Искусствознание в отечественной культуре ХХ века



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусствознание в отечественной культуре ХХ века



 

а) Изобразительное искусство и архитектура

 

Изменение статуса истории искусства (до 1910-х гг. фактически вспомогательная дисциплина при классической филологии и археологии). Создание Петербургского института истории искусств (1912 г., открыт В.П. Зубовым) – первый шаг становления искусствознания как самостоятельной науки в России.

И.Э.Грабарь – руководитель издания первой научной «Истории русского искусства». Переводы трудов Вёльфлина, Гильдебрандта. «История живописи…» А. Бенуа (1912-1917). Методологические искания в советском искусствознании 1920-х гг. Стремление к преодолению формального искусствознания, к культурно-историческому истолкованию художественной формы (понятие «внутренней формы») в работах А.Габричевского, Б.Виппера, А.Бакушинского, Д.Недовича. Интерес к социологической проблематике. Ортодоксальное следование плехановским принципам марксистского искусствознания (В.Фриче). Формально-социологический метод И.Иоффе (выявление социокультурного бытия через анализ художественного памятника). Партийная художественная критика (А.Луначарский, Вяч.Полонский).

Деятельность научно-исследовательских центров: Государственная академия художественных наук (ГАХН), Научно-исследовательский институт археологии искусствознания, Государственный институт истории искусств, Московский институт историко-художественных изысканий и музееведения (МИХМ), Всесоюзная академия архитектуры.

Утверждение марксистско-ленинской методологии в искусствознании 30-х гг. Борьба с формализмом и разработка эстетической программы «социалистического реализма» - главные задачи советской искусствоведческой науки. Постановление партии и правительства «О литературных и художественных организациях» 1932 г. Изоляция от европейского искусствознания.

Новый интерес к зарубежному научному опыту, начиная с 60-х гг. Активизация методологических научных поисков: точные методы (искусствометрия), семиотика, иконология, культурологическое искусствознание.

Ориентация на естественнонаучные методы в изучении искусства у Л.С.Выготского. Восприятия искусства как объект научного анализа. Психологический анализ «эстетических знаков». Психология искусства через исследование формы и материала искусства.

Семиотический подход в искусствознании. Особенности семиотического исследования произведений изобразительного искусства в работах Ю.М.Лотмана, С.М.Даниэля, Б.А.Успенского.

Многообразие методов исследования искусства в современной отечественной науке. Принципы анализа художественного произведения и проблемный подход к исследованию истории искусства в трудах М.Алпатова («Художественные проблемы искусства Древней Греции», «Художественные проблемы итальянского Возрождения»). Синтез методологических подходов (формально-стилистического, иконографического, иконологического, социологического) у В.Лазарева. Сравнительно-исторический метод исследования в работах Д.Сарабьянова («Русская живопись XIX века среди европейских школ. Опыт сравнительного исследования»).

Системный подход и его особенности. Влияние культурологии на искусствоведение и процесс «культурологизации» искусствоведческого знания.

Основные направления искусствоведческих исследований: «традиционное» (соединение интуиции исследователя с позитивным знанием предмета), социологическое (исследование проблем организации художественной жизни), формально-аналитическое (проблемы поэтики, формообразования), структурно-семиотическое (использование точных методов исследования языка искусства), культурологическое (выявление социокультурных основ художественного творчества).

Современные центры научно-исследовательской работы.

 

Учебники и учебные пособия:

Шестаков В.П. История истории искусства. От Плиния до наших дней: учеб. пособ. для худож. и гуманит. вузов. / Шестаков В.П. – М.: URSS, 2008. – 304 с.

 

Рекомендуемая литература

 

1. История зарубежного и отечественного искусствознания.

2. Базен Ж. История истории искусства: От Вазари до наших дней. – М.: 1994 - 528 с.

3. Верещагина А.Г. Русская художественная критика 20-х годов XIX века. Очерки. – М., 1997.

4. Верещагина А.Г. Русская художественная критика конца XVIII – начала XIX веков. Очерки. – М., 1992.

5. Верещагина А.Г., Беспалова Н.И. Русская прогрессивная художественная критика второй половины XIX века. Очерки. – М., 1979.

6. Верещагина А.Г. Русская художественная критика середины и второй половины XVIII века. Очерки. – М., 1991.

7. Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. – М., 1986.

8. Искусствознание Запада об искусстве ХХ века. – М., 1988.

9. История европейского искусствознания: от античности до конца XVIII в. / Отв. ред. Б.Р. Виппер, Т.Н.Ливанова. – М., 1963.

10. История европейского искусствознания: первая половина XIX в. – начало ХХ в. / Отв.ред. Б.Р.Виппер, Т.Н.Ливанова. Кн. 1,2 – М., 1969.

11. История эстетической мысли. Т.1-5. – М., 1985-1990.

12. Кауфман Р.С. Русская и советская художественная критика с середины XIX в. до 1941 г. – М., 1978.

13. Шпет Г. К вопросу о постановке научной работы в области искусствоведения // Вопросы искусствознания. Вып. 1. – М., 1997. – С. 492.

 

2. Изобразительное искусство и архитектура

1. Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. – М.: Искусство, 1987.

2. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. – М.: Искусство, 1987.

3. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм. – М.: Стройиздат, 1989. – 293с.

4. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. – М.: Прометей, 1994. – 352 с.

5. Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX в. – М., 1999.

6. Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Под общ. Ред. А.Г.Габричевского. – Т.1-5. – М., 2001.

7. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусство: Проблема эволюции стиля в новом искусстве. – СПб.: МИФРИЛ, 1994. – 428 с.

