Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика процесса познания.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Формы познавательной деятельности. Сенситивное и рациональное познание. Истина: понятие, свойства, формы, критерии.
Общая характеристика ПРОЦЕССА познания. Философским учением о познании является гносеология. Познание – это целенаправленный поисковый процесс получения нового знания, раскрытие субъектом закономерностей и наиболее существенных свойств реальности. Процесс познания включает в себя три компонента: Во-первых, отражательно-информационный – реальность представлена в сознании субъекта в форме чувственных и абстрактных идеальных образов; Во-вторых, предметно-практический: · познание – это особая форма деятельности, поскольку познание обладает всеми атрибутами деятельности – субъектом и объектом, методами, целями; · полученное знание человек использует практически в своих интересах. В-третьих, коммуникативный: · ключевую роль в познании играет язык; · отдельный человек познает, опираясь на предшествующий опыт познания. Целью познания является знание – это понятая и осмысленная субъектом информация. Знание бывает либо истинным, либо выступает как заблуждение. По вопросу познаваемости мира существуют следующие доктрины: · гносеологический оптимизм – учение о познаваемости мира; · гносеологический пессимизм: скептицизм – учение, допускающее возможность получения знания, но указывающее на отсутствие критериев определения его достоверности, и агностицизм – учение о непознаваемости мира. Процесс познания характеризуют следующие понятия: · субъект – носитель познания и практической деятельности, источник познавательной активности, направленной на объект; субъект бывает индивидуальный (отдельный человек) и коллективный (сообщество ученых, человечество); · объект – то, что противостоит субъекту в его познавательной и практической активности. Впервые субъект и объект противопоставил Р.Декарт, однако их противоположность относительна: субъект может сделать объектом себя; · объективная реальность – все, что существует независимо от сознания субъекта, но не всякая часть объективной реальности является объектом, а только та часть, которую субъект выделяет в качестве объекта. Отсюда принцип – «без субъекта нет объекта, без объекта нет субъекта». Выделение субъектом объекта всегда обусловлено определенной концептуальной идеей познающего. · предмет – составная часть объекта, выделенная для его детального изучения, отсюда принцип – «один объект – несколько предметов познания». Таким образом, можно выделить цепочку понятий от самого широкого к самому узкому понятию: объективная реальность – объект – предмет. Формы познавательной деятельности. Формы познания выделяются на тех основаниях, что человек, во-первых, обладает многообразием познавательных способностей, во-вторых, ему присущи различные способы рассмотрения мира и своего места в нем. I. Формы познания по механизму: · сенситивное – осуществляется благодаря показаниям органов чувств; · рациональное – опирается на возможности разума; · интуитивное – непосредственное усмотрение истины на основе рациональной или иррациональной интуиции без доказательства; · эмпатическое – на основе эмоционального сопереживания другому; · интроспективное – самонаблюдение субъектом состояний своей психики. II. Формы познания по способу видеть мир: · обыденное – вплетено в повседневную жизнь, является фрагментарным, не обладает доказательной силой, в значительной мере субъективно, опирается на здравый смысл. Многие философы считали его исходно неистинным, но без этой формы познания человек не мог бы приобретать жизненный опыт, элементарным образом ориентироваться в окружающей его действительности; · мифологическое – форма, опирающаяся на веру в сверхъестественные силы, имеющее не абстрактно-понятийный, а образно-символический характер, с чувственно-эмоциональным восприятием действительности. Синкретизм – это восприятие природы, общества, человека как единой реальности, антропоморфизм – наделение природы, богов характеристиками человека; · религиозное – близко мифологическому верой, символизмом, эмоциональным характером, невыделенностью абстрактного компонента, однако эти формы познания не тождественны друг другу: в религии есть система догматов, в мифологии – нет, мифология смешивает земное и сверхъестественное, религия их четко разграничивает, религия на первый план выдвигает не прагматические, а духовные ценности (любовь, добро и другие), нравственный облик личности; · философское – теоретическая форма познания, исследующая систему «мир – человек» с помощью разума, обоснованных им абстрактных понятий; · научное – близко философскому рациональностью, теоретичностью, наличием абстракций, но философия не является наукой; философия близка религии интересом к проблеме жизни и смерти, их смысла, ориентацией на высшие духовные ценности – тому, что не составляет предмет исследования науки; · художественное – форма духовного, эстетического, образного постижения человеком действительности, представленная, прежде всего, в искусстве.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 2411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.111.109 (0.006 с.) |