1790). В 80-е годы он сооружает Эрмитажный театр, в 1792 - 1796 гг. строит Александровский дворец в Царском Селе. Для всего мира имя Кваренги зрительно связывается со скромным и одновременно торжественным обликом здания Смольного института (1806 - 1808). Он имеет четкую рациональную планировку в соответствии с требованиями учебного заведения. Центр фасада украшен величественным восьмиколонным портиком. В конце 70-х годов в Россию приехал архитектор Ч. Камерон (1740 - 1812), шотландец по происхождению. Свыше тридцати лет своей творческой жизни он отдал России. До приезда в Россию Камерон занимался исследованием античных построек в Италии, издал книгу "Термы римлян". История работы Камерона в России сложилась так, что он был архитектором всего двух ансамблей - Царского Села и Павловска. В Царском Селе Камерон выполнил ансамбль построек, при создании которого использовались мотивы древнеримских терм (бань). Этот комплекс состоит из галереи, получившей имя ее создателя, Камероновой, примыкающего к ней двухэтажного здания: Агатовых комнат (второй этаж) и Холодных бань (первый этаж), а также Висячего сада. Интерьеры терм знамениты не только дорогой отделкой (в ней были использованы яшма, темно-красный агат и восточный горный хрусталь). Это редчайший, единственный в России пример, когда следование античным образцам было проведено не только в художественных формах, но и в функциональном построении здания. Камерон пытался возродить здесь римскую культуру омовения, он сохранил порядок пользования залами римских терм.
Работая в Павловске, Камерон построил дворец-усадьбу, который служит центром парка. В уголках парка на берегу реки и пруда Камероном были построены "Храм Дружбы", "Колоннада Аполлона", павильон трех граций в виде изящного храмика с ионической колоннадой. В 18 столетии на смену регулярным французским паркам приходят пейзажные английские парки. В них сохраняли естественные ландшафты, в которые вписывали архитектурные сооружения и скульпторы. Один из лучших пейзажных парков - Павловский. Изысканные классические постройки гармонируют здесь с природой.

Билет №23. Русская культура первой трети 19 века.

В начале XIХ века классицистическое зодчество вступило в позднюю фазу, которую назы-вают «Александровским классицизмом» либо, на общеевропейский лад, стилем ампир. Импер-ский пафос архитектурных образов в этот период действительно достиг своего максимума, после 1812 г. перекликаясь с чувством патриотического подъема, охватившим Российское общество в связи с разгромом армии Наполеона. Крупнейшие строительные свершения принимают вид широ-ко распахнутых «залов славы», образно свидетельствующих как о военных триумфах государства, так и о его величии в целом. В Санкт-Петербурге эта архитектурно-пространственная система была закреплена зданиями Казанского собора, воздвигнутого архитектором А.Н. Воронихиным (1801-1811), Биржи Ж. Тома де Томона (1805-1810) с Ростральными колоннами А.Д. Захарова и его же Адмиралтейства (1806-1823). Высшим выражением и то же время блестящим итогом этого процесса явилось творчество К.И. Росси; спроектированные им здания и ансамбли, в том числе Главный штаб с триумфальной аркой (1819-1829), придали целому ряду площадей и проспектов столицы подобие грандиозного, запечатленного на века праздничного зрелища, поражающего своими панорамами и перспективами.

В целом ампирные структуры, с мощными колоннадами на фоне плоских стен, сдержанно-лаконичным скульптурным и архитектурным декором, где доминируют античные аллегории и символические мотивы воинской славы, занимают существенное место, эффектно усиливая зрительный пафос произведений. Знаковыми фигурами зодчества были также О.И. Бове,
A.Г. Григорьев, Д.И. Жилярди, B.П. Стасов, в скульптуре на первый план выдвинулись В.И. Демут-Малиновский, С.С. Пименов, И.И. Теребенев, Ф.П. Толстой.

