Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Искусствознание в отечественной культуре хх века↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
а) Изобразительное искусство и архитектура
Изменение статуса истории искусства (до 1910-х гг. фактически вспомогательная дисциплина при классической филологии и археологии). Создание Петербургского института истории искусств (1912 г., открыт В.П. Зубовым) – первый шаг становления искусствознания как самостоятельной науки в России. И.Э.Грабарь – руководитель издания первой научной «Истории русского искусства». Переводы трудов Вёльфлина, Гильдебрандта. «История живописи…» А. Бенуа (1912-1917). Методологические искания в советском искусствознании 1920-х гг. Стремление к преодолению формального искусствознания, к культурно-историческому истолкованию художественной формы (понятие «внутренней формы») в работах А.Габричевского, Б.Виппера, А.Бакушинского, Д.Недовича. Интерес к социологической проблематике. Ортодоксальное следование плехановским принципам марксистского искусствознания (В.Фриче). Формально-социологический метод И.Иоффе (выявление социокультурного бытия через анализ художественного памятника). Партийная художественная критика (А.Луначарский, Вяч.Полонский). Деятельность научно-исследовательских центров: Государственная академия художественных наук (ГАХН), Научно-исследовательский институт археологии искусствознания, Государственный институт истории искусств, Московский институт историко-художественных изысканий и музееведения (МИХМ), Всесоюзная академия архитектуры. Утверждение марксистско-ленинской методологии в искусствознании 30-х гг. Борьба с формализмом и разработка эстетической программы «социалистического реализма» - главные задачи советской искусствоведческой науки. Постановление партии и правительства «О литературных и художественных организациях» 1932 г. Изоляция от европейского искусствознания. Новый интерес к зарубежному научному опыту, начиная с 60-х гг. Активизация методологических научных поисков: точные методы (искусствометрия), семиотика, иконология, культурологическое искусствознание. Ориентация на естественнонаучные методы в изучении искусства у Л.С.Выготского. Восприятия искусства как объект научного анализа. Психологический анализ «эстетических знаков». Психология искусства через исследование формы и материала искусства. Семиотический подход в искусствознании. Особенности семиотического исследования произведений изобразительного искусства в работах Ю.М.Лотмана, С.М.Даниэля, Б.А.Успенского. Многообразие методов исследования искусства в современной отечественной науке. Принципы анализа художественного произведения и проблемный подход к исследованию истории искусства в трудах М.Алпатова («Художественные проблемы искусства Древней Греции», «Художественные проблемы итальянского Возрождения»). Синтез методологических подходов (формально-стилистического, иконографического, иконологического, социологического) у В.Лазарева. Сравнительно-исторический метод исследования в работах Д.Сарабьянова («Русская живопись XIX века среди европейских школ. Опыт сравнительного исследования»). Системный подход и его особенности. Влияние культурологии на искусствоведение и процесс «культурологизации» искусствоведческого знания. Основные направления искусствоведческих исследований: «традиционное» (соединение интуиции исследователя с позитивным знанием предмета), социологическое (исследование проблем организации художественной жизни), формально-аналитическое (проблемы поэтики, формообразования), структурно-семиотическое (использование точных методов исследования языка искусства), культурологическое (выявление социокультурных основ художественного творчества). Современные центры научно-исследовательской работы.
Учебники и учебные пособия: Шестаков В.П. История истории искусства. От Плиния до наших дней: учеб. пособ. для худож. и гуманит. вузов. / Шестаков В.П. – М.: URSS, 2008. – 304 с.
Рекомендуемая литература
1. История зарубежного и отечественного искусствознания. 2. Базен Ж. История истории искусства: От Вазари до наших дней. – М.: 1994 - 528 с. 3. Верещагина А.Г. Русская художественная критика 20-х годов XIX века. Очерки. – М., 1997. 4. Верещагина А.Г. Русская художественная критика конца XVIII – начала XIX веков. Очерки. – М., 1992. 5. Верещагина А.Г., Беспалова Н.И. Русская прогрессивная художественная критика второй половины XIX века. Очерки. – М., 1979. 6. Верещагина А.Г. Русская художественная критика середины и второй половины XVIII века. Очерки. – М., 1991. 7. Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. – М., 1986. 8. Искусствознание Запада об искусстве ХХ века. – М., 1988. 9. История европейского искусствознания: от античности до конца XVIII в. / Отв. ред. Б.Р. Виппер, Т.Н.Ливанова. – М., 1963. 10. История европейского искусствознания: первая половина XIX в. – начало ХХ в. / Отв.ред. Б.Р.Виппер, Т.Н.Ливанова. Кн. 1,2 – М., 1969. 11. История эстетической мысли. Т.1-5. – М., 1985-1990. 12. Кауфман Р.С. Русская и советская художественная критика с середины XIX в. до 1941 г. – М., 1978. 13. Шпет Г. К вопросу о постановке научной работы в области искусствоведения // Вопросы искусствознания. Вып. 1. – М., 1997. – С. 492.
