Общая характеристика процесса познания.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика процесса познания.



Формы познавательной деятельности.

Сенситивное и рациональное познание.

Истина: понятие, свойства, формы, критерии.

 

Общая характеристика ПРОЦЕССА познания.

Философским учением о познании являетсягносеология.Познание это целенаправленный поисковый процесс получения нового знания, раскрытие субъектом закономерностей и наиболее существенных свойств реальности.

Процесс познания включает в себя три компонента:

Во-первых, отражательно-информационный – реальность представлена в сознании субъекта в форме чувственных и абстрактных идеальных образов;

Во-вторых, предметно-практический:

· познание – это особая форма деятельности, поскольку познание обладает всеми атрибутами деятельности – субъектом и объектом, методами, целями;

· полученное знание человек использует практически в своих интересах.

В-третьих, коммуникативный:

· ключевую роль в познании играет язык;

· отдельный человек познает, опираясь на предшествующий опыт познания.

Целью познания является знаниеэто понятая и осмысленная субъектом информация. Знание бывает либо истинным, либо выступает как заблуждение.

По вопросу познаваемости мира существуют следующие доктрины:

· гносеологический оптимизм – учение о познаваемости мира;

· гносеологический пессимизм: скептицизм – учение, допускающее возможность получения знания, но указывающее на отсутствие критериев определения его достоверности, и агностицизм – учение о непознаваемости мира.

Процесс познания характеризуют следующие понятия:

· субъектноситель познания и практической деятельности, источник познавательной активности, направленной на объект; субъект бывает индивидуальный (отдельный человек) и коллективный (сообщество ученых, человечество);

· объектто, что противостоит субъекту в его познавательной и практической активности. Впервые субъект и объект противопоставил Р.Декарт, однако их противоположность относительна: субъект может сделать объектом себя;

· объективная реальность – все, что существует независимо от сознания субъекта, но не всякая часть объективной реальности является объектом, а только та часть, которую субъект выделяет в качестве объекта. Отсюда принцип – «без субъекта нет объекта, без объекта нет субъекта». Выделение субъектом объекта всегда обусловлено определенной концептуальной идеей познающего.

· предметсоставная часть объекта, выделенная для его детального изучения, отсюда принцип – «один объект – несколько предметов познания».

Таким образом, можно выделить цепочку понятий от самого широкого к самому узкому понятию: объективная реальность – объект – предмет.

Формы познавательной деятельности.

Формы познания выделяются на тех основаниях, что человек, во-первых, обладает многообразием познавательных способностей, во-вторых, ему присущи различные способы рассмотрения мира и своего места в нем.

I. Формы познания по механизму:

· сенситивное – осуществляется благодаря показаниям органов чувств;

· рациональное – опирается на возможности разума;

· интуитивное – непосредственное усмотрение истины на основе рациональной или иррациональной интуиции без доказательства;

· эмпатическое – на основе эмоционального сопереживания другому;

· интроспективное – самонаблюдение субъектом состояний своей психики.

II. Формы познания по способу видеть мир:

· обыденное – вплетено в повседневную жизнь, является фрагментарным, не обладает доказательной силой, в значительной мере субъективно, опирается на здравый смысл. Многие философы считали его исходно неистинным, но без этой формы познания человек не мог бы приобретать жизненный опыт, элементарным образом ориентироваться в окружающей его действительности;

· мифологическое – форма, опирающаяся на веру в сверхъестественные силы, имеющее не абстрактно-понятийный, а образно-символический характер, с чувственно-эмоциональным восприятием действительности. Синкретизм – это восприятие природы, общества, человека как единой реальности, антропоморфизм – наделение природы, богов характеристиками человека;

· религиозное – близко мифологическому верой, символизмом, эмоциональным характером, невыделенностью абстрактного компонента, однако эти формы познания не тождественны друг другу: в религии есть система догматов, в мифологии – нет, мифология смешивает земное и сверхъестественное, религия их четко разграничивает, религия на первый план выдвигает не прагматические, а духовные ценности (любовь, добро и другие), нравственный облик личности;

· философское – теоретическая форма познания, исследующая систему «мир – человек» с помощью разума, обоснованных им абстрактных понятий;

· научное – близко философскому рациональностью, теоретичностью, наличием абстракций, но философия не является наукой; философия близка религии интересом к проблеме жизни и смерти, их смысла, ориентацией на высшие духовные ценности – тому, что не составляет предмет исследования науки;

· художественное– форма духовного, эстетического, образного постижения человеком действительности, представленная, прежде всего, в искусстве.

СРАВНЕНИЕ НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ      
Основа Понятия Художественные образы      
Абстрактность Научные понятия абстрактны и обобщенны Художественные образы являются типическими, но чувственно-конкретными      
Характер Вырабатывает объективное знание о действительности Отражает объективный мир через призму субъективного восприятия, либо творит собственный мир      
Рациональность Принимает обоснованные разумом принципы Является во многом иррациональным      
Ценность Истина Красота      
СРАВНЕНИЕ НАУКА РЕЛИГИЯ
Цель Теоретическое объяснение мира: раскрытие возникновения, структуры, и объективных закономерностей Постижение смысла бытия, ответ на вопрос, зачем мир существует, ориентация на человека, который стоит в центре внимания
Возникновение мира Мир возник в силу естественных причин, доступных познанию Креационистская доктрина: мир сотворен, творение – это тайна, чудо
Основание В основе научной картины мира лежит либо одна фундаментальная теория, либо группа теорий Религиозная картина мира опирается на догматы, не подлежащие эмпирической проверке и рациональному обоснованию
Что отражает Реальное, естественное Сверхъестественное, трансцендентное, его связь с естественным, посюсторонним
Разум и вера Опирается на разум и доказательство Опирается на веру в сверхъестественное
Ценность Объективное знание о мире Духовный опыт личности
Познание Содержит истины относительные и абсолютные Получение сверхъестественного знания в откровении, претендует на обладание абсолютной истиной
Динамика Постоянное развитие, принципиально не завершена, происходит смена картин мира Остается незыблемой в догматах: не могут быть поставлены под сомнение, не подлежат суду разума
Взгляд на человека Человек – это объект среди других объектов Человек – это образ и подобие Бога, высшая реальность земного бытия
Регуляция поведения человека Знание объективных законов природы не требует от человека придерживаться определенной модели поведения Содержит моральные заповеди, предписывающие определенную модель поведения, регламентирует все стороны жизни и деятельности человека
Универсализм Принципы научного познания, научные знания одинаковы для всех Пронизана культурными традициями различных народов
Проверка Научные знания проверяемы Религиозные убеждения не проверяемы
Доступность Как сознание индивидуально-теоретическое, доступна немногим Как сознание массовое доступна всем

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.79.116 (0.007 с.)