Ампир не только завершил просветительский классицизм, но и ускорил перерождение, сбли-жение с романтизмом, что с особой остротой выразилось в архитектурном творчестве Монферрана и А.Л. Витберга; этапным в этом плане зданием явился монферрановский Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге (1818-1858). Идеи политического самоутверждения, патетика настоящего времени теперь все чаще сменялись поэтическими грезами об общественном идеале, который мог являться мысленному взору в различных исторических обличьях. «Николаевский классицизм», хронологически связанный с царствованием Николая I, уже не отличался стилистической цельнос-тью и перестал быть всеобщей нормой; широко распространились не только антикизирующие, но и средневековые, в т.ч. русско-византийские, архитектурные реминисценции, программно выра-женные в московском храме Христа Спасителя (1837-1883) архитектора К.А. Тона. Сама антич-ность понималась теперь более конкретно, в виде «греческой» или «римской» («помпеянской») манеры; вкупе с готикой, в свою очередь, более исторически точной, уже не псевдо-, а неоготикой, а также неоренессансным и необарочным стилями. Все они составили пестрый репертуар истори-ческого романтизма, варьирующего свои образы в зависимости от пожеланий заказчика и функции здания, о чем ярко свидетельствуют проекты и постройки А.П. Брюллова, Н.Л. Бенуа,
М.Д. Быковского, А.И. Штакеншнейдера и других.

Вопреки масштабной попытке все же вернуться к единой, хотя и измененной норме, особенно ярко сказавшейся в образцовых русско-византийских проектах церквей, разработанных под руководством Тона, реальная строительная практика представала разноликой, все в большей мере следуя частным вкусам. При этом активно развивалась и инженерная мысль, осваивающая воз-можности новых конструкций и материалов, в том числе металлических каркасов.

Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России.

Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания

русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в

этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы,

изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический

строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры Росси.

Дети недворянского происхождения получали начальное образование в

приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии,

они давали право поступления в университет. В первой половине XIX века в

России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского

были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский

и Киевский университеты. Высших государственных чиновников готовили в

привилегированных учебных заведениях - лицеях.

Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. В

1813 году в стране было 55 казённых типографий.

Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные

библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в

1814 году (ныне Государственная Национальная библиотека). Правда, в то

время её богатейшее книжное собрание оставалось недоступным массовому

читателю.

Первую треть XIX называют “золотым веком” русской культуры. Начало его

совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве.

Здания, построенные в стиле классицизма отличаются чётким и спокойным

ритмом, выверенностью пропорций. Ещё в середине XVIII века Петербург утопал

в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная

застройка города. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных

зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью.

Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А.

Д. Принципиальное значение имело возведение в начале XIX века здания Биржи

на стрелке Васильевского острова. Невский проспект, главная магистраль

Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора.

Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге -

самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века. По

замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость

самодержавия, его тесный союз с православной церковью. По проекту Росси

были построены здания Сената и Синода, Александринского театра,

Михайловского дворца. Старый Петербург, оставленный нам в наследство

Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися

архитекторами, - это шедевр мирового зодчества.

В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После

пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник

Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой

Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм

Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. В

1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие.

Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища

императорской фамилии. В России появился первый общедоступный

художественный музей.

В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные

труппы и крепостные театры. Некоторые помещики становились антрепренёрами.

Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. М. С. Щепкин до 33-

х лет был крепостным, П. С. Мочалов вырос в семье крепостного актёра.

Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского

“Ревизора”, где роль городничего играл Щепкин. В эти же годы в Большом

театре была поставлена опера М. И. Глинки “Жизнь за царя”. Некоторые сцены

в опере поражают своим проникновением в самую глубину народного творчества.

Вторую оперу Глинки “Руслан и Людмила” публика встретила холодно. В те

времена ещё далеко не все осознавали подлинное значение его творчества.

Обаятельно талантливые Алябьев, Варламов, Гурилёв обогатили русскую музыку

очаровательными романсами. В первой половине IX века русская музыкальная

культура поднялась на невиданную ещё высоту.

А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный

взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина называют “Золотым веком”

русской культуры. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской

литературе была поэзия. В стихах поэтов-декабристов Рылеева, Одоевского,

Кюхельбекера звучит пафос высокой гражданственности, поднимались темы

родины и служения обществу. После разгрома декабристов в литературе

усилились настроения пессимизма, но упадка в творчестве не наблюдалось.