2. Изобразительное искусство и архитектура 1. Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. – М.: Искусство, 1987. 2. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. – М.: Искусство, 1987. 3. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм. – М.: Стройиздат, 1989. – 293с. 4. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. – М.: Прометей, 1994. – 352 с. 5. Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX в. – М., 1999. 6. Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Под общ. Ред. А.Г.Габричевского. – Т.1-5. – М., 2001. 7. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусство: Проблема эволюции стиля в новом искусстве. – СПб.: МИФРИЛ, 1994. – 428 с. 8. Винкельман И.И. История искусства древности. Малые сочинения / Пер. с нем. и подгот.изд. И.Е.Бабанова. – СПб.: Алетейя, 2000. – 800 с. 9. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изобр. искусство, 1985. – 288 с. 10. Врангель Н.Н. Свойства века: Статьи по истории русского искусства / Сост. И.А.Лаврухина. – СПб., 2000. 11. Выготский Л.С. Психология искусства. – СПб.: Азбука, 2000. – 410 с. 12. Габричевский А.Г. Морфология искусства. – М., 2002. 13. Гомбрих Э.Х. О задачах и границах иконологии. – Советское искусствознание. Вып.25, М, 1989. 14. Грабарь И.Э. Моя жизнь. Автомонография. Этюды о художниках. – М., 2001. 15. Дворжак М. История искусства как история духа. – СПб.: Акад.проект, 2001. – 336 с. 16. Зедльмайер Г. Искусство и истина: Теория и метод истории искусства. – СПб.: Аксиома, 2000. – 272 с. 17. Лазарев В.Н. История византийской живописи. – М.: Искусство, 1986. 18. Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. – М.: Искусство, 1980. 19. Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись. Ст. и исслед. – М.: Наука, 1970. 20. Лазарев В.Н. Старые европейские мастера. – М.: Искусство, 1974. 21. Лазарев В.Н. Старые итальянские мастера. – М.: Искусство, 1972. 22. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. – Т. 1.2. – М. – СПб, 2000. 23. Малевич К.С. Собр.соч. в 5-ти томах. Т.2: Статьи и теоретические сочинения, опубликованные в Германии, Польше и на Украине. 1924-1930. Т.3: Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой. Письма к М.О.Гершензону (1918-1924). – М.: Гилея, 2002.- Т.2 – 380 с. – 392 с. 24. Панофский Э. К истории понятии в теориях искусства от античности до классицизма. / Пер. с нем. – Изд. 2-е, испр. – СПб.: Андрей Наследников, 2002. – 237 с. – (Классика искусствознания). 25. Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. – М.: Искусство, 1998. – 362 с. 26. Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. Опыт сравнительного исследования. – М.: Сов.художник, 1980. – 262 с. 27. Сарабьянов Д.В. Русская живопись конца 1900 – начала 1910-х гг. Очерки. – М.: Искусство, 1971. 28. Сарабьянов Д.В. Русская живопись начала ХХ в. (Новые направления). – Л.: Аврора, 1973. 29. Сарабьянов Д.В. Русская живопись. Пробуждение памяти. – М.: Журн. «Искусствознание», 1998. – 431 с. 30. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы. – М.: Искусство, 1989. – 293 с. 31. Суслов В.В. Очерки по истории древнерусского зодчества. – СПб., 1991. 32. Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. – М., 1991. 33. Философия русского религиозного искусства XVI-ХХ вв.: Антология. – М., 1993. 34. Флоренский П. Иконостас: Избр. труды по искусству. – СПб., 1993 35. Фромантен Э. Старые мастера. Бельгия – Голландия. – М., 1966 36. Хогарт У. Анализ красоты. – Л.: Искусство, 1987. – 254 с. 37. Шеллинг Ф. Сочинения в 2-х тт. – М., 1987. 38. Штелин Я. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России / Сост. К.В.Малиновский. – М., 1990.
3. Искусство Древней Руси 1. Вздорнов Т.А. Истории открытия и изучения русской средневековой живописи XIX век. М., 1986. 2. Формозов А.А. Страницы истории русской археологии. М., 1986. 3. Сохранение памятников церковной старины в России XVIII – начала ХХ в. Сборник документов. М., 1997. 4. Кызласова И.Л. Александр Иванович Анисимов. М., 2000. 5. Кызласова И.Л. История отечественной науки об искусстве Византии и Древней Руси. 1920-1930 годы. По Материалам архивов. М., 2000.
3. Список примерных вопросов
1. Понятие «наука». Проблема генезиса научного знания. Этапы развития науки. 2. Социокультурная обусловленность дисциплинарной структуры научного знания: социология, экономика, политология, наука о культуре как отражение в познании относительной самостоятельности отдельных сфер общества.
1. Классическая наука. Критерии научного знания. 2. Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы.
1. Научная «картина мира». Принципы формирования научной картины мира. Классическая, неоклассическая, поснетклассическая научная «картина мира». 2. Научное сообщество как субъект познания.
1. Онтологическая проблема (Парменид). Объект и предмет научного знания. Научная «картина мира» как онтология. 2. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном исследовании.
1. Научное знание как сложная развивающаяся система. Эмпирический и теоретический уровни научного знания. 2. Принципы «логики социальных наук» К.Поппера.
1. Научное знание как сложная развивающаяся система. Проблема развития научного знания (Т.Кун, И.Лакатос). 2. Возможность применения математики и компьютерного моделирования в социально-гуманитарных науках.
1. Позитивистская традиция в философии науки. Принцип верификации (Р.Карнап) и фальсификации (К.Поппер) 2. Познание и «переживание» жизни — основное содержание художественных произведений.
1. Проблема научного метода (Ф.Бэкон). Проблема индукции. 2. Объективное и субъективное время.
1. Научный метод как методологическая проблема (Виндельбанд). Номотетический и идеографический метод. Проблема метода в архитектуре. 2. Социальное и культурно-историческое время.
1. Формы научного знания: научный факт, проблема, гипотеза, модель, теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. 2. Объяснение как функция теории.
1. Гносеологическая проблема (Горгий). Принцип релятивизма истины. Корреспондентская теория истины. 2. Понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герменевтике как "органоне наук о духе".
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 607; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.37.178 (0.007 с.) |