Субъект социально-гуманитарного познания



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъект социально-гуманитарного познания



Индивидуальный субъект, его форма существования. Включенность сознания субъекта, его системы ценностей и интересов в объект исследования СГН. Личностное неявное знание субъекта. Индивидуальное и коллективное бессознательное в гуманитарном познании. Коллективный субъект, его формы существования. Научное сообщество как субъект познания. Коммуникативная рациональность. Роль традиций, ценностей, образцов интерпретации и «пред-рассудков» (Гадамер) в межсубъектном понимании и смыслополагании.

 

4.4. Природа ценностей и их роль
в социально-гуманитарном познании

И. Кант: диалектика теоретического и практического (нравственного) разума. Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в науке. Явные и неявные ценностные предпосылки как следствия коммуникативности СГН. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном исследовании. Принципы «логики социальных наук» К. Поппера. Роль научной картины мира, стиля научного познания, философских категорий и принципов, представлений здравого смысла в исследовательском процессе социально-гуманитарных наук. Вненаучные критерии: принципы красоты и простоты в социально-гуманитарном познании.

 

Жизнь как категория наук об обществе и культуре

Понимание жизни за пределами ее биологических смыслов. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (А. Бергсон, В. Дильтей, философская антропология). Ограниченность применения естественно-научных методов, причинных схем. Познание и «переживание» жизни — основное содержание художественных произведений. История — одна из форм проявления жизни, объективация жизни во времени, никогда не завершаемое целое (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Э. Гуссерль и др.).

 

4.6. Время, пространство, хронотоп
в социальном и гуманитарном знании

Различие времени как параметра физических событий и времени как общего условия и меры становления человеческого бытия, осуществления жизни. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время. Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте (М.М. Бахтин). Введение понятия хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик. Особенности «художественного хронотопа».

 

4.7. Коммуникативность в науках об обществе и культуре:
методологические следствия и императивы

Рождение знания в процессе взаимодействия «коммуницирующих индивидов». Коммуникативность (общение ученых) как условие создания нового социально-гуманитарного знания и выражение социокультурной природы научного познания. Научные конвенции (соглашения, договоренности) как необходимость и следствие коммуникативной природы познания. Моральная ответственность ученого за введение конвенций. Индоктринация — внедрение, распространение и «внушение» какой-либо доктрины как одно из следствий коммуникативности науки.

 

4.8. Проблема истинности и рациональности
в социально-гуманитарных науках

Рациональное, объективное, истинное в СГН. Классическая и неклассическая концепции истины в СГН. Экзистенциальная истина, истина и правда. Проблема истины в свете практического применения СГН. Плюрализм и социологическое требование отсутствия монополии на истину. Релятивизм, психологизм, историзм в СГН и проблема истины.

 

4.9. Объяснение, понимание, интерпретация
в социальных и гуманитарных науках

Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки. Природа и типы объяснений. Объяснение — функция теории. Понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герменевтике как «органону наук о духе» (В. Дильтей, Г.-Г. Гадамер). Специфика понимания: не может быть репрезентировано формулами логических операций, требует обращения к целостному человеку/его жизнедеятельности, опыту, языку и истории. Герменевтика — наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания. Язык, «языковые игры», языковая картина мира. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям — общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания. Проблема «исторической дистанции», «временного отстояния» (Гадамер) в интерпретации и понимании. Объяснение и понимание в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии.

 

4.10. Вера, сомнение, знание
в социально-гуманитарных науках

Вера и знание, достоверность и сомнение, укорененность веры как «формы жизни» (Л. Витгенштейн) в допонятийных структурах. Диалектика веры и сомнения. «Встроенность» субъективной веры во все процессы познания и жизнедеятельности, скрытый, латентный характер верований как эмпирических представлений и суждений. Конструктивная роль веры как условия «бытия среди людей» (Л. Витгенштейн). Вера и верования - обязательные компоненты и основания личностного знания, результат сенсорных процессов, социального опыта, «образцов» и установок, апробированных в культуре. Вера и понимание в контексте коммуникаций. Вера и истина. Разные типы обоснования веры и знания. Совместное рассмотрение веры и истины — традиция, укорененная в европейской философии. «Философская вера» как вера мыслящего человека (К. Ясперс).

 

4.11. Основные исследовательские программы
социально-гуманитарных наук

Натуралистическая исследовательская программа. Антинатуралистическая исследовательская программа. Общенаучное значение натуралистической и антинатуралистической исследовательских программ. Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии.

 

4.12. Разделение социально-гуманитарных наук
на социальные и гуманитарные науки

Проблема разделения социальных и гуманитарных наук (по предмету, по методу, по предмету и методу одновременно, по исследовательским программам). Методы социальных и гуманитарных наук. Вненауч-ное социальное знание. Отличие гуманитарных наук от вненаучного знания. Взаимодействие социальных, гуманитарных наук и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ.

 

Общество знания». Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций

Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и междисциплинарные исследования. Изменения дисциплинарной структуры СГН, сложившейся в XIX в. Смена лидирующих дисциплин. Переопределение парадигм и тем, появление новых областей исследования. Возрастание роли знания в обществе. «Общество знания». Участие СГН и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ. Значение опережающих социальных исследований для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков.

 

Учебники и учебные пособия:

Философия социальных и гуманитарных наук: Учеб. пособие для вузов / Под общ. Ред. С.А. Лебедева. – М.: Акад. проект., 2008. – 734 с.

Рекомендуемая основная литература

 

1. Бахтин ММ. К философским основам гуманитарных наук // Собр. соч.: В 7 т. Т. 5. М., 1996.

2. Валлерштейн И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества // Социология на пороге XXI в. Новые направления исследования. М., 1998.

3. Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке // Избр. произведения. М., 1990.

4. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988. З.Дилътей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. № 10.

6. Дробницкий ОТ. Моральная философия / Сост. Р.Г. Апресян. М., 2002.

7. Культура: теории и проблемы. М., 1995.

8. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

9. Леонтьев В. Экономические эссе. Теория, исследования, факты и политика. М., 1990.

10. Маннгейм К. Очерки социологии знания. Теория познания — Мировоззрение — Историзм. М., 1998.

И. Микешина ЛА. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.

12. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

13. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М., 1968.

14. Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. СПб., 1999.

15. Социальное знание и социальные изменения / Отв. ред. В.Г. Федотова. М., 2001.

16. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.

17. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

18. Философия / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М., 2004.

 

Дополнительная литература

 

1. Бек У. Общество риска. М., 2000.

2. Бергер П., Лукман Я. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

3. Драч Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. М., 2003.

4. Шин А.А. Социальная философия. М., 2003.

5. Косарева ЛМ. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997.

6. Микешина Л А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М., 1990.

7. Розов Н.С. Философия и теория истории. М., 2002.

8. Степин B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.006 с.)