Пушкин является создателем русского литературного языка. Его поэзия стала

непреходящей ценностью в развитии не только русской, но и мировой культуры.

Он был певцом свободы и убеждённым патриотом, осуждавшим крепостничество у

себя на родине. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы,

достойной внимания Европы по глубине и разнообразию равной удивительным

достижениям европейского творчества. В произведениях великого поэта звучит

высокопатриотический пафос любви к родине и веры в её могущество, отзвук

событий Отечественной войны 1812 года, великолепный, по истине державный

образ родины. А. С. Пушкин - гениальный поэт, прозаик и драматург,

публицист и историк. Всё, что им создано, - это классические образцы

русского слова и стиха. Поэт завещал потомкам: “Гордиться славою своих

предков не только можно, но и должно... Уважение к минувшему - вот черта,

отличающая образованность от дикости...”

Ещё при жизни Пушкина широкую известность стал приобретать Н. В.

Гоголь. Знакомство Гоголя с Пушкиным состоялось в 1831 году, тогда же в

Петербурге двумя частями вышли “Вечера на хуторе близ Деканьки”. Первая

печатная форма “Ревизора” появилась в 1836 году.

В его произведениях воссоздание правды жизни сопровождалось

беспощадным разоблачениями самодержавных российских порядков.

Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю. Лермонтов. Смерть

Пушкина явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта.

Творчество Лермонтова протекало в годы николаевской реакции. Его поэзия

будила у молодого поколения мысль; поэт отказывался принять существовавшие

деспотические порядки. Стихотворение “Смерть Поэта”, ходившее в рукописях и

другие поэтические произведения возбудили к автору такую ненависть со

стороны толпы, стоявшей у трона, что поэту не дали дожить десяти лет до

пушкинского возраста.

Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном счёте

определялось экономическими и социально-политическими процессами,

происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более

осознавалось растущее мировое значение русской культуры.

 

Билет №24. Русский ампир и романтизм.

В начале XIХ века классицистическое зодчество вступило в позднюю фазу, которую назы-вают «Александровским классицизмом» либо, на общеевропейский лад, стилем ампир. Импер-ский пафос архитектурных образов в этот период действительно достиг своего максимума, после 1812 г. перекликаясь с чувством патриотического подъема, охватившим Российское общество в связи с разгромом армии Наполеона. Крупнейшие строительные свершения принимают вид широ-ко распахнутых «залов славы», образно свидетельствующих как о военных триумфах государства, так и о его величии в целом. В Санкт-Петербурге эта архитектурно-пространственная система была закреплена зданиями Казанского собора, воздвигнутого архитектором А.Н. Воронихиным (1801-1811), Биржи Ж. Тома де Томона (1805-1810) с Ростральными колоннами А.Д. Захарова и его же Адмиралтейства (1806-1823). Высшим выражением и то же время блестящим итогом этого процесса явилось творчество К.И. Росси; спроектированные им здания и ансамбли, в том числе Главный штаб с триумфальной аркой (1819-1829), придали целому ряду площадей и проспектов столицы подобие грандиозного, запечатленного на века праздничного зрелища, поражающего своими панорамами и перспективами.

В целом ампирные структуры, с мощными колоннадами на фоне плоских стен, сдержанно-лаконичным скульптурным и архитектурным декором, где доминируют античные аллегории и символические мотивы воинской славы, занимают существенное место, эффектно усиливая зрительный пафос произведений. Знаковыми фигурами зодчества были также О.И. Бове,
A.Г. Григорьев, Д.И. Жилярди, B.П. Стасов, в скульптуре на первый план выдвинулись В.И. Демут-Малиновский, С.С. Пименов, И.И. Теребенев, Ф.П. Толстой.