8. Винкельман И.И. История искусства древности. Малые сочинения / Пер. с нем. и подгот.изд. И.Е.Бабанова. – СПб.: Алетейя, 2000. – 800 с.

9. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изобр. искусство, 1985. – 288 с.

10. Врангель Н.Н. Свойства века: Статьи по истории русского искусства / Сост. И.А.Лаврухина. – СПб., 2000.

11. Выготский Л.С. Психология искусства. – СПб.: Азбука, 2000. – 410 с.

12. Габричевский А.Г. Морфология искусства. – М., 2002.

13. Гомбрих Э.Х. О задачах и границах иконологии. – Советское искусствознание. Вып.25, М, 1989.

14. Грабарь И.Э. Моя жизнь. Автомонография. Этюды о художниках. – М., 2001.

15. Дворжак М. История искусства как история духа. – СПб.: Акад.проект, 2001. – 336 с.

16. Зедльмайер Г. Искусство и истина: Теория и метод истории искусства. – СПб.: Аксиома, 2000. – 272 с.

17. Лазарев В.Н. История византийской живописи. – М.: Искусство, 1986.

18. Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. – М.: Искусство, 1980.

19. Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись. Ст. и исслед. – М.: Наука, 1970.

20. Лазарев В.Н. Старые европейские мастера. – М.: Искусство, 1974.

21. Лазарев В.Н. Старые итальянские мастера. – М.: Искусство, 1972.

22. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. – Т. 1.2. – М. – СПб, 2000.

23. Малевич К.С. Собр.соч. в 5-ти томах. Т.2: Статьи и теоретические сочинения, опубликованные в Германии, Польше и на Украине. 1924-1930. Т.3: Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой. Письма к М.О.Гершензону (1918-1924). – М.: Гилея, 2002.- Т.2 – 380 с. – 392 с.

24. Панофский Э. К истории понятии в теориях искусства от античности до классицизма. / Пер. с нем. – Изд. 2-е, испр. – СПб.: Андрей Наследников, 2002. – 237 с. – (Классика искусствознания).

25. Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. – М.: Искусство, 1998. – 362 с.

26. Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. Опыт сравнительного исследования. – М.: Сов.художник, 1980. – 262 с.

27. Сарабьянов Д.В. Русская живопись конца 1900 – начала 1910-х гг. Очерки. – М.: Искусство, 1971.

28. Сарабьянов Д.В. Русская живопись начала ХХ в. (Новые направления). – Л.: Аврора, 1973.

29. Сарабьянов Д.В. Русская живопись. Пробуждение памяти. – М.: Журн. «Искусствознание», 1998. – 431 с.

30. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы. – М.: Искусство, 1989. – 293 с.

31. Суслов В.В. Очерки по истории древнерусского зодчества. – СПб., 1991.

32. Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. – М., 1991.

33. Философия русского религиозного искусства XVI-ХХ вв.: Антология. – М., 1993.

34. Флоренский П. Иконостас: Избр. труды по искусству. – СПб., 1993

35. Фромантен Э. Старые мастера. Бельгия – Голландия. – М., 1966

36. Хогарт У. Анализ красоты. – Л.: Искусство, 1987. – 254 с.

37. Шеллинг Ф. Сочинения в 2-х тт. – М., 1987.

38. Штелин Я. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России / Сост. К.В.Малиновский. – М., 1990.

 

3. Искусство Древней Руси

1. Вздорнов Т.А. Истории открытия и изучения русской средневековой живописи XIX век. М., 1986.

2. Формозов А.А. Страницы истории русской археологии. М., 1986.

3. Сохранение памятников церковной старины в России XVIII – начала ХХ в. Сборник документов. М., 1997.

4. Кызласова И.Л. Александр Иванович Анисимов. М., 2000.

5. Кызласова И.Л. История отечественной науки об искусстве Византии и Древней Руси. 1920-1930 годы. По Материалам архивов. М., 2000.

 

 

3. Список примерных вопросов

 

1. Понятие «наука». Проблема генезиса научного знания. Этапы развития науки.

2. Социокультурная обусловленность дисциплинарной структуры научного знания: социология, экономика, политология, наука о культуре как отражение в познании относительной самостоятельности отдельных сфер общества.

 

1. Классическая наука. Критерии научного знания.

2. Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы.

 

1. Научная «картина мира». Принципы формирования научной картины мира. Классическая, неоклассическая, поснетклассическая научная «картина мира».

2. Научное сообщество как субъект познания.

 

1. Онтологическая проблема (Парменид). Объект и предмет научного знания. Научная «картина мира» как онтология.

2. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном исследовании.

 

1. Научное знание как сложная развивающаяся система. Эмпирический и теоретический уровни научного знания.

2. Принципы «логики социальных наук» К.Поппера.

 

1. Научное знание как сложная развивающаяся система. Проблема развития научного знания (Т.Кун, И.Лакатос).

2. Возможность применения математики и компьютерного моделирования в социально-гуманитарных науках.

 

1. Позитивистская традиция в философии науки. Принцип верификации (Р.Карнап) и фальсификации (К.Поппер)

2. Познание и «переживание» жизни — основное содержание художественных произведений.

 

1. Проблема научного метода (Ф.Бэкон). Проблема индукции.

2. Объективное и субъективное время.

 

1. Научный метод как методологическая проблема (Виндельбанд). Номотетический и идеографический метод. Проблема метода в архитектуре.

2. Социальное и культурно-историческое время.

 

1. Формы научного знания: научный факт, проблема, гипотеза, модель, теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории.

2. Объяснение как функция теории.

 

1. Гносеологическая проблема (Горгий). Принцип релятивизма истины. Корреспондентская теория истины.

2. Понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герменевтике как "органоне наук о духе".

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.89.204.127 (0.012 с.)