Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сознание: сущность, структура, функции.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Психика человека – это совокупность процессов, включающих в себя: · бессознательное – то, что не осознается, но влияет на поведение; · сознание – то, в чем мы отдаем себе отчет; · сверхсознание – сфера интуиции и творческих способностей. С одной стороны, по характеру психических процессов сознание и бессознательное противоположны, с другой, граница между ними относительна, они способны к взаимодействию. Сверхсознание, с одной стороны, опирается на сознательную психику, с другой, связано с бессознательным (феномен интуиции). Черты сознания человека, отличающие его от психики животных: · сознание неразрывно связано с языком как речью: с одной стороны, содержание сознания выражается в языке, с другой стороны, сознание формируется благодаря языку, включению в речевую коммуникацию; · сознание отражает действительность обобщенно: человек благодаря абстрактному мышлению способен выделять общие признаки большого класса объектов и фиксировать их в форме понятий, вырабатывать сложные абстрактные построения, например, научные теории; · опережающее отражение: цель – это идеальный образ желаемого будущего, для ее достижения вырабатывается мысленный план действий, происходит предвидение их результатов с опорой на свой и других людей прошлый опыт; · сознание отражает действительность целенаправленно, избирательно: человек ставит перед собой определенные цели, поэтому в поле его внимания оказываются те фрагменты действительности, которые помогают их достичь; · оценочное отражение: у человека формируется система ценностей, в которой фиксируется наиболее значимое для него, только человек способен оценочно относиться к действительности; · сознание активно и конструктивно: не только отражает действительность, но и позволяет человеку творчески преобразовывать ее, животное реагирует на среду и приспосабливается к ней, человек ее изменяет в своих интересах; · благодаря сознанию человек способен разумно регулировать и контролировать свое поведение: у него существуют надинстинктивные формы регуляции поведения (самооценка, самоанализ, самосознание). Природу сознания также характеризуют: · идеальность – сознание является особой формой бытия, противоположной материальному миру, сознание образуют идеальные образы – своего рода следы как результат отражения, но следы невещественные; · интенциональность – направленность сознания на что-либо – предметный мир, социокультурную среду общества, духовный мир личности; · идеаторность – способность сознания генерировать новые идеи, в чем выражается творческая, преобразующая способность сознания. Сознание неразрывно связано со следующими процессами: · абстрактное мышление – это целенаправленное и обобщенное познание субъектом в форме идеальных образов закономерностей мира, творческое созидание новых идей и прогнозирование событий и действий; · память – способность к воспроизведению прошлого опыта, длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма на них, многократно вводить эту информацию в сферу сознания и поведения; · воображение – психическая деятельность, состоящая в создании и воспроизведении в сознании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности; · воля – способность к выбору цели деятельности на основе системы ценностей, к внутреннему усилию, необходимому для достижения цели; · внимание – сосредоточенность субъекта в данный момент времени на каком-либо предмете или образе. Идеальный образ – это субъективный образ объективной реальности, образ самого человека, представленный в различных формах сознания и культуры. Характеристики идеальных образов: Во-первых, идеальность – информация предоставлена в «чистом» виде: · идеальный образ лишен вещественности вызвавшего его предмета; · идеальный образ всегда дан как готовый результат (мы не осознаем механизм работы органов чувств, нервной системы, мозга). Во-вторых, субъективность: · разные люди один и тот же предмет могут представлять по-разному; · идеальные образы одного сознания другому непосредственно не даны. В-третьих, обобщенность – в идеальном образе фиксируются общие, существенные, а не единичные и случайные признаки, характеризующие что-либо. Активность сознания проявляется в следующем: · целенаправленность и избирательность отражения; · создание новых идей; · управление практической деятельностью человека. Активность сознания обеспечивает мышление. Механизм этой активности: М1 ® О1 ® М ® О2 ® М2. Материальные объекты (М1) отражаются в сознании в форме идеальных образов (О1). Благодаря памяти эти образы накапливаются, затем с помощью мышления (М) они перерабатываются. В результате появляются образы таких вещей, которых в действительности нет вообще (О2), а затем эти образы воплощаются в новых материальных вещах (М2). В рамках звена М1 ® О1 сознание по отношению к миру вторично, в рамках звена О2 ® М2 сознание по отношению к миру первично. Именно благодаря активности сознания человек создал искусственное материальное бытие (например, технику). Сознание является сложной идеальной системой: Во-первых, в зависимости от концентрации внимания выделяется ядро и периферия сознания: ядро – это то, на чем сконцентрировано внимание в данный момент, при переключении внимания периферия и ядро меняются местами; Во-вторых, уровни организации сознания от низшего к высшему: · телесное Я – осознание человеком предметного мира вокруг себя и самого себя как телесного существа; · сознательное Я – осознание человеком себя как социального существа, способного к деятельности; · нравственное Я – осознание человеком себя как духовного существа, носителя определенных ценностей. В-третьих, подсистемы или сферы сознания: · телесно-перцептивная сфера ответственна за ориентацию в окружающем мире, регулирует предметную деятельность человека, в эту сферу входят чувственные идеальные образы – ощущение, восприятие и представление; · логико-понятийная сфера ответственна за познание сущности чего-либо с помощью абстрактного мышления, в эту сферу входят абстрактные идеальные образы – понятие, суждение и умозаключение, концепции, гипотезы, теории; · эмоциональная сфера концентрирует в себе переживания, эмоции и чувства различной степени глубины и интенсивности; · ценностно-мотивационная сфера ответственна за управление деятельностью человека, в ее состав входят нормы, ценности, идеалы. Для рационализма характерно отождествление сознания и мышления. На самом деле они не тождественны: мышление без наличия сознания невозможно, но сознание без мышления возможно, поскольку мышление образует только одну из четырех сфер сознания. Можно выделить цепочку понятий от самого широкого к самому узкому: психика – сознание – мышление. Психика – самая широкая реальность по сравнению с сознанием и мышлением. Таким образом, функциями сознания являются: · отражательно-информационная – реальность представлена в нем с помощью идеальных образов – специфических информационных образований; · гносеологическая – сознание – основа познания человеком реальности; · аксиологическая – выработка ценностного восприятия действительности; · регулятивная – управление поведением человека; · праксеологическая – управление всей деятельностью людей; · эвристическая – выработка новых идей, знаний, возможностей; · творчески-конструктивная – обеспечивает возможность преобразования человеком действительности. С онтологической точки зрения сознание представляет собой особую идеальную форму бытия, находящуюся в сложной связи с материальным бытием: · они противоположны друг другу; · сознание возникает на высоком уровне развития материи, но способно оказывать активное обратное воздействие на материальные процессы, сознание не является пассивном «зеркалом», в котором реальность только отражается; · сознание равноправно по отношению к материи, многие вещи, материальные явления и процессы порождены творческой активностью сознания.
Тема 4. Познание
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.239.63 (0.009 с.) |