Ампир не только завершил просветительский классицизм, но и ускорил перерождение, сбли-жение с романтизмом, что с особой остротой выразилось в архитектурном творчестве Монферрана и А.Л. Витберга; этапным в этом плане зданием явился монферрановский Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге (1818-1858). Идеи политического самоутверждения, патетика настоящего времени теперь все чаще сменялись поэтическими грезами об общественном идеале, который мог являться мысленному взору в различных исторических обличьях. «Николаевский классицизм», хронологически связанный с царствованием Николая I, уже не отличался стилистической цельнос-тью и перестал быть всеобщей нормой; широко распространились не только антикизирующие, но и средневековые, в т.ч. русско-византийские, архитектурные реминисценции, программно выра-женные в московском храме Христа Спасителя (1837-1883) архитектора К.А. Тона. Сама антич-ность понималась теперь более конкретно, в виде «греческой» или «римской» («помпеянской») манеры; вкупе с готикой, в свою очередь, более исторически точной, уже не псевдо-, а неоготикой, а также неоренессансным и необарочным стилями. Все они составили пестрый репертуар истори-ческого романтизма, варьирующего свои образы в зависимости от пожеланий заказчика и функции здания, о чем ярко свидетельствуют проекты и постройки А.П. Брюллова, Н.Л. Бенуа,
М.Д. Быковского, А.И. Штакеншнейдера и других.

 

Важным признаком формирования романтического направления в русской художественной культуре XIХ века стал тот факт, что иерархия видов творчества резко изменилась. Живопись и графика заняли отныне по отношению к зодчеству уже не подчиненное, а равноправное положе-ние. Идиллические образы мастеров старшего поколения, такие как крестьянские жанры и портре-ты А.Г. Венецианова, типажи и портреты В.А. Тропинина, задушевно-лирические живописные и графические портреты О.А. Кипренского и, наконец, огромные многофигурные полотна К.П. Брюл-лова, Ф.А. Бруни и А.А. Иванова, которые стремились превратить свои исторические и религиоз-ные сюжеты в итоговые, волнующе-таинственные суждения о судьбах человечества – таким был магистральный курс романтизма в изобразительном искусстве.Сам художник порой, подобно А.А. Иванову в период работы над «Явлением Христа народу» (1837-1857) начинал ощущать себя историческим «мессией». Но в целом романтизм был далеко не однороден: наряду с монументаль-ными устремлениями в архитектуре и живописи закрепился, прежде всего, в полотнах А.Г. Вене-цианова и художников его школы, и специфически камерный его вариант, близкий западноевро-пейскому бидермейеру и полный уютной задушевности.

Церковная живопись в ее так называемом академическом варианте, следовала классицисти-ческо-романтической стилистике, постоянно воспроизводя в иконах и росписях композиционные и колористические принципы светской картины. Однако параллельно бытовала и средневековая по духу своему, допетровская иконописная традиция, выдающийся вклад в сохранение которой внесли старообрядческие мастера. Благодаря им поддерживалось также искусство рукописной книги и религиозного художественного литья.

Высокая поэтическая воодушевленность светского «большого стиля» К.И. Росси, К.П. Брюл-лова и А.А. Иванова, окрашенного в эмоционально-романтические тона, но сохраняющего класси-цистический размах, позднее нередко ностальгически воспринималась как золотой век нового русского искусства. Этот золотой век ярко проявился и в прикладном искусстве: строгое единство ампира, подразумевающее целостную разработку всех элементов здания, от общего плана до светильников и дверных ручек, наложило неповторимый отпечаток на фарфор, стекло, в т.ч. хрусталь с «алмазной» гранью, каменные вазы, мебель. Наряду с парадно-декоративным направле-нием тут тоже сложился свой бидермейер, проникнутый лиризмом приватной жизни. Вскоре и в этих сферах распространились историко-романтические стилизации, каковой, в частности, может считаться необарочная мебель фирмы «Гамбс», а также разнообрзные подражания Ренессансу, рококо, готике, мавританскому искусству. В 1830-х годах зародилось и специфически неорусское декоративно-прикладное направление, связанное в первую очередь с художественно-археологи-ческой деятельностью Ф.Г. Солнцева.

Порывистая, стихийная мечтательность романтизма нашла наиболее естественное выражение в пейзаже, который лишь теперь развернулся в полную образную силу. Художники обратили свои взоры от столичных дворцов и парков к провинции, увлеченно составляя как бы поэтическую карту огромной страны. Так, интересен пример художников Г.Г. и Н.Г. Чернецовых, запечатлев-ших в 1838-1851 годах чуть ли не всю Волгу в огромной серии акварелей с видами ее берегов. Не только Италия, этот блаженный «край искусств» для всего романтизма в целом, где Сильвестр Щедрин в 1820-х годах заложил основы русского цветотонального пейзажа, но и собственное оте-чество представало эстетически притягательным, причем и в ближних, и дальних своих пределах.

Диалоги национальных культур обрели в эту пору (и не только в пейзаже), невиданную активность и чуткость. Если в прошлом веке и даже еще совсем недавно художники (подобно Д.Г. Левицкому, В.Л. Боровиковскому, И.П. Мартосу, либо видным портретистам П.3. Захарову и С.К. Зарянко), приезжая в центр империи, оставляли свои родные края в провинциальной тени, то теперь, в эпоху романтических «живописных путешествий», эстетический баланс центра и регионов претерпел ощутимый сдвиг. Создавая свой цикл офортов «Живописная Украина» (1844), Т.Г. Шевченко наглядно фиксировал эту художественную центробежность. Симптоматичен и пример И.К. Айвазовского, который стал крупнейшим маринистом-романтиком, живя преимущес-твенно в родной Феодосии, не раз выразив в своих образах причастность к судьбам своей истори-ческой родины – Армении. Образы Крыма и Кавказа в целом теряют прежний этнографизм, пред-ставая органической частью расширяющегося эстетического сознания. Децентрализации культуры способствует и тот факт, что теперь и на местах иногда возникают собственные художественные училища, такие как первая в провинции Арзамасская художественная школа, соответствующее отделение Виленской (Вильнюсской) академии или архитектурное училище в Саранске.

Признаки подобного сдвига ощущаются и в архитектуре. Нормативная регулярность образ-цового, единообразного для всей империи строительства все чаще дает явные сбои, особенно на Кавказе с его сложными сплетениями западных и восточных, христианских и мусульманских тра-диций: иногда после присоединения основной части Кавказа к России города, подобно Эривани (Еревану) в 1-й половине XIХ века наспех застраиваются на манер военных поселений. Однако романтический историзм намечает перспективы национальных художественных возрождений: так, Г.Г. Гагарин наряду с альбомом «Живописный Кавказ» (1857) создает и частично воплощает в жизнь проекты храмов со смешанного типа византийско-восточным декором, тонко учитывающим местные эстетические навыки. Последние так или иначе поддерживают свою вековую преемствен-ность, лучше всего сохраняющуюся в небольших городках и горных селениях-крепостях. Растет известность кавказского декоративного искусства, в том числе промыслов нагорного Дагестана, и парадным оружием из аула Кубачи снабжаются целые гвардейские части.

Религиозные верования, в свою очередь, мощно способствуют усилению локального коло-рита. В пределах черты оседлости, в местах компактного проживания евреев в Польше, Литве, Украине и Белоруссии развивается иудаистская художественная культура: орнаментика надгробий и свитков Торы, ее различные ювелирные украшения типа «короны», светильники-«меноры» и т.д.). Полная библейской символики, она, как и архитектура синагог, активно перенимает и моти-вы искусства окружающих народов. Важным фактором прикладного творчества народов Кавказа и Поволжья является орнаментальная стилистика, равно как конкретные предметы, сопряженные с мусульманской культовой практикой, в первую очередь, молитвенные коврики и листы-«шамаили» с каллиграфическими изречениями из Корана. В архитектуре мечетей на смену разностильной эклектике приходит историзм, варьирующий средневековые образцы. В Бурятии свой центрально-азиатский, практически не связанный с Европой язык окончательно обретает искусство местного буддизма, воплощенное в зодчестве ламаистских монастырей-дацанов, ярко раскрашенных, с китайского типа крышами с загнутыми углами, а также в столь же яркой красочной культовой скульптуре и живописи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.30.118 (0.063 с.)